Схема речевой характеристики ребёнка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема речевой характеристики ребёнка



1. Имя, фамилия, возраст ребёнка.

2. Уровень развития речевого слуха и речевого дыхания.

3. Особенности произношения звуков:

а) сонорных; б) шипящих; в) свистящих.

4. Уровень развития звуковых средств выразительности речи:

а) дикция; б) интонация; в) ритм и темп речи.

5. Уровень развития невербальных средств выразительности речи.

6. Уровень развития культуры, речевого общения.

 

3.Законспектируйте ст. Рубинштейна С.Л. Развитие выразительности речи

4.Законспектируйте ст. Бельтюкова В.И. Об усвоении детьми звуков речи

Самостоятельная работа

Тема: Содержание раздела "Ознакомление с художественной литературой" в программах обучения и воспитания в дошкольном учреждении

Вопрос для изучения.

1. Содержание ознакомления детей с художественной литературой по вариативным программам обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Литература для изучения:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997, С. 75-80.
  2. Богуш А. Мовленнєвий компонент дошкільної освіти. – Одеса: Ярослав, 2004. – 176 с.

Практическое задание.

1. Дайте сравнительный анализ содержания работы по художественной литературе по вариативным программам.

Название программы Название Задания
                     
                     

1 – возрастная группа.

2 – название раздела.

3 – название подраздела.

4 – устное творчество.

5 – чтение.

6 – выразительное чтение.

7 – работа с книгой.

8 – инсценирование, драматизации.

9 – игры по сюжетам художественных произведений.

10 – театрализованные игры.

11 – театры.

1. Законспектируйте ст. Карпинской Н.С. Выразительное чтение воспитателя


Приложение Б

Индивидуальные исследовательские задания

Задание 1. Проведение диагностики лексического развития детей

Пользуясь методикой Ч. Осгуда, установите коэффициент лексического богатства и разнообразия рассказов детей (3-4 чел.). Письменно оформить выводы.

МЕТОДИКА Ч. ОСГУДА

Детям предлагается составить рассказ по картине.

Детям предлагается составить рассказ по картине. Рассказы детей записывают.

Коэффициент лексического богатства определяется через подсчет количества слов используемых ребенком в рассказе за единицу времени - 1минута.

Коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употреблённых в тексте однократно, и общего количества употреблённых слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия.

Вывод.

Задание 2. Определение уровня понимания детьми дошкольного возраста фразеологических оборотов.

Пользуясь описанной ниже диагностической методикой (автор А.М. Богуш), провести обследование речи детей с целью определения понимания детьми фразеологических оборотов.

Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста фразео­логических оборотов.

Ход исследования: Исследование проводится с детьми выпускной группы до­школьного учреждения (старшая или подготовительная к школе группа). Предложить 15 детям фразеологизмы и спросить: "Как ты понимаешь это вы­ражение? Что это значит? Ответы детей записать дословно в протокол по схеме, отдельно на каждого ребёнка:

  Идиомы     Отказ объяснить   Частично правильное объяснение   Правильное объяснение   Неправильное объяснение
Как будто воды в рот набрал. Ловить ветер в поле. Баклуши бить. Класть в длинный ящик. Двух зайцев убить. Бровью не морг­нуть. И рыбы наловить, и ног не замочить. Как посеешь, так и пожнёшь. После дождика в четверг. Ни к селу, ни к городу.              

 

Коєффициент понимания вычислить по следующей формуле К пон. = m/n ×100%

Где К пон. – коєффициент понимания, m – количество правильно понимаемых идиом, n – общее количество идиом.

Для уточнения понимания детьми идиом можно предложить им составить с каждым фразеологизмом предложение. Проанализировать результаты обследования и составить краткие методические рекомендации по методике объяснения детям фразеологизмов и слов в переносном значении.

 

Задание 3. Определение особенностей понимания детьми оценочной лексики (результаты проверки занести в протокол)

 

Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста оценочной лексики (4-5 чел.).

