Технические средства в художественно-образном решении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические средства в художественно-образном решении



В качестве самостоятельного средства, с помощью которого можно добиться яркой выразительности, следует рассматривать ТС и в создании художественно-образного решения. Использование ТС в создании художественного образа в клубной сценарно-режиссерской практике является наиболее плодотворным.

Говоря о художественном образе, следует вспомнить, что это характерный для искусства способ познания действительности в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Последнее обстоятельство в общем-то и определяет отличие художественного образа от научных понятий, политических идей и т. п.

Именно на основе неразрывного единства таких, казалось бы, несовместимых сторон, как чувственное и логическое, конкретное и абстрактное, индивидуальное и общее, которые переданы через конкретные выразительные средства того или иного вида искусства, в нашем сознании возникают образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства и т. д. В них-то и находят свое выражение различные идеи и чувства.

В клубной практике образ возникает на пересечении разных художественно-выразительных средств, в том числе, а может, даже и прежде всего, технических,— здесь и динамичные кинокадры, и запечатлевшие местный документальный материал слайды, линии и краски, ритм монтажа света и тени, звуковых эффектов и т. п. Однако главенствуют здесь элементы зрительного ряда. В клубной сценарно-режиссерской практике зрительный образ обладает двумя особенностями: а) он динамичен, развивается во времени и в пространстве, активно воспринимается залом; б) он имеет документальную основу, в нем реализуется стремление к поэтизации реального фактического материала из жизни самой аудитории.

Рассмотрим основные виды художественного образа в клубной сценарно-режиссерской практике с точки зрения участия в их создании ТС.

Образ-деталь. Определенный предмет, выделенный крупным планом, привлекает внимание аудитории и может быть воспринят как художественный образ, раскрывающий явление (идею, мысль) через выразительную деталь. В практике КПР, где широко используется различная символика, это довольно распространенный вид художественного образа. Поэтому непосредственное (так сказать, "утилитарное") значение показываемой детали и смысл того художественного образа, который создается, как правило, не совпадают. И чем сильнее, ярче художественный образ, тем значительнее это несовпадение., В одном из театрализованных вечеров Донецкого Дома культуры, посвященном прославленному сталевару, был такой эпизод.

Герою вечера дарили на память кусочек стали из первой послевоенной плавки в восстановленном Донбассе, в которой он участвовал учеником горнового. Все эти годы кусочек металла хранился в семье горнового, и вот теперь от имени своей семьи эту реликвию герою вечера вручал его нынешний ученик — сын старого горнового. Этот момент вечера производил очень сильное впечатление, так как режиссеру удалось убедительно выстроить мизансцены и найти скупые, но точные, эмоционально-яркие средства выразительности. Вот вспыхнул широкий экран-задник: мы видим плавку, разлив горячего металла. На этом фоне узкий луч света высвечивает героя вечера, стоящего на сцене. Но вот в глубине зала вспыхнула еще одна яркая точка — второй луч света высветил сына старого горнового, ныне ученика героя вечера, который медленно несет на бархатной подушечке кусок черного металла.

В темном зале были видны только две яркие точки: лицо прославленного сталевара и руки его ученика, несущие кусок черного холодного металла. Казалось, что и кусок металла, и лицо героя вечера, высвеченные узкими лучами прожекторов, были показаны залу очень крупным планом. Эти две яркие точки медленно сближались. И представлялось, что происходит встреча двух поколений сталеваров, и уже не кусок металла видела аудитория, а то время, самоотверженный труд людей, которые дали жизнь разрушенным домнам Донбасса. Так образ-деталь в клубных сценарно-режиссерских разработках может определить смысловой и эмоциональный настрой любого эпизода, а нередко и всего мероприятия.

Часто в качестве образа-детали в клубных мероприятиях выступают реальные вещи (документальные детали), имеющие свою "биографию". В этом случае ТС не только показывают, но и формируют смысловое восприятие такой детали, являются средством раскрытия биографии героя через зрительный ряд или звуковую картину, подчеркивая документализм и выявляя социальную значимость предмета. Так, например, гильза или солдатская каска, показываемые на фоне кино или фотокадров о войне или мирной жизни, будут восприниматься как различные образы-детали.

Во всех случаях художественная функция детали не уточнение нюансов, не новая подробность, а воссоздание целого образа через какую-то его часть, деталь (кусок металла, гильза, каска и т. д.).

Образ-описание встречается почти в каждой клубной' сценарно-режиссерской разработке. Он создается при помощи моно- или полиэкранной проекции в сочетании с песенным, текстовым или музыкальным материалом.

