Порядок слов как средство связности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок слов как средство связности



В изучении роли порядка слов в предложении особенно велика за­слуга ученых Пражского лингвистического кружка. Исследователи спра­ведливо связывали порядок слов с актуальным членением предложе­ния и подчеркивали, что коммуникативное задание, которое оно выпол­няет, зависит от целей общения в условиях конкретной речевой ситуации.

Порядок слов определяется расположением отдельных членов пред­ложения. Считается, что в русском языке свободный порядок слов, т.е. сказуемое может находиться не только после подлежащего, но и перед ним, обстоятельства могут находиться как в начале предложения, так и в конце и т.д. Как отмечает Н.С. Валгина, ограничения в размещении членов предложения «связаны с двумя причинами: структурной связан­ностью компонентов высказывания в пределах межфразового единства и смысловой их значимостью» [Валгина, 2003, с. 35].

Все случаи инверсии (обратного порядка слов) обусловлены ком­муникативно и зависят от места данного высказывания в общей струк­туре текстового фрагмента. Порядок слов в этом случае определяется необходимостью выполнения определенной коммуникативной задачи, актуализации определенного смысла, выдвижения определенного эле­мента ситуации. Как указывает Н.С. Валгина, «понятия "прямой" и "об­ратный" порядок слов означают не последовательность расположения грамматических членов предложения (подлежащего, сказуемого, опре­деления, дополнения и обстоятельства), а последовательность располо­жения темы и ремы и их компонентов» [Валгина, 2003, с. 37].

Еще В. Матезиус называл «объективным порядком» расположение темы перед ремой, соответствующее изложению от известного к неиз­вестному. «Субъективным порядком» им была названа последователь­ность от ремы к теме {Матезиус В. О так называемом актуальном чле­нении предложения // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.


155 Глава 2. Основные признаки текста

С. 244). Изменение порядка слов всегда обусловлено необходимостью смысловых акцентов и усиления прагматики высказывания в общем контексте описываемой ситуации. Так, в известных строчках: На севере диком стоит одиноко // На голой вершине сосна — выдвижение ремы и нарушение прямого порядка слов обусловлено общей минорной тональ­ностью стихотворения и необходимостью акцентировать внимание чи­тателя на теме одиночества, усиливаемого художественно-образной кон­кретизацией места действия.

Подведем итоги:

• Цельность и связность текста признаются всеми исследователями в
качестве ключевых признаков текста (некоторые исследователи
придают им статус текстовых категорий).

• Цельность имеет психолингвистическую природу, обусловлена за­
мыслом автора и может интерпретироваться как «осознание синте­
за смысла на разных уровнях понимания текста» (М.П. Котюрова).

• Связность является основным признаком текста, заключающимся
в межзнаковом взаимодействии, основанном на связи элементов тек­
ста. Связность определяет целостность речевых сообщений.

• Выделяется связность глобальная (когерентность) и локальная (ко-
гезия) (Н.А. Николина).

• Известны различные средства связности: лексические (разные виды
повторов, синонимы, антонимы, паронимы и др.), фонетические (ин­
тонация, средства звукописи), морфологические (видовременная
связь глаголов, форм лица, наклонения, использование союзов, со­
юзных слов, местоимений и т.д.), синтаксические (порядок слов,
синтаксический параллелизм и т.д.), стилистические (разные тро­
пы, фигуры, приемы и типы выдвижения).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

> Как вы определите цельность текста?

> Как соотносятся связность текста и его цельность?

> Что понимается под связностью текста?

> Назовите виды средств связности текста.

> Докажите, что порядок слов является средством связности текста.

Взяв за основу систему текстовых качеств Е.В. Сидорова (комму­никативность; структурность, информативность, интегративность, ре-гулятивность), представим многообразие связанных с ними текстовых признаков (свойств) в виде схемы 8, учитывая характер их соотнесен­ности между собой и разный уровень обобщения.


Схема 8

Коммуникативность


Эмотивность

II.
Интегративность

Концептуальность

III. Информативность Структурность

IV. Смысловая Отдельность Цельность Членимость Связность Когезия
завершенность /\ Модальность


Прагматичность

Регулятивность

Экспрессивность


 


V.


Проспекция


Ретроспекция


Качества (признаки) текста


Глава 3 ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Вопрос о текстовых категориях является недостаточно разработан­ным и дискуссионным. Мнения по этому вопросу варьируются значи­тельно. Одни ученые не считают нужным дифференцировать текстовые качества (признаки) и текстовые категории. Другие под текстовыми категориями понимают глобальные категории, отражающие внутреннюю сущность текста, включая участников коммуникативного акта, события, время, пространство и т.д. Третьи к текстовым категориям относят его типовые особенности, отражающие обобщающие признаки (например, проспекция, ретроспекция, интертекстуальность и т.д.).

В главе предложена систематизация различных точек зрения на этот счет и краткая характеристика основных текстовых категорий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.005 с.)