Ход задания: предложить детям 15 вопросов, включающих слова из оценочной лексики.

Ответы детей записать дословно в протокол по схеме, отдельно на каждого ребёнка.

Вопросы с оценочной лексикой Отказ ответить Частично правильный ответ Правильный ответ Неправильный ответ
Напр.Кого можно назвать смелым?        

Коэффициент понимания оценочной лексики вычисляется по формуле К пон. = m/n × 100%,

где К пон. – коэффициент понимания; m – количество правильно понимаемых слов; n – общее количество слов в группе.

Вывод:

Задание 4. Обследование состояния грамматических навыков у детей.

Пользуясь описанной методикой (автор А.М. Богуш), выявить грамматические ошибки в стимулированной речи детей, определить их причины.

Цель: выявить грамматические ошибки в стимулированной речи детей, определить их причины.

Материал: сюжетные и предметные картинки.

Ход исследования: Подобрать группы предметных картинок:

а) изображение предметов (несклоняемые имена существительные);

б) изображения животных и их детёнышей;

в) изображения предметов одежды.

Предложить ребёнку поиграть в игру "Один и много". Потом составить рассказ используя 3-4 слова из каждой группы картинок. Предложить рассказать по содержанию сюжетных картинок. Все ответы детей записать. Результаты анализа внести в таблицу:

 

И.Ф. ребёнка Возраст Ошибки
  Имена существительные Глаголы Имена прилагательные Числительные Другие части речи
             

Вывод:

Задание 5. Определение типов предложений, преобладающих в речи детей дошкольного возраста, их состав.

Цель: выяснить, какие типы предложений преобладают в речи детей дошкольного возраста, их состав.

Материал: сюжетные картинки.

Ход исследования. Для проведения исследовательской работы следует отобрать по 5 детей из каждой возрастной группы. Индивидуально каждому ребенку предложить разной сложности сюжетные картинки для со­ставления рассказа. В последующий раз провести беседу " Твой выходной день в семье" или " Твой день рождения". Через день предложить ребенку рассказать (или пересказать) знакомую сказку. Ответы детей записать. Результаты анализа занести в таблицы № 1, 2,3.

Таблица 1

И.Ф., воз­раст   Содержание речи   Количество предложений
простые нераспростра­ненные   простые распро­странен­ные   сложные     с пря­мой речью   с одно-­родными членами  
    Рассказы по картинкам Рассказы из личного опыта Пересказ                    

Вывод:

Таблица 2

И.Ф. воз­раст   Нераспространенные предложения   Общее количество пред­ложений  
Под­лежа­щее     Сказуе­мое     Подлежа­щее и сказуемое   Другие члены предложения   Одно­- слов­ных     Дву­- словных     Трех.- словных      
 
 
 

Вывод:

 

Таблица 3

И. Ф. Воз­раст   Распространенные предложения Сложные предложения Сложные предложения
4 слова   5 слов   6 слов   7 слов   8 и боль­ше слов   Сложно- ­сочинен­ные   Сложно- ­подчи­ненные  
               

Вывод:

 

Задание 6. Обследование состояния звуковой стороны речи у детей

Провести исследовательскую работу по обследованию состояния звуковой стороны речи у детей, использовав следующие методические рекомендации (М.М. Алексеева, В.И. Яшина):

а) Ребенку предлагают самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, как тот произнесет звук, а затем повторить. Звук произносится медленнее обычного, выделяется голосом, усиленно артикулируется. В случае правильного произношения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

б) Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие - шипящие (с –ш, з – ж, ц – ч), звонкие – глухие (в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к), сонорные (р – л).

Используются различные приемы обследования:

¨ предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка – миска, крыша - крыса, жук - сук).

¨ произнесение ребенком названий картинок, в которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, Саша).

¨ повторение слов и словосочетаний (л – р, Лара-балерина, зеркало, играла на рояле, жонглер; мармелад).

