Современные световые приборы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные световые приборы



В мероприятиях КПУ используются самые разнообразные световые приборы. Световой театральный прибор имеет одну или несколько ламп и светотехническую арматуру, перераспределяющую свет лампы (ламп) и (или) преобразующую его структуру, предназначенную для освещения, обеспечения световой проекции или получения световых эффектов при создании постановочного освещения в КПУ. Световой прибор отвечает специальным требованиям безопасности и обеспечивает возможность установки и подвески его на конструкциях сцены, специальных театральных штативах, подставках и на планшете сцены.

Театральные световые приборы подразделяются на три основные группы: светильники, прожектора, проекторы.

Театральный светильник — прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри больших телесных углов и обеспечивающий концентрацию светового потока с коэффициентом не более 30 для круглосимметричных и не более 15 для симметричных приборов. Светильник предназначается для рассеянного освещения, рассеянного ультрафиолетового облучения при создании постановочного освещения.

Театральный прожектор — прибор, перераспределяющий за счет оптической системы свет лампы внутри малых телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока с коэффициентом усиления более 30 для круглосимметричных и более 15 для симметричных приборов, и предназначен для направленного освещения, ультрафиолетового облучения или получения световых проекций при создании постановочного освещения в КПУ. В конструкции прожектора предусматривается фокусировка и расфокусировка лампы для создания большего или меньшего угла рассеивания светового пучка. Перед выходным отверстием прожектора может располагаться обойма для установки светофильтров, защитных сеток и (или) приставок различного назначения.

Театральный проектор перераспределяет свет лампы, обеспечивая его концентрацию в специальном кадровом (проекционном) окне.

Рассмотрим упрощенную классификацию световых приборов (табл. 10), разработанную в основном для учебных целей.

С подробным устройством световых приборов следует ознакомиться по литературным источникам, приведенным в конце раздела.

Светильники и прожекторы дополнительно классифицируют по ряду специальных признаков. Рассмотрим классификацию светильников по месту установки в пределах сцены, с которой наиболее часто приходится сталкиваться клубным работникам. По этой классификации светильники делятся на пять групп.

Первая группа — софитные светильники, которые подвешиваются к софитам (отсюда и их название). Софиты представляют собой металлические фермы, а в большинстве клубов — просто трубы длиной в несколько метров (3—4). Иногда в клубах софиты крепятся прямо к потолку (верхним конструкциям) сцены на расстоянии около 1 метра и размещаются параллельно рампе по игровым планам сцены. Расстояние между софитами — 2—3 метра; их число зависит от размеров сцены, но, как правило, не превышает четырех — по числу игровых планов на сценах КПУ. Перед каждым софитом со стороны зрительного зала крепятся падуги, которые закрывают софитные светильники от зрителей.

Софитные светильники применяются для общего освещения сцены и для освещения вертикальных поверхностей плоских декораций. Включение софитных светильников одного игрового плана позволяет осветить только часть сцены. К софитным светильникам относятся такие, например, как КС-4, КСЗ-4М, СвТГ-0,5С4, УСРП-4-3, РСП-4К.

В качестве софитных светильников могут применяться при отсутствии вышеперечисленных или аналогичных им светильники других типов, например: ЗГ-0,5, СвТГ-0,5, но все-таки предпочтение следует отдавать камерным светильникам (КС-4, КС-4М и др.), так как их конструкция, во-первых, специально предназначена для крепления к софитам фермам; во-вторых, в них можно зарядить светофильтры одновременно трех или четырех цветов; в-третьих, их цена меньше, чем стоимость четырех светильников другого типа, одновременное использование которых позволило бы также зарядить светофильтры четырех цветов.

Вторая группа — горизонтные светильники. Они используются для освещения больших вертикальных поверхностей и, в частности, горизонтов. Освещение горизонта должно быть по возможности равномерным, но при большой высоте зала этого добиться непросто. Горизонт освещают с помощью софитных светильников (подвешиваются к софиту последнего плана сцены), устанавливаемых, как правило, в два ряда или одного ряда софитных светильников и специальных одноламповых театральных светильников— горизонтных фонарей ГФ-1, прикрепленных к штативам с двух сторон за кулисами. Так как горизонтные фонари дают равномерный световой поток с большим углом рассеяния, то совместно с камерными софитами удается добиться равномерного освещения горизонта.

