Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции ТС в кпр. Понятие о носителях информации

Поиск

Характер использования ТС в различных видах КПР обусловлен теми функциями, которые они выполняют.

В практике КПР можно условно выделить пять основных, тесно связанных между собой функций ТС: информационную, обучающую, художественно-зрелищную, вспомогательную и технического самодеятельного творчества.

1. Информационная функция реализуется при применении техники в качестве средства передачи информации в лекционно-пропагандистской, агитационно-массовой работе, для информационно-справочных целей и т. д.

2. Обучающая функция тесно связана с информационной и используется в учебно-творческой работе самодеятельных кружков и любительских коллективов.

3. Художественно-зрелищная функция служит для обогащения, усиления идейно-эмоционального звучания мероприятия как средство его сценарно-режиссерского решения. Это относится также к номерам и программам, которые готовят коллективы художественной самодеятельности.

4. Вспомогательная функция тесно связана с художественно-зрелищной функцией и используется для декоратив-

но-иллюминационного освещения и других целей, не имеющих самостоятельного значения в КПР.

5. Функция техники как средства самодеятельного технического творчества используется для изучения, конструирования, моделирования в кружках, студиях и объединениях при К.ПУ.

Ведущими функциями ТС в КПР являются информационная и художественно-зрелищная. Именно эти функции обусловили многообразные формы использования ТС в КПР.

Информационные возможности заложены уже в самой природе большинства технических средств, способных емко, объективно, наглядно и оперативно фиксировать и передавать во времени и пространстве все многообразие окружающего нас мира. Слово "информация" происходит от латинского informatio, что означает разъяснение и характеризуется в простейшем случае как сведения, передаваемые каким-либо способом.

ТС в КПР позволяют передавать информацию по специально образуемым звуковому (система звукоусиления) и световому (проекция, свет) каналам. Информация, предназначенная для использования ТС, размещается на каком-либо носителе информации. Носитель информации — материальный объект, на котором нанесены данные (информация), используемый для работы с каким-либо ТС или обеспечивающий его работу. Например, носителями информации для звукового канала являются магнитная лента, пластмассовый и магнитный диски, постоянное запоминающее устройство на полупроводниках и т. д. Носителями информации также являются кинопленка, полиэтиленовая пленка, картон, бумага и т. д.

Носитель информации с нанесенной на него информацией образует информационный материал (ИМ). Чтобы эффективно использовать ТС в КПР, культпросветработник должен хорошо представлять себе виды ИМ, используемые в КПР, основные требования к ИМ, способы их изготовления, правила использования ИМ, методы и способы организации и хранения информационных фондов (ИФ).

Информационные материалы могут быть созданы как силами и средствами культурно-просветительных учреждений (КПУ), так и различными специализированными организациями (завод диапособий, фирма "Мелодия" и т.д.). В большинстве случаев для их создания используются разнообразные технические устройства, начиная от простых приспособлений и кончая сложной современной полиграфической, фотографической, звукозаписывающей аппаратурой.

Основными принципами, которым должны удовлетворять информационные материалы, являются наглядность и художественность. Различают несколько видов наглядности: предметную, звуковую и словесную (речевую) наглядность. Предметная наглядность — это непосредственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Звуковая наглядность — это восприятие на слух музыки, шумов и других звуков, характеризующих реальные объекты, действия на сцене и т. д. Под словесной наглядностью понимается восприятие печатного слова или звуковой речи, также воздействующих на чувства. Принципу художественности будет соответствовать информационный материал, отвечающий современным эстетическим требованиям. Только художественно выполненные фонограммы, диапозитивы могут выполнить свою роль в мероприятии.

Общие требования к ИМ, сформулированные с учетом указанных принципов, можно разделить на требования технического, эксплуатационного характера и требования к самой информации. При этом качественные показатели информации, заключенные в материале, целесообразно разделить на показатели, характеризующие содержательную сторону информации, и показатели качества ее отображения.

Показателями, характеризующими содержательную сторону информации, являются жизненная достоверность, документальность, убедительность, доходчивость, насыщенность местным материалом, его новизна. Содержание ИМ определяется идеологической направленностью всей культурно-просветительной работы, которая строится в соответствии с принципом партийности. Важными условиями реализации этого принципа являются правдивость и ясность изложения правильно отобранных и сгруппированных типических и жизненно достоверных фактов, обоснованность и логичность выдвигаемых положений.

