Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности работы над экзаменационным сочинением↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание 1.Введение………………………………………………………………………..3 2. Особенности работы над экзаменационным сочинением……………………………………………………………………...…6 2.1. Понимание исходного текста……………………………………………..…6 2.2. Особенности сочинения-рассуждения……………………………………...7 2.3. Рецензия, отзыв или эссе?...............................................................................8 2.4. Композиция сочинения………………………………………………………8 2.5. Вступление и заключение………………………………………………….11 2.6. Основная проблема исходного текста……………………………………..14 2.7 Комментирование проблемы исходного текста…………………………...15 2.8. Авторская позиция и способы ее выражения…………………………….16 2.9. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация……………………………………………………………………..17 3. Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений…............19 3.1. Обучение работе над сочинением………………………………………….19 3.2. Как понять исходный текст и определить его основную проблему?........24 3.3. Сочинение по исходному тексту из художественного произведения…..28 4. Заключение……………………………………………………………………31 5.Библиографический список…………………………………………………..32 6. Приложение…………………………………………………………………...33
Введение В условиях модернизации школьного образования, когда изменилась форма выпускного экзамена по русскому языку, обучение сочинению-рассуждению имеет немаловажное значение. Как научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С на экзамене? Эти вопросы волнуют многих преподавателей русского языка и литературы. Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время выпускается недостаточно методической литературы, где детально рассматривались бы особенности подготовки и выполнения экзаменационного сочинения-рассуждения. Школьная программа предполагает недостаточное количество часов по русскому языку, чтобы качественно подготовиться к экзамену. Не секрет, что интерес к урокам литературы у учеников в связи с изменением формы экзамена теряется. Они менее добросовестно читают художественные тексты. Как изменить ситуацию? Новизна данной работы в том, что предлагается один из вариантов, когда в качестве исходных текстов можно использовать эпизоды из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных и домашних сочинений на уроках литературы можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. Практическая польза при этом большая. Во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы; во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую традиционную литературную тему); в-третьих, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного варианта и, наконец, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений. Целью методических рекомендаций является определение специфики экзаменационного сочинения-рассуждения и оказание помощи учителям русского языка и литературы при подготовке выпускников к написанию части С. Задачи работы. 1) Определить жанровое и композиционное своеобразие сочинения в формате ЕГЭ. 2) Показать эффективность использования «шпаргалок» (схем, памяток и клише) при написании сочинения. 3) Рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов. Структура работы. 1) Этапы работы над сочинением в формате ЕГЭ учетом его специфики: · понимание исходного текста, · особенности сочинения-рассуждения, · определение жанрового своеобразия, · рассмотрение композиционных частей сочинения и способов их раскрытия. 2) Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на практике. При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений. Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С). Можно использовать также из работы отдельные схемы, клише, памятки, словарик терминов в качестве справочного материала для учащихся и записать их в тетради для подготовки к ЕГЭ. Такие «шпаргалки» помогут справиться с поставленной задачей даже слабому ученику. Особенности работы над экзаменационным сочинением «Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»,- такое определение дается в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие. Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) во многом отличается от традиционных вариантов и вызывает сложность не только у выпускников, но и некоторых учителей русского языка и литературы.
Понимание исходного текста Первый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста. А тексты зачастую неоднозначные: одни сложнее, другие более прозрачные и понятные для восприятия. Экзаменуемый задается вопросами: «Какова тема текста? Какую проблему затрагивает автор? Какова авторская позиция? Как написать сочинение?» С целью помочь выпускнику можно предложить алгоритм для понимания исходного текста: 1. О чем говорится в тексте? (Тема текста). 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Проблематика исходного текста). 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Основная проблема текста). 4. Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста). При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни. В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение. Особенности сочинения-рассуждения Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением. «Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение. Важно, чтобы в тексте…между тезисом и аргументами…устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.» [1] Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся. Рецензия, отзыв или эссе? По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»[2] Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа. В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный. Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5. Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12). В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе.
Композиция сочинения При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность - важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ: Формы вступлений 1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте. 2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл. 3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать. 4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным. 5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. 6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл (К12). Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью. Формы заключений Заключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы. 1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему. 2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление. 3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения. 4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату. Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.
