Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные компоненты звукового решенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Условно звуковое решение можно представить в виде трех блоков: блок выбора параметров и характеристик звука (физические, энергетические, психофизические), блок выбора художественных приемов, блок выбора конкретного звукового материала. Каждый из трех блоков имеет свои компоненты звукового решения, использование которых позволяет создавать интересные решения. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов звукового решения этих трех блоков. ' Выбор параметров и характеристик звука: 1. Громкость звука. Выбор громкости звука любого материала в мероприятии должен быть во всех случаях мотивирован. В зависимости от восприятия звука в зале различают очень слабую, слабую, среднюю и сильную громкость. Особенно осторожно надо подходить к выбору сильной громкости. Сильная громкость оправдана, например, при исполнении гимнов, в ударных, очень кратких мгновениях эпизода, требующих воздействия на зрителя мощным звуком — звуком колокола-набата, грома, разрыва снарядов и т. д. Очень громко на открытых пространствах стадиона может прозвучать и песня, например при открытии и закрытии спортивных игр. В ряде случаев увеличение громкости звука может восприниматься как признак угрозы, повышенного возбуждения и, наоборот, ослабление звука — как признак успокоенности и доверия. 2. Высота (основной тон) звука. При воспроизведении следует различать очень низкий звуковой тон (область частот 20—40 Гц), низкий (30—100 Гц), средний (100— 500 Гц), высокий (3—5 кГц). При выборе высоты исполняемого материала необходимо учитывать, что низкие тона создают мрачное, тяжелое настроение; в ряде случаев они характеризуют грандиозность и силу явления, опасность (гром, взрыв и т. д.), а исполнение на высоких тонах придает звуку прозрачность, легкость. 3. Тембр. Тембр присущ любым натуральным звучаниям и тесно связан с обертонами, возникающими одновременно с основным тоном (высотой звука). Тембр звучания является выразительным средством звукового решения. Тембр способен придать основным тонам оттенок нежности, теплоты, угрозы, страха и т. д. С появлением специального прибора, способного изменять частотный спектр сигнала на определенных частотах,— эквалайзера — появилась возможность в настоящее время изменять тембр звучания в значительно больших пределах, чем это было раньше с помощью регуляторов тембра по низким и высоким частотам. С помощью эквалайзера можно также увеличить разборчивость, например, мужского голоса в какой-то части эпизода, сделать усиление на частотах 600—1000 Гц — голос в этом случае прозвучит ярче. Для выделения женского голоса необходимо сделать усиление на частоте 1—1,5 кГц. Скрипку можно выделить, подняв частоты 2,5—5 кГц. 4. Направленность звука. По направленности звуки различают: — ненаправленные (нелокализованные) звуки; — локализованные звуки в определенном месте; — условно направленные — получение стереоэффекта; — перемещающиеся в пространстве звуки. Ненаправленный звук, идущий, например, из динамиков звукового портала, бельэтажа и т. д., не создает у зрителей впечатления его локализованности в какой-то точке зала — звук идет как бы со всех сторон, зритель как бы погружен в звук. Нелокализованный звук чаще всего используется в театрализованных мероприятиях и концертно-зрелищных программах в качестве дополнительного средства художественной выразительности. Локализованный звук используют в случаях, когда хотят подчеркнуть его направленность с определенной стороны, точки. Так, воздействие на зрителя будет многократно увеличено, если из старого патефона, стоящего на сцене, именно из этой точки, где установлен специальный динамик, будет раздаваться звук старой мелодии. При размещении динамиков в оркестровой яме создается впечатление, что звук идет именно оттуда, что там размещен оркестр. Неприятное ощущение дискомфортности создается, если звук идет сзади сидящего человека или сбоку; ввиду этого выбор направленного звука должен быть строго мотивирован. Стереоэффект при воспроизведении специальной стереофонограммы создает искусственное впечатление присутствия в зале исполнителя. Однако необходимо подчеркнуть, что это так называемый псевдоэффект далеко не полностью и не для всей аудитории создает эффект присутствия; поэтому в клубных мероприятиях его используют очень редко. Культпросветработников скорее всего может интересовать более высокое качество воспроизведения, разборчивость речи, прозрачность музыки. Перемещение звука в пространстве может быть получено переключением акустических агрегатов в зале. Возможность перемещения локализованного звука с помощью коммутации динамиков зала (динамиков бельэтажа, люстры и др.) помогает получать так называемый эффект панорамирования перемещения в зале объекта — звук само.