Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы рубрикации текста. Речевые функции и лексические средства связи научного текстаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под рубрикацией текста понимается его членение на логически самостоятельные составные части, графическое отделение одной части от другой. Рубрикация отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение текста на отдельные логически соподчиненные части. Простейшей рубрик ой является абзац - отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Правильная разбивка текста на абзацы существенно облегчает чтение и осмысление дипломной работы. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с прдешествующим текстом. Деление текста (курсовой)дипломной работы на более крупные части нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятий. Например, с помощью правила разбивка глав основной части на параграфы: • Перечислить все виды делимого понятия: если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом. Несоблюдение этого правила может вызвать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Например, при раскрытии содержания главы "Ассоциативные организационные структуры", кроме параграфов "корпорация", "хозяйственная ассоциация", "холдинговые компании", "консорциум", "картель" и "трест", будут указаны производственные кооперативы и малые предприятия. Суть логической ошибки в том, что здесь деление на параграфы является избыточным с лишними для данного случая членами деления, поскольку кооперативы и малые предприятия относятся не к крупномасштабному (каковыми являются ассоциативные организационные структуры), а к маломасштабному бизнесу. Ошибка второго рода возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным. Например, если взять главу "Услуги, предоставляемые банками" и разбить на 4 параграфа; 1) вклады "до востребования"; 2) выигрышные вклады; 3) долгосрочные вклады и 4) срочные вклады, то правило соразмерности деления • Избранный признак деления должен быть одинаковым и не подменяться другим признаком: так, если главу "Виды рекламы" разбить на три параграфа: 1) локальная реклама; 2) региональная и 3) формирующая спрос, то это будет неправильно, так как реклама рассматривается таким образом по двум • Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. • Заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. • Названия глав и параграфов не следует делать ни слишком многословными, длинными, ни чересчур краткими. В заголовок не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры, формулы. Кроме того, не допускается совпадение названий глав или параграфов с темой всей работы. Рубрикация текста на уровне глав и параграфов выражается в их нумерации. Система нумерации может быть различной. Более традиционным является цифровое обозначение порядковых номеров глав и параграфов с использованием различных типов знаков: прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. Принято порядковые номера частей - самой крупной единицы рубрикации - обозначать словами: часть первая, часть вторая, разделов - прописнымибуквами русского алфавита (раздел А), номера глав -римским цифрами (глава I), а номера параграфов - арабскими (§1). Если есть необходимость в более дробной нумерации внутри параграфов, ставятся мелкие арабские цифры в сопровождении скобки: 1), 2), или строчные буквы русского алфавита со скобкой: а), б), в). Возможна также ступенчатая нумерация: все структурные единицы нумеруются арабскими цифрами, причем номера наиболее крупных частей состоят из одной цифры, номера второй ступени деления - из двух цифр, номера третьей ступени - из трех и т.д. Например, 2.3.1. - это номер первого параграфа третьей главы второго раздела. Такая нумерация дает возможность упразднить слова "глава", "параграф", "раздел" и является наиболее предпочтительной в студенческих работах. Структура письменной работы Состав и структура письменной работы определяются не столько предъявляемыми к ней требованиями и правилами, сколько ее предназначением и спецификой темы, Типовой состав письменной работы предполагает наличие в ней следующих обязательных компонетов: титульный лист; содержание; введение; основной текст; заключение; библиографический список. В качестве необязательных компонентов в состав письменной работы могут включаться: приложения; перечень принятых сокращений; аннотация работы (для дипломной работы не более 1 страницы). Титульный лист Обязательными реквизитами титульного листа являются: - указание на ведомственную принадлежность учебного заведения (Министерство образования и науки Российской Федерации); - полное наименование учебного заведения (Тюменский государственный университет); - полное наименование института (факультета) и кафедры (Институт права, экономики и управления, Кафедра мировой экономики и международного бизнеса.); - фамилия, имя, отчество автора письменной работы (с указанием "Выполнил"); - принадлежность автора к курсу, группе с указанием их номера; - указание типа письменной работы (реферат, контрольная работа, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (дипломная) работа); - наименование темы письменной работы; - должность, ученая степень, фамилия, имя, отчество научного руководителя письменной работы (с указанием "Научный руководитель"); - год и место (город) написания.
