Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технические средства как элемент сценографииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сценография — это область теории и практики (в данном случае КПР), связанная с использованием различных художественно-технических средств с целью создания единой художественной формы мероприятия. Если художественное оформление предполагает прежде всего участие ТС в оформлении уже разработанного сценического действия, то сценография ставит уже другую задачу, творчески более активную — участие в создании самого действия различными художественно-техническими средствами. Все художественно-декоративные и технические средства, которые используют клубные учреждения в реализации сценарно-режиссерского замысла той или иной программы, мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие единую художественную форму этой программы. Сценографический подход позволяет понять так называемое "комплексное использование ТС" в КПР. Термин "комплексное использование ТС" нередко трактуется с количественной стороны: чем больше сумел организатор использовать в оформлении мероприятия разнообразных ТС, тем лучше; при этом основным и единственным критерием эффективности их использования является техническое соответствие ГОСТам. Сценография, разрабатывая концепцию мероприятия в целом, как бы объединяет в ее рамках все основные компоненты, из которых создается целостная форма: действие участников и игра исполнителей, а также сценарно-режиссерское решение, художественно-декоративное, световое, звуковое решения. В КПР речь идет не только о решении сценической площадки, но и всего пространства: сцены, зрительного зала, фойе, клубного здания и подходов к нему. При этом все доступные средства ориентируются на решение главной задачи — создание художественно цельного мероприятия с оптимальной средой внутриаудиторного межличностного общения. Таким образом, основными элементами сценографии в КПР выступают: художественно-декоративное решение интерьера и сценического пространства, техника сцены, световое, звуковое решения. Основная особенность клубной сценографии, ее отличие от сценографии театра заключаются не в создании сценической среды для актеров, а в достижении оптимальных условий для жизнедеятельности собравшихся вместе людей, являющихся одновременно и участниками, и зрителями мероприятия. Это значит, что к любому выразительному средству предъявляется требование функциональной целесообразности, т. е. с какой сценарно-режиссерской функцией оно введено в данное мероприятие. Если исходить из того, что любое культурно-массовое мероприятие проходит три основных этапа создания (сценарий— режиссура — исполнение), то комплексное использование ТС предполагает прежде всего использование их либо непосредственно как средств художественной выразительности на каждом из этих этапов, либо как средств оптимизации действия. Каждому этапу свойственны свои выразительные средства, и творческий клубный работник должен ясно представлять возможности ТС в них. Как известно, к сценарно-драматургическим изобразительно-выразительным средствам относятся: сюжет и композиция, монологи и диалоги участников, система художественных образов, ситуации и поступки, атмосфера события и т. д. Режиссерско-постановочные средства в КПР: активно действующие актеры и реальные герои, направляемые режиссером, мизансцены, художественно-декорационное решение, свет, звук и все другие средства создания среды мероприятия. Исполнительские средства: действия и поступки участников, их реакция на среду и оценки, внутренние монологи, темпоритм, а также профессиональное мастерство в различных видах творчества — песня, танец, музыка и т. д. Таким образом, проблема комплексного использования ТС в художественной КПР состоит прежде всего в разработке художественно-технических приемов, функционального их применения на каждом из творческих этапов. И разработка этих приемов возможна только на основе анализа накопленного опыта прежде всего в области технологии. Но что значит анализировать технологию культурно-просветительного мероприятия? Это прежде всего искать ответ на вопрос "почему?". Почему здесь висит экран, ав другом случае проекция идет на занавес; почему здесь бутафория, а там — реальные предметы; почему здесь выставка, а там — радиогазета; здесь звучат марши, а там —камерная музыка и т. д.? Как и в театральной сценографии, здесь те же основные элементы внешней формы, т. е. деталь, композиция задействованного пространства и средства монтировочной трансформации. Деталь в клубном мероприятии, с которой взаимодействуют реальные участники и исполнители, является важнейшим элементом внешней формы