Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст Как дидактический материалСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе обучения текст может выступать и в качестве дидактического материала. Каким критериям должен отвечать текст в этом случае? Их несколько: 1) текст должен воспитывать, т.е. отвечать требованиям морально-этического и эстетического характера; 2) сообщать новую информацию, т.е. выполнять информативную функцию; 3) воздействовать на ум и сердце учащегося, т.е. нести прагматический заряд; 4) пробуждать интерес к предмету и обогащать учащегося специальными знаниями, т.е. отвечать общедидактическим требованиям (постепенности, последовательности, понятности, доступности и т.д.). В связи с этим особое внимание следует уделить работе с учебными текстами (текстами учебников и учебных пособий). Их функционально-стилистическая и жанровая специфика заключается в принадлежности к учебно-научному стилю, ориентированному на обучение неспециалистов основам специальных знаний в соответствии с учебной программой и требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку. Научная информация, отраженная в учебниках, должна отвечать не только критерию истинности (максима «качества», по П. Грайсу), но и критерию меры (максима «количества»), соответствия теме (максима «релевантности»), а также требованиям ясности, понятности (максима «манеры»). В условиях разнообразия учебной литературы (использования как стабильных учебников М.Т. Баранова, Л.Г. Григоряна, Т.А. Ладыженской и др., Л.А. Чешко, СП. Бархударова, СЕ. Крючкова, Л.Ю. Максимова, так и учебного комплекса под ред. В.В. Бабайцевой, а также учебника по ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, учебных пособий В.П. Репкина, А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, экспериментальных учебников под ред. М.В. Панова и др.) учитель должен видеть особенности каждого из них, выбирая материал в соответствии с учебной программой и собственной педагогической и языковой концепцией. Глава 1. Понятие о тексте Исключительно удачный дидактический материал предоставлен в учебнике-практикуме для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пах-новой «Русский язык» (М., 2001). Большое воспитательное и эстетическое значение имеют все тексты, бережно отобранные авторами в качестве материала для иллюстрации основных теоретических положений, закрепления и отработки соответствующих навыков и умений, а также для контроля за усвоением программного материала. В качестве дидактического материала для уроков-семинаров авторы использовали не только высокохудожественные произведения известных писателей и поэтов, но и отрывки из эссе, статей и очерков замечательных мастеров художественного слова, а также фрагменты из научных работ выдающихся лингвистов и литературных деятелей (В.В. Виноградова, Л.В. Щер-бы, Л.И. Скворцова, Б.Н. Головина, В.П. Григорьева, Г.В. Степанова, Д.С. Лихачева, Л.Я. Гинсбург и др.). Разнообразные творческие задания, предполагающие исследовательский подход к анализируемому материалу, формируют языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию учащихся, расширяя их представление о выразительных возможностях русского языка, приобщая школьников к лингвистической науке и работам выдающихся исследователей, совершенствуя практические навыки текстовой деятельности. В целом отметим, что умению эффективно пользоваться учебником нужно учить целенаправленно, так как от этого зависит эффективность процесса обучения: учащиеся постоянно работают с учебниками, обращаясь к ним как на этапе знакомства с новым материалом, так и на этапе закрепления и контроля за его усвоением. Необходимо не только уметь читать и пересказывать, но и творчески оценивать учебные тексты, разносторонне работать с ними (составлять план, конспект, реферат; анализировать динамику микротем, способы определения понятий, характер иллюстративного материала; подбирать свои примеры и т.д.). Положительный опыт работы с учебниками освещен в ряде работ [Ембулаева, 1990; Бунеева, 1995; Пичкур, 1997; Михайлова, Нефедова, 1998 и др.]