Как понять исходный текст и определить его основную проблему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как понять исходный текст и определить его основную проблему.



Текст№2

На канаве, не очень далеко от моста, не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста.

И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждой минутой становилась еще раздраженнее.

Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека. Остановившегося посмотреть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома».

Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми. Сковороды, про которую говорил Лебезятников, не было; вместо стука в сковороду Катерина Ивановна начинала хлопать в такт своими сухими ладонями, когда заставляла Полечку петь, а Леню и Колю плясать; причем даже и сама пускалась подпевать, но каждый раз обрывалась на второй ноте от мучительного кашля, отчего снова приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала.

Пуще всего выводили ее из себя плач и страх Коли и Лени. Действительно, была попытка нарядить детей в костюм, как наряжаются уличные певцы и певицы. На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недоставало; была только надета на голову красная, вязаная из гаруса шапочка покойного Семена Захарыча, а в шапку воткнут обломок белого страусового пера, принадлежавшего еще бабушке Катерины Ивановны. Полечка была в своем обыкновенном платьице. Она смотрела на мать, робко спрятавшись, не отходила от нее, скрадывала свои слезы, догадывалась о помешательстве матери и беспокойно осматривалась кругом. Улица и толпа ужасно напугали ее.

Соня неотступно ходила за Катериной Ивановной, плача и умоляя ее поминутно воротиться домой. Но Катерина Ивановна была неумолима.

Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери, увидев, наконец, солдата, который хотел их взять и куда-то вести, схватили друг друга за ручки и бросились бежать. С воплем и плачем кинулась бедная Катерина Ивановна догонять их. Безобразно и жалко было смотреть на нее, бегущую, плачущую, задыхающуюся. Соня и Полечка бросились вслед за нею.

- Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети! Поля! Лови их…для вас же я…

Она споткнулась на всем бегу и упала.

Все сбежались, все затеснились кругом. Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась о камень, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из ее груди горлом.[11] (Ф.М.Достоевский)

Задания к тексту.

1. Понимание исходного текста.

Для понимания исходного текста нужно извлечь из него информацию.

- Как можно озаглавить представленный эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание»?

(«На грани отчаяния», «Просьба о милости» и др.)

- Какова роль портрета Катерины Ивановны в раскрытии замысла автора?

«…странное зрелище…Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком в сторону, была действительно в настоящем исступлении, она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь…»

(Героиня находится на грани отчаяния, которое переходит в помешание рассудка, это подчеркивают выделенные слова в тексте. Она пытается просить милости у случайных прохожих).

- Как усиливают сложное психологическое состояние героини глаголы, передающие ее действие: «бросилась к детям, кричала на них», «уговаривала», «учила», «начинала им растолковывать», «приходила в отчаяние», «бросалась к публике», «набрасывалась», «начинала браниться», «смеялась», «начинала хлопать ладонями, пускалась подпевать», «приходила в отчаяние», «проклинала свой кашель и даже плакала», «споткнулась на всем бегу и упала»?

(Вид Катерины Ивановны вызывает жалость и боль: перед нами совершенно больной человек, которому нужна срочная помощь. А на руках у этой несчастной женщины – двое детей. Автор намеренно усиливает чувство сострадания, используя данные глаголы, показывает свое негативное отношение к происходящему).

- Как автор изображает детей Катерины Ивановны?

Герои эпизода выводы
Полечка: «смотрела на мать, робко спрятавшись, скрадывала свои слезы», «улица и толпа ужасно напугали ее». «Коля и Леня, напуганные до последней степени, …схватили друг друга за ручки и бросились бежать»   Дети не могут понять степени постигшего их горя – они сильно напуганы. Последняя хрупкая их защита от жестокого мира «надломилась». Катерина Ивановна не сможет больше их спасти от нищеты, холода и голода. Полечка, Коля и Леня обречены…

 

- Найдите в тексте детали, которые указывают на поведение толпы, которая стала свидетельницей чужого горя?

«Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми…»

(Люди равнодушны к чужому горю, они привыкли наблюдать подобные сцены. Никто не поможет Катерине Ивановне и ее детям: не даст крова, не спасет от нищеты. Недаром эта сцена заканчивается предсмертным приступом Катерины Ивановны: кровь у нее пошла горлом.)

