Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонограммы и их сценарно-режиссерские функции в КПР

Поиск

Фонограммой называется записанное на магнитную ленту звуковое сопровождение мероприятия, отдельного выступления или номера. Существует несколько принципов классификации фонограмм. Рассмотрим два из них, используемые в КПР: фактура звукового материала и отношение содержания звукового материала к действительности.

Первый принцип классификации является ведущим в деятельности таких средств массовой коммуникации, как радиовещание, телевидение, кинематография. Работники звукоцеха имеют дело с десятками тысяч единиц хранения звукового материала, и разделение его по признаку фактуры звука значительно упрощает поиск нужной фонограммы.

Исходя из фактуры звукового материала различают три основных вида фонограмм: речевые, шумовые, музыкальные. Внутри каждого вида в зависимости от конкретных условий существует дополнительное деление фонограмм на тематические разделы.

В КПР такой принцип классификации малоэффективен. В силу специфики клубной работы, обусловленной прежде всего местным характером фактического материала, целесообразно использовать принцип классификации фонограмм по отношению их содержания к действительности-Различают три основные группы клубных фонограмм:

1. Документальные, куда входят записи интервью, выступления, репортажи, производственные и другие оригинальные шумы.

2. Художественно-документальные: записи выступлений местных художественных коллективов, отдельных исполнителей, массовки, монтажи и композиции на местном фактическом материале, пионерские и другие приветствия и т. п.

3. Игровые, т. е. все театральные шумы, музыкальный материал и литературно-музыкальные разработки общего характера.

Внутри каждой группы возможно деление фонограммы: а) по фактуре звука; б) по тематике содержания (о труде, о мире, к датам Красного календаря и т. д.).

Такая классификация фонограмм обусловлена прежде всего тем особым значением, которое имеют для клубных мероприятий использование документального звукового материала, взятого из жизни, и его узнаваемость. Например, никто из клубных работников не рискнет на вечере завода показать слайд с видом "чужого" цеха. Но те же практики зачастую игнорируют узнаваемость материала звукового ряда, подкладывая под слайд конкретного цеха звуковую картину цеха вообще. Вместе с тем профессиональную звуковую картину аудитория способна легко узнать даже тогда, когда непрофессионалу она кажется неузнаваемой. Авторов данного пособия поражали случаи, когда в конце некоторых мероприятий их участники заявляли, что звучали не их станки. Это, безусловно, снижает эффективность мероприятия, вызывает ненужное негативное отношение к вечеру в целом.

В культурно-просветительной работе фонограммы используются преимущественно в следующих основных направлениях:

1. В качестве иллюстрации к различным проекциям, коллективным действиям и т. д.

2. Как форма выражения фактического материала (комментарий, выступление, приветствие и т. п.).

3. Как средство художественной выразительности в отдельных номерах и программах.

В качестве средства художественной выразительности наиболее часто используются музыкальные и шумовые фо-: нограммы в самых разнообразных комбинациях как между собой, так и с другими звуковыми и зрелищными элементами.

Музыкальные фонограммы используются как отдельные музыкальные выступления, завершающие части целых музыкальных программ, музыкальные заставки, музыка, сопровождающая действие.

Для создателей театрализованных мероприятий и кон-цертно-зрелищных программ особое значение имеет музыка, включенная непосредственно в сценарное действие. Такая музыка разделяется на сюжетную и условную.

Сюжетная музыка включена в сюжетное действие — это авторская музыка. Часто ее поэтому так и называют музыкой "от автора", "реальной", "по ходу действия", "определенной" и т. п. В клубных сценариях это, как правило, песни, гимны, марши, частушки, исполняемые участниками игрового действия. Проявляясь во внешней стороне действия, сюжетная музыка всегда обозначает исполнителя и место исполнения; поэтому является распространенным средством изображения действия, невидимого для зрителя, действия "за кадром".

Условная музыка не связана с происходящим действием — она звучит как бы условно. Ее как будто не слышат исполнители, а для зрителей она является активным элементом действия. Например, сюжетная музыка используется в клубных приключенческих инсценировках, где появление персонажа сопровождается музыкальной фонограммой, слышимой зрителями, но как бы не слышимой другими исполнителями. (Волк в новогодней интермедии тихо, на цыпочках, подкрадывается к задремавшему зайчишке, чтобы украсть новогодний подарок. В это время громко звучит тревожная музыка, от которой заяц почему-то не просыпается.)

