Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос об определении текста↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТЕКСТА В задачи раздела входит описание разных подходов к определению текста и его признаков, освещение текстовых категорий, основных средств межфразовой связи, а также рассмотрение типологии текстов.
Глава 1 ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Мир текстов окружает нас с момента рождения, с первых слов матери. Это и понятно: человек как существо социальное живет в речевой среде. Ее состояние оказывает непосредственное влияние на наше самочувствие, вот почему так важен речевой «климат» в семье, в школе, на работе — там, где проходит основная часть нашей жизни. По данным специалистов, 75% своей жизни (исключая сон) мы проводим в общении. Именно поэтому так важны коммуникативные умения. От них зависят наши благополучие и успех, социальный и профессиональный статус в обществе. Коммуникативные умения основаны на знании языка, его единиц разных уровней, их выразительных возможностей, правил сочетаемости, на владении языковыми нормами. Все это входит в понятие «языковая компетентность» личности, без которой невозможно формирование коммуникативной компетентности, включающей знание о механизмах владения языком, правилах речевого общения, законах текстообразования и восприятия текста. Текстоцентризм и антропоцентризм определяют особенности современного гуманитарного знания и образования. Именно поэтому столь важна разработка текстовой проблематики: решение вопроса о том, что такое текст и каковы его признаки, что является факторами и категориями текстообразования и каковы законы восприятия текста. Остановимся на том, как освещаются эти проблемы в современной лингвистике и в практике преподавания родного языка. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Сколько существует определений текста? > С чем связаны трудности в определении текста? > Как определяется текст в семиотике? > Правомерно ли рассматривать в качестве текста только письменные > Как определяется текст в школьных учебниках? Насколько это право > Проанализируйте определения текста в учебно-методической лите Глава 1. Понятие о тексте всегда имеет гиперконцепт (идею, отражающую авторский замысел и формирующую целостность текста). В-третьих, текст обладает стилистической окраской, отражающей определенную сферу общения. В-четвертых, текст всегда ориентирован на адресата (даже если им является сам автор). В-пятых, текст несет информацию (отражаясь в сознании читателя, она приобретает статус смысла). В-шестых, текст обладает эффектом воздействия (прагматикой). Уточняя приведенное выше определение, рассмотрим в следующем параграфе более подробно текст с позиций языка / речи. Подведем итоги: • Текст, являясь центральным объектом филологической науки, до • Следует различать узкую и широкую трактовку текста. В широком • В узком смысле текст определяется, во-первых, как речевое произ • В последние годы наиболее интенсивно теория текста разрабатыва • В коммуникативной стилистике текст определяется как речевое ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Сколько существует определений текста? > С чем связаны трудности в определении текста? > Как определяется текст в семиотике? > Правомерно ли рассматривать в качестве текста только письменные > Как определяется текст в школьных учебниках? Насколько это право г Проанализируйте определения текста в учебно-методической литературе и словарях, отметив достоинства и недостатки в предложенных авторами дефинициях. Раздел II. Основы теории текста ведение [Папина, 2002, с. 15J. Такая многозначность термина явно нежелательна. Полагаем, что данный подход не может быть единственным, учитывая сложную и многоаспектную природу текста и значимость не только лингвистики текста (ср. труды О.И. Москальской, И.Р. Гальперина, Г.А. Золотовой, Е.А. Реферовской, З.Я. Тураевой и др.), но и других направлений в его исследовании, таких, например, как стилистика текста, интенсивно развивающаяся в течение последних двух десятилетий (ср. книги по структурной стилистике В.В. Одинцова, Г.Я. Солга-ника и др.; работы по функциональной стилистике М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой, Т.Б. Трошевой, В.А. Салимовского, М.Б. Борисовой, И.А. Тарасовой и др.; исследования по коммуникативной стилистике Н.С. Болотновой, И.А. Пушкаревой, СМ. Карпенко, Н.Г. Петровой, И. И. Бабенко и др.). В целом вполне очевидно, что понятие «текст» принадлежит к числу наиболее дискуссионных понятий. Это связано как с его сложностью и многоаспектностью, так и с недостаточной разработанностью теории текста. Не пытаясь дать исчерпывающий обзор разных точек зрения по этому вопросу (см. об этом подробнее: [Болотнова, 1992; Бернацкая, 2003, с. 706—708 и др.]), остановимся на дефиниции, которую считаем оптимальной. Предлагаемое ниже определение текста дается с точки зрения коммуникативной стилистики текста, изучающей проблемы эффективности общения как текстовой деятельности (подробнее см.: [Болотнова, 1996; 1997; 1998; 1999; 2003; Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001]). В этом случае речь идет о целом тексте, а не о текстовом фрагменте, так как только в целом тексте проявляется в полной мере его коммуникативность (интегральное качество, выделенное Е.