Содержание
Содержание работы помещается после титульного листа. Как правило, в нем указывается перечень всех разделов (частей), глав и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждый из компонентов. При этом "Введение", "Заключение", "Библиографический список" и "Приложение" не нумеруются (т.е. например перед словом "Введение" в содержании на ставится цифра 1). Также не допускается вставка сочетания "стр." перед номером страницы. В оглавление не включаются: титульный лист, оглавление, аннотация, перечень принятых сокращений, перечень принятых терминов. Приложения указываются однократно, после библиографического списка, вне зависимости от их количества и объема (см. Приложение 7, с. 2). Основной текст содержания включает в себя перечень составных частей и элементов текста письменной работы (по пунктам) с указанием в каждой строке; • Слева - порядкового номера пункта (в порядке сквозной нумерации - арабскими цифрами с точкой или в соответствии с иными, принятыми в данной работе правилами); • В центральной части листа, с абзацным отступом, с прописной буквы - наименование пункта (перенос текста допускается), при этом каждый пункт отделяется интервалом; • Справа, с абзацным отступом и выравниванием по правому полю листа - номера страниц, соответствующих началу текста данного пункта (нумерация страниц выполняется арабскими цифрами), Нумерация страниц начинается со второй, при этом номер "1" присваивается титульному листу и на нем не ставится. Номер "2" присваивается странице "Содержание". Номер страницы ставится в правом верхнем углу. Допускается выносить в содержание не более 3 рубрикаторов (глава, параграф, подпараграф).
Введение Введение играет существенную роль при написании письменной работы, поскольку ход восприятия постороннего читателя, не знающего темы исследования или смотрящего на него отстраненно, требует постеленного вхождения в курс дела. Кроме того, введение - это не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части может быть любым, оно индивидуально 'и диктуется конкретной спецификой темы, то введение соответствует определенному канону, принятому стандарту и обязательно должно содержать ряд общезначимых формулировок: 1.обоснование актуальности письменной работы; 2. характеристика разработанности темы в научной литературе; 3. цели и задачи работы; 4. предполагаемые методы и способы достижения поставленных целей и задач; 5. прочие вопросы, являющиеся важными для правильного понимания сущности данной работы. Введение излагается без разбивки на подпункты, в виде цельного текста, разделенного на абзацы. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В этом во многом проявляется научная и профессиональная зрелость автора работы. Не следует пускаться в демагогию, доказывая насущность выбранной темы, достаточно кратко, немногословно и корректно обрисовать сущность сложившейся в современной науке и практике ситуации по исследуемой проблеме. Описание степени разработанности темы в современной научной литературе с указанием применяемых входе исследования методов предполагает, что студент должен продемонстрировать глубокое знакомство с имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке накопленных ранее знаний и опыта по поставленной теме. Задача исследователя состоит в том, чтобы показать существующие на момент написания работы достижения и "белые пятна", которые возможно и будут заполнены при написании работы. Именно поэтому данный раздел логически предшествует формулировке цели исследования. В этом разделе необходимо на основе внимательного изучения источников выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения таким образом, чтобы получить цельные, отличающиеся друг от друга методологией и методикой подходы. Так будет легче показать, какая методология в решении данной проблемы является наиболее эффективной. Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: 1).В хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и заканчивая наиболее современными. 2).В логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический порядок может быть нарушен. Как правило, логический порядок предпочтительнее, поскольку позволяет лучше раскрыть тему. Далее необходимо сформулировать цели и задачи исследования. Формулировка цели должна вытекать из обрисованной ранее сложившейся в науке ситуации по теме, Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также полной и логически корректной. Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и поэтому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задам должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста - это постепенное решение поставленных во введении задач. Задачи подаются во введении в форме перечисления. Введение должно содержать описание предмета и объекта исследования. Предметом исследования могут являться, например, экономические отношения, возникающие в процессе создания добавленной стоимости, в то время как объект исследования - это промышленные предприятия, организации сферы услуг, корпорации и т.д. В конце введения обычно характеризуется общая логика и структура работы, то есть перечисляются по порядку ее элементы, включая названия глав и их краткое содержание. Введение реферата и контрольной работы несколько упрощено и содержит цели, задачи и общую характеристику использованной литературы по теме исследования.
