Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основная проблема исходного текстаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Первый балл, который «зарабатывает» выпускник при написании сочинения, – определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение. Самое трудное для выпускника – правильно ее определить. Основные ошибки при выполнении этой работы: 1) вместо проблемы исходного текста определяют его тему; 2) рассуждают о ряде проблем, которые автор затрагивает в тексте; 3) не определяют проблему исходного текста. Определим значение слова «проблема». «Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. 2. перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Нет проблем!»[4] Именно «сложный вопрос» заставляет автора обратиться с наболевшим к читателю, чтобы тот помог его решить, высказал свое мнение по этому поводу. Как его определить? Вот один из советов: «Основная проблема – Это та, · которая стала объектом раздумий автора; · над которой он в основном размышляет; · к которой он неоднократно возвращается; · по которой четко заявлена авторская позиция.» [5] Чтобы правильно найти основную проблему исходного текста, нужно после его внимательного прочтения и извлечения информации понять «боль» автора, то, что его тревожит. Комментирование проблемы исходного текста При разговоре один из учителей-практиков о комментировании проблемы исходного текста отметил, что «этот этап работы не составляет сложности для учеников, так как для этого достаточно коротко пересказать текст». Ошибка учителя отразится на качестве сочинений его учеников и количестве их баллов: «Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов». «Комментарий - это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста», а не его пересказ. Нужно помнить, что «в комментарии не должно быть · пересказа исходного текста или любой его части. · Рассуждений по поводу всех проблем текста. · Комментариев о действиях героев текста. · Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!» [6] Проблемы в публицистических текстах могут быть нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, межнациональные, морально-этические. По степени актуальности: животрепещущие, насущные, острые, важные, неотложные, первоочередные, неразрешимые, наболевшие. При комментировании нужно ответить на вопросы: традиционна проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по этому поводу? Если нет, то в чем новизна вопроса? Как автору удалось привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы? «Проблема может заставить читателя · глубоко задуматься; · серьезно размышлять; · рассуждать вместе с автором; · серьезнее относиться к…; · переосмыслить свое отношение к…; · поделиться мыслями о…; · оценить масштаб чего-либо; · открыто выразить свое отношение к… и др.» [7] Авторская позиция и способы ее выражения После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию. Позиция автора – это его взгляд на проблему исходного текста, его предложения способов решения вопроса. Авторская позиция может быть выражена по-разному: «1. Четко, прямо, непосредственно: · в названии текста; · в отдельных предложениях текста; · через ряд аргументов. 2. Через модальный план текста: · риторические вопросы; · риторические восклицания; · порядок слов; · лексические повторы; · оценочную лексику; · модальные слова и частицы; · ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.» [8] В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся. В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация Чаще всего мнения автора и читателя по проблеме исходного текста совпадают. Но формального согласия недостаточно(«я разделяю с мнение автора»), необходимо сформулировать тезис и подтвердить его аргументами. Если же мнение автора не разделяется читателем, то несогласие должно быть выражено этически корректно. Можно использовать следующие клише: · «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что… · Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… · На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. · Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. · Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!» [9] За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются · имена исторических деятелей, · названия событий, · даты, · цитаты, · различные исторические факты, · положения официальных документов, · народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы, · примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы. Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.
Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений. Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.
