Тема: речь как средство общения с окружающим миром 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: речь как средство общения с окружающим миром



Приложение А

Методические указания по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы

Практическое занятие

Тема: Речь как средство общения с окружающим миром

Цель: Закрепить и систематизировать знания студентов о речи как средстве общения, требованиях к речи воспитателя, организации общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.

Вопросы для обсуждения.

1. Формы общения детей со взрослыми.

2. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками.

3. Требования к речи воспитателя.

4. Организация общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1977. С. 67-84.

  1. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 1981. С. 30-38.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература" – М., 1988. С. 258-268.

5. Луценко І. О. Готоуємось до мовленнєвого спілкування з дошкільниками. – К., 2001.

6. Методика розвитку рідної мови і ознайомлення з навколишнім у дошкільному закладі. /под ред. А.М.Богуш - К., 1992., с.75-82.

7. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна – М., 1989. Программа профессионального становления.

8. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.Г. Рузской – М., 1989.

9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) /Под ред. Ф.А. Сохина с.36-39, 146-149.

Практические задания.

1. Провести наблюдение за речью своего товарища по группе и определить речевые недостатки как будущего воспитателя, дать ему речевую характеристику, исходя из требований, предъявляемых к речи воспитателя.

2. Составить тематику разговоров воспитателя с детьми в повседневной жизни.

 

Практическое занятие

Тема: Формирование связной диалогической речи в повседневной жизни

Цель: Расширить и закрепить знания студентов о методике проведения работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста в повседневной жизни.

Вопросы для обсуждения на занятии.

1. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении:

а) значение разговора для развития речи и освоения норм речевого общения;

б) виды, тематика и содержания разговоров с детьми разного возраста;

в) руководство разговорами детей разного возраста.

2. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности.

3. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

Практические задания.

1. Придумать 2-3 речевые ситуации, направленные на формирование навыков диалога.

2. Подберите лексико-грамматический материал к репликам воспитателя с разными коммуникативными функциями.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997, с.263-269.

2. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

4. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

5. Луценко І.О. Готуємось до мовленнєвого спілкування з дошкільниками. – К., 2001.

 

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Практическое занятие

Тема: Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинкам

Цель: расширить, систематизировать, закрепить знания студентов о методике проведения работы по обучению детей рассказыванию по картинкам.

Вопросы для обсуждения

Виды детских рассказов по картинкам.

Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин.

Методика обучения повествовательным рассказам (по серии сюжетных картинок, по одной картине).

Специфика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.

 

Практические задания.

1. Составьте перечень дидактических сюжетных картин, предназначенных для обучения детей рассказыванию.

2. Составьте и оформить модель для обучения детей рассказыванию по картине.

3. Составьте план-конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

4. Составьте образец описания пейзажной картины.

5. Решите педагогическую задачу.

Саше 5 лет. В игре весёлый, энергичный, голосистый. На занятиях по развитию речи (особенно при составлении рассказов) очень пассивный. На вопросы отвечает очень плохо, не уверенно, часто неправильно.

Как помочь ребёнку выработать чёткую связную речь?

Какую систему работы можно предложить? Составить ориентировочное перечисление заданий.

Какой характер должны носить индивидуальные занятия с такими детьми?

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., Академия, 1997, с.305-318.

2. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

3. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

4. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. //Дошкольное воспитание. - 1990. №10, с. 16.

  1. Ушакова А.С. Связная речь. / Развитие речи детей дошкольного возраста. - М-, 1984.

 

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Практическое занятие

Тема: Обучение рассказыванию из личного опыта, пересказу художественных произведений

Цель: расширить, систематизировать, закрепить знания студентов о методике проведения работы по обучению детей рассказыванию из личного опыта, пересказу художественных произведения.

Вопросы для обсуждения.

1. Методика обучения рассказыванию из личного опыта:

а) виды, тематика;

б) методические приемы обучения.

2. Обучение пересказу художественных произведений:

а) требования к пересказам детей, к произведениям для пересказа;

б) структура занятия и методические приемы обучения пересказу.