. В качестве дидактического материала при изучении разных тем чаще всего используют художественные тексты. Именно они обычно применяются в качестве иллюстративного материала в лексикографической практике (в толковых и других словарях). Обращение к художественным текстам правомерно ввиду их эстетической значимости, возможности воспитательного воздействия на личность учащихся для создания мотивации и пробуждения интереса к русскому языку и его выразительным ресурсам. В последние годы в связи с введением курса «Русская словесность» в программы лицеев и гимназий, школ с гуманитарным уклоном осо- Раздел И. Основы теории текста бенно популярной стала комплексная работа с текстом. Хотя дидактические материалы и публикуются в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность» (см., например, работы Т.М. Пахновой и др.), пока их недостаточно. Обычная практика использования в качестве дидактического материала произведений, изучаемых в это время на уроках литературы, вполне оправдывает себя. Здесь действуют одновременно эффект узнавания ранее известного и эффект новизны, связанный с более глубоким рассмотрением знакомого материала. Важно и введение в практику преподавания новых произведений, недостаточно изучаемых или вообще не изучаемых в школе (ср. например, использование текстов, относящихся к Серебряному веку русской культуры: лирики М. Кузьмина, К. Бальмонта, И. Анненского, И. Северянина и др., наряду с известными стихотворениями М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама и др.). Новизна материала и его художественная значимость вызывают особый интерес школьников, формируют их эстетический вкус, развивают эрудицию. Иногда, чтобы заинтересовать учащихся, стоит обратиться к «загадочным» текстам, трудным для восприятия по разным причинам: из-за использования сложных архаичных словоформ (ср., например, поэзию Н. Клюева) или индивидуально-авторских новообразований (ср. поэтические тексты В. Хлебникова, «лингвистические сказочки» Л. Петру-шевской и т.д.). В целом возможности художественных текстов в качестве дидактического материала практически безграничны ввиду их универсальности, связанной с эстетической природой, способностью отражать в художественной форме окружающий нас многообразный мир. Наряду с использованием художественных текстов в качестве дидактического материала можно использовать тексты других стилей: научного (учебно-научного и научно-популярного) и публицистического (возможно и обращение к текстам официально-делового и разговорного стилей в особых целях при изучении отдельных тем). Учебно-научные и научно-популярные тексты расширяют и углубляют представление об изучаемом языковом явлении, пробуждают интерес к предмету (ср., например, книги: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988.; Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1985.; Успенский Л.В. Ты и твое имя. Волгоград, 1994 и др.). Обращение к анализу публицистических текстов, обладающих повышенным эффектом воздействия за счет общественной важности информации и экспрессивности использованных языковых средств, активизирует внимание, пробуждает интерес в одних случаях благодаря вы- Глава 1. Понятие о тексте
сокому пафосу (ср. речи и статьи Д.С. Лихачева, А.И. Солженицына и др.), в других — благодаря новизне и актуальности сообщаемого. Использование статей из местных газет на уроках русского языка в качестве дидактического материала позволяет стимулировать познавательную деятельность учащихся, вызывает их заинтересованность в решении проблем города и области, воспитывает любовь к родному краю. В процессе использования текстов разных стилей в качестве дидактического материала необходимо акцентировать внимание учеников на их жанрово-стилистическом своеобразии. Необходимо помнить, что, подбирая дидактический материал к уроку, учитель проявляет свою творческую индивидуальность. При этом вкус и чувство меры должны стать определяющими. Подведем итоги: • Текст как дидактический материал должен выполнять информатив • Умение работать с учебными текстами на разных этапах обучения • Рассматривая текст как дидактический материал, необходимо учи ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Каким требованиям должен отвечать текст, рассматриваемый как ди > Какие тексты называются учебными? В чем специфика работы сними? > Каковы формы работы с учебными текстами? > Проанализируйте имеющиеся учебники с точки зрения представлен > Почему чаще всего в качестве дидактического материала использу В заключение отметим, что текст как форма коммуникации, единица культуры, средство обучения и дидактический материал заслуживает специального изучения в силу его особой важности в образовательной сфере и в жизнедеятельности человека вообще. Из многих подходов к тексту ключевым по праву является коммуникативный: он определяет природу текста, его основные свойства, признаки, функции, структуру, семантику и прагматику. 