Кафедра «Связи с общественностью» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Связи с общественностью»



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Связи с общественностью»

 

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА

Для специальности 030602 «Связи с общественностью»

 

 

Санкт-Петербург


Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Связи с общественностью».

Протокол от 23 октября 2007 г. № 3.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 15 ноября 2007 г. № 3.

 

Потапов Ю. А.

Современная пресс-служба. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУЭ, 2007. – 91 с.

 

Учебно-методический комплекс подготовлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Связи с общественностью». Комплекс включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине. Кроме того, в комплекс включены дидактические материалы, которые содержат задание для выполнения контрольной работы, ситуационные задачи и образцы документов для осуществления работы пресс-службы.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая учебная программа дисциплины…………………………………4

2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины………16

3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям…………………………………………………………………………23

4. Методические рекомендации по выполнения контрольных работ…..28

5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………………33

6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контрольных материалов………………………51

7. Дидактические материалы…………………………………………………69

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Основной целью изучения дисциплины «Современная пресс-служба» является развитие у студентов наиболее полного представления о функционировании пресс-служб государственных и коммерческих структур, политических партий, общественных объединений в современных условиях, их задачах, принципах и особенностях деятельности.

Предметом изучения дисциплины «Современная пресс-служба» являются основополагающие понятия в сфере информационных отношений политических, экономических, социальных и иных институтов, а также функционирования средств массовой информации в современных условиях.

Задачи обучения по дисциплине:

- ознакомить студентов с системой и организацией пресс-служб в Российской Федерации;

- изучить структуру, цели и принципы деятельности современной пресс-службы;

- освоить формы и методы работы специалиста по связям с общественностью, дать навыки организации публичных акций.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о структуре пресс-службы;

- о механизме функционирования пресс-службы;

- об инструментах и технологиях работы пресс-службы.

знать:

- экономические, политические и социальные предпосылки создания и развития российских пресс-служб;

- цели, задачи и функции деятельности пресс-служб в государственных учреждениях и общественных объединениях.

уметь:

- написать пресс-релиз, бэкграундер, авторскую статью и др. виды текстов;

- составить медиа-карту;

- провести мониторинг СМИ.

владеть навыками:

- организации и проведения аккредитации журналистов;

- подготовки и проведения пресс-конференции, встречи с общественностью и др. мероприятий;

- освещения в средствах массовой информации общественно значимых событий;

- установления и поддержания контактов руководителей и сотрудников организации с журналистами и общественностью.

Организационно-методические указания

Дисциплина «Современная пресс-служба» входит в цикл дисциплин специализации федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина «Современная пресс-служба» состоит из 9 тем и базируется на учебном материале следующих дисциплин: «Политология», «Социология», «Экономика», «Правоведение», «Теория и практика связей с общественностью», «Основы теории коммуникации», «Теория и практика массовой информации». В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью», «Связи с общественностью в госучреждении», «Маркетинговые коммуникации», «Организация работы отдела по связям с общественностью».

Изучение данного курса способствует развитию навыков общения сотрудника пресс-службы с представителями периодических изданий, радио, телевидения, информационных агентств и общественностью.

Изучение курса «Современная пресс-служба» предполагает тесное взаимодействие основных видов занятий: лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы.

Основными видами занятий при изучении дисциплины являются: лекции, семинары, практические занятия.

Лекции знакомят студентов со сферой отношений с общественностью, взаимосвязи данной деятельности и науки с политикой, экономикой, социальной жизнью государства.

Семинары предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний по основным теоретическим проблемам, полученным студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над курсом, а также для развития творческого мышления у обучаемых и осуществления контроля за качеством их работы над изучением курса. На семинарах используются активные формы проведения занятий: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, фиксированные выступления, обсуждение докладов и другие. На семинарских занятиях студенты самостоятельно освещают вопросы, оперируют такими категориями, как информационная работа, связи с общественностью, правовое регулирование PR-деятельности и др.

Практические занятия предполагают закрепление полученных на лекциях знаний непосредственно в пресс-службах органов государственной власти, политических партий и общественных объединений. В этих целях на практических занятиях широко используются такие дидактические формы и средства обучения как: деловые и дидактические игры, решение ситуационных задач. На практических занятиях осуществляется контроль за работой студентов над изучением курса.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с законодательными и нормативными актами, литературой по PR, готовятся к докладам, контрольными опросами и ответам на вопросы по темам семинарских занятий.