 

Практические задания.

1. Составьте тематику рассказов из личного опыта для старшей группы.

 

№ п/п Тематика рассказов
Из индивидуального опыта Из коллективного опыта
     

2. Прочитайте и составьте аннотацию на методическое пособие Э.П. Коротковой "Обучение рассказыванию в д/с или

П Л А Н А Н Н О Т А Ц И И:

Автор, название пособия, место и год издания.

Цель пособия.

Разделы пособия.

Приемы, рекомендованные автором для обучения детей рассказыванию, заполните таблицу:

Вид связного монологического высказывания Возрастная группа  
младшая   средняя   старшая подготовительная  
Рассказы об игрушках и предметах. Рассказы по картине. Рассказы из личного опыта. Рассказы на предложенные сюжеты. Пересказ художественных произведений.          

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

Литература:

1. Алеексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997, с.318-327; с. 28 7-295. (Изучить теоретический материал).

2. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

4. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в д/с. – М -, 1984. (Выписать тематику рассказов из личного опыта).

 

Практическое занятие

Тема: Обучение творческому рассказыванию, высказываниям типа рассуждений.

Учебные цели: Уточнить знания студентов о видах занятий по обучению рассказыванию, их специфике, приемах обучения творческому рассказыванию и высказываниям типа рассуждений. Формировать навыки составления образцов рассказов, использования моделирования в обучении детей рассказыванию.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Виды занятий по обучению творческому рассказыванию, их специфика.

2. Приемы обучения творческому рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.

3. Приёмы обучения высказываниям типа рассуждений.

4. Использование моделирования в обучении детей рассказыванию.

 

Практические задания.

1. Составьте тематическую карту по теме "Обучение творческому рассказыванию".

2. Заполните таблицу:

 

Возраст Приёмы обучения творческому рассказыванию Приёмы обучения высказываниям типа рассуждений
     

3. По программе ДОО проследите усложнения в использовании моделей в обучении рассказыванию и выпишите их в соответствующем порядке, представив 1-2 модели.

4. Составьте образец начала рассказа для продолжения его детьми 7-го года жизни и образец рассказа-рассуждения для детей старшего дошкольного возраста.

5. Составьте перечень предполагаемых речевых ситуаций для обучения детей высказываниям типа рассуждений в старшей группе.

 

Ход занятия.

1. По 1 вопросу раскрыть содержание и виды занятий по обучению рассказыванию, представив тематическую карту по теме: "Обучение творческому рассказыванию".

2. Используя таблицу в практическом занятии № 2, раскрыть вопрос о приёмах обучения рассказыванию, проиллюстрировать составленные образцы рассказов;

3. Через составленный перечень речевых ситуаций раскрыть вопрос об обучении детей высказываниям типа рассуждений;

4. По 4 вопросу представить модели различных типов (схемы, предметы заменители, абстрактные символы …) и предложить конкретные варианты их использования.

 

Л и т е р а т у р а:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997, с.282-287.

2. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

4. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста. /под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.

7. Смольникова Н.Г. Структурные особенности связной речи старших дошкольников. //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.

9. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет. Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. – Шуя, 1993.

 

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения.

1. Занятия по развитию словаря, их виды и типы.

2. Занятия по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов.

3. Классификация дидактических упражнений по словарной работе.

4. Дидактические игры для развития словаря.

5. Формирование словаря в разных видах деятельности.

 

Практические задания

1. Выписать две игры по развитию смысловой стороны слова для детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить 3-4 дидактических упражнения на закрепление словаря в соответствии со схемой: название упражнения, цель, содержание упражнения.

3. Разработать планы-конспекты тематических занятий:

а) по ознакомлению с окружающим;

б) по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов;

в) на обобщение и классификацию;

г) комплексного занятия по развитию речи с включением задач на активизацию словаря.

Работа на занятии:

1. По 1-ому вопросу, опираясь на практическое задание № 3, определить особенности занятий по словарной работе: дать объяснения комплексным и тематическим занятиям, групповым, индивидуально-групповым, индивидуальным.