5 Филологический анализ текста Раздел II. Основы теории текста Владение необходимыми навыками текстовой деятельности способствует совершенствованию коммуникативной культуры личности, ее успеху в обществе. Именно поэтому формирование умений, связанных с первичной коммуникативной деятельностью (текстообразова-нием) и вторичной деятельностью (восприятием текста, интерпретацией, пониманием), становится главной задачей в современном обучении родному языку. Путь к этому лежит через приобщение к основам теории текста. Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА 2.1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К определению понятия, как известно, можно подойти, анализируя его свойства и качества. В качестве примера можно указать на популярную работу И.Р. Гальперина (1981). До недавнего времени перечень признаков текста являл собой довольно пеструю и разнообразную картину, для которой характерна терминологическая неупорядоченность и отсутствие завершенности (перечень имеет открытый характер и может быть дополнен новыми признаками). Выделенные исследователями признаки (категории) являются соотносительными. Ср., например: 1) интеграция, когезия (сцепление), связность, ретроспекция, проспекция; 2) модальность, эмотивность, экспрессивность, прагматичность; 3) цельность, контекстуально-смысловая завершенность, отдельность. Систематизация и классификация текстовых качеств, как справедливо отмечает Е.В. Сидоров [1987, с. 66], «составляет специальную научную задачу, которую еще предстоит решить общей теории текста». В связи с этим вызывают безусловный интерес предложенные исследователем принципы систематизации текстовых категорий: их организация и системно-деятельностная трактовка; наличие отношений подчинения между рангами категорий. Представляется убедительным выделение системно-языковых, функциональных, системных категорий «в рамках системы качественной определенности текста, на самом верхнем уровне которой находится коммуникативность — интегральное, совокупное качество текста, выводимое из системного взаимодействия текста с другими подсистемами акта речевой коммуникации» [Сидоров, 1987, с. 66]. Вместе с тем, как справедливо отмечает автор, в его концепции «еще имеются спорные моменты, касающиеся полноты картины, принадлежности отдельных категорий к тому или иному рангу иерархии, толкования самих категорий» [Сидоров, 1987, с. 68]. Так, большинство из рассмотренных далее категорий текста не нашло отражения в схеме, предложенной исследователем. В целом, признавая перспективность концепции Е.В. Сидорова, следует отметить, что она требует дальнейшей разработки и уточнения как в плане конкретизации текстовых признаков (категорий), так и изучения внешнего, внутреннего и генетического аспектов коммуникативности текста. Что же касается в целом проблемы определения текста, то, учитывая его лингвистический статус и экстралингвистическую ориентацию в свете коммуникативности как его интегрального, совокупно- Раздел II. Основы теории текста го качества, текст целесообразно трактовать как коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущность. Это определение учитывает факторы адресанта и адресата (ср. указание на коммуникативную ориентацию, концептуальную обусловленность и прагматическую сущность), связь с языком (кодом) и каналом связи (ср.: текст — это продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения), соотнесенность с реальным миром (ср. указание на информативно-смысловую сущность текста). Рассмотрение коммуникативности как интегрального совокупного качества текста не исключает, а предполагает ее дальнейшее изучение применительно к разным сферам общения и текстам разных типов. При этом правомерно предположить, что коммуникативность как совокупное качество текста получает разное наполнение и различные формы реализации. Особого внимания заслуживают художественные тексты, оказывающие большое эстетическое, познавательное, воспитательное воздействие на личность. Рассмотрим подробнее признаки текста. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА В связи с многочисленными определениями текста, о которых говорилось ранее, по-разному интерпретируются и его признаки (см. об этом подробнее: [Болотнова, 1992, С. 19—22]). В число основных исследователи (И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, Ю.А. Сорокин, С.