В. Сидоровым), авторская интенция (замысел, идея), общая коммуникативная стратегия и тактика речевого развертывания. Только в рамках целого текста проявляются его системные качества: информативность, интегративность, структурность, регулятивность (см.: [Сидоров, 1987]). Регулятивность, определяемая как способность управлять познавательной деятельностью адресата средствами текста, и регулятивы как текстовые структуры, регулирующие процесс познавательной деятельности адресата, дают ключ к постижению общего смысла текста (см.: [Болотнова, 1996; 1998 [б], Петрова, 1997; 1998 и др.; Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001]). С этих позиций в свете коммуникативного подхода текст можно определить как речевое произведение, концептуально обусловленное (т.е. имеющее концепт, идею) и коммуникативно ориентированное в рамках определенной сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность (она может быть и нулевой). В данном определении важно, что текст — это, во-первых, речевое произведение (не языковая единица высшего уровня). Во-вторых, текст Раздел II. Основы теории текста > Назовите работы, в которых отражен синтаксический подход к интер > Какие направления в изучении текста развиваются особенно интен > Как трактуется текст в коммуникативной стилистике? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Правомерно ли рассматривать текст как языковую единицу? > Какие ученые придерживаются данной точки зрения? > Докажите, что текст имеет речевой статус. > Как соотносятся между собой понятия язык — речь — текст? > В чем суть двойной системности (языковой и речевой), характерной > Кто из ученых первым отметил наличие двойной системности в тек Схема 7 3. Язык (код) 4. Текст__ (сообщение) 1. Действительность 5. Канал связи 6 Адресат В сфере обучения в процессе знакомства с текстом как ключевым понятием филологии важно раскрыть его коммуникативную сущность, что возможно только при условии интерпретации текста как целого речевого произведения. Текстом будет и приветствие (Здравствуйте, Ирина Сергеевна!), и надпись «У нас не курят!», и сочинение учащегося, и рассказ учителя. Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, восприятию и интерпретации текстов) передается информация, выражаются чувства, осуществляются контакты между людьми; происходит воздействие; описываются реалии окружающего мира, сознания и языка. Тексты, таким образом, как уже не раз отмечалось исследователями, Глава 1. Понятие о тексте психологическими и другими факторами, взятый в событийном аспекте» (Н.Д. Арутюнова). ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Какие существуют подходы к определению текста? > Как связан коммуникативный подход к определению текста с лингви > В чем заключаются особенности коммуникативного подхода к тексту > Кто автор универсальной модели речевой коммуникации? > Как определяется текст как форма коммуникации? > Какие функции выполняет текст как форма коммуникации? > Как определяет дискурс Н.Д. Арутюнова? > Как соотносятся понятия текст и дискурс? ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА КУЛЬТУРЫ. КАК ЕДИНИЦЫ КУЛЬТУРЫ Среди разных подходов к изучению текста вообще и художественного в частности культурологический занимает особое место: он обобщает и синтезирует остальные (лингвистический, литературоведческий, филологический, психолингвистический, коммуникативно-деятельно-стный и др.). В связи с многоаспектным анализом текста необходимо конкретизировать его культурологическую сущность, а также рассмотреть своеобразие художественного текста как единицы культуры. Новая научная парадигма с ее ярко выраженной антропоцентрической ориентацией усилила внимание к тексту не только как к как форме коммуникации, но и как единице культуры. Это связано с тем, что текст как исключительно сложный и многоаспектный объект исследования допускает множественность подходов к его интерпретации (за ним стоят языковая система, реальная действительность, которую он моделирует, канал связи, и, конечно, языковые личности автора и адресата, если взять за основу модель речевой коммуникации P.O. Якобсона). Текст отражает сопряженную деятельность автора и адресата, в которую вносят свою специфику разные сферы общения (учебная, научная, деловая, бытовая, публицистическая, эстетическая), особенности ситуации, цели и задачи коммуникантов. Во всех случаях так или иначе текст погружен в культурное пространство эпохи, культурологический тезаурус адресата, отражает особенности авторской личности, его знания, лексикон, образ мира, конкретные цели и мотивы. Текст несет на себе, таким образом, печать куль- (fall.....,.... ,.... I... Раздел II. Основы теории текста Когда говорят о тексте как «форме коммуникации», подразумевают его способность быть связующим звеном в общении, осуществлять взаимодействие между автором и адресатом. Этот процесс может происходить не только через текст как речевое произведение (ср. невербальное общение на основе жестов, мимики, общение с помощью языка цветов, свиста и т.