Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная проблема исходного текста

Поиск

Первый балл, который «зарабатывает» выпускник при написании сочинения, – определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение. Самое трудное для выпускника – правильно ее определить.

Основные ошибки при выполнении этой работы: 1) вместо проблемы исходного текста определяют его тему; 2) рассуждают о ряде проблем, которые автор затрагивает в тексте; 3) не определяют проблему исходного текста.

Определим значение слова «проблема». «Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. 2. перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Нет проблем!»[4]

Именно «сложный вопрос» заставляет автора обратиться с наболевшим к читателю, чтобы тот помог его решить, высказал свое мнение по этому поводу. Как его определить? Вот один из советов:

«Основная проблема – Это та,

· которая стала объектом раздумий автора;

· над которой он в основном размышляет;

· к которой он неоднократно возвращается;

· по которой четко заявлена авторская позиция.» [5]

Чтобы правильно найти основную проблему исходного текста, нужно после его внимательного прочтения и извлечения информации понять «боль» автора, то, что его тревожит.

Комментирование проблемы исходного текста

При разговоре один из учителей-практиков о комментировании проблемы исходного текста отметил, что «этот этап работы не составляет сложности для учеников, так как для этого достаточно коротко пересказать текст». Ошибка учителя отразится на качестве сочинений его учеников и количестве их баллов: «Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов».

«Комментарий - это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста», а не его пересказ. Нужно помнить, что «в комментарии не должно быть

· пересказа исходного текста или любой его части.

· Рассуждений по поводу всех проблем текста.

· Комментариев о действиях героев текста.

· Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!» [6]

Проблемы в публицистических текстах могут быть нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, межнациональные, морально-этические. По степени актуальности: животрепещущие, насущные, острые, важные, неотложные, первоочередные, неразрешимые, наболевшие. При комментировании нужно ответить на вопросы: традиционна проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по этому поводу? Если нет, то в чем новизна вопроса? Как автору удалось привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы? «Проблема может заставить читателя

· глубоко задуматься;

· серьезно размышлять;

· рассуждать вместе с автором;

· серьезнее относиться к…;

· переосмыслить свое отношение к…;

· поделиться мыслями о…;

· оценить масштаб чего-либо;

· открыто выразить свое отношение к… и др.» [7]

Авторская позиция и способы ее выражения

После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию.

Позиция автора – это его взгляд на проблему исходного текста, его предложения способов решения вопроса. Авторская позиция может быть выражена по-разному:

«1. Четко, прямо, непосредственно:

· в названии текста;

· в отдельных предложениях текста;

· через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

· риторические вопросы;

· риторические восклицания;

· порядок слов;

· лексические повторы;

· оценочную лексику;

· модальные слова и частицы;

· ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.» [8]

В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся.

В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

Чаще всего мнения автора и читателя по проблеме исходного текста совпадают. Но формального согласия недостаточно(«я разделяю с мнение автора»), необходимо сформулировать тезис и подтвердить его аргументами.

Если же мнение автора не разделяется читателем, то несогласие должно быть выражено этически корректно. Можно использовать следующие клише:

· «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…

· Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

· На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

· Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

· Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!» [9]

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

· имена исторических деятелей,

· названия событий,

· даты,

· цитаты,

· различные исторические факты,

· положения официальных документов,

· народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,

· примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.

 

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.

 

Обучение работе над сочинением

Текст №1

Базаров только плечами пожал.

- Нет!- говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего.

- Очень она огорчится, - промолвил Аркадий, - да и он тоже.

- Я к ним еще вернусь.

- Когда?

- Да вот как в Петербург поеду.

- Мне твою мать особенно жалко.

- Что так? Ягодами, что ли, она тебе угодила?

Аркадий опустил глаза.

- Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…Тебе нелегко будет сообщить им это известие. Они все рассуждают о том, что мы через две недели делать будем. …

- Ничего! До свадьбы заживет. …

Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении. Наконец, уже прощаясь с ним в кабинете, он проговорил с натянутым зевком:

- Да…чуть было не забыл тебе сказать…Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу…Мне нужно к Аркадию съездить на короткое время. Я потом опять сюда вернусь.

Василий Иванович перевернулся на месте.

- Да! На короткое время… Хорошо. – Василий Иванович вынул платок и, сморкаясь, наклонился чуть не до земли. – Что ж? это… все будет. Я было думал, что ты у нас… подолше. Три дня… Это, это, после трех лет, маловато; маловато, Евгений!

- Да я ж тебе говорю, что я скоро вернусь. Мне необходимо.

