Звуковые эффекты и их выразительные возможности в художественной КПР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звуковые эффекты и их выразительные возможности в художественной КПР



В современных культурно-просветительных, и особенно клубных, учреждениях звукотехника используется недостаточно активно не только из-за слабой технической оснащенности, но и потому, что организаторы мероприятий не всегда обращаются к выразительным возможностям звуковой аппаратуры при решении художественных задач. Это отрицательно сказывается на качестве проводимых мероприятий и объясняется двумя основными причинами: с одной стороны, технической неподготовленностью многих культурно-просветительных работников, а с другой — слабым владением методикой использования различных звуковых эффектов в своей практике. Между тем особая динамичность звукового образа, богатые возможности его самой разнообразной трансформации позволяют создавать поразительные по достоверности и убедительности, по силе эмоционального воздействия эффекты.

Звуковые эффекты весьма разнообразны: здесь и перемещение звуковых образов в пространстве (движение поездов, самолетов, демонстраций и т. д.), и придание голосу и инструменту необычного звучания (звуковые галлюцинации, голоса "волшебных сил" и т. д.), и передача эха и акустических особенностей больших помещений (соборов, театров, площадей и т. п.) и многое другое.

Все многообразие звуковых решений, которые встречаются в разработке художественных программ и массовых мероприятий как в закрытых залах, так и под открытым небом, можно представить в виде шести основных эффектов. Рассмотрим их технологию и сценарно-режиссерские функции.

1. Эффект панорамирования звука. Суть эффекта заключается в создании иллюзии перемещения звука или звуковой картины в пространстве. Сила этой иллюзии зависит от двух обстоятельств: от количества колонок в задействованном пространстве и от соблюдения технологии его получения.

Технология получения эффекта панорамирования звука сравнительно проста и вполне доступна клубным работникам: акустические колонки устанавливают в задействованном пространстве в определенном порядке (по планам сцены и зала, фойе или другого помещения) и вместе с соответствующими усилителями соединяются на микшерском пульте таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора громкости сигнал (с магнитофона, микрофона или другого источника) поступал бы на ту или иную акустическую колонку с определенным уровнем.

Наиболее просто этот эффект можно получить с помощью специального панорамного микшера (панорамато-ра). Он имеет один вход и несколько выходов, к которым подсоединяются усилители мощности и соответствующая акустическая колонка (или группа колонок). Эффект достигается поворотом одной ручки по кругу, которая связана с двумя ползунками, перемещающимися на разных уровнях по пластинам с переменным сопротивлением.

Расстояние между ti и t2 называют временем панорамирования: чем оно больше, тем медленнее перемещается звук в пространстве; чем меньше это время, тем быстрее перемещение.

Характер перемещения звука определяется характером происходящего действия. В зависимости от творческого замысла используют панорамирование нескольких видов:

— панорамирование горизонтальное — перемещение звука по планам сцены и зала;

— панорамирование вертикальное — перемещение звука по планам портала;

— круговое панорамирование — перемещение звука по порталу и сторонам зала;

— скачкообразное панорамирование — резкое перемещение звука с одного сценического плана на другой в самой разнообразной последовательности;

— панорамирование по принципу "маятник" или "качели"— звуковая картина как бы раскачивается над определенным сценическим планом.

Комбинации этих видов панорамирования содержат большие творческие возможности в сценарно-режиссер-ской работе, особенно в театрализованных программах. При помощи одновременного панорамирования нескольких звуковых программ в клубе можно создавать весьма убедительные картины различных массовых сцен: массовыхгуляний и парадов, боев, митингов, демонстраций и т. д. Как и в театре, эффект панорамирования может выступать как средство создания художественного образа. Например, в одной из новогодних интермедий эффект скачкообразного панорамирования был ведущим средством создания образа волшебника-невидимки, мгновенно перемещающегося из одной точки сцены или зала в другую. Эффект достигался при помощи микрофонной техники. Персонажи представления ловили, окружали невидимку, голос которого звучал из самых неожиданных мест сцены и зала: из-под елки, с падуг, с балкона и т. д. Актер, исполнявший роль волшебника, сидел за кулисами и вел диалог с остальными участниками действия через микрофон. Его ответы радист переключал периодически из одной акустической группы в другую.

