Принципы рубрикации текста. Речевые функции и лексические средства связи научного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы рубрикации текста. Речевые функции и лексические средства связи научного текста



Под рубрикацией текста понимается его членение на логически

самостоятельные составные части, графическое отделение одной части от другой. Рубрикация отражает логику научного исследования и по­тому предполагает четкое подразделение текста на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрик ой является абзац - отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершен­ный характер. Правильная разбивка текста на абзацы существенно облегчает чтение и осмысление ди­пломной работы. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с прдешествующим текстом.

Деление текста (курсовой)дипломной работы на более крупные части нельзя делать путем механического рас­членения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятий. Например, с помощью правила разбивка глав основной части на параграфы:

• Перечислить все виды делимого понятия: если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом. Несоблюдение этого правила может вызвать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Например, при раскрытии содержания главы "Ассоциативные организационные структуры", кроме параграфов "кор­порация", "хозяйственная ассоциация", "холдинговые компании", "консорциум", "картель" и "трест", будут указаны производственные кооперативы и малые предприятия. Суть логической ошибки в том, что здесь деление на параграфы является избыточным с лишними для данного случая членами деления, поскольку кооперативы и малые предприятия относятся не к крупномасштабному (каковыми являются ассоциатив­ные организационные структуры), а к маломасштабному бизнесу. Ошибка второго рода возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным. Например, если взять главу "Услуги, предоставляемые банками" и разбить на 4 параграфа; 1) вклады "до востребования"; 2) выигрышные вклады; 3) долгосрочные вклады и 4) срочные вклады, то правило соразмерности деления
будет нарушено, так как два члена деления - краткосрочные вклады и ценные вклады - оказались пропу­
щенными.

• Избранный признак деления должен быть одинаковым и не подменяться другим признаком:

так, если главу "Виды рекламы" разбить на три параграфа: 1) локальная реклама; 2) региональная и 3) формирующая спрос, то это будет неправильно, так как реклама рассматривается таким образом по двум
разным качественным признакам: в зависимости от размера территории и стратегической цели. Следстви­ем этого является то, что, во-первых, деление окажется неполным, а во-вторых, члены деления частично
совпадают друг с другом (реклама, формирующая спрос, может быть как региональная, так и локальная).

• Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точно отражать содержание отно­сящегося к ним текста.

Названия глав и параграфов не следует делать ни слишком многословными, длинными, ни чересчур краткими. В заголовок не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиату­ры, формулы. Кроме того, не допускается совпадение названий глав или параграфов с темой всей работы.

Рубрикация текста на уровне глав и параграфов выражается в их нумерации. Система нумерации может быть различной. Более традиционным является цифровое обозначение порядковых номеров глав и параграфов с использованием различных типов знаков: прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. Принято порядковые номера частей - самой крупной единицы рубрикации - обозначать словами: часть первая, часть вторая, разделов - прописнымибуквами русского алфавита (раздел А), номера глав -римским цифрами (глава I), а номера параграфов - арабскими (§1). Если есть необходимость в более дробной нумерации внутри параграфов, ставятся мелкие арабские цифры в сопровождении скобки: 1), 2), или строчные буквы русского алфавита со скобкой: а), б), в).

Возможна также ступенчатая нумерация: все структурные единицы нумеруются арабскими цифрами, причем номера наиболее крупных частей состоят из одной цифры, номера второй ступени деле­ния - из двух цифр, номера третьей ступени - из трех и т.д. Например, 2.3.1. - это номер первого парагра­фа третьей главы второго раздела. Такая нумерация дает возможность упразднить слова "глава", "пара­граф", "раздел" и является наиболее предпочтительной в студенческих работах.

Структура письменной работы

Состав и структура письменной работы определяются не столько предъявляемыми к ней требова­ниями и правилами, сколько ее предназначением и спецификой темы, Типовой состав письменной работы предполагает наличие в ней следующих обязательных компонетов:

титульный лист;

содержание;

введение;

основной текст;

заключение;

библиографический список.

В качестве необязательных компонентов в состав письменной работы могут включаться:

приложения;

перечень принятых сокращений;

аннотация работы (для дипломной работы не более 1 страницы).

