Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Интонационная основа мелодии↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕЛОДИКА
В музыковедческой литературе применяются термины, ведущие своё происхождение от древнегреческого слова μελος (песня). Это - мелодия (мелос + ода), мелодическая линия, мелодика, мелос. Рассмотрим их значения: 1. Мелодия в широком смысле - музыкальная мысль, воплощённая в одноголосной последовательности звуков, организованной в ладовом, метроритмическом, тембровом, динамическом и других отношениях (определение, распространённое в советской учебной литературе; главный его недостаток - отождествление понятий «мелодия» и «музыкальная мысль»). 2. Мелодия в узком смысле - элемент музыки (как гармония, ритм, лад и др.), который характеризуется изменениями высотных соотношений звуков в их одноголосной последовательности (Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений; в определении акцентируется лишь звуковысотная сторона мелодии, что сближает по содержанию понятия «мелодия» в узком смысле и «мелодическая линия»). 3. Мелодия - линия, интонационно и конструктивно организованная (одно из наиболее удачных современных определений понятия «мелодия»; оно принадлежит В.Медушевскому). 4. Термин «мелодика» имеет два значения: - совокупность и общие свойства многих мелодий какого-либо жанра или стиля (например, мелодика песен Грига); - учение о мелодии - научная и учебная дисциплина (как гармония, полифония и др.). 5. Термин «мелос» имеет значение певучести, мелодической стихии музыки; применяется по отношению к народно-песенному творчеству или к творчеству композиторов-мелодистов (например, Чайковского, Рахманинова). II. ЛАДОВАЯ ОСНОВА МЕЛОДИИ Ладовая организация является важнейшей основой мелодии. Изучение ладового развития в мелодии позволяет уточнить представления о выразительно-смысловой и логической её сторонах. Ладовая организация мелодии (и музыки в целом) отражает национальный стиль мышления композиторов, несёт смысловые значения, связанные с определённой исторической эпохой и индивидуальным творческим «почерком» композитора. Например: 1) ладовая организация музыки венских классиков отличается централизованностью, строгой субординацией ладовых элементов (устойчивых и неустойчивых ступеней): Гайдн Симфония №103, I ч., тема главной партии; Моцарт Маленькая ночная серенада, IV ч., тема главной партии; 2) для ладовой организации музыки русских композиторов, как и для русской народной песни, характерны: ладовая переменность, обращение к старинным модальным ладам (обиходным, дорийскому, фригийскому, миксолидийскому и др.) и их элементам; назовём примеры: Бородин Хор поселян - параллельно-переменный миноро-мажор (fis - A); Мусоргский Песня Варлаама - фригийский лад; Рахманинов «Сирень» (1-й раздел) - мажорная пентатоника; Шнитке Гимн №3 и Симфония №4 - элементы старинных обиходных ладов; 3) для украинской, венгерской народной музыки характерны гармонические и дважды гармонические лады: украинская песня «Ой ти, дівчино, зарученая» - гармонический минор; Лист Соната h moll, вступление - дважды гармонический минор; 4) микрохроматические ладовые системы с попевочным принципом построения мелодии - отличительная черта народной и профессиональной восточной музыки (например, монодия из II части Симфонии № 2 А.Тертеряна); 5) одним из характерных ладов джазовой музыки является мелодический мажор с вариантами III, IV ступеней: Гершвин «Рапсодия в стиле блюз», тема in B. ●●● Важное выразительное значение для создания определённого эмоционально-образного строя музыки имеет ладовый и ладотональный колорит (светлый, тёмный, мрачный, просветлённый и т.п.). Например: 1) пентатоника, не имеющая острых ладовых тяготений и резких диссонирующих интервалов (малых секунд, больших септим, тритонов), в I-й части романса Рахманинова «Сирень» является одним из средств создания безмятежного умиротворённого образа; 2) все мажорные тональности имеют светлый колорит: лучезарный эффект создаёт тональность D dur; просветлённо-идиллические краски имеют тональности F dur, G dur, A dur; тональности B dur, Es dur наделяют музыку энергичным, мужественным характером, а музыка, изложенная в тональностях Des dur и As dur, обретает созерцательно-возвышенный, ноктюрновый ореол; 3) минорные тональности отличаются более мрачными, сгущёнными красками: c moll и f moll считают патетическими тональностями; d moll и h moll - скорбно-трагическими; а moll и e moll - элегическими; 4) хроматические лады привносят в музыку повышенно экспрессивные краски: хроматический f moll в теме главной партии из 1-й части Симфонии №1 Шостаковича усиливает мрачно-причудливый характер нервозного марша, а в Гавоте из Классической симфонии Прокофьева хроматический D dur создаёт эффект ослепительного сияния и блеска; Искусственные лады (увеличенный и уменьшённый) помогают композиторам создавать таинственные, фантастические, даже зловещие образы: целотонная гамма является одним из средств музыкальной характеристики Черномора в опере Глинки «Руслан и Людмила»; мрачный и таинственный колорит она придаёт сцене в казарме из «Пиковой дамы» Чайковского, где Призрак Графини сообщает Герману тайну трёх карт; уменьшённый лад с гаммой «тон-полутон» подчёркивает сказочно-фантастические краски образа Морского царя из оперы «Садко» Римского-Корсакова, а в разработке 1-й части Симфонии №6 Чайковского позволяет воплотить состояние крайнего психологического напряжения и глубокого трагизма «событий», раскрываемых в этом произведении. ●●● Средства ладовой организации служат выявлению интонации, создают её неповторимый облик, а также влияют на формирование определённого динамического профиля музыкального развития. Степень напряжения мелодического развития зависит от соотношения устойчивости и неустойчивости в отдельных интонационных оборотах и в мелодическом движении в целом, от остроты тяготений при разрешении неустойчивых звуков и интервалов в устойчивые (непосредственном разрешении или запаздывающем - на расстоянии), от диапазона мелодии, от ритма и темпа «смены событий» в ладовом развитии и др. Благодаря разнообразным ладовым средствам музыкальное развитие может достигнуть высокой степени динамизма или приобрести статичный характер (например: Бетховен Мелодия темы «32-х вариаций» и Моцарт Мелодия песни «Тоска по весне»). В многоголосной музыке дополнительное напряжение может привноситься в её ладовую структуру за счёт энергии неаккордовых звуков (задержаний, предъёмов, проходящих, вспомогательных, камбиат), создающих тяготения, близкие к тяготениям неустойчивых звуков в устойчивые. Несмотря на то, что неаккордовые звуки не являются в строгом смысле ладовыми средствами, их влияние на горизонтальную энергию ладо-интонационного развития в мелодии неоспоримо. План анализа ладовой основы мелодии: 1) определение лада и его колорита; 2) анализ ладового развития: изучение процесса накопления и разрешения неустойчивости, соотношения неустойчивых и устойчивых звуков и интервалов; анализ характерных ладовых оборотов; 3) изучение роли неаккордовых звуков; Усилением громкости. Характерными приёмами развития при подготовке кульминации являются восходящие секвенции и движение с преодолением мелодического сопротивления. Кульминация подчёркивается мелодической вершиной, ритмической остановкой (крупной длительностью) или сбоем (синкопой), неустойчивым звуком лада, громкостным акцентом. В послекульминационной зоне осуществляется динамический спад, благодаря преобладанию нисходящего мелодического движения, уравновешивающего подъём к кульминации; благодаря ритмическому торможению, разрешению ладовой неустойчивости, ослаблению громкости. Динамический уровень мелодического развития зависит от соотношения энергии подъёма к кульминации и её нейтрализации после кульминации, а также - от местоположения кульминации в мелодии. В наиболее законченных и уравновешенных по развитию мелодиях кульминация приходится на точку золотого сечения (0,62) или на зону золотого сечения (третью четверть целого). Золотое сечение - это такая совершенная пропорция при делении целого на две неравные части, при которой бóльшая часть относится к меньшей, как целое относится к бóльшей части. Точка золотого сечения (ТЗС) в музыке обычно связана либо с кульминацией, либо с расчленением формы на разделы. Расчёт ТЗС в произведении (или любой его части): общее количество тактов (или метрических долей в небольших построениях) нужно умножить на 0,62; результат - такт (или метрическая доля), на который (на которую) приходится ТЗС. Разновидности кульминаций по местоположению в форме: 1) кульминация располагается в точке золотого сечения (см. выше); 2) кульминация, смещённая к заключительной части формы, отличается высокой экспрессией, иногда приобретает трагический оттенок (психологический срыв); характерна для мелодий с целенаправленным развитием и высоким динамическим тонусом (Бах Прелюдия d moll из I тома ХТК; баллады Шопена; Рахманинов «Я жду тебя»); 3) кульминация, смещённая к центральной части формы, связана с уравновешенным, статичным характером развития, с принципом сопоставления контрастных разделов, с симметричной композицией произведения (подъём к кульминации = спаду); применяется в произведениях эпического, лирико-эпического, лирико-созерцательного характера, реже - в других условиях (Шопен Ноктюрн F dur; Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Хиндемит опера «Туда и обратно»); 4) кульминация в начальном разделе формы (без подготовки) воспринимается как эмоциональная вспышка; отличается открытой экспрессией, часто имеет трагический оттенок, т.