Применяя диа или кинопроекцию при создании образа-описания, необходимо помнить, что этот вид художественного образа дан через восприятие авторов сценария или аудитории, Одним из самых распространенных методов разработки образа-описания является иллюстрация текста известной песни местным фактическим материалом (преимущественно слайдами).

Образ-персонаж. В клубных сценарно-режиссерских разработках в создании конкретного образа человека-труженика ТС выполняют несколько функций.

С помощью ТС дается быстрая и емкая информация о герое вечера: он на работе, на отдыхе, в кругу семьи и друзей. Фото и кинокадры должны быть тщательно выверены, отобраны и смонтированы так, чтобы как можно полнее обрисовать черты характера этого человека.

В отличие от театра и кино, где автор создает образ-персонаж методом собирательной типизации, культпросветработник ограничен рамками избирательной типизации. Однако не всегда герой мероприятия может свободно держаться на сцене, говорить в микрофон для большой аудитории. Задача организаторов праздника состоит в том, чтобы найти такие формы участия героя в мероприятии, которые позволили бы по возможности избежать всех этих затруднений. Здесь на помощь приходят ТС.

Известно, что даже опытные ораторы нередко испытывают скованность перед микрофоном, особенно если в это время идет запись. Практика показывает, что в условиях непринужденной беседы, когда никто из организаторов не обращает внимания на микрофон и не ставит задачу получения высококачественной записи, даже весьма неискушенные в этом деле и скованные в общении люди сравнительно быстро привыкают к присутствию микрофона и перестают его замечать. Полученная методом "забытого микрофона" 30—40-минутная фонограмма дает возможность монтировать 2—3-минутный фрагмент речи героя, который будет звучать с большой непосредственностью и искренностью, вызывая симпатии аудитории.

Наблюдения показывают, что ТС способствуют возникновению особого отношения к тому, что они воспроизводят. Эуо уже больше, чем "эффект узнавания". Родной цех, ферма изучены до мелочей, но их показ на экране всегда вызывает оживление аудитории. Герой вечера большинству в зале хорошо знаком, однако его появление на экране, трансляция небольшого интервью с ним непременно воспринимаются с повышенным интересом. Думается, что здесь мы имеем дело с определенным психологическим феноменом, когда экран, трансляция, даже в масштабах ау-

дитории клубного мероприятия, ассоциируются со средствами массовой пропаганды, и сам факт их использования является, очевидно, престижным. Были случаи, когда рабочие, герои вечера, обижались если они были представлены только "живьем", без использования кадропроекции.

Помимо внешней характеристики героя ТС играют чрезвычайно важную роль в раскрытии его внутреннего мира. Культурно-просветительные работники часто говорят о том, что в образе-персонаже они хотят "показать" того или иного человека, но нередко имеют в виду только внешний план.

Показать человека — это значит прежде всего показать процесс становления его характера, силу воли, целеустремленность. Показать передовика производства — это прежде всего раскрыть аудитории не только его поступки, но (и это даже более важно) мотивы этих поступков. Только ТС дают возможность дать крупным планом глаза рабочего, его лицо в напряженные минуты работы, показать в виде внутреннего монолога ход мыслей героя.

Образ темы — это основной образ в клубном мероприятии. Он обычно складывается из суммы художественных образов и определяется эпизодами и сценами, в которых наиболее полно выразилось понимание организаторами вечера, авторами сценарно-режиссерской разработки основной идеи. Но нередко бывает, что в таких разработках является обобщенный образ, в котором и выражается главная мысль вечера.

В создании таких образов-обобщений ТС также имеют немаловажное значение: это и музыкальные фонограммы, наиболее успешно выполняющие функции обобщения, и различные, крупным планом возникающие символы (знамена, факелы, пятиконечные звезды), и трансформирующиеся проекции теней и т. п.

Практически каждый клубный сценарий старается в финале вечера выйти на образ-обобщение. Это выглядит примерно так. Звучит запись песни "И вновь продолжается бой". На этом фоне на заднике-полиэкране мы видим кадры созидательного труда советских людей в самых разных областях народного хозяйства. Кадры заканчиваются — песня продолжается. Она звучит первым планом, громко. Общий свет на сцене и в зале. Все участники вечера встают и подхватывают песню.

Так или примерно так выглядит самая распространенная попытка создать при помощи песни и полиэкрана образ-тему, образ-обобщение.

Удачно выбранная финальная песня может создать емкий образ-тему клубного мероприятия. Однако следует иметь в виду, что песня как самостоятельное произведение сама по себе уже несет какой-то художественный образ, возникающий в нашем сознании всякий раз, когда мы слушаем ее.