Благодаря тому что движущаяся звуковая картина весьма динамична и конкретна (ибо все звуки, кроме музыкального, как мы уже говорили, предметны, связаны с какими-то явлениями, действиями), то аудитория не только как бы видит то, что рисуется одним лишь звуком, но и довольно достоверно ощущает атмосферу самого происходящего.

На одном из слетов студенческих строительных отрядов Ленинграда в качестве сценарной связки между эпизодами двигался символический поезд с бойцами ССО от одного пункта работ в другой. Панорамируемая по периметру зала звуковая картина состояла не только из шума движения: в нее также были включены отрывки студенческих песен, шутки, смех, записанные летом в разных строительных отрядах. И всякий раз аудитория настолько живо реагировала на этот эффект, что подхватывала "несущиеся в поезде" песни.

Некоторые виды панорамирования (например, обвалы или запуски ракет) своей достоверностью компенсируют условность действия в таких программах, как "капустники", агитбригадные и сатирические номера и т. п. Необычайно сильное впечатление производит использование панорамирования при организации различных действий, проходящих в экстремальных обстоятельствах с использованием всевозможных звуковых галлюцинаций.

Примером такого решения может служить студенческий эпизод "Орленок", выполненный в рамках курса "Технические средства в КПР".

На затемненную сцену сверху падает яркий луч света; проецируя на пол очертания тюремной решетки. Слышны гулкие шаги по каменным плитам, звон ключей, скрип открываемой двери, Во внезапно открывшемся в глубине сцены дверном проеме двое тюремщиков бросают на пол камеры безжизненное тело. Дверь закрывается, удаляются шаги тюремщиков. Но вот в этой тишине из глубины сцены начинает расти и приближаться какой-то неясный "клубок" деформированных, непонятных, размытых слов. Заключенный с трудом поднимает голову, пытается приподняться. В это время "клубок" из деформированных звуков не только достигает максимальной силы звучания, но и начинает как бы раскачиваться из стороны в сторону, от кулисы к кулисе. В такт ему раскачивается заключенный. Тяжелый раскачивающийся звук давит на человека; он вновь падает, теряя сознание. Звук затих, ушел в глубь сцены, превратившись опять в слабый, далекий гул. Но как только человек снова поднимает голову, возвращается прежний "сгусток" деформированных звуков. Он раскачивается над заключенным, как бы ударяя его то справа, то слева, но человек выдерживает давление, и постепенно на фоне звукового хаоса мы слышим зловещие, почти рычащие голоса, расплывающиеся, раскачивающиеся, усиливающиеся до крика вопросы: хочешь жить?.. Пароль!.. Явки!.. Пароль!.. Жить?.. Явки!.. Жить?.. Пароль!.. Жить?.. Жить?.. Жить?.. Человек с неимоверным усилием, шатаясь, поднимается, встает в полный рост и медленно, но твердо поднимает вверх голову, туда, откуда виден луч последнего дня его жизни. Этим движением он как бы останавливает звуковую галлюцинацию. В наступившей тишине звучит уже диалог:

— Последний раз спрашиваю: хочешь жить — назови пароль и явки!.. Назови пароль и явки!..

— Нет...

— Расстрелять...

В зал врывается мелодия песни "Орленок". Человек в центре сцены застыл в стоп-кадре как памятник стойкости и мужеству. А над ним на двух экранах вспыхнули проекции портретов героев-комсомольцев, погибших за Родину в фашистских застенках...

Из приведенных примеров видно, что эффект панорамирования может выполнять следующие сценарно-режис-серские функции: быть средством для создания синтетического художественного образа и организации сценического действия и его атмосферы.

2. Эффект реверберации и эхо. Суть эффекта описанавыше.