Успешному восприятию информации способствует доходчивая форма ее преподнесения, а убедительности — насыщенность фактическим материалом и использование документальных материалов местного значения.

Показателями, характеризующими качество отображения информации в материалах, являются художественность и выразительность исполнения, качество записи звука или изображения, композиционное построение, эмоциональность воздействия, лаконичность.

Из рассмотренных видов наглядности следует, что информационные материалы должны содержать"в себе визуальную или звуковую информацию или их комбинации. Соответственно этому они могут быть визуальными, звуковыми и визуально-звуковыми (аудиовизуальными).

По форме представления визуальные могут быть текстовыми (таблицы, буклеты, журналы), графическими (схемы, диаграммы, планы), изобразительными (картины, рисунки, фотографии). Визуальные ИМ, используемые для проецирования содержащейся в них информации на экран, часто называют экранными материалами (диапозитивы, кинофильмы).

Информационные материалы на различных носителях образуют информационный фонд КПУ, т. е. информационный фонд представляет собой совокупность организованных определенным образом ИМ.

Информационный фонд КПУ является базой информационного обеспечения культурно-просветительных мероприятий. От содержания, организации, сохранности этого фонда зависит эффективность проводимой работы.

Фонды информационных материалов делятся на централизованные (ЦФИМ) и частные. Частные фонды различаются по видам в зависимости от используемых носителей.

Наиболее распространенными являются следующие виды частных фондов:

1. Фонд диапозитивов, кодопозитивов и кинофильмов (диа- и фильмотека).

2. Фонд магнитных лент для магнитофонов и фонд грампластинок (фонотека).

3. Фонд эскизов световых решений, рисунков и заставок на разных носителях (светотека).

4. Фонд магнитных лент для видеомагнитофонов (ви-деотека).

Частные фонды КПУ образуют централизованный фонд информационных материалов, используемых с ТС.

Работой по созданию и функционированию централизованного информационного фонда руководит группа организации и ведения фонда, создаваемая обычно на базе методического кабинета КПУ. В обязанности этой группы входят: разработка каталогов и системы координирования ИМ, приобретение ИМ, их изготовление и учет. Наиболее распространеными видами ИМ, составляющими основу этих фондов, являются фонотека и диатека.

Отбор информационных материалов для фондов ведет-д ся с использованием соответствующей справочной литера-1 туры, каталогов, выпускаемых издательствами и фирмами-j изготовителями информационных материалов. Вот неко-| торые из них: "Каталог демонстрационных наглядных и] звуковых пособий", "Диапозитивы" (Госкино СССР, сту-| дня "Диафильм"), "Каталог грампластинок" (посылторг,| Апрелевская база), "Кино в лекционной пропаганде", "Аннотированный каталог кинофильмов", "В мире прекрасного" (Всесоюзное общество "Знание"), "Эстрадная музыка—молодежи" (Государственная республиканская юношеская библиотека им. 50-летия ВЛКСМ); журналы: "Клуб и художественная самодеятельность", "Библиотекарь", звуковой журнал "Кругозор".

В последнее время крупные библиотеки страны на страницах своих библиографических изданий помещают сведения о выпущенных диафильмах, грампластинках, кинофильмах и т. п. Эти библиографические пособия оказывают помощь в докомплектовании фондов. Например, Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в серии "В мире прекрасного" выпустила указатели литературы в помощь самообразованию молодежи: "Русская классическая музыка", "Советская музыка", в которых рекомендуются не только книги, но и грампластинки. Государственная республиканская юношеская библиотека им. 50-летия ВЛКСМ издает рекомендательные указатели диафильмов, диапозитивов, грамзаписей и книг для тех, кто интересуется русским искусством.

Для успешного функционирования ИФ в КПУ должна находиться следующая аппаратура: аппаратура для прослушивания и записи с эфира, аппаратура для перезаписи и монтажа фонограмм (и видеограмм), репродукционная фотоаппаратура.

Успешное использование фондов зависит от соблюдения специфики их функционирования в условиях КПУ, грамотной методической организации их работы. Как показывает практика, несоблюдение даже одного такого методического требования в работе (например, выдача в клубной фонотеке копии с хранящегося оригинала) может привести к нарушению фонда.

