Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль конкретных заданий в освоении изучаемого материала

Поиск

ФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Е. М. ЧЕРКАШОВ

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Учебно-методическое пособие

Издательство

Тюменского государственного университета

Е. М. Черкашов. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ: учебно-методическое пособие - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2012

 

Учебно-методическое пособие содержит теоретическую часть, краткие методические указания, раздел заданий для контроля знаний, библиографию.

Особенность данного издания в том, что дано системное представление о самостоятельной работе студентов, показана ее важная роль в формировании ключевых навыков самообучении студентов, даны рекомендации по самостоятельному изучению учебной и научной литературы, изложены требования, предъявляемые к контрольным, курсовым и другим письменным работам, представлены подробные процедуры подготовки, оформления письменных студенческих работ и презентаций их публичной защиты.

Рассчитано на студентов, обучающихся на экономических направлениях бакалавриата всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных технологий.

Рабочая программа размещена на сайте Университета http://utmn.ru/ и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: https://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института права, экономики и управления ТюмГУ, кафедрой Мировой экономики и международного бизнеса

 

Рецензенты: А.Г. Дурцева, к.э.н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления ТюмГНГУ

Н.М. Загвязинская, к.п.н., доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

 

Ответственный за выпуск: А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

 

 

Тюменский государственный университет, 2012

Е. М. Черкашов, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Компетентностный подход к обучению и особая роль самостоятельной работы студентов в процессе формирования навыков познавательно-исследовательской и инновационной деятельности.

1.1. Ключевые компетенции предприятий и деловая системная компетенция выпускников университетов

1.2. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

1.3. Особая роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза

Вопросы для самопроверки

Глава 2. Работа с учебными материалами и подготовка к аудиторным занятиям

2.1. Процедуры изучения материалов лекций и учебной литературы

2.2. Роль конкретных заданий в освоении изучаемого материала

2.3. Использование в самостоятельной работе вопросов для самопроверки и тестовых заданий

2.4. Подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам

Вопросы для самопроверки

Глава 3. Общая характеристика основных письменных студенческих работ

3.1. Особенности рефератов и контрольных работ

3.2. Отличительные особенности выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ

3.3. Последовательность действий студента при выполнении контрольной и курсовой работы

3.3.1. Особенности выполнения контрольной работы

3.3.2.Особенности выполнения курсовой работы

Вопросы для самопроверки

Глава 4. Подготовка и оформление письменных работ

4.1.Общие требования к написанию письменной работы

4.2.Общие требования к стилистике письменной работы

4.3. Принципы рубрикации текста. Речевые функции и лексические средства связи научного текста

4.4. Структура письменной работы

4.4.1. Титульный лист

4.4.2. Содержание

4.4.3. Введение

4.4.4. Основная часть

4.4.5. Заключение

4.4.6. Библиографический список

4.4.7. Оформление приложений

4.5. Оформление цитат и ссылок

4.6. Требования к оформлению иллюстративного материала

4.6.1. Оформление таблиц

4.6.2. Оформление формул

4.6.3. Оформление диаграмм и графиков

Вопросы для самопроверки

Глава 5. Подготовка презентаций сопровождающих защиту курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ

5.1. Структура текста и устного выступления перед аудиторией

5.1.1. Структура текста – основа устного выступления

5.1.2. Особенности восприятия слушателями устной речи и методы их учета при подготовке презентации

5.2. Методические рекомендации для подготовки презентаций

5.2.1. Общий порядок подготовки презентации курсовой (дипломной) работы

5.2.2. Рекомендации при подготовке слайдов

5.2.3. Программное обеспечение, применяемое для разработки презентаций

5.2.4. Заключительные рекомендации для совершенствования навыков подготовки презентаций устных выступлений

 

Вопросы для самопроверки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тесты для самоконтроля

Ключ к тестам для самоконтроля

Вопросы к зачету

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Примерный план контрольной работы

Приложение 2. Примерный план курсовой работы

Приложение 3. Образец оформления титульного листа курсовой (контрольной) работы

Приложение 4. Оформление источников в библиографическом списке

Приложение 5.Речевые функции и лексические средства связи научного текста

 

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельные письменные работы и презентации вызывают у студентов значительные затруднения, связанные с методикой их подготовки, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к контрольным, реферативным, курсовым и дипломным работам по экономической теории и экономике в высшем учебном заведении. Оно призвано помочь студентам не только понять основные правила подготовки, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке письменных работ и презентаций, сопровождающих защиту курсовых и выпускных квалификационных работ. Пособие написано на основе базовых методических и теоретических положений, принятых в современной высшей школе. Изложение теории сопровождается конкретными примерами, само пособие имеет ярко выраженную практическую направленность.

В первой главе показана особая роль самостоятельной работы студентов в развитии и самоорганизации личности обучаемых, реализации компетентностного подхода в учебном процессе в вузе.

Вторая глава посвящена особенностям работы студентов с учебными материалами, процедурам изучения текстов лекций и учебной литературы, роли конкретных заданий в освоении изучаемого материала, использованию в самостоятельной работе вопросов для самопроверки и тестовых заданий, особенностям подготовки к семинарским занятиям.