Для получения эффекта реверберации используют специальные устройства, которые называются ревербераторы. Принцип действия ревербератора основан на искусственной задержке основного сигнала, поступающего от какого-то источника звука, с целью создания многочисленных отражений этого сигнала. Основное назначение ревербератора заключается в имитации естественной реверберации, возникающей в гулких помещениях.

Схема включения ревербератора в канал звукоусиления выглядит следующим образом (рис. 10).

В качестве источника звука может выступать и фонограмма, производимая магнитофоном, т. е. эффект реверберации можно получить как с фонограммой, так и при помощи микрофонной техники, что позволяет придавать необычную окраску практически любому оркестру, актеру, оратору, хору, шумовому инструменту и т. п.

В тех случаях, когда нет возможности приобрести ре-вербератор или хотят получить более естественное ревер-берационное звучание, применяют так называемую эхока-меру — специальное помещение с поверхностями, хорошо отражающими звук.

При желании эхокамера может быть организована практически в каждом ДК. Делается это следующим образом. Для этой цели используют самые различные помещения: коридор, подвал, чердак. Главное требование к ним — чтобы стены, пол и потолок хорошо отражали звук, т. е. были бы бетонными или кирпичными. В выбранном для эхокамеры помещении устанавливают динамик и микрофон, который отражается от поверхностей эхокамеры и затухает с большим опозданием, приобретая реверберационную окраску. Расположенный в эхокамере микрофон воспринимает реверберационный сигнал и подает его на смеситель, где он смешивается с прямым сигналом и транслируется для аудитории. Схема включения эхокамеры в канал звукоусиления выглядит следующим образом (рис. 11).

Основными сценарно-режиссерскими функциями этого эффекта можно назвать следующие:

а) Как средство звуковой декорации, как элемент создания атмосферы действия, места действия.

Несколько лет тому назад в учебном комплексе Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской был поставлен студенческий эпизод "Заговор" из курсового сценария "Чили в огне". Действие этого эпизода происходило в соборе накануне фашистского путча: под видом моления руководители заговора проводили конспиративную встречу. Уже первые репетиции на учебной сцене показали, что одних свечей в руках заговорщиков явно недостаточно для создания образа места действия — собора. Тогда студенты изготовили из гимнастических обручей, обтянутых бумагой, две длинные колонны, чтобы подчеркнуть место действия. Но и этого было недостаточно. И только тогда, когда весь текст участников действия зазвучал на фоне церковного песнопения с фонограммы, воспроизводимой с эффектом реверберации, эпизод приобрел и убедительность, и наполненность. Он как бы ожил благодаря возникшей иллюзии звучания большого собора.

б) Эффект реверберации может быть сильным средством драматического воздействия. Он способен не только усиливать, но и самостоятельно создавать большое идейно-эмоциональное звучание как в тематической композиции, так и в отдельных номерах художественной самодеятельности. Опыт показывает, что эту функцию эффект реализует преимущественно при помощи реверберации каких-то символических шумов или обобщающих, емких слов-лозунгов, слов-образов, таких, как: "Даешь!", "Но пасаран!", "Все ушли на фронт" и др.

Распространенным сценарным приемом такого использования выступает прием рефрена, повтора в самых различных вариантах.

В театрализованном вечере в честь 40-летия снятия блокады Ленинграда в Выборгском Дворце культуры этот прием был использован в качестве одного из основных средств драматического воздействия.

Суровый 1941 год. Ленинград — колыбель Октябрьской революции — в огненном кольце блокады. Враг уже предвкушал скорую победу. Гитлеровское радио хвастливо и нагло трубило на весь мир.

И вот на фоне кадров кинохроники блокадного Ленинграда мы слышим документальную запись фрагмента передачи берлинского радио с синхронным переводом на русский язык — "Фюрер в своей речи 8 ноября сказал: "Сейчас город в наших железных тисках, и ничто не сможет его освободить. Ленинград падет прямо в наши руки!"