Г. Ильенко и др.) включают: цельность (целостность), связность, смысловую завершенность, отдельность, прагматичность. К текстовым категориям, имеющим обобщающий, абстрагированный характер, относят: континуум, когезию, автосемантию, модальность, интеграцию, ретроспекцию и про-спекцию, членимость, экспрессивность и т.д. Текстовые категории и признаки текста иногда не дифференцируются (ср.: [Ильенко, 1988, с. 11]). Как типологические признаки текста рассматривает текстовые категории Т.В. Матвеева (1990), выделяя, например, следующие: тематическая определенность, тональность, оценочность, темпоральность, локальность и др. Информация о тексте и его признаках в школьных учебниках минимальна, особенно в стабильных учебниках. Как уже отмечалось, текст трактуется в узком смысле этого слова как два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Из признаков текста основное внимание авторов учебников отводится связности, включая информацию о некоторых лексических, морфологических и синтак- Глава 2. Основные признаки текста сических средствах связности. Так, в учебнике «Русский язык» для 6 класса М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской и др. (17-е изд. М., 1994, с. 18) сжато сообщается: «Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимов и другими средствами». Более подробная и разносторонняя информация об этом содержится в книгах Е.И. Никитиной «Русская речь» (М., 1993; М, 1995). Здесь речь идет о лексических средствах связи предложений в тексте (об описательных оборотах), морфологических средствах связи (местоимениях, союзах), синтаксических средствах связи, включая тема-рематическое развертывание текста, параллелизм предложений, парное соединение однородных членов предложения. Разнообразная и полезная информация о фигурах речи, содержащаяся в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь» (М., 1995), дается только с точки зрения их роли в создании выразительности речи, но не ее связности, хотя эти фигуры могут быть рассмотрены и как стилистические средства связности (ср.: анафоры, эпифоры, сравнение последовательное и параллельное, присоединительные конструкции, именительные темы и др.) Наряду со связностью текста в этом пособии речь идет о цельности, которая соотносится с идеей текста, его основой мыслью: это «то, к чему:н призывает, чему учит, ради чего он написан» [Никитина, 1993, с. 22]. Косвенно и в стабильных учебниках, и в учебнике «Русская речь» подразумевалось еще одно свойство текста, которое специально не выделялось, — его членимость; при этом в роли единиц текста с учетом его такой трактовки рассматривались предложения, которые определенным «разом связаны между собой (параллельной или цепной связью). I зовом издании учебника [Никитина, 2004, с. 50] перечень свойств тек-(шь расширен, среди признаков текста названы: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое «изство. Более развернутый перечень признаков текста и их характеристика i -е::ёзтся в учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность: От слова •:."•: зесности» [1996, с. 202—203]. Автор относит к ним: выраженность, ■шатсниченностъ, связность, цельность, упорядоченность, или структур - штат, информативность. В художественных текстах выделяется интер-шшжж^алъность, под которой понимается выраженная с помощью раз-■waffics: приемов связь с другими произведениями. Весьма положительно оценивая точку зрения А.И. Горшкова, мож-iiitL ищиь отметить дискуссионность признака «выраженность» текста. mfc иьоаженного — не произнесенного, не написанного, не напечатан-■II1I1 — текста не может быть», — пишет автор [Горшков, 1996, с. 202]. А 135 Глава 2. Основные признаки текста или иного правила» (они не всегда состоят из отдельных предложений, которые не связаны между собой). Из многих свойств текста авторы анализируют три: 1) членимостъ, выделяя предложение в качестве его единицы; 2) смысловую цельность, связывая ее с темой и идеей текста, информативностью, с завершенностью высказывания, его законченностью (наличием заголовка, начала и конца); 3) связность текста, которая рассматривается на уровне моделей его тема-рематического развертывания; повторяющихся слов; личных местоимений; синонимов; антонимов; родовидовых обозначений; однокоренНых слов; сочинительных союзов; частиц и других языковых средств; порядка слов. В отличие от данной концепции, М.