Титульный лист

Обязательными реквизитами титульного листа являются:

- указание на ведомственную принадлежность учебного заведения (Министерство образования и науки Российской Федерации);

- полное наименование учебного заведения (Тюменский государственный университет);

- полное наименование института (факультета) и кафедры (Институт права, экономики и управления, Кафедра мировой экономики и международного бизнеса.);

- фамилия, имя, отчество автора письменной работы (с указанием "Выполнил");

- принадлежность автора к курсу, группе с указанием их номера;

- указание типа письменной работы (реферат, контрольная работа, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (дипломная) работа);

- наименование темы письменной работы;

- должность, ученая степень, фамилия, имя, отчество научного руководителя письменной работы (с указанием "Научный руководитель");

- год и место (город) написания.

 

Содержание

 

Содержание работы помещается после титульного листа. Как правило, в нем указывается перечень всех разделов (частей), глав и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждый из ком­понентов. При этом "Введение", "Заключение", "Библиографический список" и "Приложение" не нумеру­ются (т.е. например перед словом "Введение" в содержании на ставится цифра 1). Также не допускается вставка сочетания "стр." перед номером страницы. В оглавление не включаются: титульный лист, ог­лавление, аннотация, перечень принятых сокращений, перечень принятых терминов. Приложения указы­ваются однократно, после библиографического списка, вне зависимости от их количества и объема (см. Приложение 7, с. 2).

Основной текст содержания включает в себя перечень составных частей и элементов текста пись­менной работы (по пунктам) с указанием в каждой строке;

• Слева - порядкового номера пункта (в порядке сквозной нумерации - арабскими цифрами с точкой или в соответствии с иными, принятыми в данной работе правилами);

• В центральной части листа, с абзацным отступом, с прописной буквы - наименование пункта (перенос текста допускается), при этом каждый пункт отделяется интервалом;

• Справа, с абзацным отступом и выравниванием по правому полю листа - номера страниц, соответствующих началу текста данного пункта (нумерация страниц выполняется арабскими цифрами),

Нумерация страниц начинается со второй, при этом номер "1" присваивается титульному листу и на нем не ставится. Номер "2" присваивается странице "Содержание". Номер страницы ставится в правом верхнем углу.

Допускается выносить в содержание не более 3 рубрикаторов (глава, параграф, подпараграф).

 

Введение

Введение играет существенную роль при написании письменной работы, поскольку ход восприятия постороннего читателя, не знающего темы исследования или смотрящего на него отстраненно, требует постеленного вхождения в курс дела. Кроме того, введение - это не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание ос­новной части может быть любым, оно индивидуально 'и диктуется конкретной спецификой темы, то введе­ние соответствует определенному канону, принятому стандарту и обязательно должно содержать ряд об­щезначимых формулировок:

1.обоснование актуальности письменной работы;

2. характеристика разработанности темы в научной литературе;

3. цели и задачи работы;

4. предполагаемые методы и способы достижения поставленных целей и задач;

5. прочие вопросы, являющиеся важными для правильного понимания сущности данной работы.

Введение излагается без разбивки на подпункты, в виде цельного текста, разделенного на абзацы. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В этом во многом проявляется научная и профессиональная зрелость автора работы. Не следует пускаться в демагогию, доказывая на­сущность выбранной темы, достаточно кратко, немногословно и корректно обрисовать сущность сложив­шейся в современной науке и практике ситуации по исследуемой проблеме.

Описание степени разработанности темы в современной научной литературе с указанием приме­няемых входе исследования методов предполагает, что студент должен продемонстрировать глубокое зна­комство с имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке на­копленных ранее знаний и опыта по поставленной теме. Задача исследователя состоит в том, чтобы пока­зать существующие на момент написания работы достижения и "белые пятна", которые возможно и будут заполнены при написании работы. Именно поэтому данный раздел логически предшествует формулировке цели исследования. В этом разделе необходимо на основе внимательного изучения источников выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения таким образом, чтобы получить цельные, отличающиеся друг от друга методологией и методикой подходы. Так будет легче показать, какая методология в решении данной проблемы является наиболее эффективной.

Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями:

1).В хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и заканчивая наиболее современными.

2).В логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хро­нологический порядок может быть нарушен. Как правило, логический порядок предпочтительнее, поскольку позволяет лучше раскрыть тему.

