Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как понять исходный текст и определить его основную проблему.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Текст№2 На канаве, не очень далеко от моста, не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждой минутой становилась еще раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека. Остановившегося посмотреть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома». Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми. Сковороды, про которую говорил Лебезятников, не было; вместо стука в сковороду Катерина Ивановна начинала хлопать в такт своими сухими ладонями, когда заставляла Полечку петь, а Леню и Колю плясать; причем даже и сама пускалась подпевать, но каждый раз обрывалась на второй ноте от мучительного кашля, отчего снова приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала. Пуще всего выводили ее из себя плач и страх Коли и Лени. Действительно, была попытка нарядить детей в костюм, как наряжаются уличные певцы и певицы. На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недоставало; была только надета на голову красная, вязаная из гаруса шапочка покойного Семена Захарыча, а в шапку воткнут обломок белого страусового пера, принадлежавшего еще бабушке Катерины Ивановны. Полечка была в своем обыкновенном платьице. Она смотрела на мать, робко спрятавшись, не отходила от нее, скрадывала свои слезы, догадывалась о помешательстве матери и беспокойно осматривалась кругом. Улица и толпа ужасно напугали ее. Соня неотступно ходила за Катериной Ивановной, плача и умоляя ее поминутно воротиться домой. Но Катерина Ивановна была неумолима. Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери, увидев, наконец, солдата, который хотел их взять и куда-то вести, схватили друг друга за ручки и бросились бежать. С воплем и плачем кинулась бедная Катерина Ивановна догонять их. Безобразно и жалко было смотреть на нее, бегущую, плачущую, задыхающуюся. Соня и Полечка бросились вслед за нею. - Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети! Поля! Лови их…для вас же я… Она споткнулась на всем бегу и упала. Все сбежались, все затеснились кругом. Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась о камень, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из ее груди горлом.[11] (Ф.М.Достоевский) Задания к тексту. 1. Понимание исходного текста. Для понимания исходного текста нужно извлечь из него информацию. - Как можно озаглавить представленный эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание»? («На грани отчаяния», «Просьба о милости» и др.) - Какова роль портрета Катерины Ивановны в раскрытии замысла автора? «…странное зрелище…Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком в сторону, была действительно в настоящем исступлении, она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь…» (Героиня находится на грани отчаяния, которое переходит в помешание рассудка, это подчеркивают выделенные слова в тексте. Она пытается просить милости у случайных прохожих). - Как усиливают сложное психологическое состояние героини глаголы, передающие ее действие: «бросилась к детям, кричала на них», «уговаривала», «учила», «начинала им растолковывать», «приходила в отчаяние», «бросалась к публике», «набрасывалась», «начинала браниться», «смеялась», «начинала хлопать ладонями, пускалась подпевать», «приходила в отчаяние», «проклинала свой кашель и даже плакала», «споткнулась на всем бегу и упала»? (Вид Катерины Ивановны вызывает жалость и боль: перед нами совершенно больной человек, которому нужна срочная помощь. А на руках у этой несчастной женщины – двое детей. Автор намеренно усиливает чувство сострадания, используя данные глаголы, показывает свое негативное отношение к происходящему). - Как автор изображает детей Катерины Ивановны?
- Найдите в тексте детали, которые указывают на поведение толпы, которая стала свидетельницей чужого горя? «Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми…» (Люди равнодушны к чужому горю, они привыкли наблюдать подобные сцены. Никто не поможет Катерине Ивановне и ее детям: не даст крова, не спасет от нищеты. Недаром эта сцена заканчивается предсмертным приступом Катерины Ивановны: кровь у нее пошла горлом.) 2. Проблема исходного текста. - Какую информацию мы извлекли из данного текста? (Автор изображает людей на грани отчаяния и равнодушие к ним окружающих. Достоевский при помощи художественных деталей хочет показать свое сострадание к «униженным» и «оскорбленным», он осуждает поведение толпы, для которой чужая беда – развлечение). - Какова основная проблема исходного текста? (Достоевский поднимает проблему бедственного положения обездоленных людей и равнодушия к ним окружающих.) - Прокомментируйте проблему, определите авторскую позицию и свое мнение, подберите аргументы. Напишите сочинение.