Текст №1 Базаров только плечами пожал. - Нет!- говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего. - Очень она огорчится, - промолвил Аркадий, - да и он тоже. - Я к ним еще вернусь. - Когда? - Да вот как в Петербург поеду. - Мне твою мать особенно жалко. - Что так? Ягодами, что ли, она тебе угодила? Аркадий опустил глаза. - Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…Тебе нелегко будет сообщить им это известие. Они все рассуждают о том, что мы через две недели делать будем. … - Ничего! До свадьбы заживет. … Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении. Наконец, уже прощаясь с ним в кабинете, он проговорил с натянутым зевком: - Да…чуть было не забыл тебе сказать…Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу…Мне нужно к Аркадию съездить на короткое время. Я потом опять сюда вернусь. Василий Иванович перевернулся на месте. - Да! На короткое время… Хорошо. – Василий Иванович вынул платок и, сморкаясь, наклонился чуть не до земли. – Что ж? это… все будет. Я было думал, что ты у нас… подолше. Три дня… Это, это, после трех лет, маловато; маловато, Евгений! - Да я ж тебе говорю, что я скоро вернусь. Мне необходимо. - Необходимо…Что ж? Прежде всего надо долг исполнять…Так выслать лошадей? Хорошо. Мы, конечно, с Ариной не ожидали. Она вот цветов выпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать. (Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое, сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям.) Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…не… Он вдруг умолк и направился к двери. - Мы скоро увидимся, отец, право. Но Василий Иванович, не оборачиваясь, только рукой махнул и вышел. Возвратясь в спальню, он застал свою жену в постели и начал молиться шепотом, чтобы ее не разбудить. Однако она проснулась: - Ты от Енюши? Знаешь, я боюсь: покойно ли ему спать на диване? Я Анфисушке велела положить ему твой походный матрасик и новые подушки; я бы наш пуховик ему дала, да он, помнится, не любит мягко спать. - Ничего, матушка, не беспокойся. Ему хорошо. Господи, помилуй нас, грешных, - продолжал он вполголоса свою молитву. Василий Иванович пожалел свою старушку; он не захотел сказать ей на ночь, какое горе ее ожидало[10]. (И.С.Тургенев) Задания к тексту. 1. Понимание исходного текста. - Какой эпизод из романа Тургенева «Отцы и дети» представлен нам? Как его можно озаглавить? - Как можно охарактеризовать героев эпизода по отдельным деталям?
- Какую задачу ставить перед читателями Тургенев в данном тексте, создавая характеры героев? 1. Проблема исходного текста. Памятка! В тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего? Родительный падеж) нравственного выбора (или экологии, добра и зла, выбора жизненной цели и др.) Найдите правильную формулировку проблемы исходного текста. В предложении не должно быть грамматических ошибок. 1) Тургенев рассматривает проблему того, какими сложными бывают взаимоотношения двух поколений. 2) Автор анализирует проблему о равнодушии к близким людям. 3) В тексте поднимается проблема сложности взаимоотношений «отцов» и «детей». 4) Проблема равнодушия, которую затронул автор, очень актуальна. 5) Тургенев ставит проблему о том, что молодежь жестока по отношению к родителям. 3. Комментарий проблемы. 1) Вычеркните из предложенных характеристик то определение, которое в данном случае будет неверным: · острая · важная · спорная · актуальная
2) Почему проблема исходного текста важная и актуальная для современного общества? Памятка! Используйте клише: «Проблема может читателя заставить · лучше понять себя и окружающих · переосмыслить свое отношение к родителям · по-иному посмотреть на свое поведение · критичнее относиться к … · заняться самовоспитанием · с горечью понять, что…»
4. Авторская позиция по проблеме исходного текста. 1) Определите стиль текста. Какие признаки художественного стиля здесь представлены? 2) На чьей стороне автор: на стороне «детей» или «отцов»? (Обратите внимание на детали, которые характеризуют героев; вспомните отношение автора к своему герою.) Памятка! В текстах художественного стиля автор создает образы и картины, чтобы читатель смог представить описываемые события. Авторская оценка, его эмоции и переживания раскрываются чаще всего через портрет героя, речь, пейзаж и др. В художественном произведении писатель «подводит» читателя к определенному мнению по проблеме, поэтому читательское и авторское мнения созвучны.
5. Подбор аргументов. 1) Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и в данном эпизоде, сталкиваются с проблемой сложности взаимоотношений «отцов» и «детей»: · Л.Н.Толстой «Война и мир» · А.С.Пушкин «Станционный смотритель» · М.Горький «На дне» · А.Н.Островский «Гроза» 2) Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт. Памятка! Используйте клише: · С удовольствием прочитал… · К сожалению,… · …разделяя мнение автора, хочу сказать, что… · Нельзя остаться равнодушным… 6. Работа над сочинением. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту. Не забудьте о вступлении и заключении.