В условиях КПУ особенно важно, чтобы система учета, поиск и выдача материалов из фонда не были сложными. Информационные материалы, передаваемые в фонды, сортируются по типу носителя информации, тематике и другим признакам. В КПР эти материалы проходят проверку на конкретном мероприятии и после заключения о пригодности регистрируются в инвентарной книге. Каждой единице информационного материала или комплекту присваивается инвентарный номер или учетный индекс. Далее на него заводятся три карточки: каталога, движения и описания.

Карточка каталога должна содержать основные сведения об информационном материале. На основе этих карточек формируются общие или частные систематические каталоги (каталог фонотеки, видеотеки и т. п.). При необходимости в дополнение к систематическому каталогу может быть сформирован и алфавитный.

Карточка движения особенно важна в работе диатеки. Эта карточка является одновременно рабочим формуляром материала. В ней отмечаются результаты периодического осмотра качественного состояния материала и сведения об его использовании (когда, кем, в течение какого времени, сколько раз). Карточку хранят вместе с ИМ или помещают в картотеку имеющихся ИМ, а при выдаче ИМ ее извлекают и перекладывают в картотеку выданных пособий.

Карточка описания должна содержать исчерпывающие сведения об информационном материале. Для грампластинок, магнито- и видеозаписей это общее и полное наименование каждого произведения, его хронометраж, автор и исполнители, источник записи, выходные данные: вид записи, место и год выпуска, индекс и пр., сопроводительный текст. Здесь же целесообразно привести дополнительные сведения об авторе, исполнителях и другую информацию. К диапозитивам и диафильмам рекомендуется приложить фоторепродукции каждого кадра, наклеив их на лист в последовательности расположения диапозитивов в комплекте.

После полной библиографической обработки материал размещается в соответствующих местах для хранения в порядке, удобном для поиска.

Поиск ИМ в фонде представляет собой определенную проблему. В качестве ее решения могут быть предложены средства малой механизации поиска информации, описанные в специальной литературе.

Наиболее популярны карты с краевой перфорацией. Чаще всего употребляются перфокарты с двойной краевой перфорацией трех форматов: К6(147Х105 мм), К5(207х Х147 мм) и К4(297Х207 мм). Распространены карты формата К5. К недостаткам таких карт относятся невозможность изменения однажды созданного макета перфокарты, ограниченность объема картотеки. Наконец, процесс создания информационной системы на перфокартах весьма трудоемок.

Однако у карт с краевой перфорацией есть и существенные достоинства. Одним из главных их преимуществ является простота. Они не требуют для обработки дорогостоящего оборудования или специальных знаний. Неперфорационное поле с обеих Сторон карточки позволяет нанести на него значительное количество информации. Карты не надо систематизировать; они могут храниться в произвольном порядке, так как место их расположения в картотеке не влияет на последующий поиск, в то время как материал в них систематизирован. Информация отыскивается сравнительно быстро. При правильной разработке макета перфокарты и списка признаков обеспечивается также достаточная полнота получаемой информации,. Наконец, два ряда отверстий по краям перфокарты дают возможность с помощью довольно простых приемов закодировать необходимое количество признаков, что позволяет в дальнейшем вести поиск нужных сведений по различным аспектам.

На этапе разработки макета перфокарты выполняются следующие работы: определение массива документов и выбор формата перфокарты; определение поисковых признаков, подлежащих кодированию; составление кодовых списков; выбор кодов для установленных признаков; собственно создание макета перфокарты; оформление инструкции по кодированию и поиску в картотеке.

Кодирование поисковых признаков на картах с двойной краевой перфорацией производится путем вырезки перемычек между краем карты и перфорационным отверстием. Пара отверстий, одно из которых принадлежит первому ряду, а второе — второму, называется "ячейкой". В ней можно сделать две вырезки: мелкую, удалив перемычку между краем карты и первым отверстием, и глубокую, когда, кроме этого, вырезается перемычка между перфорациями.

