«Специальные» средства, т.е стилистические ПРИЁМЫ (ФИГУРЫ)
|
Риторический вопрос
| Стилистическая фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.
Для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность.
Предложения отрицательные по форме, предают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение
отрицания. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный. Изредка пользуются сочетанием того и другого.
| Богатство хорошо иметь; но должно ль им кому гордиться сметь?
В собольей дурака я шубе видел, который всех людей, гордяся, ненавидел.
(М.Ломоносов)
| 1)Вопросительное предложение содержит утверждение. Попробуем выразить те же мысли в форме повествовательного предложения: " Никто не должен сметь гордится богатством. Любоваться тут нечем".
Что изменилось? Смысл предложения остался прежним, но исчезла эмоциональность и выразительность, которые вносил риторический вопрос.
Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.
|
1) В тексте (ФИО) конструкции с риторическими вопросами особенно выразительны. Призванные усилить выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальными синтаксическими построениями, они позволяют автору найти отклик в сердце читателя, заставить каждого из нас задуматься о своих поступках. (Работа по конкретному тексту).
2)С помощью риторического вопроса, который акцентирует наше внимание на проблеме, создаётся иллюзия беседы с читателем.
3) Риторический вопрос помогает усилить эмоциональность, выразительность речи;привлекая внимание читателя к тому или иному явлению.
|
Риторическое восклицание
| Стилистическая фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.
Риторическое восклицание служит для усиления выразительности речи.
| 1) Увы! пред властью чужой склонилась страна.
(М.Ю.Лермонтов)
2) Ужасный день!
Увы! все гибнем: кров и пища!
3)Мой друг, отчизне посвятил души прекрасные порывы!
| Увы! - выражает сильное сожаление, горечь от того, что говорится в следующем предложении. Первое предложение является простым восклицанием (в такой роли выступило междометье увы).
Второе предложение выражает ужас, страх.
Третье предложение выражает побуждение к действию.
|
1)позволяет автору выразить эмоциональное состояние героя,
2)с помощью риторического восклицания автор выражает своё отношение к изображаемому
|
Риторическое
обращение
| Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, т.е. адресата. Риторическое обращение - это стилистическая фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям, и т.п. выражается различное отношение автор к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения.
| 1) Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неразделим и вечен.
(А.С.Пушкин)
2) Цветы, любовь, деревья,
праздность,
Поля! я предан вам
душой.
(А.С.Пушкин)
| 1)" Друзья мои " - обращается поэт к своим лицейским друзьям. Обращение относится к конкретным людям, оно используется, чтобы привлечь внимание собеседника (адресата речи). Это простое обращение.
2) Во 2-м предложении обращение относится к неодушевленным предметам - цветам, деревьям, полям, отвлеченным понятиям, и эти предметы не могут быть собеседниками автора, не могут ответить на его обращение. Такие обращения придают речи торжественность, показывают эмоциональное состояние автора. Эти обращения называются риторическими.
|
1) Служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте.
2) Риторические обращения могут создавать торжественность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния героя или автора.
|
Инверсия
| В русском языке существует прямой и обратный порядок слов в предложении. Инверсия- это нарушение прямого порядка слов. Это художественный прием, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности.
| Прямой порядок слов: подлежащее - сказуемое. Обратный порядок слов: сказуемое - подлежащее.
1) 0паснаохота на медведя, страшен раненый зверь, да смеладуша охотника, привычного к опасностям с детства.
2) Вышелмесяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
|
1)Инверсия главных членов предложения, на передний план выдвигается сказуемое.
Инверсия сказуемого и определений.
Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
|
1)В тексте ФИО активно использует инверсию, которая позволяет автору передать эмоциональное состояние героя (работа с конкретным текстом). Кроме этого, с помощью инверсированных членов предложения автор передает свое отношение к героям (работа с конкретным текстом).
2)Когда-то в древности функцию инверсию обозначали так: «искание симметрии и красоты» или «самый верный признак взволнованного чувства». Действительно, с помощью инверсии автор выделяет самое важное слово, придает предложению стилистическую и эмоциональную окраску.
