Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риды II. Основы теории текста

Поиск

Л.Ф. Панина включают и данную категорию и качество впдоних поим тий собственно Событие, Процесс, Состояние, Факт.

К средствам выражения категории события исследователи относят событийные предикаты, которые обозначают динамику действия, его фазы и другие особенности (ср. примеры: запел, сказал, пришел, закры­ли и др.), процессные предикаты, обозначающие статику или процесс­ную динамику (читает, доказывал, доказал и др.) (см. описание их 'ти­пов в книге [Папина, 2002]).

Различие между фактом и событием отмечено Н.Д. Арутюновой: «Имя факт ориентировано на мир знания, т.е. на логическое простран­ство, организованное координатой истины и лжи, имя событие ориен­тировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [Арутюнова, 1988, с. 168].

Как отмечает А.Ф. Папина, «предикаты со значением факта обозна­чают прошедшее событие, существование чего-либо свершившегося, его состояние и находятся в придаточном изъяснительном предложении, входящем в состав сложного, построенного по модели «то — что...». Пре­дикат главного предложения играет важную роль в оформлении «мен­тальной оболочки» сложного предложения. Он выражается любой фор­мой личного или безличного глагола, словами категории состояния, отглагольными существительными» [Папина, 2002, с. 146—147]. Типо­логия предикатов главного предложения со значением факта описана автором, включая, например: думать, мыслить, помнить, знать, любить, ненавидеть и т.д.

Событие может быть реальный и вымышленным. Ученые выделяют и такой тип события, как художественное. В концепции И.Я. Чернухи-ной (1987) художественное событие рассматривается как «продукт твор­чества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов обще­ственной или личной жизни человека, а также фактов существования при­роды в прозаическом или поэтическом тексте» [Чернухина, 1987, с. 10].

К средствам выражения категории «событие» автор относит, наря­ду с глаголами и отглагольными существительными, собственно собы­тийную лексику, называющую отвлеченные события (случай, происше­ствие и др.), события, связанные с военными действиями (бой, победа, война и др.), гражданские социальные события (путч, конфликт, казнь и др.), события, связанные с началом и концом жизни человека (рожде­ние, кончина и др.), события личного характера (свадьба, встреча и др.) [Чернухина, 1987, с. 10-11].

Текстовая категория событие соотносится автором с универсаль­ным смыслом «художественное событие». «Событием является такой смысл поэтического произведения, который поддается свертыванию в глагольную фразу с названным субъектом действия. При этом глаголы


'"•_'__________________________________________ Miami 'I. Irhini.......... kiii сгорим

должны иметь семантику -«физическое действие", "Интеллектуальное

действие», •■движение", -ста гика», это могу г быть экзиетепппопальные

и фа.юкые глаголы •> | Чернухи па, 1!)87, с.,'М |.

Какие i iiiii.i художественном) события выделяет исследователь?

I) Конкретное художественное событие «продукт творчества авто ра, эстетически отражающий факты общественной пли личной жил пи человека, факты существования природы» |там же|. К приметам

д;...... ого типа конкретного художественного события относятся:

ограниченная протяженность в конкретном времени, отношение к определенному субъекту, передача содержания события словами в прямом значении — событийными существительными или глагола ми.

2) Художественное событие-обобщение — «продукт творчества авто

ра, эстетически отражающий факты общественной или лг ой жизни

человека, субъектом которых могут быть многие лица, обладающие сходными особенностями. Событие-обобщение протекает в грани цах времени-обобщения» [там же]. Среди признаков события обоб щения автор называет то, «что субъектом события может быть боль шая группа лиц, обладающих сходными признаками, что событие протекает в пределах времени-обобщения» [там же, с. 361.

3) Художественное событие-абстракция — «продукт творчества aim>
ра, эстетически отражающий факт из жизни лица, общества ii./in при
роды и являющийся символом ряда конкретных событий, имеющих
общие признаки» [там же]. К важным признакам данного типа ху­
дожественного события исследователь относит: способность стано­
виться «означающим для открытого ряда конкретных событий, име­
ющих подобных субъектов со сходной семантикой образов, таких
конкретных событий, содержание которых ассоциируется с назван­
ными в стихотворении по важнейшим признакам» [там же, с. 381.