Текст№2 На канаве, не очень далеко от моста, не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждой минутой становилась еще раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека. Остановившегося посмотреть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома». Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми. Сковороды, про которую говорил Лебезятников, не было; вместо стука в сковороду Катерина Ивановна начинала хлопать в такт своими сухими ладонями, когда заставляла Полечку петь, а Леню и Колю плясать; причем даже и сама пускалась подпевать, но каждый раз обрывалась на второй ноте от мучительного кашля, отчего снова приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала. Пуще всего выводили ее из себя плач и страх Коли и Лени. Действительно, была попытка нарядить детей в костюм, как наряжаются уличные певцы и певицы. На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недоставало; была только надета на голову красная, вязаная из гаруса шапочка покойного Семена Захарыча, а в шапку воткнут обломок белого страусового пера, принадлежавшего еще бабушке Катерины Ивановны. Полечка была в своем обыкновенном платьице. Она смотрела на мать, робко спрятавшись, не отходила от нее, скрадывала свои слезы, догадывалась о помешательстве матери и беспокойно осматривалась кругом. Улица и толпа ужасно напугали ее. Соня неотступно ходила за Катериной Ивановной, плача и умоляя ее поминутно воротиться домой. Но Катерина Ивановна была неумолима. Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери, увидев, наконец, солдата, который хотел их взять и куда-то вести, схватили друг друга за ручки и бросились бежать. С воплем и плачем кинулась бедная Катерина Ивановна догонять их. Безобразно и жалко было смотреть на нее, бегущую, плачущую, задыхающуюся. Соня и Полечка бросились вслед за нею. - Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети! Поля! Лови их…для вас же я… Она споткнулась на всем бегу и упала. Все сбежались, все затеснились кругом. Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась о камень, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из ее груди горлом.[11] (Ф.М.Достоевский) Задания к тексту. 1. Понимание исходного текста. Для понимания исходного текста нужно извлечь из него информацию. - Как можно озаглавить представленный эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание»? («На грани отчаяния», «Просьба о милости» и др.) - Какова роль портрета Катерины Ивановны в раскрытии замысла автора? «…странное зрелище…Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком в сторону, была действительно в настоящем исступлении, она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь…» (Героиня находится на грани отчаяния, которое переходит в помешание рассудка, это подчеркивают выделенные слова в тексте. Она пытается просить милости у случайных прохожих). - Как усиливают сложное психологическое состояние героини глаголы, передающие ее действие: «бросилась к детям, кричала на них», «уговаривала», «учила», «начинала им растолковывать», «приходила в отчаяние», «бросалась к публике», «набрасывалась», «начинала браниться», «смеялась», «начинала хлопать ладонями, пускалась подпевать», «приходила в отчаяние», «проклинала свой кашель и даже плакала», «споткнулась на всем бегу и упала»? (Вид Катерины Ивановны вызывает жалость и боль: перед нами совершенно больной человек, которому нужна срочная помощь. А на руках у этой несчастной женщины – двое детей. Автор намеренно усиливает чувство сострадания, используя данные глаголы, показывает свое негативное отношение к происходящему). - Как автор изображает детей Катерины Ивановны?
- Найдите в тексте детали, которые указывают на поведение толпы, которая стала свидетельницей чужого горя? «Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми…» (Люди равнодушны к чужому горю, они привыкли наблюдать подобные сцены. Никто не поможет Катерине Ивановне и ее детям: не даст крова, не спасет от нищеты. Недаром эта сцена заканчивается предсмертным приступом Катерины Ивановны: кровь у нее пошла горлом.) 2. Проблема исходного текста. - Какую информацию мы извлекли из данного текста? (Автор изображает людей на грани отчаяния и равнодушие к ним окружающих. Достоевский при помощи художественных деталей хочет показать свое сострадание к «униженным» и «оскорбленным», он осуждает поведение толпы, для которой чужая беда – развлечение). - Какова основная проблема исходного текста? (Достоевский поднимает проблему бедственного положения обездоленных людей и равнодушия к ним окружающих.) - Прокомментируйте проблему, определите авторскую позицию и свое мнение, подберите аргументы. Напишите сочинение.