3)Автор, чтобы подчеркнуть действие, обозначаемое сказуемым, или выражаемый им признак, ставит сказуемое перед подлежащим (работа с конкретным текстом).
4)Инверсия подлежащего или сказуемого служит средством логического их выделения, подчёркивания (работа с конкретным текстом).
5)Для усиления смысловой нагрузки ФИО использует инверсию определения (работа с конкретным текстом).
6)В тексте ФИО активно применяет инверсию, которая позволяет автору передать эмоциональное состояние героя (работа с конкретным текстом). Кроме этого, с помощью инверсированных членов предложения писатель передает своё отношение к героям (работа с конкретным текстом).
7) Для художественной речихарактерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
|
Парцелляция
| (оформление одного высказывания в ряде обособленных отрезков, выделяемых на письме точками в качестве самостоятельных предложений).
Это средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений
| У Анны беда стряслась.Большая.
В этом году я был на море. Первый раз в жизни.
|
|
1) автор намеренно выделяет какие-либо детали, подчеркивает значимость тех или иных частей высказывания,
2)парцелляциявыражает отношение к тому, о чем говорится в тексте;
3)парцелляция помогает передавать чувства и разные оттенки эмоционального состояния человека;
4)С помощью парцелляции автор выделяет наиболее важные моменты в предложении, что позволяет им приобрести более весомый смысл.
5)Применение парцелляции придает оттенок непринуждённости общения, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи.
6)С помощью парцелляции автор акцентирует внимание на внешнем виде персонажа (или на поведении героя, или на уровне образования, или на социальном положении, или на состоянии героя, или … конкретный текст)
7)Парцелляция придает речи естественность и живость, динамичность и выразительность.
|
Градация
| В переводе с латинского "постепенное повышение, усиление"
Градация - фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
| 1) Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем.
2)То не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается.
(А.С.Пушкин)
| 1)Однородные эпитеты
чистое, непорочное, прекрасное
расположены по степени нарастания, усиливают впечатление от картины.
2)Однородные олицетворения расположены в порядке нарастания: свищет, гудит, заливается.
И в первом, и во втором примере градация создает впечатление развивающегося действия или ощущения.
|
1) предельно точно и выразительно передаёт мысль автора
2)благодаря градации, происходит нагнетение или ослабление сравнений, эпитетов, метафор и т. д.
|
Умолчание
| (оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось недосказанным.
| Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамёна шумят …
Что это? Слезы … или кровь?
Человек - высшая на земле ценность ...
|
|
1)Автор использует такую стилистическую фигуру, как умолчание,с помощьюкоторой передает эмоциональное напряжение, волнение, испытываемое … (конкретный текст).
2)Используя это синтаксическое средство выразительности, писатель усиливает впечатление от текста, делая его более ярким, живым, требующим переживания.
3) Умолчание указывает на невысказанность части мысли, заставляя читателя самому домыслить или представить картину, образ…
|
Антитеза
| резкое противопоставление, противоречие трех предметов, которые сравниваются. Обычно противопоставление выражается с помощью антонимов, общеизвестных
и контекстуальных. Противопоставление усиливает выразительность речи. Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов,
персонажей, элементов, композиций и т.п.
| Где стол был яств,
там гроб стоит.
(Т.Державин)
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
(пословица)
1.Ты богат, я беден,
Ты - прозаик, я - поэт
(А. С. Пушкин)
2.Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!
(В. Брюсов)
3. Ты и убогая.
Ты и обильная,
Ты и могучая.
Ты и бессильная! Матушка Русь
(Н. Некрасов)
4. Мне грустно потому, что весело тебе
| Усиливается выразительность:
Резкое противопоставление слов яства - гроб, богатый - бедный, пирует - горюет, будни - праздник.
В основе всех противопоставлений в этих примерах лежат антонимы. Эти слова являются антонимами всегда (богат - беден, друг - враг, могучая - бессильная - общеязыковые антонимы) или только в данных текстах (прозаик - поэт, царь - раб, убогая - обильная – контекстные антонимы), но все они противостоят друг другу и тем самым усиливают признаки, которые называют.