д.), т.е. текст — это одна из форм коммуникации. С этим связано и определение текста как единицы культуры и основной единицы обучения и воспитания (см. об этом подробнее в следующих параграфах). Подведем итоги: Возможны разные подходы к определению текста. С лингвистической точки зрения, текст трактуют в узком смысле и в широком: как связанную между собой «последовательность языковых единиц любого порядка» и как «реализацию языковой системы, языковых уровней и единиц», а также как речевое произведение. Коммуникативный подход к тексту является комплексным, он опирается на лингвистический и психолингвистический подходы и учитывает лингвистическую сущность текста и деятельностный подход к нему, в соответствии с которым текст является результатом первичной коммуникативной деятельности автора и объектом вторичной коммуникативной деятельности адресата. В разработке коммуникативного подхода к тексту в узком смысле значительную роль сыграли исследования по лингвистике текста (грамматике и синтаксису текста). Формирование коммуникативного подхода к тексту в широком смысле (как к целому речевому произведению) осуществляется благодаря исследованиям по стилистике текста и рецептивной эстетике. При коммуникативном подходе текст определяется как «коммуникативная система речевых знаков и знаковых последовательностей, воплощающая сопряженную модель деятельности адресата и отправителя сообщения» (Е.В. Сидоров). Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации и выполняет ряд функций: информативную, социальную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую, прагматическую, метаязыковую. Текст как форма коммуникации является результатом текстообра-зующей деятельности автора и объектом интерпретационной деятельности адресата. Текст и дискурс взаимосвязаны. Более широким понятием является дискурс, который трактуется как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, I Раздел II. Основы теории текста туры определенного этапа в истории общества; культуры определенного народа с его традициями, устоями, менталитетом; культуры неповторимой личности творца. Если под культурой в соответствии с философией планетаризма понимать «способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, правила деятельности людей» и исходить из того, что «бессмертие человечества — это бессмертие информации, заключенной в нем» (Ю.В. Рождественский), связь ее с текстом как универсальной формой коммуникации, призванной не только хранить, но и передавать информацию последующим поколениям, становится очевидной. Перечислим, что объединяет текст и культуру и позволяет рассматривать текст как ее единицу. 1) антропоцентричность («Человек — творец культуры и ее главное 2) диалогический характер: о «диалоге культур» сейчас много говорят 3) В-третьих, деятелъностная сущность: культуру рассматривают как 4) знаковостъ: и текст, и культура рассматриваются как семиотические 5) символичность: Ю.М. Лотман определял культуру как «символичес
6) функциональная общность: к функциям культуры ученые относят 7) нормативность: культура трактуется как «совокупность норм и Глава 1. Понятие о тексте
8) категориальная общность (ср. признаки культуры, на которые указывает В.А. Маслова [2001, с. 24]: «Она целостна, имеет индивидуальное своеобразие, общую идею и стиль, т.е. особый вариант борьбы жизни со смертью, духа с материей»). В этом суждении отражается корреляция и изоморфизм с текстом. Текст, как известно, наряду с другими особенностями, характеризуется связностью и целостностью, идеей (концептуальностыо), стилистической маркированностью (имеет функционально-стилистическую окраску и индивидуальное стилистическое своеобразие). Далеко не полный перечень отмеченных особенностей, характерных в равной мере для культуры и текста, позволяет сделать заключение о том, что текст является неотъемлемой частью культуры. Не случайно среди разных подходов к пониманию и определению культуры (описательный, ценностный, деятельностный, функционистский, герменевтический, нормативный, духовный, диалогический, информационный, символический, типологический [Маслова, 2001, с. 13—16]), выделяется заслуживающий особого внимания герменевтический подход, отраженный в работах Ю.М. Лотмана, предполагающий трактовку культуры как совокупности текстов и механизма, создающего их [Маслова, 2001, с. 14]. В данном случае речь идет о тексте в широком смысле слова. Текст вообще и художественный в частности как феномен культуры пока недостаточно изучен (ср. труды Ю.