в) Произношение (повтор за педагогом) многосложных слов и слов со стечением согласных (в начале, середине, конце слова).

Примерный перечень слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, фотографироваться, пакетик, аквариум, демонстрация, телевизор, мотоциклист.

г) Проверка произношения нужного звука в речевом потоке в предложении или в высказывании. Можно использовать поговорки, потешки, пословицы, чистоговорки.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Результаты обследования занести в индивидуальную карту учета звукопроизношения детей.

 

И.Ф. ребенка Возраст   Особенности темпа, речевого дыхания Свистящие Щипящие Сонорные Примеча-ние
  с   с   з   з   ц   ш   ж   ч   щ   р   р'   л   л
                                 
                                 

Знаком (+) отмечают правильность произношения. В случае пропуска звука ставится знак (-). Искаженное произношение обозначается - ИС, неустойчивое произношение - Н, тогда в примечании дается объяснение искаженного и неустойчивого произношения.

Данные по дифференциации звуков заносятся в карту учета фонематического слуха.

 

И.Ф. ребёнка Возраст Дифференциация звуков Примечание
свистящие шипящие сонорные
с-з з-ц с-ц ш-ж ж-ч ч-ш р-л
                   

 

Знак (+) ставится, когда ребенок дифференцирует звуки; (-) - недостаточно развитое фонематическое восприятие. В примечании записываются допущенные ошибки.

По завершению обследования следует сделать общие выводы, дать количественный и качественный анализ состояния звукопроизношения и дифференциации звуков.

Задание 7. Методика изучения связной речи детей

Пользуясь описанными диагностическими методиками, провести обследование речи детей с цельюизучения диалогической речи дошкольников.

Методика изучения диалогической речи детей (авторы М.М. Алексеева, В.И. Яшина)

Цель: для изучения навыков и умений диалогической речи проводится наблюдение за свободным общением детей. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев (на обследование можно взять по 4 ребёнка старшей и подготовительной групп):

  №   Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах Уровень речевой коммуникации
1. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.         Высокий
2. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета     Средний
3. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.     Низкий

Вывод:

Задание 8 Изучение монологической речи дошкольников (методика А.М. Богуш)

Особенности пересказа.

Цель: определить умение детей пересказывать (полностью, сжато, избирательно) сказки.

Ход работы: Исследователь берет по двое детей с каждой возрастной группы (средняя, старшая, подготовительная), читает им сказку один раз и предлагает пересказать (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Предварительная работа. Подобрав сказку, исследователь выделяет основные понятийные единицы текста, которые позволяют оценить пересказ как полное воспроизведение текста.

Например, протокол записи воспроизведения (пересказа) украинской народной сказки "Колосок".

Понятийные единицы текста Воспроизведение Кв Тип пересказа
Колосок. Двое мышат. Круть. Верть. Петушок. Голосистое горлышко. Пели. Танцевали. Крутились. Вертелись. Делал. Подметал двор. Нашел колосок и т.д.      

 

Если ребенок воспроизвел слово или фразу, ставится знак "+", если заменил слово сказки своими словами, записывается слово-заместитель.

Статистическую обработку исследуемого материала проводят по формуле

Кв = m/n ×100%

Где Кв – коэффициент воспроизведения; m – количество воспроизведенных слов (фраз); n – количество выделенных понятийных единиц.

Значение Кв: 80-100% - полный пересказ; 64-75% - сжатый пересказ; 56-60% - выборочный пересказ; ниже 50% -поверхностное воспроизведение текста, связный пересказ отсутствует.

Задание 9. Определение структурных особенностей монологической речи детей.

Цель: определить структурные особенности монологической речи детей.

Ход исследования. Подобрать по трое детей из старшей и подготовительной групп. Предложить каждому ребенку отдельно по очереди составить: а)рассказ из собственного опыта "Что мы делали в д/саду"; б)"Моя любимая игрушка"; в)творческий рассказ "У Кати день рождения".