Поэтому в случае использования песенного материала для создания яркого образа-обобщения необходимо, во-первых, обеспечить всеми имеющимися приемами и средствами доминирующее значение зрительного ряда, а во-вторых, нужна такая емкая в смысловом плане монтировочная трансформация, которая побудила бы аудиторию выразить в коллективном жесте или движении свое отношение к ее символическому смыслу. В таком случае аудитория действительно подхватит песню, а не просто прослушает ее.

Говоря о придании смысловой значимости трансформации элементов сценографического решения мероприятий, следует подчеркнуть важное значение мизансцен.

Все приведенные до- этого примеры подтверждают большие возможности в выделении нюансов оформления мизансцен, подчеркивании деталей, передаче крупного плана и общей атмосферы мизансцены, усилении ее пластического рисунка и всего символического звучания.

Все это особенно проявляется в сценографии мероприятий с элементами церемониально-обрядового характера, где мизансцена с реальными участниками и деталь (символ или какая-то реальная вещь) зачастую несут основную смысловую нагрузку эпизода или программы в целом.

Однако в полном объеме' сценографические возможности техники проявляются в таких программах, где сознательно ограничено или вообще исключено проявление многих традиционных изобразительно-выразительных средств: привычных декораций, подмостков сцены, а порой даже и самих актеров-исполнителей.

Программами такого рода являются светозвуковые спектакли под открытым небом, утвердившиеся в последние три десятилетия в качестве нового жанра театрализованного представления и получившие название "Свет и звук", в которых ТС создают яркие образы-обстоятельства, образы-события.

Художественно-технологический принцип, лежащий в основе сценографии программ "Свет и звук", заключается в создании световых и звуковых эффектов на фоне какого-то исторического памятника (здание или местность), являющегося естественной декорацией.

Светозвуковые программы стали массовым зрелищем во многих странах. Известно более 100 подобных установок только вокруг архитектурных памятников стран Средиземноморья. Многие из них пользуются большой популярностью.

В театрализованных программах "Свет и звук" световая аппаратура используется вместе со звуковой. Это дает возможность получать эффект перемещения звука в объеме заданного архитектурного пространства по ходу сценического действия. Таким образом, с технической точки зрения программа типа "Свет и звук" — это синтез светозвуковых эффектов и архитектуры.

Создание мероприятия типа "Свет и звук" состоит из двух частей: художественной и технической программ.

Работа над художественной программой включает следующие этапы: а) выбор объекта, его внимательное изучение в историко-культурном и географическом планах; б) создание литературного сценария, в котором на базе изученного исторического материала разработаны звуковые решения (диалоги и звуковые картины основных эпизодов); в) поиск и окончательное утверждение основных светоцветовых эффектов, которые создаются в виде рисунков на темной бумаге, дающих представление о характере найденных решений.

Тексты, исполненные актерами, и музыкально-звуковое решение, составляющее звуковую партитуру программы, записываются на магнитофонную ленту.

Техническая программа разрабатывается в соответствии с художественной и включает: 1) план установки световой аппаратуры на местности (здесь в основном используется аппаратура двух видов: прожектора или источники света, приспособленные для обеспечения нужных эффектов, и аппаратура цветомузыки); 2) план установки звуковой аппаратуры, которая включает: аппаратуру для многоканального (от 2 до 6 каналов) воспроизведения фонограмм, усилители и мощные акустические колонки (6—8 колонок), пульт команды и контроля (или приборы автоматического управления) всей аппаратуры.

В современной художественно-массовой работе на базе местных художественно-архитектурных и историко-революционных памятников программы типа "Свет и звук" реализуются с большим успехом. В Москве, Казани, Ленинграде, Киеве, Одессе, Вильнюсе и других городах нашей страны уже созданы такие спектакли; некоторые из них стали традиционными, как, например, в Петродворце,

Контрольные вопросы

1. Что такое художественный образ и какие его виды встречаются в КПР?

2. Расскажите о методике использования ТС в создании каждого вида художественного образа в КПР.

3. В чем заключается основной принцип организации театрализованных мероприятий типа "Свет и звук"?

Заключение

Перед культурно-просветительными учреждениями в условиях активизации всех сторон жизни нашего общества стоит задача повышения яркости, разнообразия, эмоциональной привлекательности всех сторон своей деятельности. Решение этой задачи требует от каждого клуба, библиотеки, спорткомплекса и т. д. широкого внедрения богатого арсенала современных технических средств. Каждый культпросветработник должен хорошо не только знать, зачем ему нужна та или иная аппаратура, но и уметь грамотно работать с ней, владеть основными технологическими приемами ее использования. Без этого в современных условиях нельзя рассчитывать на успех.

В настоящем пособии на примере художественно-массовой работы КПУ показано, какую неоценимую помощь практическим работникам могут и должны оказать современные технические средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.018 с.)