Обучение работе над сочинением Текст №1 Базаров только плечами пожал. - Нет!- говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего. - Очень она огорчится, - промолвил Аркадий, - да и он тоже. - Я к ним еще вернусь. - Когда? - Да вот как в Петербург поеду. - Мне твою мать особенно жалко. - Что так? Ягодами, что ли, она тебе угодила? Аркадий опустил глаза. - Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…Тебе нелегко будет сообщить им это известие. Они все рассуждают о том, что мы через две недели делать будем. … - Ничего! До свадьбы заживет. … Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении. Наконец, уже прощаясь с ним в кабинете, он проговорил с натянутым зевком: - Да…чуть было не забыл тебе сказать…Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу…Мне нужно к Аркадию съездить на короткое время. Я потом опять сюда вернусь. Василий Иванович перевернулся на месте. - Да! На короткое время… Хорошо. – Василий Иванович вынул платок и, сморкаясь, наклонился чуть не до земли. – Что ж? это… все будет. Я было думал, что ты у нас… подолше. Три дня… Это, это, после трех лет, маловато; маловато, Евгений! - Да я ж тебе говорю, что я скоро вернусь. Мне необходимо. - Необходимо…Что ж? Прежде всего надо долг исполнять…Так выслать лошадей? Хорошо. Мы, конечно, с Ариной не ожидали. Она вот цветов выпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать. (Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое, сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям.) Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…не… Он вдруг умолк и направился к двери. - Мы скоро увидимся, отец, право. Но Василий Иванович, не оборачиваясь, только рукой махнул и вышел. Возвратясь в спальню, он застал свою жену в постели и начал молиться шепотом, чтобы ее не разбудить. Однако она проснулась: - Ты от Енюши? Знаешь, я боюсь: покойно ли ему спать на диване? Я Анфисушке велела положить ему твой походный матрасик и новые подушки; я бы наш пуховик ему дала, да он, помнится, не любит мягко спать. - Ничего, матушка, не беспокойся. Ему хорошо. Господи, помилуй нас, грешных, - продолжал он вполголоса свою молитву. Василий Иванович пожалел свою старушку; он не захотел сказать ей на ночь, какое горе ее ожидало[10]. (И.С.Тургенев) Задания к тексту. 1. Понимание исходного текста. - Какой эпизод из романа Тургенева «Отцы и дети» представлен нам? Как его можно озаглавить? - Как можно охарактеризовать героев эпизода по отдельным деталям?
- Какую задачу ставить перед читателями Тургенев в данном тексте, создавая характеры героев? 1. Проблема исходного текста. Памятка! В тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего? Родительный падеж) нравственного выбора (или экологии, добра и зла, выбора жизненной цели и др.) Найдите правильную формулировку проблемы исходного текста. В предложении не должно быть грамматических ошибок. 1) Тургенев рассматривает проблему того, какими сложными бывают взаимоотношения двух поколений. 2) Автор анализирует проблему о равнодушии к близким людям. 3) В тексте поднимается проблема сложности взаимоотношений «отцов» и «детей». 4) Проблема равнодушия, которую затронул автор, очень актуальна. 5) Тургенев ставит проблему о том, что молодежь жестока по отношению к родителям. 3. Комментарий проблемы. 1) Вычеркните из предложенных характеристик то определение, которое в данном случае будет неверным: · острая · важная · спорная · актуальная
2) Почему проблема исходного текста важная и актуальная для современного общества? Памятка! Используйте клише: «Проблема может читателя заставить · лучше понять себя и окружающих · переосмыслить свое отношение к родителям · по-иному посмотреть на свое поведение · критичнее относиться к … · заняться самовоспитанием · с горечью понять, что…»
4. Авторская позиция по проблеме исходного текста. 1) Определите стиль текста. Какие признаки художественного стиля здесь представлены? 2) На чьей стороне автор: на стороне «детей» или «отцов»? (Обратите внимание на детали, которые характеризуют героев; вспомните отношение автора к своему герою.) Памятка! В текстах художественного стиля автор создает образы и картины, чтобы читатель смог представить описываемые события. Авторская оценка, его эмоции и переживания раскрываются чаще всего через портрет героя, речь, пейзаж и др. В художественном произведении писатель «подводит» читателя к определенному мнению по проблеме, поэтому читательское и авторское мнения созвучны.
5. Подбор аргументов. 1) Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и в данном эпизоде, сталкиваются с проблемой сложности взаимоотношений «отцов» и «детей»: · Л.Н.Толстой «Война и мир» · А.С.Пушкин «Станционный смотритель» · М.Горький «На дне» · А.Н.Островский «Гроза» 2) Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт. Памятка! Используйте клише: · С удовольствием прочитал… · К сожалению,… · …разделяя мнение автора, хочу сказать, что… · Нельзя остаться равнодушным… 6. Работа над сочинением. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту. Не забудьте о вступлении и заключении.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.013 с.) |