Сочинение по исходному тексту из художественного произведения Текст №3 Борис Друбецкой за время службы благодаря заботам Анны Павловны Шерер, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Борис вполне усвоил себе понравившуюся ему неписаную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала и по которой для успеха на службе были нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только умение обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, - он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие не могли не понимать этого. Вследствие этого открытия весь образ жизни Бориса, отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее совершенно изменились. Он не был богат, но последние свои деньги тратил на то, чтобы быть одетым лучше других; скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать плохом экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался и искал знакомств только с теми людьми, которые были выше его и потому могли быть полезны ему. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и его детской любви к Наташе было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны Шерер, в которой присутствовать Борис считал за важное повышение по службе, теперь тотчас же понял свою роль и представил Анне Павловне воспользоваться им как интересным гостем. Друбецкой сел на указанное место возле красивой Элен и вслушивался в общий разговор. Говоря о положении в Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать о своем путешествии. Друбецкой, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во все время своего рассказа старательно избегая заявления собственного мнения насчет фактов, которые он передавал. На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощение новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу выказала Элен. Когда все поднялись, чтобы уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник. Приехав во вторник в великолепный салон Элен, Друбецкой не получил ясного объяснения, для чего ему необходимо приехать, однако в этот свой приезд Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.[12] (Л.Н.Толстой) Сочинение Карьера Бориса Друбецкого. Эпизод «Карьера Бориса Друбецкого» - отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В тексте автор поднимает проблему выбора жизненной цели и путей ее достижения. В цивилизованном обществе всегда уважали и ценили решительных и сильных людей. К сожалению, часто бывает так, что человек при достижении личной цели причиняет другим вред. Нередко приходится слышать о богатых предпринимателях, для которых главное – накопление капитала. Ни закон, ни беды простого народа им не преграда. Таким образом, проблема правильного выбора жизненной цели актуальна и важна в наше время. В эпизоде писатель изображает одного из героев своего романа, для этого офицера главное в жизни – сделать карьеру по службе. Толстой подмечает, что Друбецкой поставил себя в «самое выгодное положение»: позволял нарушать субординацию, высокомерно относился к близким когда-то людям, так как имел влиятельные связи. По мнению героя, «нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно лишь уметь общаться с полезными для себя людьми». Несомненно, Лев Николаевич не согласен с мнением этого офицера, хотя и сам был когда-то военным. Я разделяю позицию автора. Если человек действительно хочет чего-то добиться в жизни, он должен делать это честно и прилагать максимум собственных усилий. Жизненная цель не должна быть эгоистичной. В доказательство своей мысли я хочу вспомнить биографию Л.Н.Толстого, который на протяжении всей жизни старался жить честно, поступать по совести: не стеснялся выполнять крестьянскую тяжелую работу, стыдился праздности и роскоши, постоянно работал над собой. Один из любимых моих героев романа – Николай Ростов. Для него самая важная жизненная цель – служение Родине и сохранение чести офицера. Он не принял рекомендательного письма ради «тепленького местечка» в полку. Чтобы сохранить свою честь, герой не постеснялся заступиться за беззащитную Марью Болконскую во время бунта крестьян, храбро сражался на поле боя во время Бородинского сражения. Взамен люди по-настоящему любили и уважали его. Следовательно, человек, добивающийся жизненных целей собственным трудом, потом, кровью, достоин уважения. А если же он ищет обходные пути, то легко потеряет честь и запятнает совесть. Не забывайте наказ Андрея Гринева сыну в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги платье снову, а честь смолоду». (Суворовец 2 взвода 2 роты Мингараев Артем) Заключение
ЕГЭ по русскому языку – это испытание не только для выпускников, но и для учителя, так как является определенным показателем его методического мастерства. Данные методические рекомендации нацелены помочь учителю качественно подготовить учащихся к выполнению части С. В работе учитывается специфика экзаменационного сочинения-рассуждения, рассматриваются его композиционные особенности. Схемы, памятки, клише помогут даже слабым ученикам справиться с заданием. Использование в качестве исходных текстов эпизодов из художественных программных произведений – это апробированный вариант, позволяющий эффективно использовать время для подготовки к экзамену и повысить интерес у учащихся к изучению литературы. Нужно соблюдать только определенные условия: системность подготовки и корректировку недочетов. Библиографический список 1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. - №5. 2. Власенков А.И. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Правда», 1988. 4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010. 5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009. 6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С / Г.Т. Егораева, Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2010. 7. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 1999. 9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов – М.: Азбуковник, 1999. 10. Плотинина Н.П. Сочинение на литературную тему: Материалы к урокам развития речи. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. 11. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение. – М., 1999. 12. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958. 13. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958. 14. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. М., 2000.