4) Поэтическая трансформация художественного события — «проду кт
творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вы^
мышленного события, заменяющего конкретное событие. Средством
выражения поэтически трансформированного события является ал
легория» [там же].

Таким образом, автор книги в основу категории «событие» кладет типы универсальных смыслов и подтипы, учитывая характер их яэыко вого воплощения.

Подведем итоги:

• Событие — глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения.


 
 

Раздел П. Основы теории текста

Построение суждения включает выделение предметов из события или ситуации и приписывание ролей этим предметам в рамках дан­ного события (У.Л. Чейф).

Событие — это текстовая категория, которая связана с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном простран­стве и времени.

Событие выражает основное сообщение — рему текста (А.Ф. Папи­на).

И качестве видовых понятий в категорию «событие» включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт (А.Ф. Папина). Среди средств выражения категории событие выделяются: событий-ные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, собы­тийные существительные и др.

Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Художественное событие — «продукт творчества автора, эстетичес­кий способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаи­ческом и поэтическом тексте» (И.Я. Чернухина). Выделяются следующие типы категории «художественное событие»: конкретное художественное событие, художественное событие-обобщение, художественное событие-абстракция, поэтически трансформированное художественное событие.


Глава 3. Текстовые категории

Анализ различных точек зрения на природу текстовых категорий показал наличие их разных интерпретаций: и как текстовых качеств, отражающих его типовые особенности (общие и существенные), и как особого феномена, отражающего внутреннюю сущность текста, опреде­ляющего другие его качества.

Наиболее целесообразно, на наш взгляд, трактовать текстовые ка­тегории как специфические признаки целого, отличающие его от дру­гих языковых явлений (С.Г. Ильенко). Несомненно, текстовые катего­рии имеют полевое устройство, так как манифестируются разноуровне­выми текстовыми единицами. Существующие типологии текстовых категорий (содержательные, структурные, понятийные, отражающие системно-деятельностный подход к тексту, функциональные и др.) обус­ловлены разными подходами к изучению текста и различными аспекта­ми его рассмотрения.

Учитывая коммуникативную природу текста и характер парамет­ризации текстовой действительности, полагаем особенно важным вы­деление таких глобальных текстовых категорий, как диалогичность (она связана с категориями субъектности и адресованности, с образами ав­тора и адресата в их различных проявлениях), время, пространство, событие.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

*• Какие ученые разрабатывали текстовую категорию «событие»?

> Как связаны эпизод — событиеситуация — предмет, по У.Л. Чейфу?

> Чю называется текстовой категорией «событие»?

> Как связано событие с ремой текста?

> Какио языковые средства выражения категории событие выделяют­
ся?

" Какио виды событий выделяются исследователями?

' Чп> называется художественным событием?

V Какие шпы художественных событий существуют?


Рассмотрен текстовые категории и их типы, отметим, что вопрос о них, кик и о признаках текста, остается дискуссионным. Между тем его решение имеет большое методологическое значен не, гак как способстпу <ч постижению сущности текста, иееледонапию его типовых и пндннп душльмых свойств, изучению закономерностей и организации текстовой деятельности и (Ьактппон. плшшшшх па нее.


i


Глава 4 ТИПЫ ТЕКСТОВ


ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Вопрос о типологии текстов является дискуссионным ввиду слож­ности и многоаспектности понятия «текст». Имеющиеся классифика­ции текстов отличаются большим многообразием. В качестве критериев их дифференциации называют лингвистические и экстралингвистические, объективные и субъективные, включая семантический, структурный, жанрово-стилистический, логический, психологический, функциональ­ный, функционально-смысловой, прагматический, информационный, интерпретационный и другие критерии.

Типологическая характеристика текстов важна как для изучения текстовой деятельности, определения специфики текста и его качеств, так и для обучения порождению текстов и их интерпретации в образо­вательной сфере.


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.007 с.)