М. Лотмана, Л.Н. Мурзина и др.), хотя имеется много работ, посвященных связи языка и культуры. Язык как деятельность человеческого духа и как часть культуры рассматривали, например, В. Гумбольдт, X. Штейнталь, А.А. Потебня и др. Широко известно ставшее крылатым определение А.М. Хайдеггером языка как «дома бытия». В связи с этим чрезвычайно актуальными в последнее время стали работы, посвященные моделированию и выявлению своеобразия картины мира социума и личности. Исследователей привлекают фразеология, символы, метафоры, прецедентные имена, ключевые слова и концепты, открывающие новые возможности в изучении народных традиций, обычаев, культуры народа, его образа мира, менталитета (ср. труды В.Н. Телия, Ю.С. Степанова, А. Вежбицкой, В.А. Масловой, З.И. Резановой, Н.Ф. Алефиренко и др.). Новая проблематика стимулировала возникновение и развитие линг-вокультурологии. Поскольку текст также в последнее время рассматривается в культурологическом аспекте в связи с его комплексным филологическим изучением, необходимо соотнести два новых направления: лингвокультурологию и текстоведение. Последнее определяется как основа речеведения, как комплексная интегративная наука о тексте, его ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Какое место среди разных подходов к тексту занимает культурологи > Докажите, что текст может быть рассмотрен как единица культуры. > Какие особенности культуры характерны для текста? > Кто из ученых внес вклад в разработку культурологического подхода > В чем суть герменевтического подхода к пониманию культуры? > Что объединяет лингвокультурологию и текстоведение? В чем их раз > В чем проявляется своеобразие художественного текста как едини > Что такое «культурная память» текста (Ю.М. Лотман)? ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В связи с разработкой новых подходов к преподаванию русского языка, включая текстоориентированный, необходимо рассмотреть текст как средство обучения, позволяющее эффективно осуществлять образовательную деятельность. Под образовательной деятельностью понимается деятельность учителя и ученика, преподавателя и студента, направленная на передачу (учителем, преподавателем) и усвоение (учащимся, студентом) специальных знаний по предмету, ограниченных учебной программой. Это деятельность, нацеленная на формирование у учащихся и студентов важнейших специальных навыков и умений, включая коммуникативные и речевые, предусмотренные Государственным образовательным стандартом. Иными словами, это «педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями, навыками по русскому языку, формируется их мировоззрение, их личностные черты, осуществляется развитие учащихся» [Львов, 1997, с. 134]. Русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Сообщение знаний, наставлений, побуждение в процессе обучения происходит на основе текстовой деятельности. Объяснение нового материала, закрепление его, контроль за усвоением и повторение пройденного, а также воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время осуществляется через тексты разных жанров и стилей. Все они связаны с педагогической риторикой. Ее можно определить как искусство речевого общения в сфере обучения и воспитания, позволяющее эффективно решать образовательные и воспитательные задачи в различных ситуациях педагогического общения. Педагогическая риторика в некоторых жанровых проявлениях пересекается с академической риторикой (лекция, диспут, беседа), обиходно-деловой (сообщение, объявление, похва-
Раздел II. Основы теории текста однородность» художественного текста, наличие многообразных кодов, позволяющих ему быть «информационным генератором» [Лотман, 1997, с. 205]. Комплексный филологический анализ текста, столь актуальный в современном гуманитарном знании и образовании, нацелен прежде всего на выявление культурологической сущности текста. В связи с этим особую роль приобретает обучение не только текстообразующей, но и интерпретационной деятельности. Именно она дает возможность понять не только эстетический смысл произведения, но и его культурологическую значимость, приобщиться к культурному тезаурусу, воплощенному в тексте и «стоящему» за ним, т.е. к «культурной памяти» текста (о методике обучения интерпретационной деятельности см., например: [Болотнова, 2002]). Таким образом, филологический анализ художественного текста позволяет рассмотреть его как единицу культуры, приобщиться к художественному миру автора, вступая в «диалог культур» и эпох. Подведем итоги: • Текст несет на себе печать культуры определенного этапа в истории • Текст и культуру объединяют: антропоцентричность, диалогичес • Герменевтический подход к пониманию и определению культуры • Лингвокультурологию и текстоведение объединяет общая антропо • Художественный текст как результат первичной коммуникативной • Вступая в диалог с текстом в процессе вторичной коммуникатив • К особенностям художественного текста как единицы культуры от Глава 1. Понятие о тексте