Вот эта последняя фраза и была взята для повтора. С усиливающейся реверберацией и с нарастающей громкостью звучания эта повторяющаяся по частям фраза в прологе вечера как бы разбивала кинохронику на отдельные тематические куски и поразительно емко раскрывала всю глубину надвигающейся трагедии:

"Ленинград падет прямо в наши руки!" (а на экране — обстрелы и бомбежки города, пожары...).

"Прямо в наши руки!

Прямо в наши руки!"

...Мы видим пожары, гибель детей, стариков, женщин...

"В наши руки!

В наши руки!

В наши руки!"

...Фашистские солдаты у своих орудий, веселятся на позициях, рассмартивают город в бинокль и т. д.

Звучание последнего повтора: "В наши руки!" — в плане реверберации доводилось до эффекта эхо, которое, достигнув максимального уровня громкости, хлестало, обжигало сердца сегодняшних ленинградцев своей откровенной' чудовищной кровожадностью, варварством...

Этот прием реверберационного повтора производил очень сильное впечатление и в следующем эпизоде композиции, показывающем разгром немцев под Ленинградом.

На фоне музыкальной заставки на темы песен Великой Отечественной войны, на фоне наступления советских войск и самоотверженной работы ленинградцев вдруг стала повторяться та же самая фраза: "Ленинград падет прямо в наши руки!" Но этот повтор проходил как бы в обратном порядке: с каждым повтором уменьшалось время реверберации и громкость звучания, и постепенно она уходила в небытие, исчезала во времени, в музыке священной борьбы.

"В наши руки!" (а на экране разгром немецких войск, техники и укреплений).

"В наши руки!" (а по улицам и дорогам ленинградской земли идут грязные, оборванные колонны пленных немцев).

В данном случае использование нарастающей и убывающей реверберации одного и того же звукового материала в рамках приема рефрена во многом определило идейно-эмоциональное звучание всего сценарно-режиссер-ского решения этой композиции.

в) Эффект реверберации широко используется как дополнительное средство повышения художественной выразительности в коллективах художественной самодеятельности, особенно в работе вокально-инструментальных коллективов. Звучания солиста-певца или солирующего инструмента, подчеркнутые и окрашенные реверберацией, становятся более сочными, яркими.

3. Эффект транспонирования звуковых частот. Суть эффекта транспонирования заключается в искусственном смешении натурального звуковысотного диапазона звучания речи, музыки или шумов в сторону его повышения или понижения. Если фонограмму с записью естественного звучания какого-то звука перезаписать с повышенной скоростью, а затем полученную фонограмму воспроизвести вновь с обычной скоростью, то получим низкое звучание. Чтобы получить высокое звучание, перезапись делают с пониженной, а воспроизведение полученной фонограммы с нормальной скоростью.

При работе над эффектом следует исходить из того, что обычное двухкратное изменение скорости движения ленты (например, с 19,05 см/с на 9,5 см/с или наоборот) в большинстве случаев чрезмерно. Оно воспринимается скорее как звуковой трюк, а не как выразительное средство. Как правило, бывает достаточно изменить скорость на 20—25% от нормальной. Для этого пользуются либо специальными магнитофонами (студийными), которые имеют плавную регулировку скорости, либо специальными насадками на тонвал лентопротяжного механизма обычного магнитофона. В ряде случаев для увеличения скорости движения магнитофонной ленты используют аптечный лейкопластырь или резиновые трубки, которые надеваются на тонвал.

Иногда бывает необходимо, чтобы солирующий голос или инструмент звучал более высоко или низко, а музыкальное сопровождение оставалось естественным. Для этого используют метод, который называется "запись под фонограмму".

Для получения эффекта по данной схеме необходимы стереофонические магнитофоны со сквозным каналом, дающим возможность в один и тот же момент по одному (например, по первому) каналу вести воспроизведение, а по другому — запись.