Для освещения горизонта используются и люминесцентные светильники типа ЛС-4. Это стало возможным потому, что были найдены способы плавного регулирования их яркости от нуля до номинального значения. Люминесцентные лампы обладают рядом преимуществ: они не требуют обязательного применения цветных светофильтров, так как бывают различных цветов; при отсутствии цветных ламп можно использовать пленочные негорючие светофильтры, стойкость которых в этом случае увеличивается в несколько раз, так как люминесцентные лампы при работе нагреваются значительно меньше, чем лампы накаливания; они не изменяют цвета при изменении яркости в отличие от ламп накаливания, цвет которых зависит от напряжения; они экономичны, что позволяет снизить мощность горизонт-ного софита примерно в 1,5^2 раза при обеспечении требуемой освещенности.

Иногда для освещения горизонта используют светильники других типов, например, СвТГ-1, но они имеют несколько недостатков: высокая стоимость, высокая цветовая температура (более яркие цвета).

Третья группа — рамповые светильники. Они устанавливаются вдоль края авансцены и служат для создания вертикальной освещенности на передних планах сцены, а также для снятия теней на лицах от действия верхнего (софитные светильники) и верхнего выносного света.

Со стороны зрителей рампа закрывается козырьком, высота которого не должна превышать 111,5 см от пола, чтобы не мешать зрителям видеть уровень планшета сцены. Для рампы используются камерные светильники. На малых и средних сценах используются светильники типа РСП-4К, а на больших сценах, как правило, светильники типа УСРП-3, КСЗ-4М.

Четвертая группа — подсветы. Они служат в основном для подсветки нижних частей декораций. Как правило, это переносные светильники, и поэтому в качестве подсветов используются светильники типа НП-2, РСП-4К, УСРП-4-3, СвТГ-0,5, СвТГ-1.

Большинство светильников является универсальными и могут устанавливаться в различных частях сцены. Выбор того или иного типа светильника определяется прежде всего размерами сцены, финансовыми возможностями клуба, наличием ламп нужного типа.

В клубной практике часто приходится сталкиваться с выездными выступлениями на необорудованных площадках. В этих случаях для подсветки используют малогабаритные светильники типа РСП-4К, НП-2 или СВТГ-0,5.

В дискотеках широко применяются светильники типа РСП-4К для создания светомузыкальной среды.

Прожектора в отличие от светильников обеспечивают угловую концентрацию светового потока с помощью оптической системы и предназначены для направленного освещения, например, ведущих программу, частей декораций и т. д.

Оптические системы прожекторов бывают отражательными, преломляющими я смешанными. В отражательных •Системах световой пучок прожектора образуется путем отражения светового потока источника света от зеркальной поверхности параболоидного отражения. В преломляющих системах световой пучок прожектора образуется при преломлении световых лучей источника света линзой, расположенной в выходном отверстии прожектора. В смешанных системах используются комбинации отражения и линзы.

В конструкции прожекторов предусматривается возможность фокусировки лампы для получения максимальной концентрации светового потока. В отдельных случаях, когда надо получить большее рассеяние светового потока, лампу расфокусируют. Наибольшее распространение в КПУ получили театральные прожектора серии ПР: ПР-0,25-100 (в обиходе они называются "бэбиками"),

ПР-0,5-115М, ПР-0,5-150Н, ПРУ-1-212М. В обозначении про-жекторов последняя группа цифр — диаметр линзы в мм. Прожектора ПР-0,5-115М и ПР-0.5-150М отличаются своей светооптической системой. В первом из них используется плосковыпуклая линза, а во втором — ступенчатая линза (линза Френеля). Плосковыпуклая линза обеспечивает более высокую концентрацию светового потока, и даже при расфокусировке прожектора освещенность по оси остается значительно выше, чем по периферии освещенной области, размеры которой определяются углом рассеивания. Ступенчатая линза при фокусировке дает несколько меньшую яркость в центре светового пятна, за счет чего при расфокусировке удается получить равномерное по освещенности световое пятно.

В настоящее время широкое распространение получили прожектора серии ПрТЛ: ПрТЛ-0,5, ПрТЛ-1 и др., которые имеют лучшие светотехнические параметры и эксплуатационные данные, чем прожектора серии ПР. В этих прожекторах наряду со штатной плосковыпуклой линзой может быть установлена ступенчатая линза, а при необходимости они могут быть использованы для световой проекции, для чего вместо основной кассеты с линзой нужно установить две кассеты с плосковыпуклыми линзами диаметром 150 мм.