Р. Львов в «Словаре-справочнике по методике русского языка» [1997, с. 219] рассматривает текст в деятельностном аспекте как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи — устное или письменное». Жаль, что при этом учитывается лишь первичная коммуникативная деятельность (автора) и не учитывается вторичная коммуникативная деятельность, ведь текст одновременно служит и объектом познавательной деятельности читателя (слушателя). Кроме того, представляется излишне категоричным утверждение о том, что «текст — синоним термина высказывание» [Львов, 1997, с. 219]. Это наблюдается не всегда, как уже отмечалось. Из признаков текста автор называет единство темы и замысла, относительную законченность, наличие внутренней структуры, стилистическую маркированность — т.е. выделяет дополнительно с ранее отмеченными особенностями стилистическую характеристику текста. Однако утверждение о том, что «текст — это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения» [там же, с. 219], является недостаточно корректным, ведь текст олицетворяет единство формы и содержания и в этом смысле не может рассматриваться только с точки зрения формы. В другом справочном пособии для учителя (Педагогическое рече-ведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М., 1998. С. 239— 240) за основу взято известное определение И.Р. Гальперина: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфазовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную установку» Гальперин, 1981]. Вместе с тем отмечается и ряд других категорий текста: отдельность, коммуникативность, интеграция, связность (когезия), цельность, информативность и др. (с. 239). Раздел II. Основы теории текста 134 как быть с текстом, имеющимся в сознании носителя языка, в его внутренней речи? Очевидно, что форма и содержание текста неразрывны. Воспринимая форму, мы приобщаемся к содержащейся в тексте информации, т.е. содержание формально, а форма содержательна. Более широкая информация о тексте дана в новом поколении учебников русского языка, вышедших под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М., 1996; 1998; 2002) и подготовленных А.И. Власенко-вым и Л.М. Рыбченковой (М., 1998; 2000). В этих пособиях текст определяется как «группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью» [Разумовская, Львова, Богданова и др., 1996, с. 300]. Отмечается также, что «предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств». Сходно определяется текст и в учебнике А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой [1998, с. 14; 2000, с. 141]: «Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически». В учебнике А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой [2000, с. 141] справедливо отмечается: «Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой». Таким образом, прямо или косвенно отмечаются такие признаки текста, как цельность, членимостъ, тематическое и композиционное единство, наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная), идея, смысловая завершенность, связность, относительная законченность. К достоинствам этих учебников следует отнести и информацию о тематической и синтаксической структуре текста, включая структуру абзаца и детальную разработку теории актуального членения. В новом учебнике Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина [2005, с. 425] текст трактуется традиционно для школьной программы как «сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и образующих какое-либо высказывание». Среди признаков текста названы такие, которые характерны для целого речевого произведения, а не только для высказывания: тема, связность, единство, целостность, завершенность. Информация о тексте дается сжато, лаконично. В известном пособии В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик «Развитие речи: теория и практика обучения» (М., 1994) нашло отражение многообразие подходов к тексту, однако некоторые суждения авторов остаются дискуссионными. К ним можно отнести, во-первых, признание «недостаточным, нетерминологическим» широкое понимание текста как речевого произведения (со ссылкой на Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой (с. 23). Во-вторых, несогласие рассматривать в качестве текста высказывание, которое в отдельных случаях (ср. пословицы, афоризмы и т.д.) несомненно является текстом. Это же касается и «упражнений для закрепления того Раздел II. Основы теории текста 136 В свете коммуникативного подхода к тексту еще раз подчеркнем, что вслед за Е.