Дисциплина изучается в объеме, установленном в соответствии с формой и сроком обучения.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости студентов проводится на всех видах занятий в форме устного опроса, а также по итогам выполненных студентами индивидуальных заданий в ходе подготовки и проведения практических и семинарских занятий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенному разделу учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей дисциплины. Проводится в форме экзамена. Для студентов заочной формы обучения предусматривается выполнение контрольной работы.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы, а отдельные учебные вопросы включаются в содержание итогового комплексного экзамена.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная литература

1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Гардарики, 2008.

2. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. СПб.: Изд-во Михайлова, 2005.

3. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: вводный курс: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

4. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса. М.: КноРус, 2006.

5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.-Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2005.

6. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. проф. В.П. Божьева. М.: Высшее образование, 2007.

7. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2006.

8. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. проф. В.С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2001.

9. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика: Учебное пособие. М.: Дело, 2007.

 

6.2. Дополнительная литература

1. Беленкова А.А. PRостой пиар. М.: НТ Пресс, 2006.

2. Иванова К.А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер, 2006.

3. Информационная политика: Учебник / Под ред. проф. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.

4. Комаровский В.С. Управление общественными отношениями. М.: Изд-во РАГС, 2005.

5. Марлоу Ю. Пиар в электронных СМИ. М.: Мир, 2002.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении курса важно акцентировать внимание на ключевых проблемах разделов и тем, которые раскрывают основное содержание дисциплины и соответствуют дидактическим целям и задачам, сформулированным в рабочей программе.

При изучении первого вопроса семинарского занятия особое внимание уделяется системе государственного управления Российской Федерации в целом и в сфере информационного обеспечения деятельности органов государственной власти в частности. В общем порядке важно уяснить, что органы государственной власти строят свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственное управление осуществляется во многих общественно значимых сферах жизнедеятельности государства, общества, гражданина. Например, управление, регулирование и координация работы общественного транспорта, потребительского рынка и др. В современной России сформирована система управления в сфере массовой информации. Она включает в себя:

- федеральный уровень (министерства культуры и массовых коммуникаций, федеральной службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере связи, массовых коммуникаций и охране культурного наследия, федерального агентства по печати и телерадиовещанию);

- региональный уровень (территориальные органы федеральных министерств, агентств, служб и комитеты, отделы по печати и взаимодействию со СМИ исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации).

Второй вопрос семинара предполагает изучение процесса создания и становления информационных подразделений в государственных учреждениях. Первые подобные структуры появились в середине-второй половине 80-х годов ХХ века в правоохранительных органах СССР и именовались пресс-бюро, центрами общественных связей, отделами по работе со СМИ и общественностью. Новый период в деятельности информационных подразделений органов власти связан с демократическими преобразованиями в России начала 90-х годов ХХ века. В этот период отделы по связям с общественностью и СМИ стали создаваться во многих министерствах, Верховном Совете РСФСР, а затем в аппарате и комитетах Государственной думы, региональных правительствах и администрациях, законодательных органах власти субъектов Федерации.

Третий вопрос семинарского занятия посвящен пресс-службе как информационно-управленческой структуре организации (учреждения), осуществляющей взаимодействие со средствами массовой информации. Студенты должны определить место пресс-службы в организационно-штатной структуре организации, выявить компетенцию, уровни подчинения и взаимосвязи, рассмотреть способы сбора и распространения информации как внутри учреждения, так и за его пределами.

Темы рефератов:

1. Государственное управление в сфере массовой информации.

2. История создания пресс-служб в органах государственной власти России.

3. Место и роль пресс-службы в структуре организации.

Время - 4 часа.

Учебные вопросы:

1. Структура пресс-службы.

2. Функциональные обязанности сотрудников пресс-службы.

3. Основные направления деятельности пресс-службы.

Рекомендуемая литература:

Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Гардарики, 2008.

Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. СПб.: Изд-во Михайлова, 2005.

Информационная политика: Учебник / Под ред. проф. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.

Комаровский В.С. Управление общественными отношениями. М.: Изд-во РАГС, 2005.