Прожектора в клубных залах часто устанавливаются в труднодоступных местах, что затрудняет управление ими. Поэтому нашей промышленностью долгие годы выпускался прожектор ПРДУ (представляет собой модификацию прожектора ПРУ-1-212), который снабжен дистанционным управлением наклоном и поворотом. Однако этого сейчас уже недостаточно. К прожекторам с дистанционным управлением было выдвинуто требование фокусировки и расфокусировки луча. В нашей стране была разработана театральная осветительная дистанционная система (ТОД) и налажен ее выпуск. В прожекторах этой системы типа СПЛ-25Д предусмотрена возможность дистанционного и программного управления наклоном, поворотом, фокусировкой, а также сменой светофильтров. Прожекторами системы ТОД пока оборудованы крупные театры, студии телевидения. В скором времени они появятся и в КПУ.

В КПУ могут применяться наряду с прожекторами ПРДУ прожектора серии ПрТЛ-У, которые состоят из прожектора серии ПрТЛ,.например ПрТЛ-1, и привода дистанционного управления типа ПДУ, обеспечивающего поворот, наклон и фокусировку прожектора.

Ни одно мероприятие в клубе не обходится обычно без использования прожекторов, которые в просторечии называются прожекторами-"пушками" и прожекторами-"пистоле-тами". Они составляют особую группу проекционных прожекторов: ПР-300, ПрТС-0,3, ПЭ-1-220. В этих прожекторах используется усложненная оптическая система, что обеспечивает получение резко очерченного и равномерно освещенного светового пятна, диаметр которого может изменяться с помощью диафрагмы, а у прожектора ПЭ-1-220 имеются кассетирующие шторки, позволяющие получить световое пятно разнообразной формы.

В настоящее время начато производство нового проекционного прожектора ПрТКМ-0,575, снабженного, как и прожектор ПЭ-1-220, диафрагмой для изменения диаметра светового пятна. Его основное отличие состоит в том, что используется новый источник света — металлогалогеновая лампа, обеспечивающая более высокую световую отдачу.

Для оснащения дискотек в настоящее время используются светильники РСП-4К, УСРП-4-3, ЗГ-0,5 и ЗС-1, прожектора ПР-0,25, ПР-ЗООМ как световые приборы, имеющие наибольшие габариты, малую мощность и не требующие поэтому использования сложного светотехнического оборудования.

С прожектором ПРУ-1-212М и объемной обоймой ОСК-150М может использоваться выпускаемый промышленностью ряд приставок для получения световых эффектов. Это приставка типа ПП-2, предназначенная для получения эффекта движущихся волн. В ее конструкцию входят три металлические рамки, в которые впаяны изогнутые по форме волны поперечные тонкие проволочки. Эти рамки, двигаясь вверх и вниз при помощи специального приспособления, создают колебательные движения и через объектив проецируются на экран или какие-либо другие поверхности. Например, для создания "лунной дорожки" на водной поверхности между объективом и проволочной решеткой устанавливается металлическая пластинка. Ее середина вырезается так, чтобы края вырезов имели зигзагообразную форму. Пластинка ограничивает проекцию, в результате чего на экране воспроизводится только узкая световая полоска — "лунная дорожка". Другой пример: для создания эффекта качающегося на волнах кораблика можно на одной рамке, расположенной ближе к объективу, закрепить примерно по середине вырезанный из картона кораблик.

Еще одна серийно выпускаемая нашей промышленностью приставка УПП-ЭФ имеет один или два вращающихся диска. Она предназначена для получения динамически';" световых эффектов: облаков, дождя, снега, пожара. Конструкция приставки позволяет изменять скорость и направление вращения дисков.

Более простым вариантом этой приставки является приставка ПРЭ-1М, имеющая только один диск. Это сказывается на качестве получаемые эффектов. Диски изготовляются из стекла или металла.

Рекомендуемая литература

Ашкенази Г. И., Удольский А. К. Электрооборудования клубов.— М., 1986.

Исаков А. С. Театральные световые приборы заводов В/О "Союзтеапром": Сценическая техника и техноло-гия//Научно-информ. сб. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина).—1985.—Вып. 3.

Новый прейскурант театрально-книжного магазина ВТО: Сценическая техника и технология//Научно-информ. сб. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина).—1985.—Вып. 1.

Сценические эффекты. Приборы и приспособления: Ка-талог//Информкультура.— 1976.

Контрольные вопросы

1. -В чем принципиальное отличие светильников от прожекторов?

2. Для чего применяются проекционные прожектора?

3. Какие прожектора удобнее брать на выездные мероприятия и почему?

4. Какие операции позволяют выполнить дистанционное управление прожекторами?

5. Для чего у светильников устанавливается защитная сетка?

6. Из каких световых приборов можно сделать световой горизонт?

7. Какие эффекты можно получить фокусировкой и расфокусировкой светового потока прожекторов?

8. Назовите типы приставок для световых эффектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.018 с.)