В сценарных мероприятиях возможен переход условной музыки в сюжетную и наоборот. Так, например, в качестве музыкальной заставки между эпизодами звучит вальс "В лесу прифронтовом". Открывается занавес: на сцене партизаны сидят у костра и поют эту песню. Переход условной музыки в сюжетную может явиться хорошей связкой в сценарии.

В клубных сценарно-режиссерских разработках и сюжетная и условная музыка может выполнять самые разнообразные творческие функции: иллюстративную, контраста, обобщения.

Основные сценарно-режиссерские функции сюжетной музыки:

— быть средством характеристики времени и места действия;

— быть средством самохарактеристики группы исполнителей или отдельных персонажей (куплеты лодырей, бюрократов);

— выступать в качестве средства обострения конфликта, (здесь хрестоматийным примером может быть эпизод о войне 1914 года в массовой инсценировке "III Интернационал", поставленный в 1920 году в Петрограде, где пер- л'" вая мировая война была передана через борьбу гимнов воюющих империалистических держав, которые исполнялись одновременно несколькими оркестрами);

— создавать атмосферу действия и.рассказывать о действии, невидимом для зрителей. Анализ сценариев театрализованных мероприятии показал, что это одна из самых широко используемых функций сюжетной музыки. При помощи фонограммы с сюжетной музыкой выстраивается "за кадром" не просто действие, а основное событие. Вот, например, в эпизоде "Чили" из литературно-документальной композиции "Наш дом — Земля" рассказывалось о марше протеста против диктатуры Пиночета в Чили. На сцене — чердак здания. Сквозь боковое небольшое окно светит солнечный луч. Слышатся песня "Венсеремос", голоса, скандирующие лозунги. За окном идет марш протеста. В углу чердака появляются двое: юноша и девушка. Они подходят к окну. Девушка встает на опрокинутый ящик и начинает бросать через окно в ряды демонстрантов листовки, которые подает ей юноша. На фоне песни и идущей демонстрации слышатся выстрелы — началась стычка с полицией. А девушка все бросает и бросает листовки. Раздается выстрел. На мгновение застыв с поднятой рукой, девушка падает на руки юноши. Все мгновенно смолкает. Юноша с погибшей девушкой на руках застыл в ярком узком луче света; листовки, красные, как капли крови, медленно падают. И как только упал последний красный листок, с новой силой ворвалась в зал песня чилийских патриотов, а на экране вспыхнули слайды, рассказывающие о борьбе чилийского народа против хунты.

Из сценарно-режиссерских функций условной музыки наибольший интерес для культурно-просветительных работников представляют следующие. Она может:

— быть средством эмоционального усиления происходящего на сцене и в зале.

Несколько лет назад в главном зале одного из Ленинградских ДК готовился вечер — проводы в Советскую Армию. Там был небольшой эпизод "Последнее свидание". В сценарии он был расписан следующим образом:

"На весь задник сцены — проекция цветных слайдов с видами осеннего Летнего сада. На этом прекрасном фоне навстречу друг другу медленно идут двое: он и она.

О н. Любишь?

О н а. Люблю...

О н. Будешь ждать?

Она. Буду...

Влюбленные идут рядом, лицом к зрительному залу, а над их головами возникают слайды родного города..."

Этот маленький фрагмент никак не удавался на репетициях. Вроде бы и слайды были высокого качества, и исполнители делали все, как надо, и свет создавал вместе с проекцией достаточно красочную и убедительную обстановку прогулки по Летнему саду и по набережной Невы, но... Несмотря на все это, сцена была какой-то невыразительной, холодной.

И вот на одной из репетиций родилось решение ввести условную музыку, более того, весь небольшой диалог также записать на пленку и совместить с музыкой. Светлая и легкая мелодия скрипок буквально преобразила сцену. Влюбленные медленно шли навстречу друг другу, глядя друг другу в глаза, и ничего не говорили, а слова их диалога звучали как разговор их глаз и сердец.

И все приобрело необходимое эмоциональное звучание;

— быть средством обострения восприятия конфликта. Эту функцию условной музыки широко используют режиссеры клубных программ агитбригадного характера, где конфликт сам по себе не имеет серьезного драматургического значения.

Различные ситуации борьбы с лодырями, пьяницами, бюрократами в этих программах сопровождаются подчеркнуто серьезной музыкой, нередко трагического характера, что в немалой степени способствует усилению сатирического звучания номера.