- Необходимо…Что ж? Прежде всего надо долг исполнять…Так выслать лошадей? Хорошо. Мы, конечно, с Ариной не ожидали. Она вот цветов выпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать. (Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое, сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям.) Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…не…

Он вдруг умолк и направился к двери.

- Мы скоро увидимся, отец, право.

Но Василий Иванович, не оборачиваясь, только рукой махнул и вышел. Возвратясь в спальню, он застал свою жену в постели и начал молиться шепотом, чтобы ее не разбудить. Однако она проснулась:

- Ты от Енюши? Знаешь, я боюсь: покойно ли ему спать на диване? Я Анфисушке велела положить ему твой походный матрасик и новые подушки; я бы наш пуховик ему дала, да он, помнится, не любит мягко спать.

- Ничего, матушка, не беспокойся. Ему хорошо. Господи, помилуй нас, грешных, - продолжал он вполголоса свою молитву. Василий Иванович пожалел свою старушку; он не захотел сказать ей на ночь, какое горе ее ожидало[10].

(И.С.Тургенев)

Задания к тексту.

1. Понимание исходного текста.

- Какой эпизод из романа Тургенева «Отцы и дети» представлен нам? Как его можно озаглавить?

- Как можно охарактеризовать героев эпизода по отдельным деталям?

Герои эпизода детали выводы
Евгений Базаров «только плечами пожал»; «скучно»; «Ничего! До свадьбы заживет…»; «проговорил с натянутым зевком»; «Да..чуть было не забыл тебе сказать…» Равнодушно относится к родителям, проявляет эгоизм и черствость.
Аркадий Кирсанов «она очень огорчится, да и он тоже»; «Мне твою мать особенно жалко…»; «Ты матери своей не знаешь, Евгений, Она не только отличная женщина, она очень умна» Проявляет доброту и чуткость, с жалостью относится к родителям Базарова, не хочет огорчать их.
Василий Иванович Базаров - прерывистая взволнованная речь; - желание вкуснее накормить сына и его друга; - скрывает от жены отъезд сына Проявляет безграничную любовь к сыну, испытывает боль от предстоящего расставания. Бережно и с жалостью относится к жене.

 

- Какую задачу ставить перед читателями Тургенев в данном тексте, создавая характеры героев?

1. Проблема исходного текста.

Памятка!

В тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего? Родительный падеж) нравственного выбора (или экологии, добра и зла, выбора жизненной цели и др.)

Найдите правильную формулировку проблемы исходного текста. В предложении не должно быть грамматических ошибок.

1) Тургенев рассматривает проблему того, какими сложными бывают взаимоотношения двух поколений.

2) Автор анализирует проблему о равнодушии к близким людям.

3) В тексте поднимается проблема сложности взаимоотношений «отцов» и «детей».

4) Проблема равнодушия, которую затронул автор, очень актуальна.

5) Тургенев ставит проблему о том, что молодежь жестока по отношению к родителям.

3. Комментарий проблемы.

1) Вычеркните из предложенных характеристик то определение, которое в данном случае будет неверным:

· острая

· важная

· спорная

· актуальная

  • вечная

2) Почему проблема исходного текста важная и актуальная для современного общества?

Памятка! Используйте клише: «Проблема может читателя заставить

· лучше понять себя и окружающих

· переосмыслить свое отношение к родителям

· по-иному посмотреть на свое поведение

· критичнее относиться к …

· заняться самовоспитанием

· с горечью понять, что…»

 

4. Авторская позиция по проблеме исходного текста.

1) Определите стиль текста. Какие признаки художественного стиля здесь представлены?

2) На чьей стороне автор: на стороне «детей» или «отцов»? (Обратите внимание на детали, которые характеризуют героев; вспомните отношение автора к своему герою.)

Памятка!

В текстах художественного стиля автор создает образы и картины, чтобы читатель смог представить описываемые события. Авторская оценка, его эмоции и переживания раскрываются чаще всего через портрет героя, речь, пейзаж и др. В художественном произведении писатель «подводит» читателя к определенному мнению по проблеме, поэтому читательское и авторское мнения созвучны.

 

5. Подбор аргументов.

1) Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и в данном эпизоде, сталкиваются с проблемой сложности взаимоотношений «отцов» и «детей»:

· Л.Н.Толстой «Война и мир»

· А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

· М.Горький «На дне»

· А.Н.Островский «Гроза»

2) Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт.

Памятка! Используйте клише:

· С удовольствием прочитал…

· К сожалению,…

· …разделяя мнение автора, хочу сказать, что…

· Нельзя остаться равнодушным…

6. Работа над сочинением.

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту. Не забудьте о вступлении и заключении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.013 с.)