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2006.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. проф. В.С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2001.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика: Учебное пособие. М.: Дело, 2007.

Методические рекомендации

Данное практическое занятие проводится на базе комитета информационной политики правительства Ленинградской области. После изучения лекции студенты на практике знакомятся с организационно-штатной структурой пресс-службы правительства области, изучают служебные обязанности сотрудников пресс-службы, проводят мониторинг публикаций в региональных и федеральных СМИ, рассматривают другие направления деятельности.

 

Время - 4 часа.

Учебные вопросы:

1. Работа со СМИ.

2. Организация и проведение творческих конкурсов и презентаций.

3. Мониторинг СМИ.

4. Изучение общественного мнения.

Рекомендуемая литература:

Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. СПб.: Изд-во Михайлова, 2005.

Иванова К.А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер, 2006.

Марлоу Ю. Пиар в электронных СМИ. М.: Мир, 2002.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.-Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2005.

Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. проф. В.П. Божьева. М.: Высшее образование, 2006.

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2006.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. проф. В.С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2001.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика: Учебное пособие. М.: Дело, 2007.

Методические рекомендации

Данное практическое занятие проводится на базе отдела информации и связей с общественностью ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Практический работник и преподаватель кафедры знакомят студентов с основными направлениями деятельности отделения по работе со СМИ и отделения по работе с общественными объединениями.

 

Время - 4 часа.

Учебные вопросы:

1. Интеграция деятельности PR-агентств, отделов PR и пресс-служб учреждений (компаний) в Северо-Западном регионе России.

2. Организация и проведение PR-проектов.

Рекомендуемая литература:

Беленкова А.А. PRостой пиар. М.: НТ Пресс, 2006.

Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. СПб.: Изд-во Михайлова, 2005.

Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: вводный курс: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса. М.: КноРус, 2006.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.-Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2005.

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2006.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика: Учебное пособие. М.: Дело, 2007.

Методические рекомендации

Данное практическое занятие проводится на базе штаб-квартиры Северо-Западного отделения РАСО, где специалисты знакомят студентов с основными положениями деятельности профессиональной организации, рассказывают о проводимых с участием членов РАСО проектов, совершенствовании работы по связям со средствами массовой информации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение контрольной работы является важной формой учебной деятельности студента-заочника и обеспечивает достижение следующих целей:

- углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;

- формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;

- контроль за качеством усвоения учащимися учебной программы.

Требования к структуре и содержанию работы

Практика организации заочной формы обучения в академии показывает, что контрольная работа должна иметь следующую структуру:

- введение;

-основную часть, состоящую из 2-3 вопросов (параграфов.

разделов);

- заключение;

- список использованной литературы.

Во введении студенту рекомендуется обосновать выбор темы контрольной работы, раскрыв её научно-теоретическое и прикладное значение, четко изложить цели и задачи работы.

В основной части, опираясь на глубокое изучение литературных источников, опыт собственной профессиональной деятельности, анализ фактологического материала и различных точек зрения на исследуемую проблему, студенту необходимо изложить собственные взгляды на ее содержание. При этом особое внимание следует уделять изложению профессионально-прикладных аспектов раскрываемой проблемы.

В заключении должны быть сформулированы выводы, логично вытекающие из основной части контрольной работы, а также тезисно показано значение рассмотренной проблемы для будущей профессиональной деятельности студента.

Контрольная работа должна отличаться обоснованностью, доказательностью и аргументированностью. Поэтому полезно обеспечивать её необходимыми схемами, таблицами, графиками и другими поясняющими аналитическими материалами. Излагать содержание контрольной работы рекомендуется ясным, точным, доходчивым научным языком. Общий объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц.

Требования к оформлению работы

Контрольная работа может быть аккуратно написана или отпечатана. Если контрольная работа представляется в печатном варианте, то она должна быть исполнена на листах формата А-4, шрифтом-14, с интервалом-1,5. При этом поля должны составлять: левое-30мм, правое-10мм, верхнее и нижнее-20мм., а плотность текста - около 30 строк и 60 символов в строке с учетом пробелов.