В третьей главе дется характеристика основным видам самостоятельных письменных работ, которые предлагаются студентам для более глубокого изучения экономических дисциплин. К этим видам работы относятся аннотация, реферат, контрольная работа. В первую очередь они несут контролирующую функцию, а также они необходимы для первоначального знакомства с некоторыми исследовательскими процедурами: работа с литературой, цитирование, оформление текста и пр. Особое место уделено общей характеристике научно-исследовательской работы студентов в процессе написания курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы, которые являются важнейшими составляющими учебной деятельности и научного творчества студентов. Детально рассмотрена последовательность действий студента при выполнении контрольной и курсовой работы.

В четвертой главе представлены основные требования к подготовке, оформлению и защите письменных учебных и исследовательских работ. Особое внимание уделено общим требованиям к стилистике письменной работы,принципам рубрикации текста, речевым функциям и лексическим средствам связи научного текста. Подробно анализируется структура письменной работы, оформление цитат и ссылок, требования к оформлению иллюстративного материала.

Пятая глава посвящена подготовке презентаций сопровождающих защиту курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. Рассмотрены особенности восприятия слушателями устной речи и методы их учета при подготовке презентации. Детально представлены: общий порядок подготовки презентации курсовой (дипломной) работы; рекомендации по подготовке слайдов; программное обеспечение, применяемое для разработки презентаций;рекомендации для совершенствования навыков подготовки презентаций устных выступлений.

В заключении предложен список рекомендуемой литературы, знакомство с которой не только дополнит представление студентов о самостоятельной работе, подготовке письменных работ и презентаций по экономике, но и предоставит рекомендации по формированию у обучающихся соответствующих навыков.

Представленные в приложении материалы носят рекомендательный характер и помогут студентам в процессе оформления их письменных работ.

В целом, опубликованные материалы могут заинтересовать преподавателей, организующих самостоятельную работу студентов, ведущих научное руководство курсовыми и дипломными исследованиями и студенческую аудиторию с целью развития у них навыков и компетнций в процессе подготовки и оформления письменных работ и презентаций.

Первая глава настоящего учебно-методического пособия выполнена в рамках научных исследований, проводимых научными группами под руководством докторов наук – ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы на тему «Формирование и развитие региональной инновационной экосистемы», ГК 14.B37.21.0972.

Глава 1. Компетентностный подход к обучению и особая роль самостоятельной работы студентов в процессе формирования навыков познавательно-исследовательской и инновационной деятельности.

Ключевые компетенции предприятий и деловая системная компетенция выпускников университетов. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Особая роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза

1.1. Ключевые компетенции предприятий и деловая системная компетенция выпускников университетов

Переход к инновационной экономике, глобализация мировой экономики и усиление конкуренции на всех уровнях поставила перед компаниями и фирмами, действующими, как на национальных, так и на мировых рынках задачи обеспечения долгосрочной, устойчивой конкурентоспособности.

Ключевые компетенции предприятия (

- внутренние трудно имитируемые конкурентные нематериальные активы;

- эффективность использования интеллектуально-творческого потенциала персонала;

- уникальность организационных знаний, организационных систем, применяемых технологий) - главные факторы долгосрочного, устойчивого преимущества любой компании, фирмы, предприятия, организации в современных условиях.

Целевая установка организаций и компаний на формирование собственных ключевых компетенций определяет их новый

запрос к вузам на подготовку специалистов: необходимо готовить специалистов обладающих не только глубокими знаниями; соответствующими умениями и навыками применения имеющихся знаний; но и деловой системной компетенцией.

Деловая системная компетенция представляет собой способность выпускника вуза:

-выбирать из имеющихся знаний, навыков, умений, технологий приемлемые комбинации для решения конкретных задач и проблем;

- эффективно применять выбранные комбинации знаний, навыков, приемов, технологий для решения конкретных задач, проблем в данное время в конкретных обстоятельствах.

Основными составляющими деловой системной компетенции являются:

1). Владение умениями и навыками самообучения и самообразования.

2). Владение умениями, навыками, методами и методиками ведения аналитической работы и научных исследований.

3). Владение умениями, навыками осуществления профессиональной деятельности, способами организации и ведения бизнеса (дела) в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

4). Владение умениями, навыками, технологиями получения, обработки информации.

5). Владение умениями, навыками, эффективными методами коммуникации с представителями различных социальных групп и культур.

Удовлетворение запроса компаний, фирм, организаций на подготовку таких специалистов предполагает существенные изменения в построении высшего профессионального образования с акцентом на формирование у студентов деловой системной компетенции и ее составляющих, на развитие компетенции автономной деятельности. Для воспитания автономии необходимо формирование умений самостоятельной работы в вузе. Это дает возможность специалисту эффективно заниматься самообразованием и саморазвитием. А значит, будет соблюдаться одна из важнейших черт высшего образования – его непрерывность.

1.2. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и т.д.).

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Ее формы разнообразны - это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику. Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т.д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

 

Репродуктивная самостоятельная работа Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.

