Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства межфразовой связи

Поиск

Интенсивное развитие теории актуального членения (Г.А. Золото-ва, О.Б. Сиротинина, О.А. Лаптева, И.И. Ковтунова, И.П. Распопов. Н.А. Слюсарева и др.) в рамках таких направлений, как лингвистика и синтаксис текста, способствовало эффективному исследованию межфра­зовой связи в процессе текстового развертывания. В изданиях после­дних лет значительное место отводится разработке понятия «сверхфра­зовый уровень организации текста» (ср.: [Дымарский, 2001; Папина, 2002; Валгина, 2003 и др.]).

Ученые исходят из того, что межфразовое единство «организуется через тема-рематическую последовательность» [Валгина, 2003, с. 30]. Под актуальным членением понимается «приспособление грамматичес­кой структуры предложения в результате включения в ту или иную ре­чевую ситуацию к задачам коммуникации» [Валгина, 2003, с. 30]. Тема соотносится с данным, исходным, рема — с новым. Компоненты выска­зывания располагаются от темы к реме. Например: Мы увидели Ивана. Он махнул нам рукой. В первом высказывании темой (t) является Мы увидели, ремой (г) (новым) — Ивана. Во втором высказывании к реме относится махнул нам рукой. Показателем связности высказываний яв­ляется местоимение он, замещающее словоформу Ивана. Бывшая рема стала темой. В данном случае речь идет о цепной зависимости высказы­ваний. Их связь можно изобразить схематично так:

T(2)-r(2) Цепная связь

Под цепной связью понимается «один из самых распространенных способов связи самостоятельных предложений в речи, при котором один из членов предыдущего предложения структурно соотносится с членом последующего предложения и при котором происходит последователь­ное, логическое, "цепное" развитие мысли (последующее предложение развивается из предыдущего)» [Солганик, 2003, с. 611]. По наблюдени­ям исследователей, данный тип связи используется во всех стилях речи. Почему это происходит? «Там, где мысль развивается линейно, после-


Раздел И. Основы теория текста

довательно, где каждое последующее предложение развивает предше­ствующее, как бы вытекает из него, цепная связь неизбежна» [Солга-ник, 2003, с. 612].

С учетом средств воплощения синтаксических отношений Г.Я. Сол-ганик выделяет три типа цепной связи: 1) цепную связь посредством лексического повтора, 2) цепную синонимическую связь, 3) цепную ме­стоименную связь. Приведем примеры каждого типа цепной связи.

1) «Второе направление — классики. Для классика текст (слово, звук,
образ, событие) есть то, в чем он себя находит...» (Пятигорский А.
Предисловие // Г.Г. Амелин, ВЯ. Мордерер. Миры и столкновения
Осипа Мандельштама. М., 2000. С. 8).

2) «После любви наступает черед поэзии. Минуты творчества, вдохно­
вения сменяются часами, проведенными над книгами» (Боевский B.C.
История русской поэзии: 1730—1980. Компедиум. Смоленск, 1994.
С. 75).

3) «Литературу высокого классицизма в России создал Александр Су­
мароков. Он это сознавал и не стеснялся произносить вслух, за что
и подвергался нападкам и насмешкам» (Баевский B.C. Там же, с. 26].

Параллельная связь

Под параллельной связью понимается такая связь, при которой «предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление» [Солга-ник, 2003, с. 278]. Схематично параллельную связь можно представить по-разному:

t(2)-r(2) t(3)-r(3) t(4)-r(4) t(5)-r(5) t(6)-r(6)

Сравним пример Н.С. Валгиной [2003, с. 33], соответствующий дан­ной схеме:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Ред­кий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (К. Паустов­ский). Автор справедливо отмечает в данном примере не только парал­лельную связь (последовательность однородного состава), но и общую гипертему t(l) — г(1) (Буря бушевала над Петербургом).



Глава 2. Основные признаки текста


() t (2) - г (2) t (3) - г (3)

При таком типе параллельной связи возможно использование сквоз­ной темы:

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

(М.И. Цветаева. «Стихи к Блоку»)

В качестве ремы в данном случае выступают авторские ассоциаты на стимул — имя Блок, выражающие определенные смыслы: «трепет­ность», «холодность», «краткость в произношении и на письме». Все они значимы в формировании образа поэта, к которому обращены поэти­ческие строки М. Цветаевой.

Среди структурных видов параллельных прозаических строф ГЛ. Солганик выделяет пять: 1) параллельные строфы «в чистом виде», предложения которых, объединяются благодаря параллелизму их син­таксического строения; Т) повествовательные строфы; 3) описательные строфы; 4) анафорические строфы; 5s) эпифорические строфы \Солга-ник, 2003, с. 278].

При этом в первом случае автор в качестве главного средства син­таксической организации выделяет параллелизм предикативных основ (главных членов предложения). В качестве особенности повествователь­ных строф отмечается описание сменяющих друг друга процессов как расположенных в пространстве и во времени параллельно один друго­му. Что же касается средств выражения параллельной связи, Г.Я. Сол­ганик отмечает следующее: «Предложения таких строф имеют различ­ные по лексическому наполнению подлежащие и сказуемые, которые расположены в строфе параллельно и однотипно оформлены морфоло­гически» [там же, 2003, с. 278-279].

Для описательных строф, по наблюдениям исследователя, харак­терно единство видовременных форм сказуемых и синтаксический па­раллелизм. В анафорических: и эпифорических строфах отмечены парал­лелизм предложений и одинаковое лексическое выражение члена пред­ложения, стоящего в начале или в конце предложений, входящих в состав строфы.

В качестве примера параллельной связи обратимся к стихотворе­нию Б. Пастернака «Определение поэзии»:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.007 с.)