Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолингвистического подходов

Поиск

К наиболее известным классификациям текстов относится литера­туроведческая типология художественных родов и жанров. С этой точки зрения все словесно-художественные произведения делятся на три груп­пы: эпос, драма, лирика. В рамках данных родов литературы выделяются литературные жанры. Так, лирика, например, представлена жанрами: лири­ческое стихотворение, лирическая поэма, элегия, басня, баллада, сонет и т.д. Эпос представлен жанрами: роман, новелла, рассказ, повесть, сказка, эпопея и др. Драма как род литературы представлена жанрами: траге­дия, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия, драма и др.

В лингвистике наиболее распространенной является классифика­ция текстов по жанрово-стилистической принадлежности и дополни­тельным обобщающим признакам. Например, А.И. Горшков [1996, с. 178) выделяет наряду с художественными, научными и т.д. текстами анали-тико-обобщающие (теоретическая статья, обзор, рецензия) и конкрети­зированные (очерк, зарисовка, памфлет и т.д.).

В.В. Одинцов [1980, с. 145] в дополнение к традиционной жанрово-стилистической классификации текстов массовой коммуникации диф­ференцирует информационные и агитационные (убеждающие) по пре­обладанию структур рационально-логических и эмоционально-ритори­ческих.



Глава 4. Типы текстов


 


 

Исследователи дополнительно классифицируют тексты по темати­ке, по типу связей (СИ. Гиндин, И.Я. Чернухина), по способу выраже­ния информации (Л.И. Лосева), по характеру интерпретации (А.А. Ре­форматский, Ю.А. Сорокин) и т.д. (см. подробнее: [Болотнова, 1992]). В основу классификации, таким образом, кладутся лингвистические и экстралингвистические, субъективные и объективные факторы тексто-образования и восприятия.

Интересную типологию текстов в психолингвистическом аспекте «по типам отношения людей к миру, к другим людям» предложил В.П. Белянин [1988, с. 44 и др.], дифференцируя «светлый, активный, простой, жестокий, антисоциальный, веселый, красивый, усталый, пе­чальный, усложненный и др.» в соответствии со свойственной текстам «семантической, структурной и языковой системностью».

При всей условности этой классификации очевидна перспектив­ность такого подхода к типологии текстов с учетом антропоцентричес­кого параметра, связанного с особым мировосприятием автора, стиму­лирующим соответствующее сопереживание читателей. Ср. пример: «В основе текстов, которые можно назвать светлыми, лежит описание мира личности или того мира (в том числе природного), который окружает эту личность. "Я", выступающему как субъект жизнедеятельности, при­писываются в светлом тексте предикаты с общим значением честный, чистый, уникальный» [Белянин, 1988, с. 50].

Учитывая, что сообщение может быть передано вербально или ико-нически, т.е. изобразительно, ученые выделяют тексты креолизованные, некреолизованные, тексты с частичной креолизацией (Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Е.Е. Анисимова, Н.С. Валгина и др.). «Сочетание вербаль­ных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст» [Валгина, 2003, с. 192]. К текстам с частичной креолизацией отнесены такие, у которых «вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобра­зительные элементы текста оказываются факультативными» [там же, с. 193]. К текстам с полной креолизацией отнесены такие, в которых «между вербальными и иконическими компонентами устанавливаются синсемантические отношения: вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда» [там же].

Н.С. Валгина (2003) выделяет также типы текстов по соотноше­нию с формами речи и способами изложения, различая: 1) тексты кон­статирующего типа (описание, повествование, характеристика-опи­сание, сообщение-повествование); 2) аргументирующего типа (опре­деление, объяснение, доказательство, собственно рассуждение, умозаключение).


 


Глава 4 ТИПЫ ТЕКСТОВ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Вопрос о типологии текстов является дискуссионным ввиду слож­ности и многоаспектное™ понятия «текст». Имеющиеся классифика­ции текстов отличаются большим многообразием. В качестве критериев их дифференциации называют лингвистические и экстралингвистические, объективные и субъективные, включая семантический, структурный, жанрово-стилистический, логический, психологический, функциональ­ный, функционально-смысловой, прагматический, информационный, интерпретационный и другие критерии.

Типологическая характеристика текстов важна как для изучения текстовой деятельности, определения специфики текста и его качеств, так и для обучения порождению текстов и их интерпретации в образо­вательной сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.008 с.)