Познавательно-поисковая самостоятельная работа Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.

Творческая самостоятельная работа Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.

 

1.3. Особая роль самостоятельной работы студентов

В учебном процессе вуза

Учебный процесс в вузе состоит из двух взаимно дополняющих элементов: аудиторная деятельность и внеаудиторная деятельность. Аудиторная деятельность традиционно включает в себя две основные формы: лекция и семинарское(практическое)занятие. На лекции студенты получают системное представление концептуальных и теоретических положений и понятий по данной теме курса. На семинарском занятии в процессе диалога студентов друг с другом и преподавателем обучающиеся углубляют свое понимание основных вопросов темы, но главное, в процессе обсуждения конкрентых ситуаций и решения практических задач именно на семинаре студенты формируют навыки и умения применения теоретических знаний в качестве инструментов анализа процессов реальной экономической жизни.

Внеаудиторная деятельность по сути своей является самостоятельной работой студента, которая выступает незаменимым связующим звеном между двумя основными формами аудиторной деятельности: лекцией и семинаром, между системой знаний и умениями применять знания на практике. И в этом своем качестве самостоятельная работа студента –ключевой элемент успешности учебного процесса в вузе.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приемами процесса познания;

• развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;

- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;

- написание рефератов, докладов, эссе;

- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;

- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (проекта);

- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;

- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

- участие в научной и научно-методической работе кафедр ТюмГУ;

- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы.

Кроме того, любой вид самостоятельной работы требует от студента, знания соответствующих процедур, правил, технологий и умения их практического осуществления. Указанные знания и умения позволяют студенту целенаправленно формировать компетенции самобучения, самооганизации и самореализации, которые в конечном итоге обеспечивают ему долгосрочную профессиональную конкурентоспособность.

Вопросы для самопроверки

1.Каковы причины возникновения спроса компаний и организаций на формирование деловой системной компетенции выпускников университетов?

2. Охарактеризуйте основные составляющие ключевых компетенций компаний и организаций.

3. Какова сущность деловой системной компетенции?

4. Что собой представляют основные составляющие деловой системной компетенции?

5. Охарактеризуйте осноные виды самостоятельнй работа студентов. Как они связаны между собой?

6. В чем заключаются основные условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы?

7. Что общего и в чем различие воспроизводящиих и творческих процессов самостоятельной деятельности студента?

8. В чем заключается особая роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза?

9. Какую роль играет самостоятельная работа студентов во взаимодействии с аудиторными занятиями(лекции, семинары, зачеты,экзамены)?.

10. Каково соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу в программах обучения в вузах?

Глава 2. Работа с учебными материалами и подготовка

К аудиторным занятиям

Процедуры изучения материалов лекций и учебной литературы. Роль конкретных заданий в освоении изучаемого материала. Использование в самостоятельной работе вопросов для самопроверки и тестовых заданий.Подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

2.1. Процедуры изучения материалов лекций и учебной литературы

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с лекционными материалами и литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.

Прежде всего, в процессе изучения указанных источников информации целесообразно придерживаться следющего порядка:

- штудирование текста темы;

- выделение основных понятий и определений;

- вычленение основных логических связей между понятиями и определениями;

- анализ содержания и аргументации основных теоретических и концептуальных положений;

- проведение самоконтроля степени понимания лекционного и учебного материала с помощью вопросов для самоконтроля и тестов;

- составление краткого содержательно-логического конспекта изученных материалов.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План (от лат. planum – плоскость) – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы (от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.Форма аннотации может быть разной: от свободного изложения главных идей, концепций, взглядов автора (авторов) до структурированного описания основных разделов аннотируемого источника (табл. 1).

Таблица 1

Источник (автор, название, издательские данные)
Раздел книги, его название, тема Основное содержание Цитаты автора Страница цитируемых фрагментов
1.        

 

Задача студента – показать, что вы овладели основными навыками самостоятельного анализа и использования научного текста.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.

Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

♦ определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

♦ в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста — в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

♦ выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

♦ завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Кстати, этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении. Безусловно, студент должен взять за правило активно работать с литературой в библиотеке не только ТюмГУ, но и Тюменской областной публичной библиотеке и других, используя, в том числе, их компьютерные возможности (электронная библиотека в сети Интернет).

Подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам

При подготовке студента к семинарским занятиям целесообразно придерживаться определенной последовательности:

- ознакомление с вопросами и заданиями семинарского занятия по конкретной теме;

- подготовка ответов на вопросы и задания с использованием конспекта лекций, основной и дополнительной литературы;

- решение задач и упражнений по вопросам темы семинарского занятия;

- формулировка, непонятых вопросов для обсуждения на семинаре.

Последний пункт имеет особо важное значение. Глубина постижения учебного и научного материала сопровождается выявлением в процессе изучения понятного и непонятного. Постановка вопросов по непонятным частям изучаемого текста является необходимым условием для перехода на более высокий уровень понимания и получения более глубоких знаний. Семинар-незаменимое место для обсуждения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.018 с.)