В. Сидоровым [1987, с. 5] логично трактовать текст «как коммуникативную систему речевых знаков и знаковых последовательностей, воплощающую сопряженную модель деятельности адресата и отправителя сообщения». При этом коммуникативность рассматривается автором как ключевое совокупное качество текста, определяющее остальные. Действительно, все в тексте подчинено выражению авторской интенции, направленной на адресата. Поэтому концептуалъностъ (наличие идеи, концепта) и прагматичность (ориентация на эффект воздействия) можно трактовать как системные текстовые качества, организующие остальные. В художественном тексте речь идет об эстетически ориентированной концептуалъности и эстетически обусловленной прагматичности (см. подробнее: [Болотнова, 1992, с. 24—35]). Е.В. Сидоров [1987, с. 67] к универсальным системным текстовым качествам относит: информативность, структурность, интегративностъ, регуля-тивность. Рассмотрим их в соотнесенности с другими качествами текста. Подведем итоги: • Проблема определения признаков текста остается дискуссионной, • К основным признакам текста ученые относят цельность (целост • В учебной литературе преимущественное внимание уделяется связ • При коммуникативном подходе к тексту в качестве ключевого со ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Чем обусловлена дискуссионность проблемы определения призна > Какие ученые не дифференцируют признаки текста и его категории? > Как решается проблема определения признаков текста в учебной ли > Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, признаки текста. Свой от > Кто из ученых предпринял попытку систематизировать признаки тек 137 Глава 2. Основные признаки текста > Какой признак текста является ключевым при коммуникативном подходе к нему? Как вы понимаете сущность этого признака? СИСТЕМНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА 2.3.1. Информативность. Все тексты информативны, хотя иногда информация бывает нулевой, например, в разговорно-обиходной сфере общения, где главным может быть установление и поддержание контакта. Под информацией условимся понимать знания о мире, отражающие авторское мировосприятие, выраженное в конкретной речевой форме. Среди видов информации выделяют, например, логическую и эстетическую [Моль, 1966], содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную, содержательно-подтекстовую [Гальперин, 1981, с. 38], предтекстовую (пресуппозиция), надлинеарную (притекстовую), под-текстовую [Папина, 2002, с. 15]. К.М. Накорякова дифференцирует информацию относительно главной (основной), выделяя уточняющую информацию, дополнительную, повторную, нулевую [Накорякова, 2002, с. 25—26]. Исследователь вводит понятие «оптимальная информационная насыщенность текста»: 0.4—0,6. Так обозначается «соотношение речевых отрезков, несущих злючевую информацию, и отрезков, представляющих другие ее виды» Накорякова, 2002, с. 26]. По мысли исследователя, «если этот показатель выше, тексты сложны для восприятия. При меньшем значении коэффициента тексты могут не вызвать интереса у читателя» [там же]. С несколько иных позиций выделены виды информации в учебни-se H.C. Валгиной [2003, с. 75], где наряду с типами информации, соотносящимися с содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информацией, о которой уже шла речь, представлены и дру-^е. явно ориентированные на функциональную предназначенность соответствующей информации и ее содержательные особенности (с т~к точки зрения типы информации могут быть чрезвычайно разнообразными). Автор дифференцирует, в частности, следующие типы информации: | гектологическую, соответствующую эмпирическому уровню познания; . •: нцептуальную и гипотетическую, соответствующую теоретическому > --:-zo познания; 3) методическую, заключающую в себе описание спосо- ••» и приемов усвоения информации; 4) эстетическую, связанную с ка- чйгю.'ями оценочного, эмоционального, нравственно-этического пла- ак. 51 инструктивную, содержащую ориентацию на определенные дей- '- -. < см.: [Валгина, 2003, с. 75]). Очевидна неоднородность типов •:•:машш в данной классификации. Что же касается эстетической цр^хзш, ее определение представляется недостаточно полным. Раздел II. Основы теории текста Относительно введения автором таких понятий, как информационная насыщенность текста и информативность, отметим, что они являются, на наш взгляд, вполне обоснованными. Под информационной насыщенностью Н.