Рассказы детей записать дословно. Сделать структурный анализ их по схеме:

 

Вид рассказа, тема Кол-во предложений Кол-во слов Кол-во пауз Связность
прерывистое связное
Что мы делали в детском саду. Моя любимая игрушка У Кати день рождения.          

Вывод:

Задание 10. Изучение особенностей понимания детьми содержания художественного текста

Цель: определить понимание детьми содержания текста (сказки, рассказа, стихотворения), определить способность подбирать предметы, картинки к содержанию произведения.

Ход исследования. Ребёнку читают художественный текст. Предлагают рассказать его, после этого отобрать предметы, картинки, о которых вспоминалось в содержании художественного текста.

Результаты обработки исследования заносят в таблицу.

Таблица 1

Название произведения Количество Количество воспроизведенных ребенком К пон.
предложений слов картинок предложений слов картинок
               

Коэффициент понимания произведения исчисляется по формуле: К пон. = m/n × 100 %

Где К пон. – коэффициент понимания текста; m -количество предложений(слов, картинок), которые воспроизводил ребенок; n - общее количество предложений (слов, картинок).

Вывод:

Цель: определить особенности понимания детьми текста рассказа определить умение замечать лишние предложения и лексические единицы в сюжете.

Ход исследования. Ребенку читают по очереди рассказ Л. Толстого "Два товарища" и В. Осеевой "Плохо". По содержанию каждого из них проводится беседа. Через некоторое время им предлагают снова послушать рассказ Л. Толстого "Два товарища" (деформированный текст с добавлением предложений из рассказа В. Осеевой "Плохо"). Спросить у ребенка: "Вы не заметили в содержании ничего лишнего? Возможно, тут есть предложения из другого рассказа?" В случае потребности рассказ читается повторно.

Таблица 2

И.Ф. ребенка Кол-во лишних предложений Количество замеченных предложений К пон.
Первое чтение Второе чтение
         

Коэффициент понимания текста исчисляется по предыдущей формуле.

Вывод:

Задание 11. Изучить умения детей средней группы выделять первый и последний звуки в слове.

Цель: изучить умения детей средней группы выделять первый и последний звуки в слове.

Материал: сказочный домик, животные, предметные картинки (Журова Л.Е. Обучение грамоте в д/с. – М.: Педагогика, 1982. – С. 29).

Ход исследования. Игровая ситуация: перед ребенком ставили игрушечный домик и рассказывают: "В этом домике, живут животные: лисица, медведь, кошка, собака, коза, свинья. Возле домика течет речка, войти в него можно только по этому мосточку. Этот мосточек волшебный. На нем сидит ученый Ворон. Того, кто подходит к мосту, он спрашивает, какой первый (или последний) звук в его имени. Под тем, кто не знает, проваливается мостик. Подошли животные к мосточку, а войти в домик не могут, потому что не знают, какой в их имени звук первый. Помоги им". На следующий раз дети определяют первый и последний звуки в словах - названиях картинок.

Результаты исследования вносятся в протокол. Протокол ведется отдельно на каждого ребенка. (см. таблица № 1).

Таблица 1

Ф.И. ребенка Первый звук в имени Последний звук в имени Первый звук в слове по картинке Последний звук в слове по картинке
Иванова С. Лисица - л (+) Медведь - м (+) а (-) дь (-) волк - в (-) рак - р (+) к - (+) к - (+)

Примечание. Если ребенок правильно выделяет звук в слове, записывают этот звук, а в скобках ставят знак (+), если не выделяет - минус (-).

Вывод:

Задание 12. Обследование речевой готовности детей к школе

Цель: изучить и определить уровень речевой готовности детей к школе, речевой активности и уровня сформированность оценочно-контрольных действий (ОКД).

Ход исследования.

Вариант I.

