Технические средства и монтаж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические средства и монтаж



Для того чтобы внимание участников клубного мероприятия было сосредоточено на общем плане сцены, зала или на какой-либо отдельной детали, мизансцены должны быть построены на основе монтажа различных сценических планов при активном использовании технических средств.

В структуре большинства художественных образов КПР в той или иной мере присутствуют элементы монтажной образности.

Примером монтажной образности может быть студенческий эпизод из тематической дискотечной программы, "Природа и мы". При помощи монтажа из пяти слайдов и простого звукового ряда был создан убедительный образ темы.

Первый слайд — большое поле ромашек, слышны звуки летнего дня: пение жаворонка, жужжание пчелы.

Второй слайд — крупным планом показана одна ромашка. Слышен шум приближающегося мотоцикла.

Третий слайд — цветок очень крупным планом; звук мотоцикла заглушил все остальные звуки, он уже на первом плане.

Четвертый слайд — на весь экран только желтый "глазок" ромашки и одновременно оглушительный рев проносящегося мотоцикла.

Затем наступает тишина. Слышен лишь шум удаляющегося мотоцикла, возникает стук метронома.

Пятый слайд — ромашка, вмятая в землю колесом мотоцикла.

Показ первых четырех слайдов темпоритмически строился с ускорением на фоне усиливающегося звука. Последний слайд показывался под звуки размеренно звучавшего метронома.

Подобные монтажные приемы несложны и доступны; они позволяют в клубных сценарно-режиссерских разработках лаконично, нестандартно разрабатывать такие темы, как "мир", "война", "победа", "единство" и др.

Как и в кино, монтаж в клубных театрализованных представлениях может создавать или разрушать непрерывность действия, уплотнять или растягивать его. Иначе говоря, при монтаже возникают образы условного пространства, условного времени. Именно монтаж позволяет создать образ сложного, меняющегося пространства, показать его в разных направлениях, с разных позиций и в разных масштабах.

Технические средства, словно волшебники, дают нам на время мероприятия чудесную способность образной передачи мира в такой многообразной и подвижной форме, которая в обычной практике нам недоступна.. И именно монтаж позволяет эффективно использовать эти возможности, предоставляемые техникой. Он же приводит к оптимальному взаимодействию все компоненты клубного мероприятия: выступления участников, мизансцены, проекцию, изменения светозвукового и звукового решения и т. п. Недооценкой монтажа объясняется затянутость, громоздкость многих наших массовых мероприятий, их тягостный темпо-ритм и несоразмерность пропорций.

;•" В современной клубной практике монтаж с использованием ТС дает простор композиционному решению в сценариях, возможность свободно передавать сцены, проходящие в настоящем, прошлом или будущем времени, сочетать реальное действие с воспоминаниями, с фантастикой, показывать биографии через их фрагменты и т. д.

Существует множество определении монтажа: логический, повествовательный, последовательный, функциональный, перекрестный, параллельный, немой, звуковой, ритмичный, музыкальный, интеллектуальный, динамичный, скачкообразный, цветовой, обертонный, динамичный, клеточный, аналитический, конструирующий, импрессионистичный, метафорический, идеологический, тематический. Нам важно отметить, что монтаж может быть зрительно неощутимым, скрытым по форме, строящимся по принципу столкновений или звукозрительного контрапункта и, наконец, быть только игрой цветных пятен или геометрических фигур, линий.

В настоящее время в раскрытии событийного материала в театрализованных формах КПР на первое место выдвигается монтаж таких элементов, как документальный кадр (слайд, кинокадр), документальное слово (речи участников, тексты зачитываемых документов и т. п.), документальная фонограмма (преимущественно с историческим материалом).

Практика показывает, что успех того или иного эпизода программы обусловлен ярким, образным монтажом. В частности, большие выразительные возможности для КПР имеет так называемый "асинхронный звукозрительный монтаж", т. е. сочетание элементов зрительного и звукового ряда по принципу несовпадения. При использовании этого приема подачи материала в зале возникает активная положительная реакция, а в ряде случаев отмечался его высокий воспитательный эффект.