Оттеняют тот признак, по которому сравниваются, сопоставляются.
Противопоставляются предметы, о которых идет речь.
|
Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчёркивания контрастных образов, контрастных оценок.
|
Оксюморон
| Фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность:
Пышное природы увяданье.
| 1 Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам
поет и бродит Осень
(И.А. Бунин)
2.В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет.
(С. Есенин)
3. Убогая роскошь наряда
(Н. Некрасов)
| Сочетание несовместимых понятий - тишина шумит - усиливает то таинственное ощущение, которое возникает в пустом осеннем лесу, когда каждый легкий шорох на фоне молчания леса приобретает особое звучание, наполняет загадочным смыслом.
2. Сочетание от прохлады согрет подчеркивает общее эмоциональное состояние поэта, при котором он ощущает тепло даже от холодных предметов
|
1)создает внутренне противоречивый и одновременно цельный образ (шумит тишина; горькая радость).
2)подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме (от прохлады согрет),
3)создаёт эмоциональное впечатление.
|
Многосоюзие
(полисиндетон)
| Стилистическая фигура, состоящая в номерном увеличении количества союзов в предложении обычно для связи однородных членов.
| Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
| Благодаря многосоюзию создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.
|
1)Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
2)За счет полисиндетона происходит усиление смысловых и эмоционально-экспрессивных значений
|
Бессоюзие
(асиндетон)
| Сознательный отказ от соединения союзами перечисляемых понятий. В таких случаях большое значение приобретает интонация, используется выразительная пауза, подчеркивающая перечисляемые слова.
| Все кончилось: патроны, уголь, хлеб.
Безумный город превратился в склеп.
Где гулко отдавалась канонада.
| Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.
|
отсутствие союзов придает высказыванию стремительность.
|
Синтаксический параллелизм
| Одинаковые синтаксические построения (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.
| 1.Молодым везде у нас дорога.
Старикам везде у нас почет.
2.Твой ум глубок, что море
Твой дух высок, что горы.
|
|
1) Параллелизм усиливает уже созданное впечатление, сообщает речи большую выразительность и экспансивность.
2) При использовании параллельных грамматических конструкций (конкретный текст), автор добивается внешнего динамизма, хотя, в принципе, останавливает внимание читателя на том или ином явлении (конкретный текст), придавая ему тем самым важный и значимый характер.
3) Параллелизм помогает автору акцентировать внимание на наиболее важных смысловых частях предложения
|
Отрицательный параллелизм
| Параллелизм, построенный на отрицательном сравнении.
Для пословиц характерен синтаксический параллелизм
| То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист, дрожит.
Будешь много читать – будешь много знать.
|
|
Анафора
| Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
| 1.Грозой снесенные мосты.
Гроба с размытого кладбища.
2.Черноглазую девицу,
черногривого коня!
З. Не напрасно дули ветры.
Не напрасно шла гроза.
4. Брожу ли я вдоль улиц шумных.
Вхожу ль во многолюдный храм.
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
| 1.Анафора звуков
2.Анафора морфемная.
3.Анафора лексическая.
4.Анафора синтаксическая: повторение одних и тех же синтаксических конструкций.
|
средство эмоционального воздействия на читателя, выделения ключевого понятия.
|
Эпифора
| Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложений)
| 1.Мне захотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
2.Милый друг, и в этом тихом доме
лихорадка бьет меня.
Не найти мне места
в тихом доме
Возле мирного огня.
|
|
средство эмоционального воздействия на читателя, выделения ключевого понятия.
|
Лексический повтор
| это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание
| Лексический повтор:
1) анафора
2) эпифора
3) подхват (Серпилин молчал. Молчал и думал…)
Самое сладкое и самое трудное - думать.
Думать самому...
|
|
1)С помощью лексического повтора можно подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов.
2)Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования.
3)Лексический повтор выделяет ключевое понятие.
|
Именительный темы
| стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает тему сообщения, а вторая – высказывание по поводу данной темы.
| Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова.