Контрольная работа должна иметь:

- титульный лист, на котором указывается название учебного заведения, в котором обучается студент; кафедра и учебная дисциплина, по которой написана работа; название темы контрольной работы; фамилия, инициалы и номер учебной группы автора; год написания контрольной работы;

- оглавление (содержание), где с указанием страниц излагается план контрольной работы (введение, название вопросов, заключение, список использованной литературы, приложения, если таковые имеются);

- список использованной литературы, где в алфавитном порядке указывается сначала основная, а затем дополнительная литература, которой пользовался автор при написании контрольной работы.

Введение, вопросы, заключение, список использованной литературы, приложения должны при оформлении работы начинаться с новой страницы.

Цифровой, фактический материал, а также цитаты из использованных источников, взятые автором в кавычки, должны иметь ссылку на источник, из которого они взяты. Ссылки оформляются в виде подстрочных сносок на данном листе или сводятся в примечания" в конце текста контрольной работы перед списком литературы.

Невыполнение студентом требований к оформлению контрольной работы влечёт за собой снижение оценки. При значительных отклонениях от изложенных требований контрольная работа может быть не принята к исполнению.

Требования к оформлению контрольных работ, составлению списка литературы, описанию ссылок изложены в приложениях 5.2, 5.3, 5.4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.

Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

Важное значение в самостоятельной работе студентов имеет поиск соответствующих источников и получение информации о литературе по изучаемой дисциплине. Такую информацию можно получить из информационных изданий, которые на основе централизованной обработки научных документов, органов научно-технической информации, подготавливают информационные издания в виде реферативных журналов (РЖУ), бюллетеней сигнальной информации (СИ), экспресс-информации, аналитических и реферативных обзоров, печатных библиографических и аннотированных таблиц, графических карточек, средств, используемых на компьютерной технике.

Информация о литературе содержится также во многих книгах и периодических изданиях (в последнем (декабрьском) номере обычно приводится список опубликованных материалов за год). Это так называемая прикнижная (пристатейная) библиография.

Основным источником информации о новой литературе по гуманитарным наукам является система бюллетеней и реферативных журналов ИНИОН. ИНИОН осуществляет текущую (сигнальную) и реферативную информацию об отечественной и зарубежной литературе. В круг его информационно-библиографических изданий входят указатели серий: «Новая литература по общественным наукам» и реферативные журналы «Общественные науки», «Общественные науки за рубежом».

Особо следует сказать об указателе «Новая литература по общественным наукам». В ней отражаются авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, главы из книг, посвященных междисциплинарным вопросам, статьи из сборников, общественно-политических, социологических и производственных журналов, центральных газет. Достаточно полно приводятся статьи из журналов научно-популярного и широкого профиля.

Указатель «Новая иностранная литература по общественным наукам» предназначен для информации о новой иностранной литературе по гуманитарным дисциплинам, поступающей в ИНИОН и ряд крупнейших библиотек страны. В основном в нем отражается документальная, научная и научно-популярная литература по теоретическим вопросам гуманитарных наук, международным проблемам и глобальным философским и социологическим вопросам.

Важное значение в современных условиях приобретает использование информационных технологий и активных методов обучения. Например, при подготовке к занятиям целесообразно обращаться к ресурсам глобальной сети Интернет.

Работа с научными и литературными источниками. Для обеспечения работы с литературой запись сведений о ней — библиографическое описание — удобнее всего делать на стандартных библиотечных карточках или перфокартах. Для каждого отдельного издания или публикации следует заводить отдельную карточку или перфокарту. Это обеспечит место не только для библиографического описания (набора сведений об источнике), но и для аннотации, краткого реферата, для шифра и сведений о библиотеке, в которой хранится данное издание. Можно указать отдельные страницы, представляющие наибольший интерес, а еще лучше дать краткую аннотацию. При наличии компьютерной техники данную информацию и ее систематизацию целесообразно осуществлять в определенных файлах, которые связаны с проблематикой изучаемой проблемы.

Настоятельно рекомендуем начинающим студентам в начале своей профессиональной учебы приступить к составлению своей личной библиографической картотеки (в компьютерной или иной удобной для студента форме). Личная библиографическая картотека представляет собой гибкий рабочий аппарат; она удобнее любых списков.