Далее необходимо сформулировать цели и задачи исследования. Формулировка цели должна выте­кать из обрисованной ранее сложившейся в науке ситуации по теме, Формулировка цели должна быть мак­симально четкой и краткой, а также полной и логически корректной. Сформулированная общая цель ис­следования составляет его стратегию, и поэтому требует постановки конкретных тактических задач. В от­личие от цели, которая одна, задам должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвиже­ния к ней. Фактически основная часть текста - это постепенное решение поставленных во введении задач. Задачи подаются во введении в форме перечисления.

Введение должно содержать описание предмета и объекта исследования. Предметом исследования могут являться, например, экономические отношения, возникающие в процессе создания добавленной стоимости, в то время как объект исследования - это промышленные предприятия, организации сферы ус­луг, корпорации и т.д.

В конце введения обычно характеризуется общая логика и структура работы, то есть перечисляют­ся по порядку ее элементы, включая названия глав и их краткое содержание. Введение реферата и контрольной работы несколько упрощено и содержит цели, задачи и общую характеристику использованной литературы по теме исследо­вания.

 

Основная часть

 

Основная часть представляет собой главное звено логической цепи письменной работы. В нее, как правило, должно входить 3 главы: глава 1 - обзор литературы и постановка задачи, глава 2 - описание при­меняемых методов и методик, глава 3 - изложение и анализ конкретных результатов. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различ­ные точки зрения на нее. Безусловным требованием к тексту письменной работы является его соответствие сформулированной цели и поставленным задачам.

При написании основной части письменной работы необходимо исходить из следующего правила; каждая глава должна начинаться с постановки проблемы на исследование, проводимое в конкретной главе, и заканчиваться выводами по результатам проведенной работы. На основе данных промежуточных выво­дов затем пишется заключение по всей письменной работе.

Не допускается дублирование названий глав и параграфов письменной работы с темой всей работы, т.е. названия глав и параграфов не могут быть такими же, как и название всей работы.

Заключение

Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части, в заключении необходимо снова обра­титься к проделанной работе, кратко воспроизвести логическую схему исследования, Объем заключения, как правило, не превышает 2-4 страниц. Оно содержит общие выводы, сделанные студентом по результа­там проведенного исследования. Здесь необходимо кратко, нос выверенной логической последовательно­стью изложить в порядке хода исследования промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе, наконец, показать его в контексте склады­вающихся перспектив дальнейшего изучения, Основные выводы в тексте заключения лучше всего изло­жить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной. Текст заключения должен быть представлен так, чтобы выводы соотно­сились с поставленными во введении целями и задачами исследования.

Таким образом, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в исследовании.

Заключение включает в себя:

- краткое описание основных результатов письменной работы;

- выводы и предложения, касающиеся практического использования полученных результатов, а также проведения перспективных исследований, разработок и т.д.

 

Библиографический список

Библиография, т.е. есть список использованной в работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом, после заключения. Основными способами группировки источников являются:

Алфавитная группировка, которая предполагает расположение источников в алфавитом порядке фамилий их авторов либо заглавий (в тех случаях, когда точные сведения об авторах отсутствуют либо их число - свыше четырех). В алфавитном списке литературы не рекомендуется смешивать несколько

алфавитов: в начале списка перечисляются источники на языке письменной работы, затем-все остальные.
Описание источников авторов-однофамильцев располагается с учетов алфавитной последовательности их инициалов, а работы одного автора - в алфавитной последовательности их названий.

Хронологическая группировка, предполагающая расположение источников в зависимости от времени их издания либо с учетом того, описанию какого исторического периода они посвящены.

Тематическая группировка предусматривает расположение источников в зависимости от их принадлежности к той или иной научной либо жанровой тематике, например, в самостоятельные разделы списка объединяются источники, относящиеся к политической, исторической, экономической специальности и т.д.