С. Валгина понимает абсолютный показатель качества текста, «общее количество информации, содержащейся в тексте», под информативностью — относительный показатель, «поскольку степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя» [Валгина, 2003, с. 231]. Автор выделяет также такие качества текста, как «напряженность» и «ненапряженность». «Оптимальная семантическая наполненность сообщает изложению структурную напряженность (нужно воспринять смысл, не выраженный словами)». «Малая конденсация информации — свидетельство изложения ненапряженного» [Валгина, 2003, с. 234]. Вопрос о дифференциации понятий информационная насыщенность текста и информативность связан с рассмотрением объективных и субъективных аспектов содержательного плана текста, с соотношением понятий информация и смысл (см. об этом далее). Остановимся подробнее на выделенных исследователями типах информации. 1. В отличие от логической эстетическая информация направлена 2. Если содержательно-фактуалъная информация фиксирует кон В типах информации, выделенных А.Ф. Папиной, надлинеарная (притекстовая) информация соотносится с содержательно-фактуаль-ной и содержательно-концептуальной информацией, а предтекстовая может быть рассмотрена как фоновая информация, которой обладает читатель текста до его восприятия и на которую ориентируется автор, создавая текст. Поскольку автором не конкретизируется последний вид информации, остановимся на нем подробнее, привлекая данные других исследователей. Глава 2. Основные признаки текста Под предтекстовой информацией (пресуппозицией) вслед за И.Я. Чер-нухиной будем понимать «долговременную память человека, включающую его знания о мире и собственный индивидуальный опыт» [Чернухина, 1990, с. 26]. Среди типов пресуппозиций автор выделяет: универсальную, «которой в известной мере владеют все жители Земли», локальную пресуппозицию («сведения, имеющиеся у жителей определенного региона о географии, флоре, фауне, климате, топонимике и других особенностях данной местности, страны» [Чернухина, 1990, с. 27— 29], культурную пресуппозицию народа — «сведения об истории, традициях, духовной жизни данного народа, а также аналогичные сведения из жизни иных народов, распространенные среди жителей данной страны» [Чернухина, 1990, с. 33—34], социальную — «систему оценок данным народом внутренних и внешних общественных явлений, исторических лиц и событий», профессиональную — «знания специалистов о предмете их материальной или духовной деятельности» [Чернухина, 1990, с. 36—37], речевую — «знание словаря и грамматики, умение воспринимать и продуцировать прозаические высказывания и тексты, воспринимать поэтические тексты, участвовать в диалоге на данном языке» [Чернухина, 1990, с. 38]. Текстовая информация, отражаясь в сознании читателя, приобретает статус смысла текста. Исследователи дифференцируют поверхностный и глубинный смыслы текста, соотнося первый с усвоением языковой информации, а второй — с постижением всех элементов структуры текста в их взаимосвязи с фоновыми знаниями (пресуппозицией) и информационным тезаурусом коммуникантов (их знанием о мире вообще) (см. подробнее: [Болотнова, 1992, с. 30—31; раздел III данного учебника]). Рассмотрим в качестве примера стихотворение М.И. Цветаевой из цикла «Стихи о Москве»: Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. — И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! 28 мая 1916 Раздел II. Основы теории текста 140 На уровне поверхностного смысла текст можно рассматривать как стихотворение о Москве с ее колоколами. Более пристальный анализ позволяет интерпретировать его как произведение о состоянии отвергнутой любимым женщины, уязвленной и страдающей. Цикл стихов о Москве был написан в 1915—1916 гг., под впечатлением поездки М.И. Цветаевой в Петербург и посвящен О.Э. Мандельштаму, которому М.И. Цветаева «дарила Москву». В основе эстетической организации текста лежат образные параллели отвергнутой царем Петром Москвы и отвергнутой женщины; царя Петра и царя-властителя души и сердца лирической героини. В тексте обыгрывается многозначность одного из ключевых слов: царь — это и монарх, и властитель сердца, и носитель высшей справедливости (цари — колокола). Таким образом, поверхностный смысл может отличаться от глубинного, который выявляется на основе не только лингвистического анализа, но и знания экстралингвистического контекста. Сказанное позволяет соотнести информативность текста с такими его признаками, как смысловая завершенность, отдельность, цельность (целостность). Ввиду того что во всех работах, посвященных тексту, среди его главных признаков называется цельность, далее остановимся подробнее на определении ее сущности. 2.3.2. Структурность. Что же касается структурности как систем
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.019 с.) |