каждого вечера. В зависимости от жанра клубного мероприятия и степени его театрализованности деталями могут быть реальные предметы, взятые из жизни, или бутафорские, лишь отдаленно напоминающие их. Этим определяется качество детали, Она может существовать непосредственно или быть опосредованно представленной в виде слайда, голографии, киноролика, фотографии и т. п. Композицией задействованного пространства следует считать взаимное расположение деталей клубного мероприятия. Она определяет то или иное размещение участников и весьма часто включает две переплетающиеся между собой части. Одна создает со всеми необходимыми подробностями и натуральными атрибутами жизнь реальных людей, аудитории в данном мероприятии (например, вечер типа "Клубный огонек" с чаепитием за столиками). Другая же только отдаленно напоминает реальные обстоятельства и связана уже с условной жизнью, т. е. с клубной театрализацией. В зависимости от того, какая из этих частей является преобладающей в данном вечере, от их соотношения и композиция задействованного пространства также приобретает определенное качество. Изменения, происходящие с деталями и композицией задействованного пространства в ходе массового мероприятия, называются монтировочными трансформациями, Деталь и композиция как элементы среды крайне редко проходят без изменения от начала до окончания мероприятия. Ведущим средством rx трансформации в КПР являются действия самих участников и аудитории. Анализируя особенности среды в задействованном пространстве различных форм КПР, можно выделить два. основных художественно-технологических принципа ее организации. Первый характеризуется следующими признаками: а) господствует в качестве детали реальный предмет, имеющий биографию и определенную социальную значимость; б) композиция задействованного пространства является той средой, в которой происходит реальная жизнедеятельность аудитории; в) монтировочные трансформации являются результатом реального действия собравшихся, формой их волеизъявления. Этот художественно-технологический принцип присущ таким формам работы, как выставки, слеты, торжественные открытия памятников, а также клубным мероприятиям церемониального характера (встречи, проводы, чествования и т. д.). Здесь все используемые ТС нацелены на то, чтобы подчеркнуть символику в расположении участников, в их костюмах, передать или эмоционально усилить звучание биографии детали, подчеркнуть значение происходящих изменений, т. е. монтировочной трансформации. В данном случае эти трансформации (проходы со знаменами, эмблемами и т. д., перерезание ленточки, падение покрывала с памятника, исполнение гимнов и т. п.) всегда имеют большой социальный смысл, ТС стремятся до конца раскрыть его аудитории. Второй принцип создает условную среду, которая дается к тому же как бы через мироощущение условных героев и характеризуется уже иными признаками: а) господствует правдоподобная, но декоративная деталь с выявленной поэтической сущностью, так сказать, с обнаженным вторым планом; б) композиция задействованного пространства лишь напоминает место действия; в) средства монтировочной трансформации полностью аналогичны театральным. В этом случае на ТС падают дополнительные задачи по созданию иллюзии реальности предлагаемых обстоятельств, т. е. детали и композиции сценической площадки, на которой разворачивается действие, но нередко и по имитации самого действия. В КПР второй принцип чрезвычайно редко используется в чистом виде, так как любая сценарно-режиссерская разработка какого-то театрализованного мероприятия в качестве основного героя рассматривает все же реального человека, а основным материалом считает документальный, взятый из жизни данной аудитории. Оба эти принципа в разных пропорциях и комбинациях присутствуют в большинстве форм КПР. Эта художественно-технологическая особенность массовых форм КПР при невнимательном отношении нередко приводит к созданию ложной среды, что на сегодняшний день является одним из серьезнейших недостатков многих клубных мероприятий. Именно смешением художественно-технологических принципов организации среды объясняются ситуации, когда аудитория либо скована формальной обстановкой ненужной парадности и помпезности, которая воспринимается участниками как холодная официальность, либо парализована неуместной игровой условностью, к участию в которой аудитория явно не расположена. Надо сказать, что, к сожалению, очень часто клубные работники создают условную среду и предлагают реальной аудитории существовать в ней подобно массе-актеру длительное время. Но такая ситуация возможна только в массовом действии праздничного характера, когда аудитория заранее знает и