к. один из её истоков - плачи-причеты (Рахманинов «Всё отнял у меня»). Другие разновидности кульминаций: 1) по значению и местоположению - главная (смысловая, общая) и местные (кульминации отдельных разделов); 2) по эмоциональному тонусу: а) с одной стороны - кульминация-срыв, кульминация-катастрофа (у композиторов-романтиков, например, в Прелюдии №18 Шопена), кульминация-обвал (без спада; термин ввёл А.Скрябин для обозначения кульминаций своей Симфонии №3 «Божественной поэмы») и с другой стороны - кульминация-вспышка (без подготовки; например, в упомянутом ранее романсе Рахманинова «Всё отнял у меня»); б) особая динамическая разновидность кульминации - тихая (на РР), например, в романсе Рахманинова «Здесь хорошо»; 3) по масштабу:кульминация-точка (в небольших произведениях и в отдельных разделах) и кульминационная зона (целая фраза в романсе или раздел в крупном произведении). Не следует путать понятия «кульминация» (самый напряжённый момент развития) и «мелодическая вершина» (самый высокий звук). Они не всегда совпадают. Разновидности мелодических вершин: вершина-источник (в плачах) и вершина-горизонт (в эпических и лирических песнях). ●●● Мелодия - ведущий голос музыкальной ткани, в котором в концентрированной форме запечатлеваются существенные черты содержания музыки. Комплексное изучение мелодии помогает обрести основу для познания и интерпретации смысла, воплощённого в музыке. План анализа мелодии: 1. Вступление (место и значение произведения в творчестве композитора; краткая история создания произведения; формулировка цели анализа мелодии). 2. Основная часть - анализ мелодии произведения: - образное содержание: - жанровая основа; - интонационная основа; - ладовая основа; - особенности мелодической линии; - динамика мелодического развития. 3. Заключение (обобщение результатов анализа мелодии в соответствии с целевой направленностью работы). Литература Вопросы критики и музыкознания. Вып. 2.- Л., 1980. МЕЛОДИКА
В музыковедческой литературе применяются термины, ведущие своё происхождение от древнегреческого слова μελος (песня). Это - мелодия (мелос + ода), мелодическая линия, мелодика, мелос. Рассмотрим их значения: 1. Мелодия в широком смысле - музыкальная мысль, воплощённая в одноголосной последовательности звуков, организованной в ладовом, метроритмическом, тембровом, динамическом и других отношениях (определение, распространённое в советской учебной литературе; главный его недостаток - отождествление понятий «мелодия» и «музыкальная мысль»). 2. Мелодия в узком смысле - элемент музыки (как гармония, ритм, лад и др.), который характеризуется изменениями высотных соотношений звуков в их одноголосной последовательности (Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений; в определении акцентируется лишь звуковысотная сторона мелодии, что сближает по содержанию понятия «мелодия» в узком смысле и «мелодическая линия»). 3. Мелодия - линия, интонационно и конструктивно организованная (одно из наиболее удачных современных определений понятия «мелодия»; оно принадлежит В.Медушевскому). 4. Термин «мелодика» имеет два значения: - совокупность и общие свойства многих мелодий какого-либо жанра или стиля (например, мелодика песен Грига); - учение о мелодии - научная и учебная дисциплина (как гармония, полифония и др.). 