2. По 2-му вопросу определить поэтапность работы по ознакомлению с предметным миром, перечислить основные методические требования к проведению занятий такого рода. Структуру и основные методические приемы проведения занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов раскрыть через составленный план-конспект.

3. По 3-му вопросу определить виды дидактических игр для развития смысловой стороны слова, проиллюстрировать ответ подобранными дидактическими играми.

4. По 4-му вопросу: презентация разработанных дидактических упражнений для развития словаря. Оценивание проводится группой студентов по 10-бальной системе.

Л и т е р а т у р а:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. Академия., 1997., с.107-152.

  1. Богуш А. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до семи років. Монографія. – К.: Видавничий Дім “Слово”, 2004. – 376 с.

3. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / под ред. А.А. Гербовой. – М., 1983 (ознакомиться с пособием, выписать игры).

 

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Практическое занятие

Тема: Пути формирования грамматического строя речи

Цель: Уточнить знания студентов о путях формирования грамматических навыков детей дошкольного возраста. Формировать умение использовать теоретические знания в практических целях. Расширить знания о дидактических играх и упражнениях для формирования морфологического и синтаксического строя речи. Формировать умение решать педагогические задачи.

Вопросы для обсуждения.

1. Пути формирования грамматической стороны речи.

2. Виды дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

3. Детское словотворчество. Виды, типы.

Практические задания.

1. Составьте два конспекта: тематического и комплексного занятия по формированию грамматического строя речи.

2. Выпишите 2 дидактические игры и составьте 3 дидактических упражнения для формирования грамматически правильной речи.

3. Составьте 2 рассказа со сложными для детей в грамматическом отношении словами. Определить задачи и приемы их использования в каждой возрастной группе.

4. Из книги К.И. Чуковского "От 2 до 5" или из книги Цейтлин С.Н. "Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи" выпишите примеры детского словотворчества и причины этого явления.

 

Работа на занятии.

1. По первому вопросу раскрыть разнообразие путей формирования грамматического строя речи, иллюстрируя составленными конспектами занятий, дидактическим рассказами.

2. По 2-му вопросу смоделировать ситуации проведения дидактических игр и упражнений, определить приёмы организации и проведения дидактических игр и упражнений с целью закрепления и автоматизации сложных грамматических форм.

3. Вопрос о детском словотворчестве раскрыть, используя примеры детского словотворчества (по книге К. Чуковского, С.Н. Цейтлин).

4. Выполните комплексное контрольное задание (письменно):

Вы старший воспитатель, готовитесь к педсовету по вопросу формирования грамматической правильности речи детей:

Назовите типичные грамматические ошибки детей дошкольного возраста.

Как вы проверите навыки употребления детьми 2-3 трудных грамматических форм (например, несклоняемых имен существительных, употребление родительного падежа множественного числа)?

Какие направления работы вы будете рекомендовать воспитателям по формированию грамматически правильной речи у детей.

Л и т е р а т у р а:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., Академия, 1998 с. 35-43.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981, с.120-127. (выделить формы методической работы)
  3. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи. //Дошк.восп. – 1982, №1.
  4. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей. //Дошк. восп. – 1988, №2,3.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти.(Любое издание).
  6. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000. – С. 159-184.

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения.

1. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

2. Методы и приемы работы по формированию правильного звукопроизношения.

3. Методы и приемы работы по формированию фонематического слуха.

4. Приемы работы по развитию речевого дыхания.

Практические задания.

1. Выписать дидактические игры и упражнения по указанным направлениям.

2. Составить рассказ со звукоподражанием.

3. Составить план-конспект тематического занятия по воспитанию звуковой культуры речи.

4. Составить краткий план-конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Работа на занятии

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

Литература

1. Алексеева М.М.,.Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. Академия, 1997., с.225-241.

2. Максаков А.И, Тумакова Г.А. Учите играя. - М., 1983 (выписать дидактические игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи).