готовится к исполнению своей роли в общей игре. Типичным примером несоответствия является ситуация, когда небольшой коллектив (бригада, звено и т. п.) приглашается на чествование одного или группы своих товарищей и попадает в среду, в которой доминируют марши, торжественно-парадный свет, обилие лозунгов и плакатов, широкоформатные киновыставки и т. п. В этой среде не возникает живого отношения, это мероприятие из серии "для галочки". При совпадении характера мероприятия и художественно-технологического принципа создания его среды у аудитории всегда возникает чувство удовлетворения. ТС являются ярким средством художественной выразительности не только в создании среды, но и в разработке основных компонентов творческого замысла, в частности сюжетно-композиционного решения. Если исходить из того, что сюжет в клубной драматургии— это совокупность каких-то явлений, событий (или игровых элементов), расположенных в определенной последовательности и раскрывающих тему в намеченном объеме, характеризующих тот или иной конфликт, то необходимо отметить, что ТС могут играть значительную роль в его разработке. В работе над сюжетом основные творческие трудности в КПР возникают при решении трех задач: 1) Разработка определенной последовательности изложения материала, логики развития основной мысли, что связано с поиском интересного сценарного хода. 2) Организация на этой основе событийного, т. е. конфликтного, действия. 3) Разработка художественно-образного решения всего замысла, т. е. создания единой художественной формы мероприятия. В решении всех этих трудных задач ТС могут выступать в роли незаменимых помощников. Возьмем, например, участие ТС в выстраивании события в сценарии. А для начала рассмотрим цепочку факт — документ — событие через призму технических средств. Все эти различные средства, в которых зафиксированы отдельные факты из нашей жизни, и выступают для нас в качестве документов. Ведь они не только консервируют информацию о факте на длительное время, но и удостоверяют ее подлинность. Документ — это способ фиксации факта при помощи какого-то средства. И когда мы говорим, что в КПР драматургия имеет документальный характер, то имеем в виду прежде всего то, что она опирается на факты, имевшие место в жизни и зафиксированные различными способами, Технические средства фиксации факта имеют целый ряд преимуществ перед другими. Во-первых, они имеют большую так называемую "информационную емкость" (например, слайдовый портрет в цвете дает мгновенную информацию о человеке сразу по нескольким параметрам: возраст, внешность, настроение, характер и т. д.). Во-вторых, ТС имеют одинаковую способность к передаче как рациональной, так и эмоциональной информации. Это важно в том отношении, что средства фиксации факта, попав в сценарий, становятся одновременно и средствами воздействия на аудиторию, которой всегда интересней "смотреть факты", чем слушать рассказ о них. Поэтому уже на этапе сбора и отбора фактического материала для будущего сюжета при помощи средств фиксации материалу придается необходимая окраска, различная интерпретация. Таким образом, технические средства в современной КПР все больше утверждаются в качестве ведущих •йредств фиксации фактического материала по двум основным причинам: ТС повышают оперативность и качество фиксации факта, эффективность сбора материала; ТС позволяют фиксировать факты в различных ракурсах; на различном фоне, выдвигая на первый план самое характерное, наиболее значимое для нас, т. е. позволяют уже на этапе сбора фактов передавать авторское видение материала, показывать местный материал под необычным углом зрения. Аудиовизуальный характер ТС значительно расширяет возможности использования в этих целях так называемого "эффекта узнавания". Ведь персонажи и обстоятельства в зрительном и слуховом восприятии аудитории предстают такими, какими их знают, "как в жизни". А чем больше в условиях массового мероприятия происходит узнавание на экране или в эфире фактического материала, тем больший интерес этот материал вызывает, тем слабее критическое отношение к той идее,- которую тот материал несет или мотивирует. Исключительную важность в сюжетно-композиционной обработке материала имеет процесс поиска удачного сценарного хода, т. е. того способа ведения рассказа, изложения сюжета, который проходит через все театрализованное мероприятие, лежит в основе всей его структуры. Он оказывает существенное влияние практически на все элементы театрализации, а нередко даже выполняет функцию самого сюжета. Трансформация какого-то светозвукотехнического эффекта в контексте развития театрализованного действия может выполнять функцию своеобразного сценарного