Море! Когда произнесешь это слово, кажется, что вышел гулять, посматривая на горизонт.
| Привлекает внимание читателя или слушателя к значимым частям текста, придаёт особую экспрессивность.
|
Эллипсис
| Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном
| 1.Офицер - из пистолета,
Теркин - в мягкое штыком.
2. В твоих садах – цветы,
В моих – печаль.
| Эллипсис так же, как и эпифора, усиливают выразительность
|
1) Использование данной фигуры придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.
2) употребляется для краткости и энергии выражения
|
«Неспециальные» средства выразительности
|
Словосочетания
| • могут подчеркивать отдельные характеристики предметов или явлений, уточнять мысли автора или героя
|
Предложения:
- повествовательные предложения
- побудительные предложения
- вопросительные предложения
- восклицательные предложения
| • сообщают о каком-либо событии, факте, характеризуют что-либо, утверждают наличие каких-либо предметов или явлений, сообщают о какой-либо ситуации или описывают ее;
• могут выражать приказ, просьбу, пожелание, мольбу;
• могут служить средством характеристики героя, подчеркивать какие-либо его качества
• могут приглашать к размышлению над поднятыми в тексте вопросами
• могут служить не только средством выражения вопроса, но и усиливать эмоциональность текста, характеризовать его героев;
• могут подчеркивать важность, значимость чего-либо, особое эмоциональное отношение автора или героя к предмету речи или предмету изображения.
|
Нераспространенные предложения
| 1)делают речь героев экономнее, без ущерба для смысла передают точную картину среды, обстановки.
2)Благодаря им, текст становится более динамичным, а повествование более взволнованным. Такие предложения заставляют нас сопереживать, помогают передать чувства автора, эмоциональную градацию.
|
Простые предложения:
| 1) описывает какую-либо одну ситуацию;
2) характеризует какой-либо предмет или явление.
|
Предложения сложные:
| 1)описывают несколько ситуаций как единое смысловое целое, указывают на тесную связь событий, явлений в восприятии и оценке автора;
2)могут подчеркивать характер логических отношений
между описываемыми событиями, предметами и явлениями (отношения причинные, условные отношения следствия, времени и др,);
3)могут подчеркивать характеристики каких-либо предметов (например, в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными)
|
Сложноподчиненные предложения
| 1)Сложноподчиненные предложения как бы "приспособлены" для выражения сложных смысловых и грамматических отношений.
2) В художественной речи широко используются сложноподчиненные предложения. При этом сравнительные придаточные части сложноподчиненных предложений обычно становятся тропами, выполняя не только лексико-синтаксическую, но и экспрессивную функцию.
3)При создании текста художественного (публицистического) стиля авторы используют широкий набор средств выразительности. Наряду с привычными средствами художественной выразительности: эпитет, метафора, лексика разных стилей – настоящим мастером слова широко используются конструкции предложений. А сложноподчиненные предложения помогают сделать текст эмоциональным, законченным, полным, выразительным.
|
Неполные предложения
| 1) могут подчеркивать динамизм и стремительность каких-либо действий или событий, напряженность психического состояния героев;
2) могут выражать авторскую оценку изображаемого
3)«Работают» на художественную выразительность в создании образа.
4)Делают речь экономнее без ущерба для смысла.
5)Позволяют достичь большей выразительности, передать взволнованность говорящего.
6)Кратко и чётко передают всю картину происходящих событий.
7)Использование неполных предложений позволяет сосредоточить внимание говорящего на главном, важном сообщении.
8)Неполные предложения придают речи живость, естественность, непринуждённость.
|
Осложненные предложения:
- предложения, осложненные рядами однородных членов
| 1)уточняют описание, более точно передают детали предмета;
2) усиливают динамику происходящих событий, помогают показать разные действия и состояния героя;
3)Из всего многообразия синтаксических конструкций для описания действий героини автор выбирает предложения с однородными членами. Данные синтаксические конструкции создают очень точную картину, позволяют подробно описать героев, их поступки, их внутреннее переживание.
4)Предложения с однородными членами помогают писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.
