Тема: формирование связной диалогической речи в повседневной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: формирование связной диалогической речи в повседневной жизни



Цель: Расширить и закрепить знания студентов о методике проведения работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста в повседневной жизни.

Вопросы для обсуждения на занятии.

1. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении:

а) значение разговора для развития речи и освоения норм речевого общения;

б) виды, тематика и содержания разговоров с детьми разного возраста;

в) руководство разговорами детей разного возраста.

2. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности.

3. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

Практические задания.

1. Придумать 2-3 речевые ситуации, направленные на формирование навыков диалога.

2. Подберите лексико-грамматический материал к репликам воспитателя с разными коммуникативными функциями.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997, с.263-269.

2. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

4. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

5. Луценко І.О. Готуємось до мовленнєвого спілкування з дошкільниками. – К., 2001.

 

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Практическое занятие

Тема: Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинкам

Цель: расширить, систематизировать, закрепить знания студентов о методике проведения работы по обучению детей рассказыванию по картинкам.

Вопросы для обсуждения

Виды детских рассказов по картинкам.

Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин.

Методика обучения повествовательным рассказам (по серии сюжетных картинок, по одной картине).

Специфика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.

 

Практические задания.

1. Составьте перечень дидактических сюжетных картин, предназначенных для обучения детей рассказыванию.

2. Составьте и оформить модель для обучения детей рассказыванию по картине.

3. Составьте план-конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

4. Составьте образец описания пейзажной картины.

5. Решите педагогическую задачу.

Саше 5 лет. В игре весёлый, энергичный, голосистый. На занятиях по развитию речи (особенно при составлении рассказов) очень пассивный. На вопросы отвечает очень плохо, не уверенно, часто неправильно.

Как помочь ребёнку выработать чёткую связную речь?

Какую систему работы можно предложить? Составить ориентировочное перечисление заданий.

Какой характер должны носить индивидуальные занятия с такими детьми?

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., Академия, 1997, с.305-318.

2. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

3. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

4. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. //Дошкольное воспитание. - 1990. №10, с. 16.

  1. Ушакова А.С. Связная речь. / Развитие речи детей дошкольного возраста. - М-, 1984.

 

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Практическое занятие

Тема: Обучение рассказыванию из личного опыта, пересказу художественных произведений

Цель: расширить, систематизировать, закрепить знания студентов о методике проведения работы по обучению детей рассказыванию из личного опыта, пересказу художественных произведения.

Вопросы для обсуждения.

1. Методика обучения рассказыванию из личного опыта:

а) виды, тематика;

б) методические приемы обучения.

2. Обучение пересказу художественных произведений:

а) требования к пересказам детей, к произведениям для пересказа;

б) структура занятия и методические приемы обучения пересказу.

 

Практические задания.

1. Составьте тематику рассказов из личного опыта для старшей группы.

 

№ п/п Тематика рассказов
Из индивидуального опыта Из коллективного опыта
     

2. Прочитайте и составьте аннотацию на методическое пособие Э.П. Коротковой "Обучение рассказыванию в д/с или

П Л А Н А Н Н О Т А Ц И И:

Автор, название пособия, место и год издания.

Цель пособия.

Разделы пособия.

Приемы, рекомендованные автором для обучения детей рассказыванию, заполните таблицу:

Вид связного монологического высказывания Возрастная группа  
младшая   средняя   старшая подготовительная  
Рассказы об игрушках и предметах. Рассказы по картине. Рассказы из личного опыта. Рассказы на предложенные сюжеты. Пересказ художественных произведений.          

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

Литература:

1. Алеексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997, с.318-327; с. 28 7-295. (Изучить теоретический материал).

2. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

4. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в д/с. – М -, 1984. (Выписать тематику рассказов из личного опыта).

 

Практическое занятие

Тема: Обучение творческому рассказыванию, высказываниям типа рассуждений.

Учебные цели: Уточнить знания студентов о видах занятий по обучению рассказыванию, их специфике, приемах обучения творческому рассказыванию и высказываниям типа рассуждений. Формировать навыки составления образцов рассказов, использования моделирования в обучении детей рассказыванию.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Виды занятий по обучению творческому рассказыванию, их специфика.

2. Приемы обучения творческому рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.

3. Приёмы обучения высказываниям типа рассуждений.

4. Использование моделирования в обучении детей рассказыванию.

 

Практические задания.

1. Составьте тематическую карту по теме "Обучение творческому рассказыванию".

2. Заполните таблицу:

 

Возраст Приёмы обучения творческому рассказыванию Приёмы обучения высказываниям типа рассуждений
     

3. По программе ДОО проследите усложнения в использовании моделей в обучении рассказыванию и выпишите их в соответствующем порядке, представив 1-2 модели.

4. Составьте образец начала рассказа для продолжения его детьми 7-го года жизни и образец рассказа-рассуждения для детей старшего дошкольного возраста.

5. Составьте перечень предполагаемых речевых ситуаций для обучения детей высказываниям типа рассуждений в старшей группе.

 

Ход занятия.

1. По 1 вопросу раскрыть содержание и виды занятий по обучению рассказыванию, представив тематическую карту по теме: "Обучение творческому рассказыванию".

2. Используя таблицу в практическом занятии № 2, раскрыть вопрос о приёмах обучения рассказыванию, проиллюстрировать составленные образцы рассказов;

3. Через составленный перечень речевых ситуаций раскрыть вопрос об обучении детей высказываниям типа рассуждений;

4. По 4 вопросу представить модели различных типов (схемы, предметы заменители, абстрактные символы …) и предложить конкретные варианты их использования.

 

Л и т е р а т у р а:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997, с.282-287.

2. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

4. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста. /под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.

7. Смольникова Н.Г. Структурные особенности связной речи старших дошкольников. //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.

9. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет. Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. – Шуя, 1993.

 

Практическое занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.017 с.)