Текст №3 Борис Друбецкой за время службы благодаря заботам Анны Павловны Шерер, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Борис вполне усвоил себе понравившуюся ему неписаную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала и по которой для успеха на службе были нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только умение обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, - он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие не могли не понимать этого. Вследствие этого открытия весь образ жизни Бориса, отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее совершенно изменились. Он не был богат, но последние свои деньги тратил на то, чтобы быть одетым лучше других; скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать плохом экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался и искал знакомств только с теми людьми, которые были выше его и потому могли быть полезны ему. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и его детской любви к Наташе было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны Шерер, в которой присутствовать Борис считал за важное повышение по службе, теперь тотчас же понял свою роль и представил Анне Павловне воспользоваться им как интересным гостем. Друбецкой сел на указанное место возле красивой Элен и вслушивался в общий разговор. Говоря о положении в Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать о своем путешествии. Друбецкой, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во все время своего рассказа старательно избегая заявления собственного мнения насчет фактов, которые он передавал. На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощение новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу выказала Элен. Когда все поднялись, чтобы уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник. Приехав во вторник в великолепный салон Элен, Друбецкой не получил ясного объяснения, для чего ему необходимо приехать, однако в этот свой приезд Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.[12] (Л.Н.Толстой) Сочинение Карьера Бориса Друбецкого. Эпизод «Карьера Бориса Друбецкого» - отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В тексте автор поднимает проблему выбора жизненной цели и путей ее достижения. В цивилизованном обществе всегда уважали и ценили решительных и сильных людей. К сожалению, часто бывает так, что человек при достижении личной цели причиняет другим вред. Нередко приходится слышать о богатых предпринимателях, для которых главное – накопление капитала. Ни закон, ни беды простого народа им не преграда. Таким образом, проблема правильного выбора жизненной цели актуальна и важна в наше время. В эпизоде писатель изображает одного из героев своего романа, для этого офицера главное в жизни – сделать карьеру по службе. Толстой подмечает, что Друбецкой поставил себя в «самое выгодное положение»: позволял нарушать субординацию, высокомерно относился к близким когда-то людям, так как имел влиятельные связи. По мнению героя, «нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно лишь уметь общаться с полезными для себя людьми». Несомненно, Лев Николаевич не согласен с мнением этого офицера, хотя и сам был когда-то военным. Я разделяю позицию автора. Если человек действительно хочет чего-то добиться в жизни, он должен делать это честно и прилагать максимум собственных усилий. Жизненная цель не должна быть эгоистичной. В доказательство своей мысли я хочу вспомнить биографию Л.Н.Толстого, который на протяжении всей жизни старался жить честно, поступать по совести: не стеснялся выполнять крестьянскую тяжелую работу, стыдился праздности и роскоши, постоянно работал над собой. Один из любимых моих героев романа – Николай Ростов. Для него самая важная жизненная цель – служение Родине и сохранение чести офицера. Он не принял рекомендательного письма ради «тепленького местечка» в полку. Чтобы сохранить свою честь, герой не постеснялся заступиться за беззащитную Марью Болконскую во время бунта крестьян, храбро сражался на поле боя во время Бородинского сражения. Взамен люди по-настоящему любили и уважали его. Следовательно, человек, добивающийся жизненных целей собственным трудом, потом, кровью, достоин уважения. А если же он ищет обходные пути, то легко потеряет честь и запятнает совесть. Не забывайте наказ Андрея Гринева сыну в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги платье снову, а честь смолоду». (Суворовец 2 взвода 2 роты Мингараев Артем) Заключение
ЕГЭ по русскому языку – это испытание не только для выпускников, но и для учителя, так как является определенным показателем его методического мастерства. Данные методические рекомендации нацелены помочь учителю качественно подготовить учащихся к выполнению части С. В работе учитывается специфика экзаменационного сочинения-рассуждения, рассматриваются его композиционные особенности. Схемы, памятки, клише помогут даже слабым ученикам справиться с заданием. Использование в качестве исходных текстов эпизодов из художественных программных произведений – это апробированный вариант, позволяющий эффективно использовать время для подготовки к экзамену и повысить интерес у учащихся к изучению литературы. Нужно соблюдать только определенные условия: системность подготовки и корректировку недочетов. Библиографический список 1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. - №5. 2. Власенков А.И. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Правда», 1988. 4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010. 5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009. 6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С / Г.Т. Егораева, Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2010. 7. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 1999. 9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов – М.: Азбуковник, 1999. 10. Плотинина Н.П. Сочинение на литературную тему: Материалы к урокам развития речи. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. 11. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение. – М., 1999. 12. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958. 13. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958. 14. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. М., 2000.
Приложение
Исходные тексты для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ (эпизоды художественных произведений). Текст №1 Но он все-таки шел. Он вдруг почувствовал окончательно, что нечего себе задавать вопросы. Выйдя на улицу, он вспомнил, что не простился с Соней, что она осталась среди комнаты, в своем зеленом платке, не смея шевельнуться от его крика, и приостановился на миг. В то же мгновение вдруг одна мысль ярко озарила его, - точно ждала, чтобы поразить его окончательно. «Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом; за каким делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет,- мне слез от нее надобно было, мне ее испуг видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается! Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.017 с.) |