Комбинированная (универсальная) группировка предполагает формирование источников сле­дующим образом:

-нормативно-правовые акты органов федеральной власти (Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ) - в хронологической или алфавитной последовательности;

-нормативно-правовые акты субъектов федерации и местных органов самоуправления - в хроно­логической или алфавитной последовательности;

-ведомственные нормативно-правовые акты - в последовательности по подчиненности;

официальная статистическая информация - общая и по разделам (отраслям экономики);

- документы и материалы государственных архивных учреждений - в хронологической последо­вательности;

-книги и статьи в периодических изданиях на русском языке (языке письменной работы) - в ал­фавитной последовательности фамилий авторов;

-книги и статьи на иностранных языках - в алфавитной последовательности (для каждого алфа­вита).

При выполнении письменной работы обязательным является использование комбинированной группировки источников литературы.

Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером.

Библиографический список должен быть обязательно согласован с научным руководителем и отра­жать результаты работы с первоисточником. Библиографический список курсовой работы должен включать не менее 20, а дипломной работы не менее 50—60 источников.

 

Оформление приложений

 

Приложение - это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) зна­чение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций, подлинные материалы и т.д.

Приложения оформляются как продолжение письменной работы на ее последних страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока с титульным листом, на котором делается надпись "Приложения". В этом случае номер данного титульного листа продолжает общую нумерацию основного текста и вносится в оглавление, а внутри данного блока начинается новая сквозная нумерация с первого номера, которая оформляется римскими цифрами внизу страницы и не вно­сится в оглавление.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", а при наличии нескольких приложений - с нумерацией арабскими цифрами (без знака №), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. При этом номер при­ложений вносится в оглавление единожды и соответствует номеру страницы, на которой расположено ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Оформление цитат и ссылок

Необходимым элементом написания студенческой научной работы является цитирование. Цитиро­вание требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник необходимо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.

Наиболее распространенная форма цитаты - прямая. Это означает, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри текста по существующим правилам цитирования: вначале идут так называемые "слова автора" - часть предложения, в которой автором письменной работы сообща­ется, кто и в какой работе, по какому поводу написал то. что цитируется. Далее ставится двоеточие, откры­ваются кавычки, и с большой буквыприводится целиком авторское высказывание. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию.

Например: Филипп Котлер отмечает: "Рынок - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги".

Такой способ цитирования не очень удачен в смысле маневренности, так как не позволяет автору перестроить цитату в собственное предложение. Тогда используется косвенное цитирование: цитату мож­но начать не с начала предложения автора, а с необходимой части, и в эту часть встроить собственные рас­суждения.

Например: Рассматривая маркетинг как "социальный и управленческий процесс.,.", Филипп Котлер затрагивает такие понятия, как потребность, спрос, нужда, отношения, рынки и т.д.

Если какой-либо источник цитируется, на него обязательно нужно сослаться. В студенческих рабо­тах это делается с помощью различного вида ссылок, которые могут быть оформлены в одном из трех ва­риантов:

1. Подстрочные ссылки

Подстрочная ссылка всегда имеет знак сноски - номер, записываемый арабскими цифрами без скоб­ки в верхнем индексе и повторяемый перед пояснением, записываемым внизу страницы под горизонталь­ной чертой, например:

"...что подтверждается справочными данными Госкомстата России за 2000 год 22.

22.Статистический отчет Госкомстата России за 2000 год. -М.: Экономика, 2000. -С. 47.

2. Внутритекстовые сноски

Применяются, как правило, когда сведения об источнике информации являются органической ча­стью основного текста письменной работы. С одной стороны, такие ссылки весьма удобны для читателя, поскольку не отвлекают его от изучения содержания письменной работы. С другой - они нередко "утяже­ляют" текст, затрудняя его целостное восприятие, а также повторный поиск источника (если такая необхо­димость вдруг возникнет в дальнейшем). Оформление внутритекстовой ссылки выполняется следующим образом:

"...что подтверждается справочнымиданными Госкомстат России за 2000 год (см. Статистический отчет Госкомстата России за 2000 год. - М: Экономика, 2000. - С. 47). Из отчета следует, что среднегодо­вой уровень инфляции в 2000 году составил около 16%..."

3. Затекстовые ссылки

Используются в работах большого объема и представляют собой ссылку к пронумерованному спи­ску литературы, помещаемому либо в конце письменной работы, либо после каждой его части. Например:

"Управление маркетингом - это анализ, планирование, реализация и контроль за исполнением про­грамм, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевым покупате­лем для достижения целей организации" [6, с. 44].