Использование режима синхронной записи и воспроизведения значительно облегчает реализацию метода "запись под фонограмму". Вначале записывают на одну дорожку музыкальное сопровождение (аккомпанемент), затем изменяют скорость движения ленты. Полученную фонограмму аккомпанемента воспроизводят с измененной скоростью на головные телефоны солисту. Одновременно ведется запись исполнения солиста, который работает, подстраиваясь под замедленный или ускоренный темпоритм сопровождения. Полученную двухканальную фонограмму воспроизводят с нормальной скоростью в режиме "моно". Теперь аккомпанемент вновь звучит нормально, а солист — с эффектом транспонирования в сторону повышения или понижения звуковысотного диапазона.

Этот прием удобен еще и тем, что в случае необходимости можно стереть неудачное исполнение солиста и повторить запись снова, не стирая при этом фонограмму сопровождения.

Так можно записать не только соло инструмента или певца на фоне нормально звучащего оркестра, но и диалоги сказочных и простых героев-персонажей, какие-то "волшебные" звуки на фоне обычной звуковой картины и т. п.

Основные сценарно-режиссерские функции этого эффекта следующие:

а) Создание голосов различных сказочных персонажей, неодушевленных предметов или сил природы. Эти условные, несуществующие в природе голоса дают часто единственную возможность показать фантастический характер происходящего. Неслучайно, что этот эффект часто называют "эффект Буратино".

б) Повышение художественной выразительности в вокально-музыкальном творчестве. Многие исполнители, работающие под фонограмму, часто используют эффект транспонирования звуковых частот, чтобы придать необычное звучание своему выступлению.

в) Расширение палитры сценических шумов и звуков: например, медленно летящий самолет превратить в молниеносно пролетающий, а звон маленького колокольчика — в набат и т. д.

4. Эффект имитирования. Суть эффекта заключается в создании иллюзии исполнительского мастерства различных персонажей. Тот или иной участник театрализованной программы не может петь, играть на каком-то инструменте и т. п., и тогда на помощь приходит эффект имитации. Участник программы делает вид, что "исполняет", а настоящий исполнитель работает в это время за кулисами перед микрофоном. Очень часто используют фонограмму с записью игры или пения исполнителя.

Выбор способа создания эффекта зависит от характера

программы и местных условии культурно-просветительного учреждения. В массовых мероприятиях, особенно в театрализованных массовках, широко используется имитация сольного пения под гитару, гармошку, баян. В практике театрализованных разработок широко используется прием "зонгов" — песен, как бы вырванных из сюжетного развития и исполняемых с прямым обращением к аудитории. Исполнитель как бы на время выходит из образа и поет от своего имени. Зонги должны быть исполнены как самостоятельные вокальные номера, к качеству их исполнения предъявляются высокие требования. Здесь также прибегают к использованию эффекта имитации, т. е. исполнению зонгов под чужую фонограмму.

В клубных мероприятиях возможны целые эпизоды, построенные полностью на эффекте имитации. Среди звучащих материалов "Фонохрестоматии по истории СССР", которую в 1972 году фирма "Мелодия" выпустила в пяти выпусках, есть рассказ о подвиге кубинского студента-революционера Хозе Эчевария, погибшего при выполнении боевого задания 13 марта 1957 года на правительственной радиостанции. Группа смельчаков во главе с Хосе Эчева-рой на несколько минут захватила радиостанцию и передала в эфир обращение к народу Кубы. Чудом сохранилась документальная запись трансляции, которая и используется в рассказе. Сам рассказ звучит по-русски в исполнении кубинки. Рассказывая о событиях в марте 1957 года, она дает перевод этому уцелевшему документальному обращению Хосе Эчевария. Весь фономатериал звучит 3 минуты.

На вечере интернациональной дружбы в студенческом городке Ленинградского политехнического института совместно с кубинским землячеством на этой фонограмме с пластинки фирмы "Мелодия" был подготовлен тематический пролог к концертным номерам кубинцев. Вот в полной темноте узкий луч прожектора высветил в глубине сцены лицо девушки-кубинки. В луче света видны только голова и рука с микрофоном, который не был включен. Звучала фонограмма, а девушка делала вид, что говорит в свой микрофон. На экране-заднике в это время возник портрет Хосе Эчеварии. Три минуты зал напряженно ловил каждое слово рассказа, а когда номер закончился, разразился бурей аплодисментов. Эффект имитации в данном случае обеспечил высокое качество исполнения и обусловил его яркое идейно-эмоциональное звучание.

