Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Риды II. Основы теории текстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Л.Ф. Панина включают и данную категорию и качество впдоних поим тий собственно Событие, Процесс, Состояние, Факт. К средствам выражения категории события исследователи относят событийные предикаты, которые обозначают динамику действия, его фазы и другие особенности (ср. примеры: запел, сказал, пришел, закрыли и др.), процессные предикаты, обозначающие статику или процессную динамику (читает, доказывал, доказал и др.) (см. описание их 'типов в книге [Папина, 2002]). Различие между фактом и событием отмечено Н.Д. Арутюновой: «Имя факт ориентировано на мир знания, т.е. на логическое пространство, организованное координатой истины и лжи, имя событие ориентировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [Арутюнова, 1988, с. 168]. Как отмечает А.Ф. Папина, «предикаты со значением факта обозначают прошедшее событие, существование чего-либо свершившегося, его состояние и находятся в придаточном изъяснительном предложении, входящем в состав сложного, построенного по модели «то — что...». Предикат главного предложения играет важную роль в оформлении «ментальной оболочки» сложного предложения. Он выражается любой формой личного или безличного глагола, словами категории состояния, отглагольными существительными» [Папина, 2002, с. 146—147]. Типология предикатов главного предложения со значением факта описана автором, включая, например: думать, мыслить, помнить, знать, любить, ненавидеть и т.д. Событие может быть реальный и вымышленным. Ученые выделяют и такой тип события, как художественное. В концепции И.Я. Чернухи-ной (1987) художественное событие рассматривается как «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом или поэтическом тексте» [Чернухина, 1987, с. 10]. К средствам выражения категории «событие» автор относит, наряду с глаголами и отглагольными существительными, собственно событийную лексику, называющую отвлеченные события (случай, происшествие и др.), события, связанные с военными действиями (бой, победа, война и др.), гражданские социальные события (путч, конфликт, казнь и др.), события, связанные с началом и концом жизни человека (рождение, кончина и др.), события личного характера (свадьба, встреча и др.) [Чернухина, 1987, с. 10-11]. Текстовая категория событие соотносится автором с универсальным смыслом «художественное событие». «Событием является такой смысл поэтического произведения, который поддается свертыванию в глагольную фразу с названным субъектом действия. При этом глаголы '"•_'__________________________________________ Miami 'I. Irhini.......... kiii сгорим должны иметь семантику -«физическое действие", "Интеллектуальное действие», •■движение", -ста гика», это могу г быть экзиетепппопальные и фа.юкые глаголы •> | Чернухи па, 1!)87, с.,'М |. Какие i iiiii.i художественном) события выделяет исследователь? I) Конкретное художественное событие «продукт творчества авто ра, эстетически отражающий факты общественной пли личной жил пи человека, факты существования природы» |там же|. К приметам д;...... ого типа конкретного художественного события относятся: ограниченная протяженность в конкретном времени, отношение к определенному субъекту, передача содержания события словами в прямом значении — событийными существительными или глагола ми. 2) Художественное событие-обобщение — «продукт творчества авто ра, эстетически отражающий факты общественной или лг ой жизни человека, субъектом которых могут быть многие лица, обладающие сходными особенностями. Событие-обобщение протекает в грани цах времени-обобщения» [там же]. Среди признаков события обоб щения автор называет то, «что субъектом события может быть боль шая группа лиц, обладающих сходными признаками, что событие протекает в пределах времени-обобщения» [там же, с. 361. 3) Художественное событие-абстракция — «продукт творчества aim> 4) Поэтическая трансформация художественного события — «проду кт Таким образом, автор книги в основу категории «событие» кладет типы универсальных смыслов и подтипы, учитывая характер их яэыко вого воплощения. Подведем итоги: • Событие — глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. Раздел П. Основы теории текста Построение суждения включает выделение предметов из события или ситуации и приписывание ролей этим предметам в рамках данного события (У.Л. Чейф). Событие — это текстовая категория, которая связана с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. Событие выражает основное сообщение — рему текста (А.Ф. Папина). И качестве видовых понятий в категорию «событие» включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт (А.Ф. Папина). Среди средств выражения категории событие выделяются: событий-ные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, событийные существительные и др. Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Художественное событие — «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом и поэтическом тексте» (И.Я. Чернухина). Выделяются следующие типы категории «художественное событие»: конкретное художественное событие, художественное событие-обобщение, художественное событие-абстракция, поэтически трансформированное художественное событие. Глава 3. Текстовые категории Анализ различных точек зрения на природу текстовых категорий показал наличие их разных интерпретаций: и как текстовых качеств, отражающих его типовые особенности (общие и существенные), и как особого феномена, отражающего внутреннюю сущность текста, определяющего другие его качества. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, трактовать текстовые категории как специфические признаки целого, отличающие его от других языковых явлений (С.Г. Ильенко). Несомненно, текстовые категории имеют полевое устройство, так как манифестируются разноуровневыми текстовыми единицами. Существующие типологии текстовых категорий (содержательные, структурные, понятийные, отражающие системно-деятельностный подход к тексту, функциональные и др.) обусловлены разными подходами к изучению текста и различными аспектами его рассмотрения. Учитывая коммуникативную природу текста и характер параметризации текстовой действительности, полагаем особенно важным выделение таких глобальных текстовых категорий, как диалогичность (она связана с категориями субъектности и адресованности, с образами автора и адресата в их различных проявлениях), время, пространство, событие. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ *• Какие ученые разрабатывали текстовую категорию «событие»? > Как связаны эпизод — событие — ситуация — предмет, по У.Л. Чейфу? > Чю называется текстовой категорией «событие»? > Как связано событие с ремой текста? > Какио языковые средства выражения категории событие выделяют " Какио виды событий выделяются исследователями? ' Чп> называется художественным событием? V Какие шпы художественных событий существуют? Рассмотрен текстовые категории и их типы, отметим, что вопрос о них, кик и о признаках текста, остается дискуссионным. Между тем его решение имеет большое методологическое значен не, гак как способстпу <ч постижению сущности текста, иееледонапию его типовых и пндннп душльмых свойств, изучению закономерностей и организации текстовой деятельности и (Ьактппон. плшшшшх па нее. i Глава 4 ТИПЫ ТЕКСТОВ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Вопрос о типологии текстов является дискуссионным ввиду сложности и многоаспектности понятия «текст». Имеющиеся классификации текстов отличаются большим многообразием. В качестве критериев их дифференциации называют лингвистические и экстралингвистические, объективные и субъективные, включая семантический, структурный, жанрово-стилистический, логический, психологический, функциональный, функционально-смысловой, прагматический, информационный, интерпретационный и другие критерии. Типологическая характеристика текстов важна как для изучения текстовой деятельности, определения специфики текста и его качеств, так и для обучения порождению текстов и их интерпретации в образовательной сфере.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.007 с.) |