2. Проблема исходного текста.

- Какую информацию мы извлекли из данного текста?

(Автор изображает людей на грани отчаяния и равнодушие к ним окружающих. Достоевский при помощи художественных деталей хочет показать свое сострадание к «униженным» и «оскорбленным», он осуждает поведение толпы, для которой чужая беда – развлечение).

- Какова основная проблема исходного текста?

(Достоевский поднимает проблему бедственного положения обездоленных людей и равнодушия к ним окружающих.)

- Прокомментируйте проблему, определите авторскую позицию и свое мнение, подберите аргументы. Напишите сочинение.

 

Сочинение по исходному тексту из художественного произведения

Текст №3

Борис Друбецкой за время службы благодаря заботам Анны Павловны Шерер, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером.

Борис вполне усвоил себе понравившуюся ему неписаную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала и по которой для успеха на службе были нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только умение обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, - он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие не могли не понимать этого.

Вследствие этого открытия весь образ жизни Бориса, отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее совершенно изменились. Он не был богат, но последние свои деньги тратил на то, чтобы быть одетым лучше других; скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать плохом экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга.

Сближался и искал знакомств только с теми людьми, которые были выше его и потому могли быть полезны ему. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и его детской любви к Наташе было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны Шерер, в которой присутствовать Борис считал за важное повышение по службе, теперь тотчас же понял свою роль и представил Анне Павловне воспользоваться им как интересным гостем. Друбецкой сел на указанное место возле красивой Элен и вслушивался в общий разговор.

Говоря о положении в Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать о своем путешествии. Друбецкой, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во все время своего рассказа старательно избегая заявления собственного мнения насчет фактов, которые он передавал.

На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощение новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу выказала Элен.

Когда все поднялись, чтобы уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.

Приехав во вторник в великолепный салон Элен, Друбецкой не получил ясного объяснения, для чего ему необходимо приехать, однако в этот свой приезд Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.[12]

(Л.Н.Толстой)

Сочинение

Карьера Бориса Друбецкого.

Эпизод «Карьера Бориса Друбецкого» - отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

В тексте автор поднимает проблему выбора жизненной цели и путей ее достижения.

В цивилизованном обществе всегда уважали и ценили решительных и сильных людей. К сожалению, часто бывает так, что человек при достижении личной цели причиняет другим вред. Нередко приходится слышать о богатых предпринимателях, для которых главное – накопление капитала. Ни закон, ни беды простого народа им не преграда. Таким образом, проблема правильного выбора жизненной цели актуальна и важна в наше время.

В эпизоде писатель изображает одного из героев своего романа, для этого офицера главное в жизни – сделать карьеру по службе. Толстой подмечает, что Друбецкой поставил себя в «самое выгодное положение»: позволял нарушать субординацию, высокомерно относился к близким когда-то людям, так как имел влиятельные связи. По мнению героя, «нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно лишь уметь общаться с полезными для себя людьми». Несомненно, Лев Николаевич не согласен с мнением этого офицера, хотя и сам был когда-то военным.

Я разделяю позицию автора. Если человек действительно хочет чего-то добиться в жизни, он должен делать это честно и прилагать максимум собственных усилий. Жизненная цель не должна быть эгоистичной.

В доказательство своей мысли я хочу вспомнить биографию Л.Н.Толстого, который на протяжении всей жизни старался жить честно, поступать по совести: не стеснялся выполнять крестьянскую тяжелую работу, стыдился праздности и роскоши, постоянно работал над собой.

Один из любимых моих героев романа – Николай Ростов. Для него самая важная жизненная цель – служение Родине и сохранение чести офицера. Он не принял рекомендательного письма ради «тепленького местечка» в полку. Чтобы сохранить свою честь, герой не постеснялся заступиться за беззащитную Марью Болконскую во время бунта крестьян, храбро сражался на поле боя во время Бородинского сражения. Взамен люди по-настоящему любили и уважали его.

Следовательно, человек, добивающийся жизненных целей собственным трудом, потом, кровью, достоин уважения. А если же он ищет обходные пути, то легко потеряет честь и запятнает совесть. Не забывайте наказ Андрея Гринева сыну в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги платье снову, а честь смолоду». (Суворовец 2 взвода 2 роты Мингараев Артем)

Заключение

 

ЕГЭ по русскому языку – это испытание не только для выпускников, но и для учителя, так как является определенным показателем его методического мастерства.