Между тем и в серьезных сценарно-режиссерских разработках неожиданно появившиеся в условной музыке тревожные нотки всегда настораживают и заставляют аудиторию опасаться за желанный ей исход действия;

— усиливать и передавать сказочное, фантастическое, нереальное в действии.

Эта функция условной музыки, пожалуй, самая интересная. Создать нереальную атмосферу, скажем сна, галлюцинации, мечтаний и т. п., без помощи условной музыки чрезвычайно сложно, а иногда просто невозможно. Характерно, что в большинстве случаев сцены, происходящие в фантастических или сказочных обстоятельствах, разрабатываются пластически и темпоритмически исходя из характера музыки, а музыкальная фонограмма в таких сценах играет ведущую роль;

— условная музыка способна быть средством укрепления композиционного построения художественной программы или массового мероприятия. В этом случае она выступает в качестве связи между эпизодами или сценами, в виде рефрена или лейтмотива, проходящего через всю программу или значительную ее часть.

Говоря об использовании музыкальных фонограмм в сценарно-режиссерской практике, следует отметить два ведущих метода музыкального решения культурно-просветительных мероприятий.

Первый метод называется иллюстративно-изобразительный. Здесь музыкальный материал как бы активно пропагандирует содержание происходящего. Если, например, проводы студенческого строительного отряда — звучат марши, если встреча победителей — звучат бравурные мелодии, если расставание — звучит грустная музыка и т. д.

Иллюстративно-изобразительный метод музыкального решения присущ практически всем самодеятельным номерам народного характера, мероприятиям обрядово-риту-ального типа.

Второй метод можно определить как тематический, так как музыка здесь уже не иллюстрирует происходящее, а с ее помощью передаются суть события, авторская трактовка эпизоды или сцены.

Этот метод музыкального решения присущ театрализованным разработкам публицистического, остросоциального характера.

В настоящее время в практике художественной КПР преобладает иллюстративно-изобразительный метод в большинстве форм и жанров, что значительно, на наш взгляд, обедняет их эмоциональную окраску.

Работа над музыкальным оформлением проходит следующие основные этапы:

1. Анализ сценария (программы) с целью определения места и роли музыки в каждом эпизоде.

2. Составление партитуры музыкального оформления.

3. Отбор, запись и монтаж музыкальных материалов.

Эта последовательность распространяется и на разработку звукового оформления с использованием шумов и звуков.

Прежде чем говорить о творческих функциях шумов в клубных фонограммах, рассмотрим их классификацию.

Как известно, все звуки делятся на тоны, собственно звуки и шумы.

Тон — это восприятие на слух какого-либо одного колебания, т. е. звука без обертонов. В качестве примера может служить звук камертона.

Звук — восприятие нескольких тонов, которые находятся между собой в простом соотношении (гудки, свистки, колокола).

Музыкальный звук — звук, который воспроизводится певческим голосом или музыкальным инструментом.

Шум — сочетание нескольких тонов, частоты которых находятся в сложных соотношениях (шум листвы, вьюги, прибоя и т. д.).

Музыкальный звук беспредметен, тогда как все остальные шумы и звуки связаны либо с явлениями природы, либо с действиями человека или каких-то предметов, то есть они конкретны. Это весьма важное обстоятельство, так как во многом определяет использование шумов и звуков в качестве изобразительно-выразительного средства.

В зрелищных программах все шумы и звуки в зависимости от метода включения в действие делятся на три группы:

1. Группу игровых шумов составляют те, которые являются результатом деятельности исполнителей. Они сопровождают действие синхронно. Источник шума, его причины явно обозначены и находятся в зоне действия исполнителя. Они не только результат жизнедеятельности исполнителей, но и средство обозначения места действия: солдат бросает гранату; за кулисой слышен взрыв — туда брошена граната, там враг.

В связи с тем что подобные шумы в настоящее время воспроизводятся преимущественно с помощью фонограммы, следует особенно внимательно следить за расположением динамиков на игровой площадке. Еще нередки случаи, когда брошенная за кулисы граната "взрывается" в противоположном конце сцены, ибо звук транслируется на динамик, расположенный у портала или даже на стене партера. Подобная ситуация способна вызвать смех в аудитории даже в самые напряженные моменты действия.

2. Следующую группу составляют так называемые сценические шумы. Это те шумы, которые не являются результатом деятельности исполнителей. Они продукт сценических обстоятельств: пение частушек где-то вдали, проход оркестра за стеной по улице, приход поезда и т. д.