носясь с общей коммуникативной стратегией речевой деятельности учителя-ритора, также характеризуется относительной целостностью, связностью, информативностью, отдельностью, т.е. основными признаками текста. Поскольку речевое общение здесь организуется в целях обучения русскому языку, можно говорить об уроке как сложном комплексном метатексте. Для того чтобы отдельные фрагменты урока можно было рассматривать в качестве особых микротекстов в общей структуре урока, необходимо, чтобы они обладали признаками текста. Наряду с уже отмеченными, к ним можно причислить относительную информативную и структурную законченность, а также регулятивность (способность управлять познавательной деятельностью учащихся), стилистическую и жанровую определенность. К наиболее распространенным речевым жанрам, входящим в структуру урока как комплексного метатекста, можно отнести элементарные речевые жанры (приветствие, сообщение, совет, прощание, вопрос, ответ, порицание, благодарность, похвала, комплимент и др.) и сложные комплексные жанры (беседа, лекция, диспут, дискуссия, рассказ и т.д.); о типах жанров см.: [Бахтин, 1979, Федосюк, 1995, Шмелева, 1997 и др.]. Стилистическая природа обучающих и воспитывающих текстов в силу определенности сферы общения и типичности речевых ситуаций колеблется в интервале от обиходно-разговорной и обиходно-деловой — до учебно-научной, научно-популярной и публицистической разновидностей. Коммуникативный подход к уроку как к комплексному метатексту позволяет иначе взглянуть на роль языка (кода), роль языковых личностей учителя и ученика. В этом случае учитель становится автором-ритором, организующим урок-метатекст по законам текста и стиля (педагогического, индивидуального, функционального). Отсюда вытекает необходимость цельности урока, связности, смысловой завершенности, отдельности, членимости, интегративности, регулятивности, структурности, свойственных любому тексту. Что же касается личности ученика, — он выступает в роли соавтора — не только слушателя и читателя, но и говорящего и пишущего, т.е. творца, активно участвующего в общении. При подходе к уроку как комплексному метатексту, за которым стоят личность учителя-ритора, правомерен вопрос о его индивидуальном педагогическом стиле. С точки зрения коммуникативной стилистики текста, разрабатывающей проблему эффективности текстовой деятельности и проблему идиостиля на уровне семантики, прагматики и структуры текста, индивидуальный педагогический стиль учителя-ритора определяется предпочтениями определенных речевых жанров в струк- Раздел И. Основы теории текста ла, порицание и т.д.), повседневной (приветствие, благодарность, доверительный разговор и т.д.). Все эти речевые жанры получают конкретное текстовое воплощение. Своеобразие разных лингвистических и экстралингвистических средств и способов педагогической риторики определяется, с одной стороны, объективными факторами: сферой общения (учебно-научной, обиходно-деловой, социально-бытовой и др.); жанром (замечание, благодарность, просьба и др.); стилем и подстилем (учебно-научным, научно-популярным, разговорно-обиходным и др.). А с другой — субъективными факторами: целями и задачами педагогического общения в конкретных речевых ситуациях, спецификой языковой личности учителя (воспитателя, педагога, родителя) и ученика (воспитанника, учащегося, студента). К особенностям педагогической риторики относятся ее ориентация на доверие и взаимопонимание, гармоничное общение, сотворчество, служение идеалам истины, добра и красоты. Несмотря на то что о профессиональной культуре педагога, проявляющейся и в текстовой деятельности, имеется некоторая литература (ср.: Соколова, 1995; Рахматшаева, 1995, Михальская, 1998; Мурашов, 2002 и др.), педагогическая риторика как особый раздел науки о речевом общении требует специального внимания в силу ее недостаточной разработанности и комплексного, интегративного характера. Это касается не только разработки психолого-педагогических аспектов личностного речевого общения учителя и ученика, но и развития коммуникативной теории текста, теории речевых жанров в педагогической и образовательной сфере, описания и систематизации различных формул речевого общения с учетом воспитательных и образовательных задач. Особая актуальность педагогической риторики связана с новой коммуникативной методикой обучения родному языку, основанной на вовлечении обучаемых в коммуникативную деятельность, когда коммуникативным лидером (ритором) на уроке выступает учитель, а преподавание ведется на основе общения с активизацией всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. В качестве текста как единицы обучения могут быть рассмотрены урок в целом, а также и его отдельные фрагменты, имеющие