Основная часть
Основная часть представляет собой главное звено логической цепи письменной работы. В нее, как правило, должно входить 3 главы: глава 1 - обзор литературы и постановка задачи, глава 2 - описание применяемых методов и методик, глава 3 - изложение и анализ конкретных результатов. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее. Безусловным требованием к тексту письменной работы является его соответствие сформулированной цели и поставленным задачам. При написании основной части письменной работы необходимо исходить из следующего правила; каждая глава должна начинаться с постановки проблемы на исследование, проводимое в конкретной главе, и заканчиваться выводами по результатам проведенной работы. На основе данных промежуточных выводов затем пишется заключение по всей письменной работе. Не допускается дублирование названий глав и параграфов письменной работы с темой всей работы, т.е. названия глав и параграфов не могут быть такими же, как и название всей работы. Заключение Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части, в заключении необходимо снова обратиться к проделанной работе, кратко воспроизвести логическую схему исследования, Объем заключения, как правило, не превышает 2-4 страниц. Оно содержит общие выводы, сделанные студентом по результатам проведенного исследования. Здесь необходимо кратко, нос выверенной логической последовательностью изложить в порядке хода исследования промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе, наконец, показать его в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения, Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной. Текст заключения должен быть представлен так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целями и задачами исследования. Таким образом, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в исследовании. Заключение включает в себя: - краткое описание основных результатов письменной работы; - выводы и предложения, касающиеся практического использования полученных результатов, а также проведения перспективных исследований, разработок и т.д.
Библиографический список Библиография, т.е. есть список использованной в работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом, после заключения. Основными способами группировки источников являются: Алфавитная группировка, которая предполагает расположение источников в алфавитом порядке фамилий их авторов либо заглавий (в тех случаях, когда точные сведения об авторах отсутствуют либо их число - свыше четырех). В алфавитном списке литературы не рекомендуется смешивать несколько алфавитов: в начале списка перечисляются источники на языке письменной работы, затем-все остальные. Хронологическая группировка, предполагающая расположение источников в зависимости от времени их издания либо с учетом того, описанию какого исторического периода они посвящены. Тематическая группировка предусматривает расположение источников в зависимости от их принадлежности к той или иной научной либо жанровой тематике, например, в самостоятельные разделы списка объединяются источники, относящиеся к политической, исторической, экономической специальности и т.д. Комбинированная (универсальная) группировка предполагает формирование источников следующим образом: -нормативно-правовые акты органов федеральной власти (Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ) - в хронологической или алфавитной последовательности; -нормативно-правовые акты субъектов федерации и местных органов самоуправления - в хронологической или алфавитной последовательности; -ведомственные нормативно-правовые акты - в последовательности по подчиненности; официальная статистическая информация - общая и по разделам (отраслям экономики); - документы и материалы государственных архивных учреждений - в хронологической последовательности; -книги и статьи в периодических изданиях на русском языке (языке письменной работы) - в алфавитной последовательности фамилий авторов; -книги и статьи на иностранных языках - в алфавитной последовательности (для каждого алфавита). При выполнении письменной работы обязательным является использование комбинированной группировки источников литературы. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером. Библиографический список должен быть обязательно согласован с научным руководителем и отражать результаты работы с первоисточником. Библиографический список курсовой работы должен включать не менее 20, а дипломной работы не менее 50—60 источников.
Оформление приложений
Приложение - это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций, подлинные материалы и т.д. Приложения оформляются как продолжение письменной работы на ее последних страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока с титульным листом, на котором делается надпись "Приложения". В этом случае номер данного титульного листа продолжает общую нумерацию основного текста и вносится в оглавление, а внутри данного блока начинается новая сквозная нумерация с первого номера, которая оформляется римскими цифрами внизу страницы и не вносится в оглавление. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", а при наличии нескольких приложений - с нумерацией арабскими цифрами (без знака №), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. При этом номер приложений вносится в оглавление единожды и соответствует номеру страницы, на которой расположено ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Оформление цитат и ссылок Необходимым элементом написания студенческой научной работы является цитирование. Цитирование требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник необходимо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Наиболее распространенная форма цитаты - прямая. Это означает, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри текста по существующим правилам цитирования: вначале идут так называемые "слова автора" - часть предложения, в которой автором письменной работы сообщается, кто и в какой работе, по какому поводу написал то. что цитируется. Далее ставится двоеточие, открываются кавычки, и с большой буквыприводится целиком авторское высказывание. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию. Например: Филипп Котлер отмечает: "Рынок - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги". Такой способ цитирования не очень удачен в смысле маневренности, так как не позволяет автору перестроить цитату в собственное предложение. Тогда используется косвенное цитирование: цитату можно начать не с начала предложения автора, а с необходимой части, и в эту часть встроить собственные рассуждения. Например: Рассматривая маркетинг как "социальный и управленческий процесс.,.", Филипп Котлер затрагивает такие понятия, как потребность, спрос, нужда, отношения, рынки и т.д. Если какой-либо источник цитируется, на него обязательно нужно сослаться. В студенческих работах это делается с помощью различного вида ссылок, которые могут быть оформлены в одном из трех вариантов: 1. Подстрочные ссылки Подстрочная ссылка всегда имеет знак сноски - номер, записываемый арабскими цифрами без скобки в верхнем индексе и повторяемый перед пояснением, записываемым внизу страницы под горизонтальной чертой, например: "...что подтверждается справочными данными Госкомстата России за 2000 год 22. 22.Статистический отчет Госкомстата России за 2000 год. -М.: Экономика, 2000. -С. 47. 2. Внутритекстовые сноски Применяются, как правило, когда сведения об источнике информации являются органической частью основного текста письменной работы. С одной стороны, такие ссылки весьма удобны для читателя, поскольку не отвлекают его от изучения содержания письменной работы. С другой - они нередко "утяжеляют" текст, затрудняя его целостное восприятие, а также повторный поиск источника (если такая необходимость вдруг возникнет в дальнейшем). Оформление внутритекстовой ссылки выполняется следующим образом: "...что подтверждается справочнымиданными Госкомстат России за 2000 год (см. Статистический отчет Госкомстата России за 2000 год. - М: Экономика, 2000. - С. 47). Из отчета следует, что среднегодовой уровень инфляции в 2000 году составил около 16%..." 3. Затекстовые ссылки Используются в работах большого объема и представляют собой ссылку к пронумерованному списку литературы, помещаемому либо в конце письменной работы, либо после каждой его части. Например: "Управление маркетингом - это анализ, планирование, реализация и контроль за исполнением программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевым покупателем для достижения целей организации" [6, с. 44]. Где номер "6" в списке литературы присвоен монографии Ф. Котлера "Маркетинг менеджмент", с. 44 - номер страницы, на которой расположен цитируемый фрагмент из книги указанного автора Если на одной и той же странице неоднократно цитируется один и тот же источник, во второй и следующих сносках не нужно повторять название источника, а следует запись: 2Тамже.-С. 241. Если цитируется источник на иностранном языке вместо "Там же" пишется "Ibid".B случае, если приходится снова цитировать тот же источник, но на других страницах работы, указывается только фамилия автора, а вместо заглавия ставится: "Указ. соч." или - для иностранных источников - "Op. cil.". Например: Котлер Ф. Указ. соч. - С. 125. Многое зависит от стиля цитирования. Обилие прямых цитат на каждой странице производит впечатление несамостоятельности всей работы в целом. Поэтому следует варьировать форму цитирования. Прямая цитата необходима там, где важно все сказанное автором: когда либо подвергается критике позиция автора цитаты и необходимо точно привести наиболее характерные и уязвимые места, либо анализируется текст, либо используется распространенная цитата в подтверждение собственных высказываний. В иных случаях цитирование может быть косвенным, то есть просто близким к тексту пересказом мыслей автора. Такой пересказ также обязательно требует ссылки. В этом случает ссылка оформляется, как и при прямом цитировании, на конкретный источник, но без кавычек и без указания конкретного номера страниц. Правильный подбор, распределение в тексте и оформление прямых и косвенных цитат во многом определяет облик работы и общее впечатление, возникающее у рецензента при ее чтении. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: табл. 1, рис. 3, с. 24, гл. 2 и т.д. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "данные таблицы показывают, что...". Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки и используют сокращение «см..": например, (см. Приложение 5). Общие требования к цитированию следующие: Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением авторского написания. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием, Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в конце, в середине). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Отсутствие ссылки на источник и кавычек при прямом цитировании рассматривается как плагиат и нарушение авторского права. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мысли других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то, и другое снижает уровень научной работы. Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т,е. после текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (курсив автора. - Е.А., выделено мной - Е.Ч.).
4.6. Требования к оформлению иллюстративного материала
Иллюстративный материал должен соответствовать замыслу работы, но не перегружать ее. Весь иллюстративный материал должен иметь сквозную нумерацию, не нумеруются только виды иллюстраций, представленные в единственном экземпляре. Например, если в работе имеется 22 рисунка и 1 таблица, то рисунки имеют сквозную нумерацию в пределах главы или всей работы, а таблица оформляется без номера. На иллюстрации делаются ссылки в тексте: например, см. рис. 10. Появление каждого иллюстрируемого объекта должно быть продиктовано логикой работы. Причем важно не только принять решение о предоставлении информации в виде схемы, графика, таблицы, но ивыбрать оптимальный вариант использования изобразительных средств для иллюстрации или лучшего восприятия текста.
