Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Формы и методы словарной работы

Поиск

Цель: Систематизировать и уточнить знания студентов о разнообразии форм и методов словарной работы.Формировать умения проведения дидактических игр и упражнений на развитие смысловой стороны слова. Формировать умение решать педагогические задачи.

Вопросы для обсуждения.

1. Занятия по развитию словаря, их виды и типы.

2. Занятия по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов.

3. Классификация дидактических упражнений по словарной работе.

4. Дидактические игры для развития словаря.

5. Формирование словаря в разных видах деятельности.

 

Практические задания

1. Выписать две игры по развитию смысловой стороны слова для детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить 3-4 дидактических упражнения на закрепление словаря в соответствии со схемой: название упражнения, цель, содержание упражнения.

3. Разработать планы-конспекты тематических занятий:

а) по ознакомлению с окружающим;

б) по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов;

в) на обобщение и классификацию;

г) комплексного занятия по развитию речи с включением задач на активизацию словаря.

Работа на занятии:

1. По 1-ому вопросу, опираясь на практическое задание № 3, определить особенности занятий по словарной работе: дать объяснения комплексным и тематическим занятиям, групповым, индивидуально-групповым, индивидуальным.

2. По 2-му вопросу определить поэтапность работы по ознакомлению с предметным миром, перечислить основные методические требования к проведению занятий такого рода. Структуру и основные методические приемы проведения занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов раскрыть через составленный план-конспект.

3. По 3-му вопросу определить виды дидактических игр для развития смысловой стороны слова, проиллюстрировать ответ подобранными дидактическими играми.

4. По 4-му вопросу: презентация разработанных дидактических упражнений для развития словаря. Оценивание проводится группой студентов по 10-бальной системе.

Л и т е р а т у р а:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. Академия., 1997., с.107-152.

  1. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / под ред. А.А. Гербовой. – М., 1983 (ознакомиться с пособием, выписать игры).

 

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Практическое занятие

Тема: Пути формирования грамматического строя речи

Цель: Уточнить знания студентов о путях формирования грамматических навыков детей дошкольного возраста. Формировать умение использовать теоретические знания в практических целях. Расширить знания о дидактических играх и упражнениях для формирования морфологического и синтаксического строя речи. Формировать умение решать педагогические задачи.

Вопросы для обсуждения.

1. Пути формирования грамматической стороны речи.

2. Виды дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

3. Детское словотворчество. Виды, типы.

Практические задания.

1. Составьте два конспекта: тематического и комплексного занятия по формированию грамматического строя речи.

2. Выпишите 2 дидактические игры и составьте 3 дидактических упражнения для формирования грамматически правильной речи.

3. Составьте 2 рассказа со сложными для детей в грамматическом отношении словами. Определить задачи и приемы их использования в каждой возрастной группе.

4. Из книги К.И. Чуковского "От 2 до 5" или из книги Цейтлин С.Н. "Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи" выпишите примеры детского словотворчества и причины этого явления.

 

Работа на занятии.

1. По первому вопросу раскрыть разнообразие путей формирования грамматического строя речи, иллюстрируя составленными конспектами занятий, дидактическим рассказами.

2. По 2-му вопросу смоделировать ситуации проведения дидактических игр и упражнений, определить приёмы организации и проведения дидактических игр и упражнений с целью закрепления и автоматизации сложных грамматических форм.

3. Вопрос о детском словотворчестве раскрыть, используя примеры детского словотворчества (по книге К. Чуковского, С.Н. Цейтлин).

4. Выполните комплексное контрольное задание (письменно):

Вы старший воспитатель, готовитесь к педсовету по вопросу формирования грамматической правильности речи детей:

Назовите типичные грамматические ошибки детей дошкольного возраста.

Как вы проверите навыки употребления детьми 2-3 трудных грамматических форм (например, несклоняемых имен существительных, употребление родительного падежа множественного числа)?

Какие направления работы вы будете рекомендовать воспитателям по формированию грамматически правильной речи у детей.

Л и т е р а т у р а:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., Академия, 1998 с. 35-43.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981, с.120-127. (выделить формы методической работы)
  3. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи. //Дошк.восп. – 1982, №1.
  4. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей. //Дошк. восп. – 1988, №2,3.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти.(Любое издание).
  6. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000. – С. 159-184.

Практическое занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.007 с.)