5) (Теория) Ряды однородных членов несут особую смысловую нагрузку, способствуют раскрытию содержания произведения, созданию конкретного художественного образа. (Аргумент-пример)Например, в предложении № … автор (ФИО) описывает окружающий героя мир (или: передаётся динамическая картина того, что видит герой…Работа по конкретному тексту)
6)Конструкции с однородными членами помогают писателю передавать душевное состояние героев (или детально характеризовать действие, или называть признаки предмета).
7)В тексте встречаются предложения с несколькими рядами однородных членов. Они несут особую смысловую нагрузку, способствуют раскрытию содержания текста, созданию конкретного художественного образа (Работа по конкретному тексту).
|
предложения, осложненные вводными словами и конструкциями
| 1) могут выражать чувства и настроение автора или героев, различные эмоции (радость, уверенность, неуверенность, сомнение, сожаление, взволнованность и др.);
2) могут подчеркивать особенности речи, отражающие характеристики героев (нерешительность, вспыльчивость и др.), особенности их мышления (например, четкость и логичность)
3)Писатель, искусно вставляя вводные слова в диалог персонажей, имитирует непринужденную беседу. Обратите внимание на значительную группу слов и словосочетаний, которые выражают эмоциональную оценку сообщения (предложения №…). Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску. С их помощью автор (ФИО или писатель) использует их для создания речевой характеристики персонажа (кого именно: работа по конкретному тексту).
|
предложения, осложненные обособленными членами
| 1) могут уточнять мысли автора или героя, подчеркивать какие-либо характеристики изображаемых лиц, событий, действий
2)Обособление членов предложения является одним из стилистических средств, благодаря чему они становятся более значимыми, а передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.
3)Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления. (Работа с конкретным текстом)
4)Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, - сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, которая употребляется в книжной речи. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, делают текст выразительным, лаконичным, дают детальное описание (работа с конкретным текстом).
5)Занимая позицию в конце предложения, обособленные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием. Без обособленных оборотов картина может быть беднее, но более динамичным станет повествование.
|
предложения, осложненные обращениями
| 1)могут называть лицо, к которому обращаются с речью
2)могут выражать отношение к собеседнику;
3) могут усиливать выразительность высказываний
4)использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику
|
односоставные предложения
| 1)Безличные предложения кратки и очень выразительны. Употребление в разговорной речи, диалогах художественных произведений безличных предложений обусловлено их значением. В безличных предложениях выражаются состояния природы, окружающей среды, душевное, физическое состояние человека, его настроение. С их помощью можно выразить невозможность или неотвратимость действия, отрицание чего-либо.
2)Употребление безличных предложений позволяет автору подчёркнуть пассивность, бездеятельность, лень героев.
3)Употребление безличных предложений создаёт впечатление эпического спокойствия. Употребление двусоставных предложений во второй части текста оживляет диалог, вносит динамизм в действия, активизирует героев. Это лишний раз подтверждает выразительные функции безличных предложений. Там, где речь идёт о безучастности героев, пассивности действий, уместно использование безличных конструкций.
|
Прямая речь
| 1)В тексте мы видим многократное употребление прямой речи, с помощью которой создается впечатление подобия точного воспроизведения чужой речи.
2)Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики персонажей. Обратите внимание на предложения №…, в которых прослеживается отношение автора к своим героям (или: экспрессивная речь героя позволяет нам понять характер персонажа, его отношение к другим. Например,)
|
Диалог
| 1)Диалог передаёт особенность разговорной речи: эмоциональность, экспрессивность.
2)Диалог персонажей – «живые голоса людей» - занимает центральное место в предложенном нам фрагменте. Используя такое яркое синтаксическое средство, как диалог, автор раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения.
3)С помощью диалогической речи автор мягко, ненавязчиво выражает главную мысль: «ПО ТЕКСТУ».
4)С помощью такого синтаксического явления, как диалог, писатель воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей. Читая разговор (кого? конкретный текст), мы понимаем, что главный герой –…(конкретный текст).
5)Диалог позволяет автору раскрыть характеры героев:(текст).
|
| | | | | |