4.6.1. Оформление таблиц
Как правило, в виде таблицы изображается однородный, но вместе с тем значительный по объему статистический материал в составе письменной работы, поскольку именно табличная форма предоставляет наилучшие возможности для наглядного сравнения ипоследующего усвоения. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические.Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых данных. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового выводного знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод, что..", "из таблицы видно, что...", "таблица позволяет заключить, что...". В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации и констатации. Обычно таблица состоит из нескольких элементов: порядкового номера и тематического заголовка, тела таблицы. Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова "Таблица", располагаемого в правом верхнем углу над тематическим заголовком таблицы, с указанием ее порядкового номера в соответствии с принятой для данной письменной работы системой нумерации. Слово "Таблица" пишется с прописной буквы, значок "№" перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 5). Все таблицы, включаемые в работу, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Если в письменной работе представлена одна таблица, то ни нумерационныйзаголовок, ни слово "таблица" не нужны. Тематический заголовок определяет содержание таблицы. Как правило, название таблицы не превышает 1-2 строк. Располагается тематический заголовок под порядковым номером таблицы центрированным способом без абзацного отступа на одну строку выше тела таблицы. Например:
Таблица (номер) (название таблицы)
Источник: Иванов И.И. Маркетинг. - М.: ЭКО, 2002. - С.15. Головка - это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и из нескольких ярусов. Заголовки граф приводятся в именительном падеже единственного числа. Порядок следования частей подзаголовка: определение величины, ее буквенное значение, запятая, единица измерения. Например: Объем промышленного производства, млн.руб. Боковик - это крайняя левая графа, содержащая сведения о горизонтальных строках и являющаяся мастью так называемого "хвоста" таблицы, т.е. той ее части, которая находится ниже головки. Каждый боковик должен иметь заголовок, который пишется в именительном падеже с прописной буквы и без точки на конце. Прографка - это графы, содержащие данные, которые относятся к головке и боковику и входят в хвостовую часть таблицы. При оформлении прографки надо знать следующие данные: 1).В таблице недопустимы пустые ячейки. Если есть сведения, а автор письменной работы их не имеет, то необходимо писать "Нет свед.". Если сведения отсутствуют, то ставится знак тире. 2).Абсолютно идентичные текстовые сведения можно заменить: одно слово - кавычками; два иболее слов - словами "То же". 3).Цифры, химические символы, знаки, марки заменять нельзя. 4).Цифры в графах таблиц должны располагаться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной таблице количество десятичных знаков после запятой должно быть В соответствии с требованиями таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них, при этом допускается печать таблицы на следующей после ссылки странице. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы. При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова "Продолжение таблицы". Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В это случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Не допускаются в тексте научной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.
4.6.2. Оформление формул
Наиболее важные по значению формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, помещают каждую в отдельной строке и снабжают их все сквозной нумерацией. Нумеруются только наиболее важные формулы, на которые предполагается делать ссылки в последующем тексте. Нумеровать формулы, на которые далее нет ссылок, не рекомендуется. Нумерация формул осуществляется арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: в формуле (3.7); из уравнения (5.1) вытекает... Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента дается с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова "где" без двоеточия после него. Формулы и уравнения следует выделять из текста свободными строками. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), минус (-), умножения (х) или деления (:). При переносе формул знаки действий и равенства ставятся дважды. Например: В дальнейшем для оценки экономии на трансакциоиных издержках фирмы будет использоваться процедура, приводимая в [16, с. 180]: С(п-1)(п-2) 2 (2.5) в той последовательности, в которой они даны в формуле, где с - средняя величина издержек при заключении контрактов; п - количество контрагентов. В указанном фрагменте: [16, с. 180] - ссылка на авторскую работу; 16 - порядковый номер указанной авторской работы в списке литературы курсовой или дипломной работы; (2.5) - порядковый номер формулы, (2 - порядковый номер основного раздела дипломной работы; 5 - порядковый номер формулы среди других формул данного раздела).
4.6.3. Оформление диаграмм и графиков
С тем, чтобы обеспечить излагаемому материалу большую наглядность в процессе изложения допускается включение в текст работы некоторого количества иллюстраций (графиков, рисунков, схем, диаграмм и т.д.). Все диаграммы, графики, рисунки и схемы, представленные в работе, должны: -оформляться в едином стиле и сходных размерах; -иметь хотя бы одну ссылку в тексте; -иметь свой порядковый номер арабскими цифрами (сквозной или внутриглавный); -снабжаться пояснительной надписью с указанием того, что именно изображено на данной иллюстрации (рис.). Когда читателя необходимо отослать к иллюстрации, ссылка дается либо в виде заключенного в круглые скобки выражения: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.017 с.)