структурно-коммуникативную и информационную целостность и законченность (о подходе к уроку как к тексту см.: [Ладыженская, Зельманова, 1995]). Урок может быть рассмотрен как комплексный сложный метатекст, у которого есть свой концепт, обусловливающий коммуникативную стратегию речевого общения учителя и ученика в целях обучения и воспитания. Ведущий концепт определяет целостность урока, его связность, отдельность, членимость на фрагменты. Каждый из фрагментов, соот- Глава 1. Понятие о тексте Типовые модели микротекстов данного вида, соотносящиеся со структурными элементами урока, могут получить разное речевое воплощение в зависимости от целей и задач урока, его типа, темы, творческой индивидуальности учителя, специфики класса (фактора адресата) и т.д. В целом текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется особым целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, вовлечения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения родному языку. В связи с этим диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания личности ученика. Происходит обучение на основе заинтересованного и доверительного общения (ср. работы Г. А. Китайгородской и др.), т.е. благодаря текстовой деятельности в соответствии с принципами речемыслительной активности, ситуативности, функциональности, индивидуализации, новизны (см. о них: [Пассов, 1991, гл. 2]). Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке, т.е. общения, доставляющего удовольствие, радость, вызывающего взаимный интерес учителя и учащегося. Подведем итоги: • В обучении как совместной деятельности преподавателя и учаще • Урок (занятие) можно рассматривать в качестве гипертекста как • С точки зрения теории речевых жанров и стилей подход к занятию • Индивидуальный стиль преподавателя определяется своеобразием • Рассмотрение текста как средства обучения значимо для совершен ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Как связаны образовательный процесс и текстовая деятельность? > Какие принципы педагогической риторики находят отражение в тек Раздел И. Основы теории текста ■ о туре урока (ср. ориентацию на жанры благодарности, похвалы, комплимента у одних учителей и на жанры порицания, выговора, нотации у других). Выбор речевых жанров на уроке определяется его общей эмоциональной тональностью: она может быть доброжелательной, доверительной, уважительной, комфортной для учащегося, и требовательно-вы-сокомерной, напряженной, дискомфортной. Как и в любом тексте, эмоциональная тональность урока является звеном, связывающим его содержательный план с формой выражения. Это проявляется, например, в особенностях используемых речевых средств, наиболее частотных в рамках одних и тех же речевых жанров у разных учителей. В плане индивидуального речевого стиля учителя значимы характерные для него типовые методические приемы как средства регулятивности познавательной деятельности учащихся (ср., например, явное предпочтение групповой работы, ролевых игр, определенных видов диктантов, обращение к алгоритмам и перфокартам и т.д.). Некоторые учителя практикуют регулярное использование эпиграфов к уроку. Это подчеркивает подход к уроку как к комплексному метатексту (эпиграф является сентенцией, определяющей последующее развертывание, которое строится по дедуктивному принципу). Индивидуальный речевой стиль учителя проявляется и в доминировании характерных для него «личностных смыслов», концептов, которые раскрывают неповторимость творческой личности педагога, своеобразие его картины мира и отношения к действительности. Таким образом, урок как отражение текстовой деятельности и как единица обучения имеет общие типовые черты, отражающие своеобразие сферы общения, его цель и задачи, а также индивидуальную специфику, связанную с личностью учителя-ритора, стоящего за уроком — метатекстом. Правомерно ставить вопрос о типологических особенностях отдельных текстов в общей структуре урока: текстов приветствия, объяснения нового материала, закрепления, повторения и т.д. (см., например, о структурных элементах урока в [Киселева, 1993]. Учебное пособие О.Н. Киселевой отражает детальное описание структурных элементов урока, каждый из которых может быть рассмотрен как микротекст: «1. Сообщение темы, целей и задач урока. 2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний, умений и навыков). 3. Объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия). 4. Закрепление нового материала (применение знаний и формирование способа действия). 5. Повторение. 6. Контроль знаний, умений и навыков (опрос). 7. Проверка домашнего задания. 8. Задание на дом. 9. Подведение итогов урока» [Киселева, 1993, с. 3]. I Раздел II. Основы теории текста > Докажите, что урок можно рассматривать как комплексный гипер > Как в текстовой деятельности учителя отражаются жанры педагоги > В чем проявляется индивидуальный
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.013 с.) |