Например, в клубе одной птицефабрики был проведен вечер вопросов и ответов, на котором руководитель заверил работниц, что к лету бытовые помещения ("бытовки") будут капитально отремонтированы. Вопросы и ответы были записаны на магнитофонную пленку. И вот осенью на одном из вечеров появился такой фрагмент: черно-белые диапозитивы с изображением грязных, полуразвалившихся "бытовок" были смонтированы вместе с бодрыми заверениями руководителя, что к лету все будет отремонтировано. В зале раздался смех. Фрагмент повторили на другом вечере, и после этого начался ремонт "бытовок".

Из приведенного примера видно, как асинхронный звукозрительный монтаж ТС (слайд и фонограмма) придал остроту и эмоциональную силу фактическому материалу, способствовал тому, что клубный вечер превратился в действенное средство формирования общественного мнения.

Современная техника позволяет комбинировать зритель- i| ный и звуковой ряд в самых разнообразных сочетаниях.

Монтаж звука и видеоряда может иметь в клубной практике самые различные формы:

1. Монтаж видеоряда в сочетании с фонограммой шумов или музыки либо их комбинация при полном отсутствии речи.

2. Монтаж видеоряда с использованием дикторского текста, текста ведущих, документальной речи.

3. Монтаж видеоряда и текста на каком-то звуковом фоне.

4. Монтаж видеоряда с внутренним монологом героя или чередование видеоряда с обычным разговором в зале; эта форма монтажа часто используется в тематических вечерах и особенно в вечерах-портретах.

Так, на одном из вечеров, посвященных ветерану совхоза, старейшему жителю села, рассказ о его молодости строился на монтаже двух звуковых и двух зрительных компонентов. Герой вечера вместе со всеми смотрел на слайды с фотографиями из прошлого села, страны, его жизни. А в это время звучал его голос: он неторопливо, как бы вслух вспоминал. Это был не комментарий, а внутренний монолог пожилого человека, его неторопливые размышления о жизни. Рассказ этот дополнялся различными музыкальными заставками.

5. Монтаж видеоряда с условным воображаемым звуком. Это, как правило, целые звуковые картины, рисующие воспоминания, галлюцинации, мечты, сны, звуковые сопоставления и т. п. Обычно в практике в этой форме монтажа видеоряд дается крупным планом с постепенным укрупнением детали.

К годовщине Октябрьской революции в одном из Дворцов культуры Ленинграда был подготовлен большой вечер для пионеров и школьников, в котором центральное место занимала композиция о мальчишках гражданской войны, построенная как "ожившие воспоминания" участника гражданской войны, навеянные на него буденовкой из школьного музея.

Композиция начиналась сценой открытия школьного музея. Каждый экспонат поочередно выхватывался лучом света, и в зал врывались звуковые картины минувших дней. Они звучали из разных планов сцены и зала, то постепенно затихая, то усиливаясь. И вот первым планом звучит только одна звуковая картина — прием добровольцев в Красную Армию, а на постепенно темнеющей сцене остаются два ярких световых луча, освещающих лицо ветерана и буденовку. Включается свет — и на сцене уже не музей, а какое-то помещение 20-х годов, оно заполнено красноармейцами. Командир вручает "ту самую" буденовку худощавому подростку.

В данном случае монтаж, строящийся на чередовании и совмещении нескольких звуковых картин и деталей (экспонатов музея), был средством создания своеобразного сценарного приема, через который раскрывалось содержание композиции.

6. Монтаж видеоряда с заглушением речи и диалога шумами или музыкой, искажение речи, немая артикуляция, действие без слов, безмолвие. В упомянутой выше композиции при помощи этой композиции действие возвращалось из 20-х годов в настоящее, в школьный музей.

7. Монтаж фонограммы (шум, голоса, музыка и т. д.) с полной темнотой, без видеоряда.

Этот прием в художественно-массовой работе может выполнять самые разные творческие функции — от показа времени действия до передачи внутреннего состояния героя.

Как показывает практика, эта форма монтажа обладает большой силой эмоционального воздействия только в том случае, если темнота как компонент монтажа имеет продуманную, точно выверенную соразмерность с остальными компонентами, когда ее продолжительность оправдана.

Контрольные вопросы

1. Что такое монтаж и монтажная образность?

2. Назовите основные виды звукозрительного монтажа в КПР.

3. Дайте характеристику основных творческих функций монтажа культурно-просветительных мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.007 с.)