5. Термин «мелос» имеет значение певучести, мелодической стихии музыки; применяется по отношению к народно-песенному творчеству или к творчеству композиторов-мелодистов (например, Чайковского, Рахманинова). I. Интонационная основа мелодии Мелодия имеет интонационное родство с разговорной речью. С древних времён речевая интонация была средством взаимодействия разных музыкальных жанров и стимулировала обновление всей системы выразительных средств музыки, в том числе и мелодии. В разговорной речи словá и словосочетания несут определённый смысл (имеют определённое семантическое значение) и приобретают экспрессивный звуковой облик благодаря интонации. Речевая интонация передаёт не только эмоциональное состояние человека, но также - его отношение к произносимому тексту и к собеседнику. С помощью интонации можно усилить или уничтожить смысл произносимых слов. Речевая и музыкальная интонации опираются на одни и те же средства выразительности: изменение звуковысотных соотношений, определённые ритм, темп, регистр, тембр, динамику и др. При этом музыкальная интонация отличается более высоким уровнем своей организации: она имеет ладовую основу и зафиксированную в тексте звуковысотную и метроритмическую структуру. Для раскрытия смысла высказывания в разговорной речи необходимо единство смысла слов и интонации. В музыке же интонация является одновременно носителем и смысла, и выразительности. ●●● Понятия интонации, интонирования введены в музыковедение Б.Асафьевым. Им создана теория интонации, которая изложена в книге «Музыкальная форма как процесс» и представлена во многих его аналитических работах в практическом аспекте. В трудах Б.Асафьева приведено около 20 определений понятия «интонация». Рассмотрим некоторые из них: 1) интонация в широком смысле - это качество, характерпроизнесения словесного или музыкального текста; 2) интонация - это мелодический интервал, оборот из нескольких звуков, определённый в смысловом отношении и имеющий характерную звуковысотную, метроритмическую, тембровую, динамическую организацию. Например: - интонация lamento - нисходящая б.2 или м.2, хореическая стопа, минорный лад, медленный темп (Альбинони Adagio; Моцарт Lacrimosa; Чайковский Симфония № 6, обе темы финала); - вопросительная интонация - оборот из двух или нескольких звуков с восходящей направленностью движения и частым окончанием на неустойчивом звуке, введённом восходящим скачком (например, начальная интонация симфонической поэмы Листа «Прелюды»; мелодические обороты из вступления «Революционного этюда» Шопена; основной тип мелодических оборотов пьесы Шумана «Warum?»; начальные интонации Фортепианного концерта Шнитке); - утвердительная, восклицательная интонация - нисходящий широкий скачок, острый ритм, ямбическая стопа, окончание на устойчивом звуке (например, начальная интонация из I-й части Сонаты № 32 Бетховена; первая интонация из вступления I-й части Сонаты № 2 Шопена). Смысловые значения интонаций в мелодии отражают их связь с жанровыми истоками (фанфарные, плачевые интонации), с разговорной речью (вопросительные, восклицательные, утвердительные, повествовательные), с эмоциональным состоянием человека (активные, пассивные, устремлённые, спокойные); 3) интонация в узком смысле - это степень точности воспроизведения высоты звуков («чистая» или «фальшивая» интонация). Введённый Б.Асафьевым термин «интонирование» означает процесс осмысленного произнесения словесного или музыкального текста. ●●●
Мелодии включают интонации, различающиеся по степени рельефности, индивидуальной выразительности: 1) индивидуализированные интонации имеют высокий экспрессивный тонус, способны передавать тончайшие нюансы психологических состояний; они характерны для романсовых, ариозных и декламационных мелодий; 2) обобщённые интонации (иначе: неиндивидуализированные интонации) отличаются эмоциональной уравновешенностью, иногда - нейтральностью; они пригодны для разных образных ситуаций, в которых содержание музыки воплощается в обобщённой форме, что характерно, например, для песен и хоралов. 1. Мелодии с индивидуализированными интонациями бывают (интонационно) однородными и контрастными: 1) Интонационно однородные мелодии имеют рельефный начальный мелодический оборот (интонационное ядро), который служит источником развития на основе принципов повторности («Щедрик»), варьирования (Шуман «Киарина»), вариантности (Рахманинов «Здесь хорошо»). Интонационно однородные мелодии связаны с воплощением непротиворечивого эмоционально-образного строя музыки. 2) Интонационно контрастные мелодии опираются на две или несколько ярко индивидуализированных интонаций, воплощающих разные аффекты. Развитие в таких мелодиях представляет собой либо сопоставление («игру», «состязание») разных интонационных оборотов (Моцарт Соната № 10 C dur, I ч., главная партия), либо активный процесс взаимодействия разных интонаций - их экспозицию, противопоставление, развитие (взаимодействие) и результат развития - интонационный синтез или утверждение одной из интонаций (Моцарт Соната № 14, I ч., главная партия; Бетховен Соната №5, I ч., главная партия). 