Нетрудно заметить, что сценические шумы имеют ярко выраженную способность передавать действие, невидимое аудитории.

Не будучи связанными непосредственно с действиями исполнителей, сценические шумы часто являются причиной их дальнейшего поведения (услышал раскаты грома — раскрыл зонт, заторопился домой и т. д.).

3. Группа шумов, которая называется "фоновые шумы", служит преимущественно для того, чтобы создать, отметить место действия: если купе поезда, то дается стук колес, если берег моря — шум моря и т. д. Исполнители часто вообще не реагируют на них, "не замечают"; поэтому фоновые шумы вскоре после начала действия, как правило, постепенно убирают, а возвращают только в конце сцены или эпизода.

Все группы шумов в клубных фонограммах способны убедительно выполнять разнообразные сценарно-режиссерские функции, среди которых наиболее распространенными являются три:

— быть средством показа действия "за кадром" (шум приближающихся танков, рев пикирующих самолетов и т. п.);

— выступать в качестве своеобразной увертюры или финала эпизода или всего клубного мероприятия (шум цеха, смена караула и т. п.). Часто вводимые в качестве рефрена шумы не только "цементируют" композиционное построение, но одновременно могут быть сильнейшим средством эмоциональной подготовки восприятия эпизода (тревожные заводские гудки, набат Хатыни и т. д.);

— обозначать время и,место действия (как, например, звук метронома в блокадном Ленинграде).

В современной культурно-просветительной работе, и прежде всего в массовых тематических мероприятиях, все эти творческие функции шумов явно недооцениваются. В процессе сценарно-режиссерской разработки клубных мероприятий их авторы в области звукового решения в первую очередь обращаются к использованию песенно-музыкального материала. Это не всегда дает хорошие результаты по двум причинам. Во-первых, песенно-музыкальный материал, будучи самостоятельным художественным произведением, как правило, не полностью совпадает с направленностью остального материала. С целью "корректировки" звучания часто приходится накладывать на текст песни текст ведущего или диктора, что уже само по себе снижает качество восприятия. А, во-вторых, выбор песенно-музыкального материала довольно ограничен. Да и сказывается некоторый шаблон в самом отборе: если, например, речь идет о начале войны, то почти непременно вы услышите "Священную войну" или "Марш нашествия" из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

А вместе с тем тема войны может быть весьма выразительно и емко в звуковом плане решена при помощи шумовой фонограммы.

В клубе совхоза Детскосельский Ленинградской области на вечере в честь 50-летия совхоза в театрализованной композиции кадры начала войны были даны на полиэкране в сопровождении нарастающих ударов огромного колокола.

Вот оборвалась на полуслове мирная песня 30-х годов, и в наступившей тишине в полной темноте раздался очень низкий удар колокола — и вспыхнул первый экран: летят бомбы, горят посевы, дома, гибнут люди... Вновь ударил колокол — вспыхнул второй экран рядом: марширующие по дорогам России фашисты, грабители, расстрелы...

Еще сильнее ударил колокол — вспыхнул третий экран: плакат "Родина-Мать зовет!", раздача оружия ополченцам, клятва партизан, первые наши победы...

Все чаще и мощнее удары колокола, все меньше места на полиэкране врагу. И вот все экраны показывают наш народ в годы войны: войска в наступлении, партизаны в тылу оккупантов, женщины и дети у станков...

И казалось, что этот тяжело раскачивающийся огромный колокол поднял, сплотил в священном гневе всю необъятную нашу страну и нет уже силы такой, чтобы остановить этот набат, заглушить этот голос великого народа, устремленного к победе.

Эпизод этот производил очень сильное впечатление прежде всего благодаря образности, смысловой и эмоциональной емкости звукового решения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фонограммы в культурно-просветительных мероприятиях являются ярким средством художественной выразительности.

Особенно широкое применение в этом плане они находят при разработке различных звуковых эффектов.

Рекомендуемая литература

Козюренко Ю. И. Звукозапись.— М., 1984.

Маньковский В. С. Основы звукооператорской работы.—М., 1985.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные принципы классификации фонограмм в КПР?

2. Что такое сюжетная музыка и ее творческие функции?

3. Что такое условная музыка и ее творческие функции?

4. Какие группы шумов вам известны и в чем их различие?

5. Назовите сценарно-режиссерские функции шумов и приведите собственные примеры для их иллюстрации из клубной практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.01 с.)