В развлекательных мероприятиях и отдельных аомерах сатирического, гротескового характера эффект имитации может быть использован как основной прием художественного решения всей программы.

При подготовке эффекта имитации следует соблюдать три требования:

1) голоса исполнителя и его дублера должны быть схожи по тембру;

2) звук исполнения должен идти оттуда, где находится исполнитель, если программа не транслируется через подставной микрофон через систему звукоусиления;

3) фонограмма должна быть записана в тех же акустических условиях, в которых будет воспроизводиться.

Последнее требование сохраняет силу даже тогда, когда исполнитель работает под собственную фонограмму, т. е. имитирует исполнение своей же фонограммой. Особенно часто необходимость в имитации такого рода возникает в публицистических массовках на больших сценических площадках или на стадионах, а также в случаях, когда одновременно с текстом массовка должна выполнять синхронно какой-то определенный пластический рисунок символического характера, который должен четко ложиться не только на текст, но и на музыку.

Хотя исполнителями здесь выступают обычно участники художественной самодеятельности, люди, имеющие определенный опыт, все же возникают большие трудности синхронизации текста, музыки и движений; часто бывают сбои ритма из-за забытых слов и перепутанных движений. Да и трудно охватить магнитофонами площадку, на которой проходит активное движение массовки. Вот здесь и применяют такой способ — особый вид имитации, которую условно можно назвать "авторской".

Вначале монтируется музыкальная фонограмма, которая является точным музыкальным сопровождением пластического рисунка массовки. Затем на фоне музыки происходит синхронная запись текста. Во время этой записи исполнители "проигрывают" пластические движения условно. Они находятся перед микрофонами с текстом своих реплик. Синхронная запись осуществляется методом, аналогичным методу "запись под фонограмму", в нормальном режиме. Вместо головных телефонов может звучать маломощный динамик, звук которого почти не попадает в микрофоны.

5. Эффект унисонного звучания. Суть эффекта унисонного звучания заключается в том, что одновременно со звучанием "живого" исполнения, воспроизводится фонограмма этого же исполнения. Исполнитель или исполнители работают в унисон как бы с еще одним составом, который звучит в записи.

Этот эффект позволяет организаторам художественно-массовых программ увеличивать мощь звучания, которая к тому же регулируется, но главное — фонограмма улучшает качество исполнения, так как можно выбрать лучший вариант; увеличивать количество исполнителей, а следовательно, расширять возможности полифонического звучания.

В театрализованных массовых сценах эффект унисонного звучания создает иллюзию огромной поющей массы людей силами всего лишь 10—15 человек.

6. Эффект звуковой перспективы. Суть эффекта заключается в одновременном транслировании различных компонентов звуковой картины на разные звуковые планы задействованного пространства. Как средство сценарно-режиссерской выразительности эффект позволяет передавать многоплановость действия, его одновременное звуковое развитие на различных площадках, воспринимать это действие объемно.

Звуковую перспективу получают с помощью нескольких фонограмм. Особенно эффективно воспринимаются звуковые картины с использованием шумов и звуков.

Все фонограммы должны быть раздельно записаны на стереомагнитофоны и воспроизведены одновременно акустическими системами. В результате создается убедительный своеобразный эффект присутствия, возникает условное сценическое пространство с глубокой звуковой перспективой.

Мы рассмотрели художественные возможности звуковых эффектов и их сценарно-режиссерские функции в культурно-просветительной работе. Необходимо подчеркнуть, что фонограммы звуковых эффектов являются компонентами клубной фонотеки. Ее составлению, хранению и методически грамотной эксплуатации необходимо уделять постоянное внимание, ибо хорошо работающая фонотека является надежным и порой незаменимым помощником творческих клубных работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.042 с.)