Для всех аспектов в предлагаемой информационно-поисковой системе (ИПС) пользуются тремя видами кодов. Если одна вырезка соответствует одному признаку, то код называется "прямым". Однако прямой код применим лишь тогда, когда аспект содержит небольшое число признаков. Если число признаков большое, используется "комбинированный" код. В этом случае кодируется уже не сам при-

знак, а его номер в кодовом списке. Однако пользование ключами позволяет на одной карте кодировать лишь один поисковый признак. Поэтому необходимость кодирования на перфокарте нескольких исполнителей требует использования другого кода — суперпозиционного. Каждая специальность исполнителя кодируется четырехзначным числом. Для уменьшения количества вырезок и исключения проявления при поиске лишних карт, не несущих информации, одна пара цифр обозначается двухзначным числом.

Хранение фонда представляет собой особым образом организованный процесс, направленный на обеспечение неизменности состояния носителя информации и записанной информации. Так, например, грампластинки следует хранить только в вертикальном положении в сухих помещениях при температуре не выше 35°С в местах, защищенных от солнечных лучей. Магнитные ленты надо хранить при температуре 10—25 °С и относительной влажности 55—65%. Магнитным лентам вреден солнечный свет, их надо оберегать от воздействия сильных магнитных полей. Ленты на лавсановой основе можно хранить при любой положительной температуре и влажности. Катушки и кас-с-еты с магнитной лентой, магнитофильмы лучше хранить в заводской упаковке в секционных шкафах.

К хранению диапозитивов особо жестких требований не предъявляется. Они должны находиться в сухих отапливаемых комнатах, помещенные в картонные коробки или клессеры. Диапозитивы желательно располагать в секциях с выдвижными ящиками. Диафильмы хранят в заводской упаковке в специальном шкафу на выдвижных полках, где высверливают требуемое количество отверстий глубиной не более 10—20 мм к диаметром в соответствии с размерами упаковки, куда и помещают коробки с диафильмами. Полки могут иметь наклон под углом 25—30°. В заключение остановимся на общих принципах восприятия информации, передаваемой с помощью ТС.

1. Человек воспринимает окружающую среду пятью органами чувств, но, как мы уже отмечали, наиболее четкая и дифференцированная информация поступает через зрение и слух. В отличие от многих видов искусств, которые являются как бы "одномерными" в том смысле, что вся информация передается по одному из основных каналов (музыка, живопись, архитектура и т. д.), художественная КПР в зрелищном отношении является "многомерной", т. е. здесь информация передается по всем, но преимущественно по двум основным каналам восприятия.

2. При сценарно-режиссерской разработке любого культурно-просветительного мероприятия необходимо иметь в виду, что если основной поток информации в какой-то момент действия направляется только по одному из основных каналов, то другой канал (вспомогательный) не бездействует, а воспринимает случайную информацию, которая почти всегда является помехой. Поэтому организаторам художественной КПР надо заботиться о постоянной загрузке обоих основных каналов восприятия. При этом следует помнить, что канал, который в тот или иной момент является вспомогательным, может быть в клубном сценарии загружен с определенной целью, а именно:

а) ограждать вспомогательный канал от поступления в него случайной, а поэтому мешающей информации, т. е. создавать нейтральный художественный фон, не мешаю-.щий главному действию, но подавляющий помехи;

б) создавать фон не нейтральный, а эмоционально окрашенный, который методом иллюстрации или контраста усиливал бы действие информации, поступающей по главному каналу;

в) и наконец, самая важная цель — участвовать совместно с главным каналом информации в художественно-образном решении темы.

Перечисленные основные функции вспомогательного канала в художественной КПР, как правило, реализуются при помощи технических средств и имеют принципиальное значение в организации их использования в культурно-просветительных учреждениях.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции использования ТС в КПР и дайте краткую характеристику каждой.

2. Чем отличаются понятия "информационный материал" и "носитель информации"?

3. Дайте характеристику основным видам информационных материалов, используемых с ТС в КПР.

4. Какие основные требования предъявляются к информационным материалам в КПР?

5. Какие виды частных фондов информационных материалов в культурно-просветительных учреждениях вы знаете?

6. Назовите основные обязанности группы организации и ведения информационного фонда в культурно-просветительных учреждениях.

7. Назовите общие функции использования ТС в художественной КПР.

 

Глава II. Звукотехническое обеспечение в культпросветучреждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.015 с.)