-лета, автомобиля, трактора, телеги и т. д. Эффект панорамирования будет далее рассмотрен более подробно. 5. Динамика звука связана со скоростью изменения его громкости или частотного диапазона. Можно медленно, плавно и торжественно ввести в зал какое-то музыкальное произведение, можно резким скачком, что будет зрителем интерпретироваться иначе, чем при медленном вводе. Изменение высоты звука воспринимается по-разному. Так, быстрое изменение высоких звуков создает впечатление быстрого движения (свист ветра) или малых размеров источников звука (писк комара); быстрое изменение низких звуков вызывает беспокойство, тревогу, страх. Со скоростью изменения звука связаны две его характеристики: темп и ритм. Темп изменения звука характеризуется скоростью, или исполнением музыкального произведения, или воспроизведением каких-либо шумов. Например, веселые, энергичные музыкальные произведения требуют быстрого темпа, а торжественные и печальные—медленного темпа. Изменение темпа настораживает зрителя; оно может означать, что действие переходит в другую стадию. Ритм представляет собой временную организованность, выражающую соотношение длительностей отдельных звуков, их периодичность, отмечаемые усилением. Ритмический рисунок музыкального произведения не только может определить характер танца, ритм труда, но и способен то выражать состояние беспокойства (ритм барабанного боя), то передавать высокую торжественность (колокольный перезвон). Используя ритм и динамику при игре на ударных инструментах, можно выразить высшую степень возбужденности. 6. Время звучания определяется требуемым временем воздействия звука на психику зрителей. Так, если при использовании звука в функции создания предлагаемых обстоятельств (например, вокзала, с которого уезжает комсомольский отряд на стройку) достаточно фонограммы с шумами, транслирующейся около 1 —1,5 минуты, то для того, чтобы передать сложную гамму чувств героя с помощью музыки, может потребоваться 2—3 и более минут. Рассмотрим компоненты блока выбора художественных приемов. 1. Фактура звука. Выбор фактуры звука представляет собой выбор материала, из которого будет создана звуковая среда. Различают следующие фактуры звука: музыка, голос, шумы, шумо-музыка, трюковые звуки (имитационные звуки), тишина. Остановимся несколько подробнее на каждой из фактур звука. Музыка — важнейшая фактура звука для культпросветработника. Она может придавать эпизоду, мероприятию в целом наибольшую эмоциональную окраску, заменять экспрессию слова. Песня (куплет) может объяснить смысл происходящего на сцене. Музыка способна вызывать ассоциации движения, света, пространства. Голос в мероприятии используется в виде реплик, диалога, речи, закадрового голоса, "мыслей вслух", слов автора и т. д., что придает новую эмоциональную и психологическую окраску сцене. Слово расширяет и углубляет информативное содержание и эмоциональную нагрузку мероприятия, создает образное обобщение, выражает идеи произведения. Понятием "шумы" принято определять все звуки, которые не относятся к категории музыкальных и не являются человеческой речью. Оно настолько широко и всеобъемлюще, что правильно было бы характеризовать их как постоянное проявление самой жизни в ее многоголосном и многозвучном выражении. В жизни встречается чрезвычайно много разнообразных "шумовых" звучаний, и возможность их сочетаний, совмещений, композиций безгранична. Вот почему, выбирая звуковые характеристики и их различные сочетания при определении звукового образа, надо очень внимательно относиться к шумовым фактурам. Иногда и речевые элементы могут формировать звукозрительные образы, работая как шум. Например, звук ликующей толпы или крики негодования, звук голосов, переходящий в гул: в нем нельзя разобрать отдельных слов, но четко можно уловить характер, настроение происходящего. Шумомузыка. Это относительно новая фактура звука. Между шумом и музыкой нельзя поставить четких границ. Так, например, звучание колокола принято считать шумовой фактурой, но издавна известны музыкальные звоны, близкие к шумомузыке. В настоящее время режиссеры и звукорежиссеры широко используют шумомузыку. Шумо-музыку можно найти в произведениях