В процессе работы над темой с помощью электронной или обычной картотеки удобно планировать и организовывать работу по ознакомлению с источниками, установить, какие материалы уже проработаны и какие еще нужно доработать. В зависимости от индивидуальных склонностей обучающегося, особенностей темы и литературы к ней, в картотеке может применяться любое расположение информации (файлов или карточек) (алфавитное, систематическое, хронологическое, по видам изданий и т.д.).

Поиск и отбор необходимой информации — взаимосвязанный процесс. Студент должен овладеть умением отыскать в изобильной информации необходимые в данный момент сведения, факты, идеи. Это очень непросто и приходит с опытом, но этому следует упорно учиться.

Нужно: во-первых, научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой информации; во-вторых, рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие материалы по конкретной теме; в-третьих, оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.

Всю информацию можно условно подразделить на "первичную" и "вторичную". Причем следует твердо усвоить, что первичной информации в "океане" всевозможной литературы относительно немного — примерно одна четверть, остальное — вторичная.

Первичная информация охватывает публикуемую литературу (официальные издания, социально-политические и научно-популярные издания; научные и учебные издания; материалы научных конференций; монографии; сборники; бюллетени; "ученые записки", "известия и труды" различных учебных и научно-исследовательских учреждений; специальные виды официальных изданий (нормативные, плановые, статистические, производственные и т.д.) и непубликуемые источники (дипломы и диссертации; депонированные рукописи; отчетную научно-техническую документацию; репринты; переводы; архивные документы; первичные данные и документацию различных предприятий).

Вторичная информация — результат аналитико-синтетической и логической переработки первичной информации. Это всевозможные информационные издания (реферативные журналы, реферативные и аналитические обзоры и др.), Интернет, справочная литература (энциклопедии, словари, справочники и др.), каталоги и картотеки, библиографические издания. Многие источники вторичной информации в настоящее время имеют исполнение, пригодное для использования на компьютерной технике.

Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием эффективной самостоятельной работы студента. Знания и навыки в этой области включают:

- представление о системе научно-технической информации в целом и о том, как эта система конкретно представлена там, где работает, учится студент;

- знания о возможных источниках информации;

- умение пользоваться библиографическими и другими справочными материалами (отсюда важность проведения занятий на младших курсах по таким дисциплинам, как "Информатика", "Библиография", "Введение в специальность" и т.п.).

Источник информации — это носитель, содержащий сообщение. Органы научно-технической и справочной информации представлены библиотеками (общими и специальными) и государственной системой научно-технической информации (ГСНТИ).

В библиотеках основными формами обслуживания читателя являются: справочно-библиографическое; межбиблиотечный обмен (МБО); абонемент; фото- и ксерокопирование, микрофильмирование; использование аудио-, видео- и компьютерной техники.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется специальными библиографическими отделами или бюро, системой каталогов (алфавитных, систематических, предметных, вспомогательных) и картотек (перечней всех материалов, выявленных по определенной тематике).

С точки зрения потока информации, структура любой библиотеки однотипна. Она состоит из двух частей:

1) фонд источников первичной информации (книги, брошюры, журналы и бюллетени, газеты, аудио-, видеоматериалы, стандарты, нормативные документы, неопубликованные материалы);

2) фонд источников вторичной информации (библиотечные каталоги и картотеки, библиографические указатели, рекламные материалы).

Библиотечные каталоги являются связующим звеном между книжным фондом и читателями. С их помощью обеспечивается ознакомление читателей с составом книжного фонда. Посредством библиотечных каталогов их пользователь осуществляет поиск необходимой ему информации.

Остановимся вкратце на разновидностях библиотечных каталогов.

Алфавитный каталог — это информационно-поисковая система (ИПС), информационно-поисковым языком которой является библиографическое описание (см. далее). Каталожные карточки с описанием книг расставляются в алфавите фамилий авторов и заглавий произведений.

Алфавитный принцип (строгий алфавит) расстановки карточек позволяет собрать в одном месте совокупность основных и добавочных описаний, в заголовке которых указана фамилия одного и того же автора, что обеспечивает исчерпывающий ответ на один из самых важных вопросов: какие книги определенного автора имеются в библиотеке?

Алфавитный принцип организации каталога позволяет ответить и на другой важный вопрос: имеется ли в библиотеке конкретная книга, автор и заглавие которой известны, а также выделять отдельные массивы описаний изданий индивидуального и коллективного автора.

