Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности сочинения-рассужденияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением. «Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение. Важно, чтобы в тексте…между тезисом и аргументами…устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.» [1] Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся. Рецензия, отзыв или эссе? По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»[2] Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа. В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный. Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5. Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12). В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе.
Композиция сочинения При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность - важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ: Композиция сочинения (часть С) 1. Вступление: - сообщение по теме (или) - сообщение об авторе (или) - вопросно-ответное единство (или) - риторический вопрос. 2. Формулирование основной проблемы исходного текста. (Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте). Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать 3. Комментарий проблемы. Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее. 4. Формулирование позиции автора, комментирование позиции. Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы. 5. Изложение собственного мнения, коммуникативный замысел. Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать. 6. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли. Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод. 7. Заключение: - нравственный вывод (или) - призыв (или) - пословица-вывод (или) - афоризм (или) - пожелание на будущее. Однако эта «шпаргалка» будет полезна только тем выпускникам, которые понимают значения терминов, используемых в алгоритме. Для отдельной категории учащихся полезно заглянуть в словарь. «Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части С Аргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать - приводить доказательства, аргументы. Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому. Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения). Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько. Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте. Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы). Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.). Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале. Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»). Формулировка проблем исходного текста – определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека. Корректность – вежливость, тактичность, учтивость. Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться0. Этически некорректно сформулировать свое мнение – выразить его неделикатно, в грубой форме» [3].
Вступление и заключение Некоторые ученики считают, что вступление и заключение не нужны при написании сочинения в формате ЕГЭ, потому что в критериях оценивания они не оговорены. Но это неверно. Хотелось бы напомнить критерий (К5): 2 балла – «Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушения абзацного членения текста». Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения». Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах. Формы вступлений 1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте. 2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл. 3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать. 4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным. 5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. 6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл (К12). Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью. Формы заключений Заключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы. 1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему. 2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление. 3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения. 4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату. Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.009 с.) |