Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение характера ладового развития и образного содержания музыки.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
III. МЕЛОДИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ Звуковысотная сторона мелодии, т.е. мелодическая линия, играет важную роль в создании эмоционально-образного строя и динамического тонуса музыки. Для выразительности мелодии существенны соотношение разных направлений мелодического движения и сочетание в ней скачкообразного движения с поступенным. 1. В большинстве мелодий соединяются разные направления мелодического движения, которые дополняют и уравновешивают друг друга. Восходящее мелодическое движение ассоциируется с ростом напряжения (Моцарт Лакримоза), а нисходящее - с его спадом (Рахманинов «Не пой, красавица», начальный оборот вокальной партии). Такое устойчивое восприятие этих видов мелодического движения обусловлено вокальным происхождением мелодии. Как известно, пение высоких звуков требует бóльшего натяжения связок и бóльших усилий при звукоизвлечении, потому оно и воспринимается как напряжённое. А исполнение более низких звуков такого напряжения не требует. В редких случаях восходящее и нисходящее мелодическое движение могут иметь иные смысловые значения. Восходящее движение способно создавать эффект растворения, исчезновения, угасания или восхождения в запредельную высь (как, например, в заключительном разделе финала Симфонии №3 Шнитке), а нисходящее движение может даже накапливать напряжение перед кульминацией (например, в разделе Арии Кончака из «Князя Игоря» Бородина с текстом «... и ужас смерти сеет мой булат»). Третий вид мелодического движения - горизонтальное (на одной высоте) приобретает то или иное выразительное значение в зависимости от разных средств выразительности: ритма, темпа, лада, регистра, тембра и др. В Рондо Фарлафа оно имеет комический характер, а в сцене в казарме из «Пиковой дамы» - зловещий, таинственный. 2. В уравновешенных и законченных мелодиях сочетается скачкообразное движение с поступенным. Для них характерна закономерность построения, именуемая «скачком с заполнением», которая предполагает введение после скачка поступенного мелодического движения в обратном направлении в диапазоне скачка (например, начальные обороты темы главной партии из 1-й части Симфонии №40 Моцарта). 3. Скрытая полифония (скрытое многоголосие) - расслоение мелодии на два, реже - на бóльшее количество голосов, представляющих собой подобие контрапункта или имитационного многоголосия (Н.Мясковский Соната №1, I ч., тема фуги; Бах тема фуги h moll из I тома ХТК). Мелодии со скрытым многоголосием отличаются рельефным звучанием, они встречаются в произведениях композиторов-полифонистов, часто - в произведениях для скрипки, виолончели, флейты соло. 4. Типы мелодического движения: 1) поступательное - движение в одном направлении (восходящее или нисходящее, не обязательно поступенное); 2) вращательное (кружение) - опевание определённого звука (Римский-Корсаков «Полёт шмеля»); 3) горизонтальное - движение на одной высоте; 4) движение рассредоточенного типа - волнообразное мелодическое движение в нешироком диапазоне без ярких кульминаций (Бетховен Симфония №9, хоральная тема из финала); 5) движение с преодолением мелодического сопротивления - ступенчатое движение, при котором поступательное восхождение (реже - нисхождение) тормозится ходами в противоположном направлении (Бетховен Мелодия темы «32-х вариаций»); 6) смешанные типы мелодического движения - сочетание двух или нескольких разных типов мелодического движения (поступательного с вращательным; горизонтального с вращательным или др.). IV. ДИНАМИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (имеется в виду энергия, степень напряжённости движения) Мелодическое развитие, как и музыку в целом, организуют ритмы постоянных смен нарастаний динамического напряжения и спадов. Большинство мелодий представляет собой динамическую волну нарастания напряжения к кульминации с последующим спадом. Кульминация является смысловым центром мелодии, моментом максимального напряжения в мелодическом развитии. Она подготавливается многими средствами: 1) восходящей направленностью мелодического движения; 2) последовательным расширением диапазона мелодии; 3) усложнением интервалики в интонационных оборотах; 4) накоплением ладовой неустойчивости; 5) активизацией ритмического движения; Усилением громкости. Характерными приёмами