Приложение
Исходные тексты для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ (эпизоды художественных произведений). Текст №1 Но он все-таки шел. Он вдруг почувствовал окончательно, что нечего себе задавать вопросы. Выйдя на улицу, он вспомнил, что не простился с Соней, что она осталась среди комнаты, в своем зеленом платке, не смея шевельнуться от его крика, и приостановился на миг. В то же мгновение вдруг одна мысль ярко озарила его, - точно ждала, чтобы поразить его окончательно. «Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом; за каким делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет,- мне слез от нее надобно было, мне ее испуг видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается! Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!» Он шел по набережной канавы, и недалеко уж оставалось ему. Но, дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост, в сторону, и пошел на Сенную. Он осматривался направо и налево, всматривался с напряжением в каждый предмет и ни на чем не мог сосредоточить внимания; все выскользало. «Вот чрез неделю, чрез месяц меня повезут куда-нибудь в арестантских каретах по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, - запомнить бы это? – мелькнуло у него в голове.- Что-то я тогда буду ощущать и думать?..Боже, как это все должно быть низко, все эти мои теперешние …заботы! Фу, как толкаются! Баба с ребенком просит милостыню, любопытно, что она считает меня счастливее себя. А что, вот бы подать для курьезу. Ба, пятак уцелел в кармане, откуда? На, на… возьми, матушка!» - Сохрани тебя Бог! – послышался плачевный голос нищей. Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он дал бы все на свете, чтобы остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал пьяный: ему все хотелось плясать, но он все валился в сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видел его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – телом и мыслию. Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что и перед ней ты согрешил, и скажи всему вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно от последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился другой раз. (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») Текст №2 Князю Василию и его сыну Анатолю Курагиным в доме Болконских в Лысых Горах были отведены отдельные комнаты. Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои глаза. На свою жизнь он смотрел как на увеселение, которое кто-то по какой-то причине должен был устраивать для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Все это могло выйти, по его мнению, очень хорошо и забавно. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не помешает», - думал Анатоль. Вспомнив о хорошенькой гувернантке княжны Марьи, он решил, что в Лысых Горах ему не будет скучно: «Надеюсь, что княжна возьмет ее с собой, когда выйдет за меня замуж». Анатоль Курагин выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату отца. Около князя Василия хлопотали два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и, весело кивнув входившему сыну, как будто говорил: «Так, таким мне тебя и надо!» - Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – по-французски спросил Анатоль, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия. - Полно, глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен со старым князем. - Если он будет браниться, я уйду, - сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А? - Помни, что для тебя от этого зависит все. ……. В это время княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение. «Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этот не может быть! – говорила она себе, глядя в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он мне даже понравился, я бы не могла быть теперь быть с ним сама собою». Она бессильно опустила руки и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у кормилицы. Муж стоит и смотрит нежно на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно, я слишком дурна»,- думала она. В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети… С этою успокоительной мыслью, вздохнув, перекрестившись, сошла вниз, в гостиную, не думая ни о платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Текст №3 Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба. Он 1 сентября приехал из армии в Москву. Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счел нужным отпроситься для домашних и семейных дел. Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких лошадей, точно таких же, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши. - Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, - сказал граф, - что войска? Отступают или будет сражение? - Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу, папаша, такого геройского духа, какой показали во время сражения под Бородином…Я вам скажу, папаша, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли их удерживать… Наш корпус был на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал, все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него. В это время из диванной, с усталым лицом и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая сочувствие покачиванием головы, остановился подле нее: - Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…А у меня, мамаша, к вам большая просьба. Еду я сейчас мимо Юсупова дома, - смеясь, сказал Берг. –Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Веруша этого желала. И такая прелесть! А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас на дворе много мужиков. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и… Граф сморщился: - У графини спросите, а я не распоряжаюсь. Графиня заплакала, она поссорилась с мужем из-за того, что граф хотел отдать все подводы для раненых. Графиня же хотела вывезти из Москвы хотя бы часть имущества, чтобы спасти семью от разорения. Взволнованная, с изуродованным злобой лицом, Наташа гневно закричала: - Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! Они остаются!..Раненые! Так нельзя! Маменька, мы возьмем все самое нужное…Можно распорядиться? Можно? - Ах, делайте, что хотите! Разве я мешаю кому-нибудь? Все домашние принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые выползали из своих комнат и с радостными бледными лицами окружали подводы. (Л.Н.Толстой «Война и мир») Текст №4 Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. В последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил с ней о любви. Теперь он чувствовал, что это необходимо, но никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. «Не для тебя это счастье, - говорил ему какой-то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». Но надо было сказать что-нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своею отвечала, что нынешние именины были для нее одними из приятных. Когда князь Василий вошел в гостиную. - Алина, - сказал он жене, - посмотри, что они там делают. Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали. - Все то же, - отвечала она мужу. Князь Василий нахмурился, сморщил рот в сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его. - Слава богу! – сказал он. – Жена мне все сказала! – Он обнял одною рукой Пьера, другою – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца…и она тебе будет хорошая жена… бог да благословит вас!.. Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом. Слезы действительно омочили его щеки. -Княгиня, иди же сюда,- прокричал он. Княгиня вышла и заплакала тоже. «Все это так должно было быть и не могло быть иначе, - думал Пьер, - поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это, или дурно?». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее опускающуюся и поднимающуюся прекрасную грудь. - Элен! – сказал он вслух и остановился. «Что-то такое особенное говорят в этих случаях», - думал он, но никак не мог вспомнить, что именно такое говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось. - Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки. Пьер снял очки, и глаза смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их со своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением. «Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю ее»,- подумал Пьер. - Я вас люблю! – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя. (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Текст №5 Николай Иванович уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате. Мой брат тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он все сидел на одном месте, писал все те же бумаги и мечтал переехать жить в деревню, купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера. - Деревенская жизнь имеет свои удобства,- говорил он, бывало. – Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и… и крыжовник растет. Годы шли, а он все читал объявления в газетах и копил. Женился все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, на старой, некрасивой вдове только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги положил в банк на свое имя. Она стала чахнуть от такой жизни, да через три года отдала богу душу. И, конечно, мой брат ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. После смерти жены он купил сто двенадцать десятин земли с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую – костопальный. Но мой Николай Иванович мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком… В прошлом году я поехал к нему проведать. Было жарко. Везде канавы, заборы, изгороди, - и не знаешь, как проехать во двор. Навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло. Это уже был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он тут обжился, привык, вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществами и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие».Перемена к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который, наконец, получил свою любимую игрушку, и сказал: - Как вкусно! Было жестко и кисло. Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась, который достиг цели в жизни, который был доволен своею судьбой, самим собой. При виде счастливого человека мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. (А.П.Чехов «Крыжовник»)
[1] Власенков А.И. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2001, с.167-168 [2] Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, с.136
[3] Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2009, с.17-18
[4] Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604
[5] Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.6
[6] Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.25
[7] Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88
[8] Там же, с.102
[9] Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.38 [10] Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: «Художественная литература», 1978, с.270-272 [11] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Правда», 1988, с.366-367 [12] Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература»,1958, с.310
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.28 (0.021 с.) |