хода (приема), проходящего через все мероприятие и определяющего его композиционное построение, или выступать в качестве обобщенного образа. Например, в одной из новогодних интермедий для детей была удачно использована большая хрустальная люстра в центре потолка зрительного зала. Сценарий был построен по традиционной схеме: Дед Мороз со своими друзьями ищет украденную у него волшебную палочку, без которой он не может зажечь главную елку праздника. По ходу поисков вся дружная компания преодолевает массу препятствий, борясь с кознями коварных похитителей. И в зависимости от того, как проходила эта борьба, по-разному горела центральная люстра: чем ближе к победе был Дед Мороз с друзьями, тем ярче горела люстра, и наоборот. Зал следил за изменением света люстры, видя в этом борьбу добра и зла. Примечательно, что кульминационная сцена поиска — встреча Деда Мороза лицом к лицу с похитителем — сценаристом вообще была вынесена "за кадр": она проходила вне игровой площадки. Все друзья деда Мороза и друзья похитителя со сцены и все зрители в зале "следили" за поединком по изменяющемуся свету люстры. Был момент, когда она чуть было не погасла совсем, под восторг "воришек" на фоне притихшей аудитории. И когда она, наконец, засияла всеми своими огнями, дети в зале устроили бурную овацию,— это уже была не люстра, не технический осветительный прибор, это был образ светлого и чистого праздника, образ добра. Но вместе с тем это был и своеобразный сценарный прием, через который в значительной мере реализовалось развитие сюжета. Технические средства могут лечь в основу сценографического принципа всего сюжетно-композиционного решения. Так, в одном из театрализованных вечеров Выборгского Дворца культуры в Ленинграде в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции был эпизод "Разгон демонстрации", посвященный событиям 1905 года на Выборгской стороне. Эта массовая сцена решалась при помощи ТС с участием всего трех исполнителей, хотя аудитория воспринимала действие значительной массы людей. Раннее утро. Тускло горит одинокий фонарь на площади. Перед ним на полусломанных ящиках расположились трое подростков. Слышна звуковая картина пробуждения рабочей окраины большого города. Ребята ждут прихода "шествия наших". Здесь, на площади, где они ждут, будет "самое главное". И вот, наконец, ребята услышали, а затем и "увидели" в конце улицы шествие рабочих. Аудитория вечера тоже как бы видит вместе с ними это шествие. Звуковая картина шествия рабочих, постепенно усиливаясь, по левой стороне зала перемещается к сцене. Ребята на сцене уже перекликаются со своими знакомыми в колонне, которая, кажется, еще немного — и выйдет на сцену. Но внезапно в другом конце улицы мальчишки "в кадре" увидели (вместе с ними и все в колонне) нечто такое, что погасило общее возбуждение и крики. Один из ребят кричит своим, находящимся "за кадром": "Казаки!"— и показывает в противоположный конец зала. Там, по правой его стороне, постепенно нарастая, движется к сцене другая звуковая картина — проскок казачьей сотни по мостовой. Вот две звуковые картины — демонстрация рабочих и казачья сотня — как бы остановились друг перед другом. Мы "видим" то, что происходит "за кадром", вне сцены. А на сцене — подростки у фонаря с ящиками, оказавшиеся между двумя враждебными силами. Происходит словесная дуэль демонстрантов и казаков. Слышна команда: "Шашки вон!" Начинается разгон демонстрантов. Заметались по сцене голоса людей, плачи и причитания, ржанье лошадей, звон разбитого фонаря, лучи прожекторов, в которых иногда попадают фигурки трех подростков, ищущих спасения от этого кошмара. Постепенно звуковая картина разгона демонстрации удаляется по обеим сторонам зала. На площади снова тихо. Уже утро. Сцену заливают лучи восходящего солнца. Повсюду видны следы погрома: валяются куски одежды, детские игрушки, разбросаны ящики. Из-под них поочередно вылезают перепуганные подростки. Они потрясены увиденным: "Звери! Звери! Это им даром не пройдет!.." Думается, что решение- этой массовой сцены при помощи ТС является оптимальным, ибо если бы клубный режиссер ввел сюда массу исполнителей с их атрибутами (не говоря уже о лошадях), то вряд ли он получил бы более динамическую, убедительную и масштабную картину разгона демонстрации, чем которую создали в воображении аудитории ТС. Контрольные вопросы 1. Назовите художественно-технологические особенности среды в культурно-просветительной работе. 2. Что значит комплексное использование технических средств в КПР? 3. Охарактеризуйте основные элементы внешней формы мероприятия в КПР и роль технических средств в их реализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.013 с.) |