развития при подготовке кульминации являются восходящие секвенции и движение с преодолением мелодического сопротивления. Кульминация подчёркивается мелодической вершиной, ритмической остановкой (крупной длительностью) или сбоем (синкопой), неустойчивым звуком лада, громкостным акцентом. В послекульминационной зоне осуществляется динамический спад, благодаря преобладанию нисходящего мелодического движения, уравновешивающего подъём к кульминации; благодаря ритмическому торможению, разрешению ладовой неустойчивости, ослаблению громкости. Динамический уровень мелодического развития зависит от соотношения энергии подъёма к кульминации и её нейтрализации после кульминации, а также - от местоположения кульминации в мелодии. В наиболее законченных и уравновешенных по развитию мелодиях кульминация приходится на точку золотого сечения (0,62) или на зону золотого сечения (третью четверть целого). Золотое сечение - это такая совершенная пропорция при делении целого на две неравные части, при которой бóльшая часть относится к меньшей, как целое относится к бóльшей части. Точка золотого сечения (ТЗС) в музыке обычно связана либо с кульминацией, либо с расчленением формы на разделы. Расчёт ТЗС в произведении (или любой его части): общее количество тактов (или метрических долей в небольших построениях) нужно умножить на 0,62; результат - такт (или метрическая доля), на который (на которую) приходится ТЗС. Разновидности кульминаций по местоположению в форме: 1) кульминация располагается в точке золотого сечения (см. выше); 2) кульминация, смещённая к заключительной части формы, отличается высокой экспрессией, иногда приобретает трагический оттенок (психологический срыв); характерна для мелодий с целенаправленным развитием и высоким динамическим тонусом (Бах Прелюдия d moll из I тома ХТК; баллады Шопена; Рахманинов «Я жду тебя»); 3) кульминация, смещённая к центральной части формы, связана с уравновешенным, статичным характером развития, с принципом сопоставления контрастных разделов, с симметричной композицией произведения (подъём к кульминации = спаду); применяется в произведениях эпического, лирико-эпического, лирико-созерцательного характера, реже - в других условиях (Шопен Ноктюрн F dur; Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Хиндемит опера «Туда и обратно»); 4) кульминация в начальном разделе формы (без подготовки) воспринимается как эмоциональная вспышка; отличается открытой экспрессией, часто имеет трагический оттенок, т.к. один из её истоков - плачи-причеты (Рахманинов «Всё отнял у меня»). Другие разновидности кульминаций: 1) по значению и местоположению - главная (смысловая, общая) и местные (кульминации отдельных разделов); 2) по эмоциональному тонусу: а) с одной стороны - кульминация-срыв, кульминация-катастрофа (у композиторов-романтиков, например, в Прелюдии №18 Шопена), кульминация-обвал (без спада; термин ввёл А.Скрябин для обозначения кульминаций своей Симфонии №3 «Божественной поэмы») и с другой стороны - кульминация-вспышка (без подготовки; например, в упомянутом ранее романсе Рахманинова «Всё отнял у меня»); б) особая динамическая разновидность кульминации - тихая (на РР), например, в романсе Рахманинова «Здесь хорошо»; 3) по масштабу:кульминация-точка (в небольших произведениях и в отдельных разделах) и кульминационная зона (целая фраза в романсе или раздел в крупном произведении). Не следует путать понятия «кульминация» (самый напряжённый момент развития) и «мелодическая вершина» (самый высокий звук). Они не всегда совпадают. Разновидности мелодических вершин: вершина-источник (в плачах) и вершина-горизонт (в эпических и лирических песнях). ●●● Мелодия - ведущий голос музыкальной ткани, в котором в концентрированной форме запечатлеваются существенные черты содержания музыки. Комплексное изучение мелодии помогает обрести основу для познания и интерпретации смысла, воплощённого в музыке. План анализа мелодии: 1. Вступление (место и значение произведения в творчестве композитора; краткая история создания произведения; формулировка цели анализа мелодии). 2. Основная часть - анализ мелодии произведения: - образное содержание: - жанровая основа; - интонационная основа; - ладовая основа; - особенности мелодической линии; - динамика мелодического развития. 3. Заключение (обобщение результатов анализа мелодии в соответствии с целевой направленностью работы). Литература
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.131 (0.006 с.) |