Где номер "6" в списке литературы присвоен монографии Ф. Котлера "Маркетинг менеджмент", с. 44 - номер страницы, на которой расположен цитируемый фрагмент из книги указанного автора

Если на одной и той же странице неоднократно цитируется один и тот же источник, во второй и сле­дующих сносках не нужно повторять название источника, а следует запись:

2Тамже.-С. 241.

Если цитируется источник на иностранном языке вместо "Там же" пишется "Ibid".B случае, если приходится снова цитировать тот же источник, но на других страницах работы, указывается только фами­лия автора, а вместо заглавия ставится: "Указ. соч." или - для иностранных источников - "Op. cil.". Напри­мер: Котлер Ф. Указ. соч. - С. 125.

Многое зависит от стиля цитирования. Обилие прямых цитат на каждой странице производит впе­чатление несамостоятельности всей работы в целом. Поэтому следует варьировать форму цитирования. Прямая цитата необходима там, где важно все сказанное автором: когда либо подвергается критике пози­ция автора цитаты и необходимо точно привести наиболее характерные и уязвимые места, либо анализиру­ется текст, либо используется распространенная цитата в подтверждение собственных высказываний.

В иных случаях цитирование может быть косвенным, то есть просто близким к тексту пересказом мыслей автора. Такой пересказ также обязательно требует ссылки. В этом случает ссылка оформляется, как и при прямом цитировании, на конкретный источник, но без кавычек и без указания конкретного номера страниц.

Правильный подбор, распределение в тексте и оформление прямых и косвенных цитат во многом определяет облик работы и общее впечатление, возникающее у рецензента при ее чтении.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: табл. 1, рис. 3, с. 24, гл. 2 и т.д. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "данные таблицы показывают, что...".

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки и используют сокращение «см..": например, (см. Приложение 5).

Общие требования к цитированию следующие:

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением авторского написания.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием, Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в конце, в се­редине). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографиче­ское описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандар­тов. Отсутствие ссылки на источник и кавычек при прямом цитировании рассматривается как пла­гиат и нарушение авторского права.

При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мысли других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то, и другое снижает уровень научной работы.

Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т,е. после текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной рабо­ты, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (курсив автора. - Е.А., выделено мной - Е.Ч.).

 

4.6. Требования к оформлению иллюстративного материала

 

Иллюстративный материал должен соответствовать замыслу работы, но не перегружать ее. Весь ил­люстративный материал должен иметь сквозную нумерацию, не нумеруются только виды иллюстраций, представленные в единственном экземпляре. Например, если в работе имеется 22 рисунка и 1 таблица, то рисунки имеют сквозную нумерацию в пределах главы или всей работы, а таблица оформляется без номера.

На иллюстрации делаются ссылки в тексте: например, см. рис. 10.

Появление каждого иллюстрируемого объекта должно быть продиктовано логикой работы. Причем важно не только принять решение о предоставлении информации в виде схемы, графика, таблицы, но ивыбрать оптимальный вариант использования изобразительных средств для иллюстрации или лучшего восприятия текста.

 

4.6.1. Оформление таблиц

 

Как правило, в виде таблицы изображается однородный, но вместе с тем значительный по объему статистический материал в составе письменной работы, поскольку именно табличная форма предоставляет наилучшие возможности для наглядного сравнения ипоследующего усвоения.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические.Аналитические таблицы яв­ляются результатом обработки и анализа цифровых данных. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового выводного знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод, что..", "из таблицы видно, что...", "таблица позволяет заключить, что...".

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации и констатации.

Обычно таблица состоит из нескольких элементов: порядкового номера и тематического заголовка, тела таблицы.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова "Таблица", распо­лагаемого в правом верхнем углу над тематическим заголовком таблицы, с указанием ее порядкового но­мера в соответствии с принятой для данной письменной работы системой нумерации. Слово "Таблица" пишется с прописной буквы, значок "№" перед порядковым номером и точку после него не ставят (напри­мер: Таблица 5). Все таблицы, включаемые в работу, должны иметь сквозную нумерацию арабскими циф­рами.

Если в письменной работе представлена одна таблица, то ни нумерационныйзаголовок, ни слово "таблица" не нужны.