3. Селиверстов. Речевые игры с детьми. – М. 1997. (выписать упражнения и игры по воспитанию звуковой культуры речи).

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. —М., 1971.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988. (для выполнения практического задания).

Практическое занятие

Вопросы для изучения.

1. Требования к отбору поэтических произведений для детей.

2. Методика чтения стихотворений на занятии.

3. Методика заучивания наизусть стихотворений в разных возрастных группах. Приёмы обучения выразительному чтению стихов.

 

Практические задания.

1. Составить перечень заучиваемых стихотворений для одной из возрастных групп.

2. Подготовить конспект занятия по чтению стихотворения на занятии (возрастная группа на выбор студента).

3. Подготовить конспект занятия по заучиванию стихотворения (с использованием игровых движений, пальчикового театра, приёма "лесенки", схемы и др.). Возрастная группа и произведение на выбор студента.

 

Ход занятия

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

 

Литература для изучения:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – С. 357-365.

2. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

3. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

4. Любина Г. Как учить читать стихи… играючи // Дошкольное воспитание. 2000, № 1. С. 56-58.

5. Панкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие образности речи. Эстетическое воспитание в д/с. – М., 1985. – С. 56-60.

 

Практическое занятие

Вопросы для изучения.

  1. Игры-драматизации по сюжетам литературных произведений.
  2. Театрализованные игры. Инсценирование художественных произведений.
  3. Литературные утренники и вечера.
  4. Уголок книги в детском саду.

Практические задания.

1. Подготовить и провести игру-драматизацию литературного произведения для мдадшей группы детского сада.

2. Представить письменно этапы подготовки игры-драматизации.

3. Подготовить эскиз оформления уголка книги и перечень книг для него (возрастная группа по выбору).

4. Решите педагогическую задачу.

В детском саду была организована выставка: "Какую книжку следует покупать детям". Были на этой выставке целые списки книг для детей каждого возраста, а под списком книги. Здесь же были советы родителям.

Как бы Вы организовали такую выставку?

Какие советы Вы дали бы родителям?

Какую работу Вы провели бы с родителями, чтобы научить их работать с книжкой.

5. Дайте анализ программ радио- и телепередач для детей на месяц; выбрать, какие передачи можно смотреть или слушать на занятии, а какие – в повседневной жизни.

Ход занятия

1. Постановка цели занятия.

2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Обсуждение вопросов, вынесенных на занятие.

4. Анализ выполненных практических заданий.

5. Подведение итогов практического занятия.

Литература для изучения:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.

2. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

3. Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: “Редакції загальнопедагогічних газет”, 2005. – 128 с.

  1. Гурович Л.М., Береговая А.Б. Ребёнок и книга. – М., 1992.
  2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
  3. Маринина Н.И. Оборудование для театрально-игровой деятельности //Дошкольное воспитание. - 1979. - № 11.
  4. Развлечения в детском саду / Сост. Л. Фурмина, А.Е. Шибицкая. – М., 1976.
  5. Таллер Л.А. Здравствуй книга. – Минск, 1987.
  6. Трусова Е.Л. Игры-драматизации в д/с. – К., 1991.

Практическое занятие

Тема: Планирование работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Учебные цели: Закрепить и обобщить знания студентов о видах и содержании планирования работы по развитию речи. Формировать у студентов навыки анализа планирования работы по развитию речи в дошкольных учреждениях и отделах народного образования.

Вопросы для обсуждения.

Значение, виды, содержание планирования работы по развитию речи.

Принципы планирования работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни в разных видах деятельности детей.

Практические задания

Составьте схемы, модели планов различных видов: перспективный, календарный, перспективно-календарный (с сеткой занятий).

Составьте перспективный план занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой на квартал для одной возрастной группы

 

Содержание работы Исполнители Срок выполнения
       

 

Л и т е р а т у р а:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. Практикум. – М., Академия, 1998, с.82-88.

2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач развития речи на занятиях. //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983.

3. Бондаренко А.К., Поздняк А.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984, С.14-15.

4. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб. – К.: Видавничий дім “Шкільний світ”, 2006. – 119 с.

5. Примерное планирование занятий. /Под ред. Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. //Дошк. воспит. – 1989, №3-12, 1990, №1-6. Занятия по развитию речи в д/с. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

6. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе. – М., 1988.

 

Работа на занятии.

1. Ответить на обсуждаемые вопросы, через составленные планы раскройте сущность планирования работы по развитию речи в дошкольном учреждении.

2. Анализ составленных планов группой экспертов, определение лучших и просмотр схем, моделей планирования работы, выставленных наглядно на доске, определение наиболее удачных.

 

Разработки для выполнения самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа

Вопросы для изучения.

1. Роль родного языка в развитии личности ребенка.

2. Функции языка и речи.

3. Связь методики с другими науками.

Литература для изучения:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997. (Для выполнения 2-го задания).

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Изд. псих. произв.: В 2 т. /под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983. Т.2, с. 69-72.

3. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969., гл.1., с. 25-42.

Практические задания.

1. Определите последовательность овладения детьми функциями речи: планирующая, регулирующая, номинативная, познавательная, коммуникативная, эстетическая (запишите в порядке овладения на разных возрастных этапах).

2. Представьте функциональные характеристики родного языка в следующей таблице:

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека. 2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции. 3. "Личностные" характеристики языка.  

3. Законспектируйте ст. А.А. Леонтьева «Понятие речевой деятельности»

4. Законспектируйте ст. А.М. Богуш «Обучение детей дошкольного возраста родному языку»

5. Законспектируйте ст. Л.П. Федоренко Закономерности усвоения речи

6.Законспектируйте ст. А.А. Леонтьева Принципы методики обучения языку

 

Самостоятельная работа

Вопросы для изучения.

1. Источники развития первых программ.

2. Структура и содержание разделов по развитию речи в различных программах детского сада.

3. Парциальные программы по развитию речи.

Литература для изучения:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1977.С. 65-82.

2. Обучение дошкольников чтению и математике (обзор программ и методик обучения дошкольников чтению и математике) – М., 1997.

3. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Изд-во "Совершенство", 1998. – С. 5-11.

Практические задания

1. Сделайте письменный анализ вариативных и парциальных программ обучения и воспитания детей в д/с (соответствующих разделов: развитие речи; ознакомление с окружающим; художественная литература; грамота). Заполните схему:

 

Название программы, авторы Название раздела Подразделы Положительные стороны Критические замечания
         

Вывод:

  1. Укажите, какая из этих программ наиболее соответствует базовому уровню усвоения знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста; в чём её преимущество; соответствие принципам государственной программы "Освіта" ("Україна XXI століття").
  2. Составьте логико-графическую модель парциальной программы А.М. Богуш по развитию речи "Мовленнєвий компонент дошкільної освіти".

Самостоятельная работа

Вопросы для изучения.

1. Содержание словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями социальной жизни.

2. Методы и приёмы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.

3. Овладение оценочной лексикой детьми дошкольного возраста.

Литература для изучения:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи обучения родному языку дошкольников. – М., 1977.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности.- М., 1986.

3. Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых// Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Л., 1976.

4. Яшина В. И. Некоторые вопросы методики словарной работы в сред­ней группе детского сада //' Вопросы дошкольной педагогики. - М., 1975.

5. Логинова В. И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о тру­де взрослых /,/' Дошкольное воспитание. - 1978.- №10.

Практические задания:

Сделайте сравнительный анализ содержания работы по ознакомлению детей с труд ом взрослых по вариативным программам детского сада.

 

Название   Название раздела   Темы по программе  
программы раздела младшая группа   средняя группа   старшая группа
1. 2. 3. и т. п.                

Вывод:

  1. Составьте план – конспект занятия по ознакомлению дошкольников по теме "Родной край".

2. Законспектируйте ст. Иваненко А.П. Теоретические основы словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста

3. Законспектируйте ст. Степаненковой Э.Я., Филенко М.Ф. Содержание работы по ознакомлению с правилами дорожного движения

 

Самостоятельная работа

Вопросы для изучения.