Систематический каталог — это информационно-поисковая система, которая учитывает содержание печатной продукции. Информационно-поисковая система при этом основана на соответствующей библиотечной классификации. Для того чтобы пользоваться систематическим каталогом, нужно знать точный индекс интересующей пользователя отрасли знания, так как карточки с библиографическим описанием, учитывая содержание изданий, расставляются в отделе (разделе) соответствующей отрасли знаний.

Структура отделов (разделов) систематического каталога соответствует принятой в данной библиотеке классификации. С наибольшей полнотой отвечает требованиям, предъявляемым к библиотечной классификации, применяемая много лет отечественная библиотечно-библиографическая классификация — ББК.

Для оказания помощи читателям в поиске литературы по систематическому каталогу существует алфавитно-предметный указатель (АПУ) или просто ключ к систематическому каталогу.

Классификация по отраслям знания делает неизбежным рассредоточение различных аспектов одного и того же предмета, явления по разным отделам (разделам) классификационных таблиц.

Переработку информации можно представить в виде двух последовательных этапов: во-первых, первоначального, или ознакомительного, чтения источников; во-вторых, углубленного чтения с проработкой и осуществлением записей различного рода (собственно исследовательского этапа).

Первый этап — это предварительное ознакомление с источниками (книгой, отчетом, статьей и т.д.). Последовательность действий здесь рекомендуется следующая:

1. Точное название источника.

2. Автор, соавторы, коллектив авторов, редакция, перевод.

3. Издательство, выпустившее этот источник, место издания.

4. Время издания, продолжительность подготовки, написания.

5. Аннотация.

6. Оглавление.

7. Предисловие.

8. Справочно-библиографический аппарат (прикнижная библиография, указатели, приложения и т.д.).

Предварительное ознакомление должно дать ответ на вопросы: представляет ли источник интерес и, если да, то чем? Какими методами его можно обработать?

Очень важно уже на этом этапе представить общий ход мыслей автора (авторов) источника: что освещается, каковы основные идеи, теоретические положения, какие аргументы приводятся в обоснование этих идей, положений. Полезно делать отметки — на полях или закладками. Таким образом, отмечаются "бросившиеся в глаза" важнейшие тезисы, понятия, категории, формулы.

Второй этап — углубленное чтение источника с проработкой и записями. Следует здесь особо подчеркнуть, что записи — наиболее эффективный способ усвоения информации. Это связано с тем, что они представляют (если делаются добросовестно и с прилежанием) собственно исследовательский, творческий процесс анализа содержания источника, определение наиболее существенного в информации, содержащейся в источнике, и отбор самого важного для того, чтобы дать эту информацию в сжатом, кратком виде.

Главное, что здесь требуется, это стремиться, скорее, не к механическому запоминанию содержания, а к усвоению, т.е. обеспечению накопления и расширения своих собственных знаний по рассматриваемым проблемам.

Следовательно, основной упор должен быть сделан на том, чтобы разобраться в логической структуре источника, выделить главное, что лежит в основе обоснования его основных положений, установить взаимосвязи между этими положениями.

Особо необходимо сказать о терминологии. Нередко смысл одного и того же понятия имеет неоднозначный характер, трактуется разными авторами по-разному. Внимательному читателю нужно быть достаточно уверенным, что такой-то термин имеет смысл, соответствующий данному контексту. Поэтому все термины и понятия, незнакомые или значение которых не совсем ясно, следует с помощью словарей, справочников, энциклопедий точно определить.

Для этого рекомендуется составлять и непрерывно пополнять свой собственный словарь терминов, понятий, сокращений, аббревиатур. Естественно, что здесь требуется приложить достаточно много труда, проявить терпение и настойчивость. Но именно специальная терминология составляет "азбуку" той профессиональной области знаний, которую изучает студент. И от умения ее освоить, а в дальнейшем — успешно оперировать, во многом зависит общий успех профессионального и творческого роста.

Формы записи многообразны. Важнейшими из них являются: план, тезисы, конспект, реферат и др.

План — важное средство организации самостоятельной работы студента. План наряду с конспектами, тезисами и рефератами представляет собой независимую, самостоятельную форму записи. Каковы преимущества плана?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.115 с.)