2. Мелодии, опирающиеся на обобщённые интонации, представляют собой длительное мелодическое скольжение в поступенном движении без ярких кульминаций, эмоциональных подъёмов и спадов. Такой тип мелодики характерен для ритуальной, медитативной музыки (Бетховен Симфония № 9, хоральная мелодия из финала; Шнитке Симфония № 4, григорианская мелодия из заключительного хора). ●●● Вокальные и инструментальные мелодии имеют отличительные черты в характере интонационного развития: 1) вокальные, кантиленные мелодии ограничены диапазоном человеческого голоса и продолжительностью дыхания; они имеют волнообразные звуковысотные очертания, пластичные ритмы и естественную для дыхания синтаксическую структуру с делением мелодической линии на фразы; для вокальных мелодий характерны принципы продолжающего, свободного или вариантного развития - неконтрастного мелодического движения из единого интонационного ядра (Рахманинов «Сирень», «Здесь хорошо», «Сон» на стихи А.Плещеева); 2) в инструментальных (моторных) мелодиях господствует стихия непрерывного ритмического движения, охватывается широкий диапазон, допускаются сопоставления далёких регистров, вводятся широкие скачки. Интонационное развитие в таких мелодиях в одних случаях опирается на неконтрастное гаммообразное или фигурационное движение с равномерной ритмической пульсацией, что называется общими формами движения (Прокофьев «Джульетта-девочка», мелодия начальной темы). В других случаях оно представляет собой сопоставление моментов интонационной концентрации (рельефные интонации) и нейтрализации интонационного напряжения в ритмически равномерном гаммообразном или фигурационном движении (общие формы движения), как, например, в мелодии темы главной партии из финала Фортепианного концерта № 3 Бетховена. План анализа интонационного развития в мелодии:
1) анализ интонационного состава мелодии: изучение её интонационных элементов в семантическом отношении и анализ музыкально-выразительных средств в этих интонационных оборотах; определение типа интонационной структуры мелодии (однородная или контрастная; с индивидуализированными или обобщёнными интонациями); 2) анализ процесса интонационного развития в мелодии (i: m: t): изучение музыкальных «событий» на экспозиционном, серединном и заключительном этапах; 3) выявление связей характера интонационного развития в мелодии с образным содержанием анализируемого произведения или его части (концентрация содержания в мелодии, раскрытие смысловых подтекстов, смысловые акценты и т.п.). II. ЛАДОВАЯ ОСНОВА МЕЛОДИИ Ладовая организация является важнейшей основой мелодии. Изучение ладового развития в мелодии позволяет уточнить представления о выразительно-смысловой и логической её сторонах. Ладовая организация мелодии (и музыки в целом) отражает национальный стиль мышления композиторов, несёт смысловые значения, связанные с определённой исторической эпохой и индивидуальным творческим «почерком» композитора. Например: 1) ладовая организация музыки венских классиков отличается централизованностью, строгой субординацией ладовых элементов (устойчивых и неустойчивых ступеней): Гайдн Симфония №103, I ч., тема главной партии; Моцарт Маленькая ночная серенада, IV ч., тема главной партии; 2) для ладовой организации музыки русских композиторов, как и для русской народной песни, характерны: ладовая переменность, обращение к старинным модальным ладам (обиходным, дорийскому, фригийскому, миксолидийскому и др.) и их элементам; назовём примеры: Бородин Хор поселян - параллельно-переменный миноро-мажор (fis - A); Мусоргский Песня Варлаама - фригийский лад; Рахманинов «Сирень» (1-й раздел) - мажорная пентатоника; Шнитке Гимн №3 и Симфония №4 - элементы старинных обиходных ладов; 3) для украинской, венгерской народной музыки характерны гармонические и дважды гармонические лады: украинская песня «Ой ти, дівчино, зарученая» - гармонический минор; Лист Соната h moll, вступление - дважды гармонический минор; 4) микрохроматические ладовые системы с попевочным принципом построения мелодии - отличительная черта народной и профессиональной восточной музыки (например, монодия из II части Симфонии № 2 А.Тертеряна); 5) одним из характерных ладов джазовой музыки является мелодический мажор с вариантами III, IV ступеней:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.133 (0.009 с.) |