1. Содержание работы по формированию звуковой выразительности речи ребенка.

2. Приемы, направленные на развитие выразительности речи ребенка.

3. Невербальные средства, используемые для передачи выразительности образа.

Литература для изучения:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997, с.241-245.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - 2-е изд. - М., 1981 - с.142-145.
  3. Художественное творчество в детском саду/под ред. Н.А. Ветлугиной - М., 1974 - с.143-146.

Практические задания.

  1. Выписать различные варианты заданий и упражнений на развитие вы­разительности речи.
  2. Составьте речевую характеристику на одного ребёнка по схеме:

Вопрос для изучения.

1. Содержание ознакомления детей с художественной литературой по вариативным программам обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Литература для изучения:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 1997, С. 75-80.
  2. Богуш А. Мовленнєвий компонент дошкільної освіти. – Одеса: Ярослав, 2004. – 176 с.

Практическое задание.

1. Дайте сравнительный анализ содержания работы по художественной литературе по вариативным программам.

Название программы Название Задания
                     
                     

1 – возрастная группа.

2 – название раздела.

3 – название подраздела.

4 – устное творчество.

5 – чтение.

6 – выразительное чтение.

7 – работа с книгой.

8 – инсценирование, драматизации.

9 – игры по сюжетам художественных произведений.

10 – театрализованные игры.

11 – театры.

1. Законспектируйте ст. Карпинской Н.С. Выразительное чтение воспитателя


Приложение Б

Индивидуальные исследовательские задания

Задание 1. Проведение диагностики лексического развития детей

Пользуясь методикой Ч. Осгуда, установите коэффициент лексического богатства и разнообразия рассказов детей (3-4 чел.). Письменно оформить выводы.

МЕТОДИКА Ч. ОСГУДА

Детям предлагается составить рассказ по картине.

Детям предлагается составить рассказ по картине. Рассказы детей записывают.

Коэффициент лексического богатства определяется через подсчет количества слов используемых ребенком в рассказе за единицу времени - 1минута.

Коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употреблённых в тексте однократно, и общего количества употреблённых слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия.

Вывод.

Задание 2. Определение уровня понимания детьми дошкольного возраста фразеологических оборотов.

Пользуясь описанной ниже диагностической методикой (автор А.М. Богуш), провести обследование речи детей с целью определения понимания детьми фразеологических оборотов.

Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста фразео­логических оборотов.

Ход исследования: Исследование проводится с детьми выпускной группы до­школьного учреждения (старшая или подготовительная к школе группа). Предложить 15 детям фразеологизмы и спросить: "Как ты понимаешь это вы­ражение? Что это значит? Ответы детей записать дословно в протокол по схеме, отдельно на каждого ребёнка:

  Идиомы     Отказ объяснить   Частично правильное объяснение   Правильное объяснение   Неправильное объяснение
Как будто воды в рот набрал. Ловить ветер в поле. Баклуши бить. Класть в длинный ящик. Двух зайцев убить. Бровью не морг­нуть. И рыбы наловить, и ног не замочить. Как посеешь, так и пожнёшь. После дождика в четверг. Ни к селу, ни к городу.              

 

Коєффициент понимания вычислить по следующей формуле К пон. = m/n ×100%

Где К пон. – коєффициент понимания, m – количество правильно понимаемых идиом, n – общее количество идиом.

Для уточнения понимания детьми идиом можно предложить им составить с каждым фразеологизмом предложение. Проанализировать результаты обследования и составить краткие методические рекомендации по методике объяснения детям фразеологизмов и слов в переносном значении.

 

Задание 3. Определение особенностей понимания детьми оценочной лексики (результаты проверки занести в протокол)

 

Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста оценочной лексики (4-5 чел.).

Ход задания: предложить детям 15 вопросов, включающих слова из оценочной лексики.

Ответы детей записать дословно в протокол по схеме, отдельно на каждого ребёнка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.212 с.)