Особенности работы над экзаменационным сочинением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности работы над экзаменационным сочинением



Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3

2. Особенности работы над экзаменационным сочинением……………………………………………………………………...…6

2.1. Понимание исходного текста……………………………………………..…6

2.2. Особенности сочинения-рассуждения……………………………………...7

2.3. Рецензия, отзыв или эссе?...............................................................................8

2.4. Композиция сочинения………………………………………………………8

2.5. Вступление и заключение………………………………………………….11

2.6. Основная проблема исходного текста……………………………………..14

2.7 Комментирование проблемы исходного текста…………………………...15

2.8. Авторская позиция и способы ее выражения…………………………….16

2.9. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация……………………………………………………………………..17

3. Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений…............19

3.1. Обучение работе над сочинением………………………………………….19

3.2. Как понять исходный текст и определить его основную проблему?........24

3.3. Сочинение по исходному тексту из художественного произведения…..28

4. Заключение……………………………………………………………………31

5.Библиографический список…………………………………………………..32

6. Приложение…………………………………………………………………...33

 

Введение

В условиях модернизации школьного образования, когда изменилась форма выпускного экзамена по русскому языку, обучение сочинению-рассуждению имеет немаловажное значение. Как научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С на экзамене? Эти вопросы волнуют многих преподавателей русского языка и литературы.

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время выпускается недостаточно методической литературы, где детально рассматривались бы особенности подготовки и выполнения экзаменационного сочинения-рассуждения.

Школьная программа предполагает недостаточное количество часов по русскому языку, чтобы качественно подготовиться к экзамену. Не секрет, что интерес к урокам литературы у учеников в связи с изменением формы экзамена теряется. Они менее добросовестно читают художественные тексты. Как изменить ситуацию?

Новизна данной работы в том, что предлагается один из вариантов, когда в качестве исходных текстов можно использовать эпизоды из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных и домашних сочинений на уроках литературы можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. Практическая польза при этом большая. Во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы; во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую традиционную литературную тему); в-третьих, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного варианта и, наконец, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений.

Целью методических рекомендаций является определение специфики экзаменационного сочинения-рассуждения и оказание помощи учителям русского языка и литературы при подготовке выпускников к написанию части С.

Задачи работы.

1) Определить жанровое и композиционное своеобразие сочинения в формате ЕГЭ.

2) Показать эффективность использования «шпаргалок» (схем, памяток и клише) при написании сочинения.

3) Рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов.

Структура работы.

1) Этапы работы над сочинением в формате ЕГЭ учетом его специфики:

· понимание исходного текста,

· особенности сочинения-рассуждения,

· определение жанрового своеобразия,

· рассмотрение композиционных частей сочинения и способов их раскрытия.

2) Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на практике.

При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений.

Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С). Можно использовать также из работы отдельные схемы, клише, памятки, словарик терминов в качестве справочного материала для учащихся и записать их в тетради для подготовки к ЕГЭ. Такие «шпаргалки» помогут справиться с поставленной задачей даже слабому ученику.

Особенности работы над экзаменационным сочинением

«Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»,- такое определение дается в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие.

Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) во многом отличается от традиционных вариантов и вызывает сложность не только у выпускников, но и некоторых учителей русского языка и литературы.

 

Понимание исходного текста

Первый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста. А тексты зачастую неоднозначные: одни сложнее, другие более прозрачные и понятные для восприятия. Экзаменуемый задается вопросами: «Какова тема текста? Какую проблему затрагивает автор? Какова авторская позиция? Как написать сочинение?» С целью помочь выпускнику можно предложить алгоритм для понимания исходного текста:

1. О чем говорится в тексте? (Тема текста).

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Проблематика исходного текста).

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Основная проблема текста).

4. Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста).

При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни.

В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение.

Особенности сочинения-рассуждения

Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением.

«Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Важно, чтобы в тексте…между тезисом и аргументами…устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.» [1]

Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся.

Рецензия, отзыв или эссе?

По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»[2]

Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа.

В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный.

Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5.

Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12). В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе.

 

Композиция сочинения

При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность - важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ:

Формы вступлений

1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.

2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.

3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.

4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным.

5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл (К12).

Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью.

Формы заключений

Заключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы.

1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему.

2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление.

3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения.

4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату.

Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.

 

 

Текст №1

Базаров только плечами пожал.

- Нет!- говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего.

- Очень она огорчится, - промолвил Аркадий, - да и он тоже.

- Я к ним еще вернусь.

- Когда?

- Да вот как в Петербург поеду.

- Мне твою мать особенно жалко.

- Что так? Ягодами, что ли, она тебе угодила?

Аркадий опустил глаза.

- Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…Тебе нелегко будет сообщить им это известие. Они все рассуждают о том, что мы через две недели делать будем. …

- Ничего! До свадьбы заживет. …

Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении. Наконец, уже прощаясь с ним в кабинете, он проговорил с натянутым зевком:

- Да…чуть было не забыл тебе сказать…Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу…Мне нужно к Аркадию съездить на короткое время. Я потом опять сюда вернусь.

Василий Иванович перевернулся на месте.

- Да! На короткое время… Хорошо. – Василий Иванович вынул платок и, сморкаясь, наклонился чуть не до земли. – Что ж? это… все будет. Я было думал, что ты у нас… подолше. Три дня… Это, это, после трех лет, маловато; маловато, Евгений!

- Да я ж тебе говорю, что я скоро вернусь. Мне необходимо.

- Необходимо…Что ж? Прежде всего надо долг исполнять…Так выслать лошадей? Хорошо. Мы, конечно, с Ариной не ожидали. Она вот цветов выпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать. (Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое, сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям.) Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…не…

Он вдруг умолк и направился к двери.

- Мы скоро увидимся, отец, право.

Но Василий Иванович, не оборачиваясь, только рукой махнул и вышел. Возвратясь в спальню, он застал свою жену в постели и начал молиться шепотом, чтобы ее не разбудить. Однако она проснулась:

- Ты от Енюши? Знаешь, я боюсь: покойно ли ему спать на диване? Я Анфисушке велела положить ему твой походный матрасик и новые подушки; я бы наш пуховик ему дала, да он, помнится, не любит мягко спать.

- Ничего, матушка, не беспокойся. Ему хорошо. Господи, помилуй нас, грешных, - продолжал он вполголоса свою молитву. Василий Иванович пожалел свою старушку; он не захотел сказать ей на ночь, какое горе ее ожидало[10].

(И.С.Тургенев)

Задания к тексту.

1. Понимание исходного текста.

- Какой эпизод из романа Тургенева «Отцы и дети» представлен нам? Как его можно озаглавить?

- Как можно охарактеризовать героев эпизода по отдельным деталям?

Герои эпизода детали выводы
Евгений Базаров «только плечами пожал»; «скучно»; «Ничего! До свадьбы заживет…»; «проговорил с натянутым зевком»; «Да..чуть было не забыл тебе сказать…» Равнодушно относится к родителям, проявляет эгоизм и черствость.
Аркадий Кирсанов «она очень огорчится, да и он тоже»; «Мне твою мать особенно жалко…»; «Ты матери своей не знаешь, Евгений, Она не только отличная женщина, она очень умна» Проявляет доброту и чуткость, с жалостью относится к родителям Базарова, не хочет огорчать их.
Василий Иванович Базаров - прерывистая взволнованная речь; - желание вкуснее накормить сына и его друга; - скрывает от жены отъезд сына Проявляет безграничную любовь к сыну, испытывает боль от предстоящего расставания. Бережно и с жалостью относится к жене.

 

- Какую задачу ставить перед читателями Тургенев в данном тексте, создавая характеры героев?

1. Проблема исходного текста.

Памятка!

В тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего? Родительный падеж) нравственного выбора (или экологии, добра и зла, выбора жизненной цели и др.)

Найдите правильную формулировку проблемы исходного текста. В предложении не должно быть грамматических ошибок.

1) Тургенев рассматривает проблему того, какими сложными бывают взаимоотношения двух поколений.

2) Автор анализирует проблему о равнодушии к близким людям.

3) В тексте поднимается проблема сложности взаимоотношений «отцов» и «детей».

4) Проблема равнодушия, которую затронул автор, очень актуальна.

5) Тургенев ставит проблему о том, что молодежь жестока по отношению к родителям.

3. Комментарий проблемы.

1) Вычеркните из предложенных характеристик то определение, которое в данном случае будет неверным:

· острая

· важная

· спорная

· актуальная

  • вечная

2) Почему проблема исходного текста важная и актуальная для современного общества?

Памятка! Используйте клише: «Проблема может читателя заставить

· лучше понять себя и окружающих

· переосмыслить свое отношение к родителям

· по-иному посмотреть на свое поведение

· критичнее относиться к …

· заняться самовоспитанием

· с горечью понять, что…»

 

4. Авторская позиция по проблеме исходного текста.

1) Определите стиль текста. Какие признаки художественного стиля здесь представлены?

2) На чьей стороне автор: на стороне «детей» или «отцов»? (Обратите внимание на детали, которые характеризуют героев; вспомните отношение автора к своему герою.)

Памятка!

В текстах художественного стиля автор создает образы и картины, чтобы читатель смог представить описываемые события. Авторская оценка, его эмоции и переживания раскрываются чаще всего через портрет героя, речь, пейзаж и др. В художественном произведении писатель «подводит» читателя к определенному мнению по проблеме, поэтому читательское и авторское мнения созвучны.

