Методические приёмы обучения рассказыванию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приёмы обучения рассказыванию



Совместное рассказывание, структурно-синтаксическая схема (Н. Гавриш);инсценировки с игрушками(Л.Г.Шадрина); коментированное рисование (Н.Гавриш); образец рассказа; частичный образец; анализ образца рассказа; план рассказа; коллективное обсуждение плана; коллективное составление рассказа (Э.П. Короткова); составление рассказа подгруппами — «командами» (командный метод) (Н.Гавриш); составление рассказа по частям; моделирование (Л.А. Венгер, Н.Г. Смольникова, Т.Ткаченко); оценка детских монологов; вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон.


 

 


 

БЕСЕДА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Беседа – это целенаправленный, организованный, подготовленный разговор на заранее выбранную тему. Содержание бесед: программный материал по ознакомлению детей с окружающим жизнью. Требования к содержанию бесед:

- педагогически обосновано

- должно способствовать решению задач всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка

- доступно и интересно ребёнку

- психологически близко дошкольнику

- каждая последующая беседа быть более широкая по содержанию, нежели предыдущая

- каждая беседа должна содержать в себе элементы нового.

Тематика бесед: определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний:

- Явления общественной жизни «Праздники», «Школа» Бытовые темы «О чистоте и опрятности»

- О природе «Времена года», «Лето», «Дикие животные» Темы труда «Профессии наших родителей»

- Об использовании техники в домашнем труде «Наши домашние помощники» Морально-этические темы «О маме»

Виды бесед в зависимости от дидактических целей (Е.А.Флёрина):

1) Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности

2) Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей

3) Беседа – заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей

4) В зависимости от материала – беседа по картине и беседа по книге (М.М.Конина)

Виды бесед в зависимости от содержания: Беседы познавательного характера и морально- этического характера

Обобщающая беседа как самостоятельное занятие (проводится в конце ср. группы и в ст. дошк. возрасте)

Е.И. Радина выделила такие структурные части беседы:

- Вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях

- Анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам

- Элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям, и стимулирующее детей на определённое поведение в дальнейшем

Построение беседы: Начало: образное, эмоциональное, восстанавливает в памяти детей образы предметов, явлений, собирает внимание, вызывает желание участвовать в беседе. Приёмы: воспоминания, рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, предметов, картин, использование загадок, стихотворений. Основная часть: раскрывается основное содержание беседы. Перед детьми последовательно ставятся репродуктивные и поисковые, основные и вспомогательные вопросы, активизируется их мышление и речевая деятельность. В основной части может быть несколько логически законченных частей (В.И. Логинова). Каждая часть заканчивается обобщением педагога. Н – р: «Школа»: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу. Приёмы: вопросы, чтение художественных произведений, инсценировки, рассматривание картин, моделей, пояснение, обобщения, подсказывающие вопросы, указания, речевые логические задачи, рассказы-загадки, дидактические игры и упражнения и т.д. Окончание беседы: характеризуется определённой завершённостью (обобщающие выводы по всей беседе). Приёмы: загадки, чтение стихотворений, пословиц, слушание магнитофонной записи, постановка чётких задач для последующего наблюдения.


ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ

Этапы развития детского словесного творчества

1 этап – накопление опыта 2 этап – собственно процесс детского словотворчества (возникает замысел, идёт поиск художественных средств) 3 этап – появление новой продукции

Педагогические условия:

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни Умение детей связно рассказывать

Обогащение и активизация словаря Правильное понимание детьми задания «придумать»

Тематика творческих рассказов:

С конкретным содержанием: «Как мальчик нашёл щенка», «Как Таня ухаживала за сестрёнкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришёл на ёлку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Каты потерялась в зоопарке».

На отвлечённую тему: «Про весёлый случай», «Про страшный случай», «Про интересный случай»

Виды творческих рассказов на наглядной основе:

Рассказ по игровой ситуации, (разновидность - рассказы-инсценировки); Придумывание начала или конца к событиям, изоб. на картинке; Рассказ по одной игрушке; Рассказы о природе (разновидности – рассказы-миниатюры, рассказы-этюды)

Виды творческих рассказов на словесной основе:

Придумывание конца к началу рассказу воспитателя

Рассказ на тему, предложенную воспитателем

Самостоятельное составление детьми сказок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)