Чюрлениса, Э. Артемьева. Тишина. Это такая фактура звука, при которой физические параметры звука равны нулю. Однако психологическое воздействие этой фактуры трудно переоценить. Тишина является мощным средством передачи мыслей и чувств героев и авторов. Во время мероприятия можно специально убрать звук, и зрители перестают слышать фонограмму, а действие продолжается. Это сразу настораживает, вызывает тревогу, причем, чем дольше пауза, тем большую тревогу она вызывает. Здесь нельзя впадать и в крайность. Так, Андре Обэй выдумал теорию "театра молчания", согласно которой молчание на сцене имеет большее значение, чем диалог, а глубокие размышления актеров важнее слов. Трюковые записи. Желание придавать звукам эмоцио- -нально-драматическую образность заставляет использовать оригинальные формы звука — звук с искаженным частотным диапазоном (транспорнирование звука), ритмом исполнения и т. д. Имея специальный набор фильтров и генератор "белого шума", в составе которого, беспорядочно пульсируя, присутствуют все частоты звукового спектра, можно пропустить наиболее подходящую для конкретного случая узкую полосу или тон какой-либо частоты, а то и комбинацию частот в сочетании с реверберацией или эхом вкрапливать звуковые импульсы там, где они нужны. Этим способом можно изобразить звон падающих капель, канонаду и т. д. Большой эффект имеют утрированные простые звуки; например, звонок: он может стать тревожным, смеющимся. Звук приобретает смысловое значение. Особенно часто в клубных мероприятиях используются трюковые записи для получения звучания старого рупорного громкоговорителя, старого патефона, разговора по телефону, сказочных голосов, бешеного темпа танца. 2. Звуковые планы. Звуковые планы различаются по отношению к условному зрителю — расстоянию до зрителя: близкий (крупный) план, средний план и отдаленный план. Близкий звуковой план получают при записи, когда микрофон размещен в 10—15 см от исполнителя. Звучание приобретает интимную, доверительную окраску. Текст произносится негромко, почти шепотом, чтобы поток воздуха от дыхания не попадал непосредственно на приемную часть микрофона. Близкий звуковой план может быть использован в мероприятии в редких случаях: когда, например, надо акцентировать слушателя на какой-либо детали, проскользнувшей в голосе тревоге, издевке; выделить из шумов, например, щелчок затвора фотоаппарата, показав акцентом, что действующее лицо раскрыто, и т. д. В некоторых случаях крупным планом может быть дан внутренний монолог героя, изредка — текст от автора. Средний план — наиболее используемый в клубных мероприятиях. Отдаленным планом в основном пользуются, когда необходимо дать фоновую музыку (шумы), создающую обстоятельства действия или просто ненавязчивое сопровождение его. С помощью звуковых планов звукорежиссер может "нарисовать" необходимую звуковую картину, например: идущих в степи солдат — топот сапог, позвякивание котелков, скрип телеги (средний план); подчеркнуть тишину — жужжание шмеля (от среднего к крупному плану); арест подпольщиков — у дома останавливается машина (шум машины от среднего к крупному плану), громкий топот кованых солдатских сапог, властная, отрывистая командная речь, повелительный стук в дверь. Рекомендуемая литература Виноградова М. Звукозапись в кино.— М., 1975. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма.— М., 1984. Закревский Ю. Звуковой образ в фильме.— М., 1970. Емельянов Е. Д. Звукотехника в клубе.— М., 1984. Емельянов Е. Д. Звукофикация театров.— М., 1974. Лебедев Н. Внимание: кинематограф!—М., 1974. Маньковский В. С. Основы звукооператорской работы — М., 1985. Контрольные вопросы 1. Что такое звуковое решение, как оно соотносится со звуковой средой? 2. Из каких условных блоков состоит звуковое решение? 3. Какие компоненты звукового решения относятся к физическим, энергетическим и психофизическим параметрам звука? 4. Что может в звуковом решении дать изменение тембра звучания? 5. Какие существуют фактуры звука? 6. Какие звуковые планы вы знаете? 7. Что может в звуковом решении дать изменение громкости? 8. Что может в звуковом решении дать локализация звука? 9. Почему в КПУ редко используются стереоэффекты? 10. Что может в звуковом решении дать динамика параметров звука? 11. Как вы определите такую фактуру звука, как шумы, шумомузыка? 12. Какие специальные приемы подчеркивания тишины существуют? 13. Какие фактуры звука могут быть использованы как реальные звуки, условные?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.221 (0.01 с.) |