Данные методические рекомендации нацелены помочь учителю качественно подготовить учащихся к выполнению части С.

В работе учитывается специфика экзаменационного сочинения-рассуждения, рассматриваются его композиционные особенности. Схемы, памятки, клише помогут даже слабым ученикам справиться с заданием. Использование в качестве исходных текстов эпизодов из художественных программных произведений – это апробированный вариант, позволяющий эффективно использовать время для подготовки к экзамену и повысить интерес у учащихся к изучению литературы.

Нужно соблюдать только определенные условия: системность подготовки и корректировку недочетов.

Библиографический список

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. - №5.

2. Власенков А.И. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Правда», 1988.

4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009.

6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С / Г.Т. Егораева, Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2010.

7. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 1999.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов – М.: Азбуковник, 1999.

10. Плотинина Н.П. Сочинение на литературную тему: Материалы к урокам развития речи. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.

11. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение. – М., 1999.

12. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958.

13. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958.

14. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. М., 2000.

 

 

Приложение

 

Исходные тексты для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ (эпизоды художественных произведений).

Текст №1

Но он все-таки шел. Он вдруг почувствовал окончательно, что нечего себе задавать вопросы. Выйдя на улицу, он вспомнил, что не простился с Соней, что она осталась среди комнаты, в своем зеленом платке, не смея шевельнуться от его крика, и приостановился на миг. В то же мгновение вдруг одна мысль ярко озарила его, - точно ждала, чтобы поразить его окончательно.

«Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом; за каким делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет,- мне слез от нее надобно было, мне ее испуг видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается! Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»

Он шел по набережной канавы, и недалеко уж оставалось ему. Но, дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост, в сторону, и пошел на Сенную.

Он осматривался направо и налево, всматривался с напряжением в каждый предмет и ни на чем не мог сосредоточить внимания; все выскользало. «Вот чрез неделю, чрез месяц меня повезут куда-нибудь в арестантских каретах по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, - запомнить бы это? – мелькнуло у него в голове.- Что-то я тогда буду ощущать и думать?..Боже, как это все должно быть низко, все эти мои теперешние …заботы! Фу, как толкаются! Баба с ребенком просит милостыню, любопытно, что она считает меня счастливее себя. А что, вот бы подать для курьезу. Ба, пятак уцелел в кармане, откуда? На, на… возьми, матушка!»

- Сохрани тебя Бог! – послышался плачевный голос нищей.

Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он дал бы все на свете, чтобы остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал пьяный: ему все хотелось плясать, но он все валился в сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видел его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что и перед ней ты согрешил, и скажи всему вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно от последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…

Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился другой раз.

(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Текст №2

Князю Василию и его сыну Анатолю Курагиным в доме Болконских в Лысых Горах были отведены отдельные комнаты.

Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои глаза. На свою жизнь он смотрел как на увеселение, которое кто-то по какой-то причине должен был устраивать для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Все это могло выйти, по его мнению, очень хорошо и забавно. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не помешает», - думал Анатоль. Вспомнив о хорошенькой гувернантке княжны Марьи, он решил, что в Лысых Горах ему не будет скучно: «Надеюсь, что княжна возьмет ее с собой, когда выйдет за меня замуж».

Анатоль Курагин выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату отца.

Около князя Василия хлопотали два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и, весело кивнув входившему сыну, как будто говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»

- Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – по-французски спросил Анатоль, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.

- Полно, глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен со старым князем.

- Если он будет браниться, я уйду, - сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?

- Помни, что для тебя от этого зависит все.

…….

В это время княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение. «Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этот не может быть! – говорила она себе, глядя в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он мне даже понравился, я бы не могла быть теперь быть с ним сама собою».

Она бессильно опустила руки и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у кормилицы. Муж стоит и смотрит нежно на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно, я слишком дурна»,- думала она. В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети…

С этою успокоительной мыслью, вздохнув, перекрестившись, сошла вниз, в гостиную, не думая ни о платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет.