Индивидуально каждому ребенку в определенной последовательности предлагают выполнить ряд заданий:

· а) рассмотреть сюжетную картинку, ответить на вопросы по ее содержанию, составить рассказ;

· б) пересказать один знакомый рассказ;

· в) составить рассказ из собственного опыта на тему, предложенную исследователем, результаты занести в таблицу (см. таблицу № 2).

Таблица 2

И.Ф.реб Активность Качество ответов ОКД Уровень речевого развития
Высо-кая Недост Низ-кая Высо-кое Недост Низ-кое В наличии Отсут-ствуют Высо-кий Сред-ний Низ-кий
                       

Вариант II.

Ребенку предлагают составить рассказы по опорным словам, из собственного опыта, на тему, пересказать произведение. Рассказы записывают на магнитофонную пленку. В ходе прослушивания записей ребенок выступает в роли "учителя": он должен "оценить" рассказ с помощью одной из трех фишек (красной - все правильно; синей - есть некоторые ошибки; черной - много ошибок, рассказ несвязный) с последующей мотивацией своей оценки. Можно предложить оценить "ответы" куклы (записать заблаговременно рассказ с ошибками).

Сформированность ОКД исчисляется по формуле: F = n/m × 100 %, F1 = n1/m1 × 100 %,

Где F и F1 - показатели сформированности ОКД; m, m 1 - количество допущенных ошибок; n - количество замеченных ребенком ошибок во время первого восприятия, n 1 - количество замеченных ошибок во время второго восприятия. Результаты исследования вносят в таблицу № 3 (условные обозначения: ВО – взаимооценка; СО – самооценка, В – высокая, НД – недостаточная, НЗ – низкая, СР - средняя).

Таблица 3

И.Ф. ребёнка Оценочная ситуация Количество ошибок F % Количество детей F1 Количество детей
ВО СО m n m1 n1        
                     

Вывод:

Предлагаем ориентировочные показатели составных частей речевой готовности.

Речевая активность – это наличие у ребёнка познавательных интересов; соответствие его знаний требованиям программы (или выше требований); сформированность умения сосредотачивать внимание на предложенном материале и действовать в соответствии с указаниями педагога; заинтересованность в разрешении общей задачи; наличие потребности отвечать, обращаться с вопросами, дополнять ответы ровесников, исправлять ошибки ("Основные показатели готовности детей 6-тилетнего возраста к школьному обучению". – М.: Педагогика, 1988. – С. 23-25).

Активность высокая: ребёнок постоянно стремится отвечать, принимает участие в общении, в поиске ответов на поставленный вопрос: готов дополнить ответ товарища, указать на ошибки, которые он допустил в речи, исправить их.

Активность недостаточная: ребёнок не проявляет желание отвечать, внешне пассивен. Однако, не предложение воспитателя отвечает охотно, хотя и не всегда правильно и полно; стыдится, нервничает, проявляет неуверенность.

Ребёнок часто отвлекается от занятия, поэтому его активность неустойчива. Не умеет удерживать внимание на предложенной теме.

В момент сосредоточения ребёнок достаточно активен, когда же отвлекается, не всегда способен дать ответ на вопрос, непосредственно обращённый к нему.

Активность неудовлетворительна: ребёнок пассивен. Желание отвечать отсутствует. Не проявляет интерес к содержанию речевой деятельности.

Качество ответов высокое: ответы детей распространённые, содержательные, самостоятельные, адекватные поставленному вопросу или заданию.

Качество ответов недостаточное: ответы одним словом или простым нераспространённым предложением. Ребёнок требует дополнительных вопросов, отвечает неуверенно.

Качество ответов неудовлетворительное: ребёнок повторяет уже сказанное воспитателем или другими людьми, требует уточняющих и подсказывающих вопросов, помощи воспитателя; в речи много ошибок.

Контрольные действия – осознанное регулирование ребёнком речевой деятельности для предупреждения, констатации и исправления речевых ошибок, а также обеспечение соответствия результатов речевой деятельности предложенному плану (требованиям, образцу, нормам произношения).