Тематический заголовок определяет содержание таблицы. Как правило, название таблицы не пре­вышает 1-2 строк. Располагается тематический заголовок под порядковым номером таблицы центрирован­ным способом без абзацного отступа на одну строку выше тела таблицы. Например:

 

Таблица (номер)

(название таблицы)

 

 

 

Заголовок графы 1 Заголовок графы 2 Заголовок графы 3
Головка
Боковик Прографка
Боковик
Боковик

Источник: Иванов И.И. Маркетинг. - М.: ЭКО, 2002. - С.15.
Примечание к таблице:................

Головка - это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и из нескольких ярусов. Заголовки граф приводятся в именительном падеже единственного числа. Порядок следования частей подзаголовка: определение величины, ее буквенное значе­ние, запятая, единица измерения. Например: Объем промышленного производства, млн.руб.

Боковик - это крайняя левая графа, содержащая сведения о горизонтальных строках и являющаяся мастью так называемого "хвоста" таблицы, т.е. той ее части, которая находится ниже головки. Каждый бо­ковик должен иметь заголовок, который пишется в именительном падеже с прописной буквы и без точки на конце.

Прографка - это графы, содержащие данные, которые относятся к головке и боковику и входят в хвостовую часть таблицы. При оформлении прографки надо знать следующие данные:

1).В таблице недопустимы пустые ячейки. Если есть сведения, а автор письменной работы их не имеет, то необходимо писать "Нет свед.". Если сведения отсутствуют, то ставится знак тире.

2).Абсолютно идентичные текстовые сведения можно заменить: одно слово - кавычками; два иболее слов - словами "То же".

3).Цифры, химические символы, знаки, марки заменять нельзя.

4).Цифры в графах таблиц должны располагаться так, чтобы разряды чисел во всей графе были рас­положены один под другим. В одной таблице количество десятичных знаков после запятой должно быть
одинаковым. Округление числовых значений до первого, второго и т.д десятичного знака для различных значений одного и того же наименования показателя должно быть одинаковым.

В соответствии с требованиями таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, содержа­щих ссылку на них, при этом допускается печать таблицы на следующей после ссылки странице. Все при­водимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней по­местить слова "Продолжение таблицы". Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В это слу­чае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Не допускаются в тексте научной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

 

4.6.2. Оформление формул

 

Наиболее важные по значению формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, помещают каждую в отдельной строке и снабжают их все сквозной нумерацией. Нумеруются только наиболее важные формулы, на которые предполагается делать ссылки в последующем тексте. Нумеровать формулы, на которые далее нет ссылок, не рекомендуется.

Нумерация формул осуществляется арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страни­цы. При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: в формуле (3.7); из уравнения (5.1) выте­кает...

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и число­вого коэффициента дается с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова "где" без двоето­чия после него.

Формулы и уравнения следует выделять из текста свободными строками. Если уравнение не умеща­ется в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), минус (-), умножения (х) или деления (:). При переносе формул знаки действий и равенства ставятся дважды.

Например:

В дальнейшем для оценки экономии на трансакциоиных издержках фирмы будет использоваться процедура, приводимая в [16, с. 180]:

С(п-1)(п-2)

2 (2.5)

в той последовательности, в которой они даны в формуле,

где

с - средняя величина издержек при заключении контрактов;

п - количество контрагентов.

В указанном фрагменте:

[16, с. 180] - ссылка на авторскую работу;

16 - порядковый номер указанной авторской работы в списке литературы курсовой или дипломной работы; (2.5) - порядковый номер формулы, (2 - порядковый номер основного раздела дипломной рабо­ты; 5 - порядковый номер формулы среди других формул данного раздела).

 

4.6.3. Оформление диаграмм и графиков

 

С тем, чтобы обеспечить излагаемому материалу большую наглядность в процессе изложения до­пускается включение в текст работы некоторого количества иллюстраций (графиков, рисунков, схем, диа­грамм и т.д.). Все диаграммы, графики, рисунки и схемы, представленные в работе, должны:

-оформляться в едином стиле и сходных размерах;

-иметь хотя бы одну ссылку в тексте;

-иметь свой порядковый номер арабскими цифрами (сквозной или внутриглавный);

-снабжаться пояснительной надписью с указанием того, что именно изображено на данной ил­люстрации (рис.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.13 с.)