Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностные характеристики PR-текста.
Представим сущностные характерные признаки рассматриваемой категорий. Мы рассматриваем PR-текст как прежде всего текст письменный. Традиционно признаками любого письменного текста признаются следующие: самостоятельность, связанность, целенаправленность, целостность- Самостоятельность текста понимается как его самодостаточность, своего рода независимость от других текстов в коммуникационном процессе. Любой PR-текст должен быть самодостаточным в процессе коммуникации, даже собственно фактологические (по нашей классификации, см. 2.2.3.) жанры, как, например, факт-лист, содержащий факты, сведения о базисном субъекте PR, формально могут представлять не связный текст в его традиционном понимании. Самостоятельность не может быть абсолютной, так как текст реально существует в своей взаимосвязанности с целевой аудиторией. С другой стороны, отдельная часть текста может стать самодостаточной (например, некоторые части факт-листа или биографии). Именно такой признак, как связанность текста обеспечивает его понимание адресатом как единого целого. Целенаправленность рассматривается как наличие у текста целого комплекса взаимосвязанных целей. Например, такая жанровая разновидность, как приглашение, имеет несколько целей, среди которых основными являются, конечно, информирование определенного сегмента общественности о новостном событии с целью приглашения на это событие адресной аудитории. Целостность PR-текста — это единство содержания и речевой формы текста: приглашение на новостное событие из сферы искусства имеет большой набор средств выражения личностного, субъективного начала (в том числе, конечно, и на языковом уровне). Любой текст, естественно, имеет свое определенное строение. Композиция текста — это подбор, группировка и распределение элементов структуры текста в их логической связанности. Композиция любого текстового произведения направлена на то, чтобы - ясно и четко донести до адресной аудитории содержание текста. Композиция PR-текста зависит прежде всего от элементов содержания и назначения текста, его адресной аудитории. Любой из PR- текстов имеет свою довольно жесткую композицию, ср., например, негласно «узаконенные» и многократно уже подробно описанные принципы композиции пресс-релиза.
Можно также говорить об архитектонике текста — структуро-определяющей и эстетической текстовой категории: это определенная соразмерность частей PR-текста, эстетика построения текста как законченного целого. Например, мы можем говорить об определенной архитектонике такого жанра, как биография. Любой текст должен иметь свою тему —• это то главное, о чем говорится в данном речевом произведении, это и материал, организуемый в соответствии с целями и задачами текста. Для PR-текста — это новостное событие, связанное с деятельностью базисного субъекта PR. PR-текст как средство коммуникации должен отвечать определенным критериям, таким как доступность, конкретность, удобство восприятия и для некоторых жанров (например, факт-лист) возможность оперативного отбора актуальной информации, а также эстетичность. PR-текст существует в пространстве публичных коммуникаций, цель которых — осуществление обмена информацией и придание ей публичного статуса. Исходя из простейшей модели коммуникации, здесь мы имеем дело с источником информации и ее получателем, коммуникантом. Текст, понятно, «является той структурной единицей простейшего акта общения, которая определяет поведение коммуниканта» (Зверинцев 1997: 175). Сообщение в этом случае несет на себе PR-текст, который становится инструментом публичных коммуникаций. Обычно говорят о вторичности журналистского текста, поскольку данный тип текстов имеет широкую палитру источников. В этом смысле PR-текст как одна из разновидностей текстов массовой коммуникации и один из источников журналистского текста является, по всей видимости (хотя и с некоторой оговоркой), первичным; составленный, например, на основании корпоративного (управленческого) документа, PR-текст уже теряет свой признак первичности. Каждый текст имеет свои четко очерченные функции. Функции PR-текста Будучи инструментом одной из разновидностей публичных коммуникаций — PR-коммуникаций, PR-текст должен определенным образом отражать основные функции самих связей с общественностью. С другой стороны. PR-текст должен иметь свои собственные функции, характеризующие его именно как текстовую данность. Посмотрим сначала, какие же из функций PR находят свое прямое отражение в PR-тексте.
Проф. М.А.Шишкина (Шишкина 1999:151 и след.) выделяет две основные группы функций PR: гносеологические и социологические. «Первые характеризуют PR как явление, способное отражать природную и социальную реальность, а также объекты идеальной природы. Социологические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему» (Шишкина 1999:151). Среди группы гносеологических функций исследователь выделяет познавательную функцию и функцию конструирования публичного дискурса. Познавательная функция PR находит свое прямое выражение в PR-тексте, который выступает в качестве источника, средства и способа социального познания. Функция конструирования публичного дискурса заключается в производстве или трансформации существующего представления целевой группы общественности о субъекте, и PR-текст играет здесь, конечно, важнейшую роль. В теории журналистики данная функция именуется как информативная: действительно, для журналистики важнейшим представляется именно объективное информирование общественности о социально значимом событии, проблеме. В этом смысле PR-текст служит целям также информирования, но данное информирование будет оптимизированным и с заранее «просчитанным» результатом. Одной из социологических функций PR признается также информационная функция: посредством, в частности, PR-текста происходит целенаправленное информирование определенных целевых аудиторий в процессе PR-коммуникации. Однако PR-текст — это текст опосредованный прежде всего через СМИ. Поэтому PR-текст имеет сходные функции и с текстом журналистским. Журналистский текст имеет две основные функции: информирования (о которой мы уже говорили) и воздействия. Информативная функция текста — функция передачи информации — должна предполагать официальность, документальность, фактологичность. объективность, сдержанность. Воздействующая функция — функция оказания влияния на поведение или отношение аудитории — будет реализовываться в таких критериях, как выразительность, побудительность, оценочность эмоциональность. Итак, какие же функции мы можем характерными собственно для PR-текста? Для PR-текста основными мы признаем функции информирования и убеждения. Функция информирования предполагает донесение до общественности точки зрения фирмы, организации, сообщения о новостном событии. Функция убеждения (ее Г.Г.Почепцов называет функцией «косвенного воздействия» (Почепцов 1999:40) в отличие от рекламного текста выражается в формировании с помощью текста у общественности устойчивого положительного отношения к базисному PR-субъекту. Кроме этого, некоторые жанры PR-текста будут наделены и другими функциями. Фатическая функция проявляется в поддержании коммуникативных связей (в таком жанре, как, например, поздравление); эстетическая играет определенную роль в создании художественного эффекта (например, в приглашении); экспрессивная проявляется в эмоционально-оценочном отношении автора самого текста (в жанрах, которые мы назовем оперативно-образными, например, в байлайнере). Однако основной функцией PR-текста, исходя прежде всего из определения самого PR как коммуникационного менеджмента, следует признать информативную. Преобладание той или иной функции или их сочетание будет диктовать жанровую оформленность текста.
2.1.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.85 (0.006 с.) |