Оценочные действия направлены на оценку результатов речевой деятельности. Они базируются на анализе процесса деятельности, сопоставления полученного результата с требованиями. Это речевое действие, в котором раскрываются мотивы, которые побуждают ребёнка к выбору соответствующей оценки. В них высказываются определённое отношение ребёнка к предмету оценки (А.М. Богуш Речевая подготовка детей к школе. – К.: Рад. шк. 1984. – С. 15).

Высокий уровеньречевого развития: высокая речевая активность, высокое качество речевых ответов, правильное звукопроизношение, отсутствие грамматических ошибок; достаточный словарь; умение самостоятельно пересказывать и строить рассказы. Наличие ОКД,. Умения замечать и исправлять ошибки.

Средний уровень речевого развития: недостаточная речевая активность, ребёнок требует стимулирование речевой деятельности. Качество ответов недостаточное. Наблюдаются ошибки в звукопроизношении, грамматические ошибки. Пересказывает только хорошо знакомый текст; рассказывает только по образцу рассказа воспитателя.

Низкий уровень речевого развития: неудовлетворительная речевая активность, неудовлетворительное качество ответов; в речи много ошибок, не владеет связным высказыванием, преобладает ситуативная речь, отсутствуют ОКД.

 

Задание 13. Определение уровня умственной трудоспособности ребенка

Цель: определить уровень умственной трудоспособности детей.

Материал: таблица с фигурами треугольника, круга, флажка.

Ход исследования:

Для выполнения работы отводится 2 мин. Предварительно детям дается инструкция: "Посмотри внимательно на эти фигуры: треугольник, круг, флажок. В треугольнике нужно поставить черточку (минус)", в круге – крестик (плюс), в флажок – точку. Образец выполняется на доске. Дети повторяют задание. Потом образец на доске вытирают. Дается команда: "Начали писать!" Через 2 минуты работу останавливают, собирают таблицы. На каждое обследование дается новое задание.

Оценка выполненного задания проводится по объему работы (количество допущенных ошибок на 100 просмотренных фигур). Скажем, ребенок пересмотрел 60 знаков и допустил 7 ошибок. В расчете на 100 знаков это составляет: X = 7 × 100 /60 = 11,6.

Исчисляется коэффициент продуктивности умственной трудоспособности (Q) по формуле:

Q = с2 / с + d

Где с – количество просмотренных рядов; d – количество ошибок. Каждый пропущенный ряд исключается из общего числа просмотренных рядов, считается за одну ошибку и добавляется к общему числу ошибок. Ориентировочные нормативы умственной трудоспособности дошкольников ("Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Запорожье, 1992. – С. 14-15).

 

Возраст   Мальчики Девочки
Продуктивная трудоспособность Кол-во ошибок на 100 знаков Продуктивная трудоспособность Кол-во ошибок на 100 знаков
6 лет 4,02±1,12 4,95±1,23 5,04±0,98 4,74±1,01
6,5 лет 4,86±0,57 4,78±0,72 6,03±0,65 3,99±0,92
7 лет 5,87±0,14 4,69±0,39 7,13±0,43 2,85±0,81

Вывод:


Приложение В

Тематические карты

Методика развития речи и обучения родному языку – это педагогическая наука, которая изучает закономерности развития речи детей на разных возрастных этапах, специфику педагогической деятельности, направленной на формирование речевых навыков у детей, формы, средства, методы и приёмы обучения детей родному языку.

а ) Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.

б) Естественнонаучную основу методики составляет учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи. Речевые центры в коре головного мозга: Центр Вернике – центр восприятия речи на слух, понимания речи. Центр Брока – речедвигательный центр, который обеспечивает артикуляцию звуков. Центр Дежерина – это центр управления письменной речью, деятельностью руки, пальцев как органа письма.

в) Психологической основой методики является теория речи и речевой деятельности.

Психологической основой методики является учение советских психологов и психолингвистов о развитии языковых функций, осознании языка детьми. Речь – это овладение и использование личностью определённого языка в процессе её общения с другими людьми, в процессе речевой деятельности.