 

5. Подбор аргументов.

1) Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и в данном эпизоде, сталкиваются с проблемой сложности взаимоотношений «отцов» и «детей»:

· Л.Н.Толстой «Война и мир»

· А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

· М.Горький «На дне»

· А.Н.Островский «Гроза»

2) Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт.

Памятка! Используйте клише:

· С удовольствием прочитал…

· К сожалению,…

· …разделяя мнение автора, хочу сказать, что…

· Нельзя остаться равнодушным…

6. Работа над сочинением.

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту. Не забудьте о вступлении и заключении.

 

Текст№2

На канаве, не очень далеко от моста, не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста.

И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждой минутой становилась еще раздраженнее.

Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека. Остановившегося посмотреть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома».

Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми. Сковороды, про которую говорил Лебезятников, не было; вместо стука в сковороду Катерина Ивановна начинала хлопать в такт своими сухими ладонями, когда заставляла Полечку петь, а Леню и Колю плясать; причем даже и сама пускалась подпевать, но каждый раз обрывалась на второй ноте от мучительного кашля, отчего снова приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала.

Пуще всего выводили ее из себя плач и страх Коли и Лени. Действительно, была попытка нарядить детей в костюм, как наряжаются уличные певцы и певицы. На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недоставало; была только надета на голову красная, вязаная из гаруса шапочка покойного Семена Захарыча, а в шапку воткнут обломок белого страусового пера, принадлежавшего еще бабушке Катерины Ивановны. Полечка была в своем обыкновенном платьице. Она смотрела на мать, робко спрятавшись, не отходила от нее, скрадывала свои слезы, догадывалась о помешательстве матери и беспокойно осматривалась кругом. Улица и толпа ужасно напугали ее.

Соня неотступно ходила за Катериной Ивановной, плача и умоляя ее поминутно воротиться домой. Но Катерина Ивановна была неумолима.

Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери, увидев, наконец, солдата, который хотел их взять и куда-то вести, схватили друг друга за ручки и бросились бежать. С воплем и плачем кинулась бедная Катерина Ивановна догонять их. Безобразно и жалко было смотреть на нее, бегущую, плачущую, задыхающуюся. Соня и Полечка бросились вслед за нею.

- Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети! Поля! Лови их…для вас же я…

Она споткнулась на всем бегу и упала.

Все сбежались, все затеснились кругом. Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась о камень, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из ее груди горлом.[11] (Ф.М.Достоевский)

Задания к тексту.

1. Понимание исходного текста.

Для понимания исходного текста нужно извлечь из него информацию.

- Как можно озаглавить представленный эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание»?

(«На грани отчаяния», «Просьба о милости» и др.)

- Какова роль портрета Катерины Ивановны в раскрытии замысла автора?

«…странное зрелище…Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком в сторону, была действительно в настоящем исступлении, она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдательнее, чем когда-нибудь…»

(Героиня находится на грани отчаяния, которое переходит в помешание рассудка, это подчеркивают выделенные слова в тексте. Она пытается просить милости у случайных прохожих).

- Как усиливают сложное психологическое состояние героини глаголы, передающие ее действие: «бросилась к детям, кричала на них», «уговаривала», «учила», «начинала им растолковывать», «приходила в отчаяние», «бросалась к публике», «набрасывалась», «начинала браниться», «смеялась», «начинала хлопать ладонями, пускалась подпевать», «приходила в отчаяние», «проклинала свой кашель и даже плакала», «споткнулась на всем бегу и упала»?

(Вид Катерины Ивановны вызывает жалость и боль: перед нами совершенно больной человек, которому нужна срочная помощь. А на руках у этой несчастной женщины – двое детей. Автор намеренно усиливает чувство сострадания, используя данные глаголы, показывает свое негативное отношение к происходящему).

- Как автор изображает детей Катерины Ивановны?

Герои эпизода выводы
Полечка: «смотрела на мать, робко спрятавшись, скрадывала свои слезы», «улица и толпа ужасно напугали ее». «Коля и Леня, напуганные до последней степени, …схватили друг друга за ручки и бросились бежать»   Дети не могут понять степени постигшего их горя – они сильно напуганы. Последняя хрупкая их защита от жестокого мира «надломилась». Катерина Ивановна не сможет больше их спасти от нищеты, холода и голода. Полечка, Коля и Леня обречены…

 

- Найдите в тексте детали, которые указывают на поведение толпы, которая стала свидетельницей чужого горя?

«Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми…»

(Люди равнодушны к чужому горю, они привыкли наблюдать подобные сцены. Никто не поможет Катерине Ивановне и ее детям: не даст крова, не спасет от нищеты. Недаром эта сцена заканчивается предсмертным приступом Катерины Ивановны: кровь у нее пошла горлом.)

2. Проблема исходного текста.