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

 

Текст №3

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба. Он 1 сентября приехал из армии в Москву. Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счел нужным отпроситься для домашних и семейных дел.

Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких лошадей, точно таких же, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.

- Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, - сказал граф, - что войска? Отступают или будет сражение?

- Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу, папаша, такого геройского духа, какой показали во время сражения под Бородином…Я вам скажу, папаша, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли их удерживать… Наш корпус был на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал, все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него.

В это время из диванной, с усталым лицом и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая сочувствие покачиванием головы, остановился подле нее:

- Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…А у меня, мамаша, к вам большая просьба. Еду я сейчас мимо Юсупова дома, - смеясь, сказал Берг. –Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Веруша этого желала. И такая прелесть! А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас на дворе много мужиков. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…

Граф сморщился:

- У графини спросите, а я не распоряжаюсь.

Графиня заплакала, она поссорилась с мужем из-за того, что граф хотел отдать все подводы для раненых. Графиня же хотела вывезти из Москвы хотя бы часть имущества, чтобы спасти семью от разорения.

Взволнованная, с изуродованным злобой лицом, Наташа гневно закричала:

- Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! Они остаются!..Раненые! Так нельзя! Маменька, мы возьмем все самое нужное…Можно распорядиться? Можно?

- Ах, делайте, что хотите! Разве я мешаю кому-нибудь?

Все домашние принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые выползали из своих комнат и с радостными бледными лицами окружали подводы.

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Текст №4

Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. В последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил с ней о любви. Теперь он чувствовал, что это необходимо, но никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. «Не для тебя это счастье, - говорил ему какой-то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». Но надо было сказать что-нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своею отвечала, что нынешние именины были для нее одними из приятных.

Когда князь Василий вошел в гостиную.

- Алина, - сказал он жене, - посмотри, что они там делают.

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

- Все то же, - отвечала она мужу.

Князь Василий нахмурился, сморщил рот в сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.

- Слава богу! – сказал он. – Жена мне все сказала! – Он обнял одною рукой Пьера, другою – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца…и она тебе будет хорошая жена… бог да благословит вас!..

Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом. Слезы действительно омочили его щеки.

-Княгиня, иди же сюда,- прокричал он.

Княгиня вышла и заплакала тоже.

«Все это так должно было быть и не могло быть иначе, - думал Пьер, - поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это, или дурно?». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее опускающуюся и поднимающуюся прекрасную грудь.

- Элен! – сказал он вслух и остановился.

«Что-то такое особенное говорят в этих случаях», - думал он, но никак не мог вспомнить, что именно такое говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.

- Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.

Пьер снял очки, и глаза смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их со своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.

«Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю ее»,- подумал Пьер.

- Я вас люблю! – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

 

Текст №5

Николай Иванович уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате. Мой брат тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он все сидел на одном месте, писал все те же бумаги и мечтал переехать жить в деревню, купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.

- Деревенская жизнь имеет свои удобства,- говорил он, бывало. – Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и… и крыжовник растет.

Годы шли, а он все читал объявления в газетах и копил. Женился все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, на старой, некрасивой вдове только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги положил в банк на свое имя. Она стала чахнуть от такой жизни, да через три года отдала богу душу. И, конечно, мой брат ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти.

После смерти жены он купил сто двенадцать десятин земли с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую – костопальный. Но мой Николай Иванович мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком…

В прошлом году я поехал к нему проведать. Было жарко. Везде канавы, заборы, изгороди, - и не знаешь, как проехать во двор. Навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло.

Это уже был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он тут обжился, привык, вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществами и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие».Перемена к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который, наконец, получил свою любимую игрушку, и сказал:

- Как вкусно!

Было жестко и кисло. Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась, который достиг цели в жизни, который был доволен своею судьбой, самим собой. При виде счастливого человека мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию.

(А.П.Чехов «Крыжовник»)

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Власенков А.И. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2001, с.167-168

[2] Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, с.136

 

[3] Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2009, с.17-18

 

[4] Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604

 

[5] Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.6

 

[6] Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.25

 

[7] Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88

 

[8] Там же, с.102

 

[9] Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.38

[10] Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: «Художественная литература», 1978, с.270-272

[11] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Правда», 1988, с.366-367

[12] Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература»,1958, с.310



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.123 с.)