- речь имеет полифункциональный характер;

- речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

- в речи следует различать её физическую внешнюю сторону, её форму, её семическую (семантическую, смысловую) сторону;

- слово имеет предметную отнесённость и значение, т.е. является носителем обобщения;

- процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врождённых предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа). Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

Различают четыре вида речевых умений:

1)умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме;

2)умение аудировать, т.е. понимать речь в её звуковом оформлении;

3)умение излагать свои мысли в письменной речи;

4)умение читать, т.е. понимать речь в её графическом изображении. Дошк. методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

г) Лингвистической основой методики развития речи и обучения родному языку является языкознание, лингвистика. Лингвистика рассматривает язык как знаковую систему, которая кодирует (шифрует) окружающую действительность (внеречевую реальность). Знаки языка – это морфемы (части) слова, словосочетания, предложения. Кроме знака в речи есть незнаковые елементы – фонемы (звуки речи), которые называют в лингвистике фигурами. Язык имеет две основные функции – мыслительную и коммуникативную (общения). Функций речи значительно больше: это информативная, номинативная, дейктическая (указания), регулятивная (отношения); прагматическая (функция влияния), экспрессивная, эмоциональная, оценивающая, контактная, побуждающая, регулирующая, планирующая.

Обучение детей говорению и слушанию происходит в процессе учебно-речевой познавательной деятельности. Под учебно-речевой познавательной деятельностью мы понимают организованный, целенаправленный процесс использования языка для передачи и усвоения общественно-исторического опыта, овладения общественными способами действий в сфере научных понятий, установления коммуникаций и планирование своих действий. Учебно-речевая познавательная деятельность детей дошкольного возраста состоит из разнообразных видов говорения (вопрос, ответа, рассказа, описания, пересказ и т.п.) и слушания (слушания речи товарища, воспитателя; слушания сказки, рассказ, рассказа, аудиозаписи). В процессе учебно-речевой деятельности у детей формируются речевые навыки и умения, которые обслуживают другие виды познавательной деятельности.

Речевые навыки — это автоматизированные действия с языковым материалом (лексическим, фонетическим, грамматическим) как в процессе слушания, так и в процессе говорения. Речевые умения формируются на основе применения педагогических языковых моделей, речевых образцов, инструкций сначала в сопровождении наглядности, а потом в внутреннем плане. Речевые умения — это усвоенные субъектом нормы и правила языка, это совокупность речевых действий, операций, навыков, которые разрешают осуществлять речевую деятельность, общение.

Учебно-речевая деятельность детей дошкольного возраста предусматривает как активацию, так и активизацию речи. Активация речи — это переход возможности в действительность; образования новых речевых структур путем постепенного введения в старые структуры новых компонентов, который ведет к возникновению новых форм речи (диалог, монолог, объяснения и т.др.). Активация происходит постепенно в процессе, развития субъекта в разных видах познавательной деятельности.

Активизацию речи следует рассматривать не только как результат формирования и реализации речевой активности в конкретном речевом акте, но и как процесс развития речевых навыков вплоть до полного овладения языковой системой.

Поскольку речь обслуживает все виды познавательной деятельности, то можно сформулировать соответствующую закономерность: чем активнее будет речь ребенка (вопрос, обращения, объяснения, размышления т.др.), тем эффективнее будет познавательная деятельность, очевидней ее результативность.

Рядом с речевой деятельностью, в последние годы появилось понятия «речевое общение» (или «коммуникативная деятельность»), которое ученые (О.О.Леонтьєв, Т.О.Пироженко и др.) рассматривают как особый, специфический вид познавательной деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен информацией, мыслями, чувствами, способами поведения, навыками. Это система речевых актов, речового поведения, которое обеспечивает общение, взаимопонимание между людьми. Речевое общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты.

В проце



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.119 с.)