Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолингвистического подходов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К наиболее известным классификациям текстов относится литературоведческая типология художественных родов и жанров. С этой точки зрения все словесно-художественные произведения делятся на три группы: эпос, драма, лирика. В рамках данных родов литературы выделяются литературные жанры. Так, лирика, например, представлена жанрами: лирическое стихотворение, лирическая поэма, элегия, басня, баллада, сонет и т.д. Эпос представлен жанрами: роман, новелла, рассказ, повесть, сказка, эпопея и др. Драма как род литературы представлена жанрами: трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия, драма и др. В лингвистике наиболее распространенной является классификация текстов по жанрово-стилистической принадлежности и дополнительным обобщающим признакам. Например, А.И. Горшков [1996, с. 178) выделяет наряду с художественными, научными и т.д. текстами анали-тико-обобщающие (теоретическая статья, обзор, рецензия) и конкретизированные (очерк, зарисовка, памфлет и т.д.). В.В. Одинцов [1980, с. 145] в дополнение к традиционной жанрово-стилистической классификации текстов массовой коммуникации дифференцирует информационные и агитационные (убеждающие) по преобладанию структур рационально-логических и эмоционально-риторических. Глава 4. Типы текстов
Исследователи дополнительно классифицируют тексты по тематике, по типу связей (СИ. Гиндин, И.Я. Чернухина), по способу выражения информации (Л.И. Лосева), по характеру интерпретации (А.А. Реформатский, Ю.А. Сорокин) и т.д. (см. подробнее: [Болотнова, 1992]). В основу классификации, таким образом, кладутся лингвистические и экстралингвистические, субъективные и объективные факторы тексто-образования и восприятия. Интересную типологию текстов в психолингвистическом аспекте «по типам отношения людей к миру, к другим людям» предложил В.П. Белянин [1988, с. 44 и др.], дифференцируя «светлый, активный, простой, жестокий, антисоциальный, веселый, красивый, усталый, печальный, усложненный и др.» в соответствии со свойственной текстам «семантической, структурной и языковой системностью». При всей условности этой классификации очевидна перспективность такого подхода к типологии текстов с учетом антропоцентрического параметра, связанного с особым мировосприятием автора, стимулирующим соответствующее сопереживание читателей. Ср. пример: «В основе текстов, которые можно назвать светлыми, лежит описание мира личности или того мира (в том числе природного), который окружает эту личность. "Я", выступающему как субъект жизнедеятельности, приписываются в светлом тексте предикаты с общим значением честный, чистый, уникальный» [Белянин, 1988, с. 50]. Учитывая, что сообщение может быть передано вербально или ико-нически, т.е. изобразительно, ученые выделяют тексты креолизованные, некреолизованные, тексты с частичной креолизацией (Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Е.Е. Анисимова, Н.С. Валгина и др.). «Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст» [Валгина, 2003, с. 192]. К текстам с частичной креолизацией отнесены такие, у которых «вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными» [там же, с. 193]. К текстам с полной креолизацией отнесены такие, в которых «между вербальными и иконическими компонентами устанавливаются синсемантические отношения: вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда» [там же]. Н.С. Валгина (2003) выделяет также типы текстов по соотношению с формами речи и способами изложения, различая: 1) тексты констатирующего типа (описание, повествование, характеристика-описание, сообщение-повествование); 2) аргументирующего типа (определение, объяснение, доказательство, собственно рассуждение, умозаключение).
Глава 4 ТИПЫ ТЕКСТОВ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Вопрос о типологии текстов является дискуссионным ввиду сложности и многоаспектное™ понятия «текст». Имеющиеся классификации текстов отличаются большим многообразием. В качестве критериев их дифференциации называют лингвистические и экстралингвистические, объективные и субъективные, включая семантический, структурный, жанрово-стилистический, логический, психологический, функциональный, функционально-смысловой, прагматический, информационный, интерпретационный и другие критерии. Типологическая характеристика текстов важна как для изучения текстовой деятельности, определения специфики текста и его качеств, так и для обучения порождению текстов и их интерпретации в образовательной сфере.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.008 с.) |