- Какую информацию мы извлекли из данного текста?

(Автор изображает людей на грани отчаяния и равнодушие к ним окружающих. Достоевский при помощи художественных деталей хочет показать свое сострадание к «униженным» и «оскорбленным», он осуждает поведение толпы, для которой чужая беда – развлечение).

- Какова основная проблема исходного текста?

(Достоевский поднимает проблему бедственного положения обездоленных людей и равнодушия к ним окружающих.)

- Прокомментируйте проблему, определите авторскую позицию и свое мнение, подберите аргументы. Напишите сочинение.

 

Текст №3

Борис Друбецкой за время службы благодаря заботам Анны Павловны Шерер, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером.

Борис вполне усвоил себе понравившуюся ему неписаную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала и по которой для успеха на службе были нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только умение обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, - он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие не могли не понимать этого.

Вследствие этого открытия весь образ жизни Бориса, отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее совершенно изменились. Он не был богат, но последние свои деньги тратил на то, чтобы быть одетым лучше других; скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать плохом экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга.

Сближался и искал знакомств только с теми людьми, которые были выше его и потому могли быть полезны ему. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и его детской любви к Наташе было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны Шерер, в которой присутствовать Борис считал за важное повышение по службе, теперь тотчас же понял свою роль и представил Анне Павловне воспользоваться им как интересным гостем. Друбецкой сел на указанное место возле красивой Элен и вслушивался в общий разговор.

Говоря о положении в Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать о своем путешествии. Друбецкой, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во все время своего рассказа старательно избегая заявления собственного мнения насчет фактов, которые он передавал.

На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощение новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу выказала Элен.

Когда все поднялись, чтобы уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.

Приехав во вторник в великолепный салон Элен, Друбецкой не получил ясного объяснения, для чего ему необходимо приехать, однако в этот свой приезд Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.[12]

(Л.Н.Толстой)

Сочинение

Карьера Бориса Друбецкого.

Эпизод «Карьера Бориса Друбецкого» - отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

В тексте автор поднимает проблему выбора жизненной цели и путей ее достижения.

В цивилизованном обществе всегда уважали и ценили решительных и сильных людей. К сожалению, часто бывает так, что человек при достижении личной цели причиняет другим вред. Нередко приходится слышать о богатых предпринимателях, для которых главное – накопление капитала. Ни закон, ни беды простого народа им не преграда. Таким образом, проблема правильного выбора жизненной цели актуальна и важна в наше время.

В эпизоде писатель изображает одного из героев своего романа, для этого офицера главное в жизни – сделать карьеру по службе. Толстой подмечает, что Друбецкой поставил себя в «самое выгодное положение»: позволял нарушать субординацию, высокомерно относился к близким когда-то людям, так как имел влиятельные связи. По мнению героя, «нужны не усилия, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно лишь уметь общаться с полезными для себя людьми». Несомненно, Лев Николаевич не согласен с мнением этого офицера, хотя и сам был когда-то военным.

Я разделяю позицию автора. Если человек действительно хочет чего-то добиться в жизни, он должен делать это честно и прилагать максимум собственных усилий. Жизненная цель не должна быть эгоистичной.

В доказательство своей мысли я хочу вспомнить биографию Л.Н.Толстого, который на протяжении всей жизни старался жить честно, поступать по совести: не стеснялся выполнять крестьянскую тяжелую работу, стыдился праздности и роскоши, постоянно работал над собой.

Один из любимых моих героев романа – Николай Ростов. Для него самая важная жизненная цель – служение Родине и сохранение чести офицера. Он не принял рекомендательного письма ради «тепленького местечка» в полку. Чтобы сохранить свою честь, герой не постеснялся заступиться за беззащитную Марью Болконскую во время бунта крестьян, храбро сражался на поле боя во время Бородинского сражения. Взамен люди по-настоящему любили и уважали его.

Следовательно, человек, добивающийся жизненных целей собственным трудом, потом, кровью, достоин уважения. А если же он ищет обходные пути, то легко потеряет честь и запятнает совесть. Не забывайте наказ Андрея Гринева сыну в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги платье снову, а честь смолоду». (Суворовец 2 взвода 2 роты Мингараев Артем)

Заключение

 

ЕГЭ по русскому языку – это испытание не только для выпускников, но и для учителя, так как является определенным показателем его методического мастерства.

Данные методические рекомендации нацелены помочь учителю качественно подготовить учащихся к выполнению части С.

В работе учитывается специфика экзаменационного сочинения-рассуждения, рассматриваются его композиционные особенности. Схемы, памятки, клише помогут даже слабым ученикам справиться с заданием. Использование в качестве исходных текстов эпизодов из художественных программных произведений – это апробированный вариант, позволяющий эффективно использовать время для подготовки к экзамену и повысить интерес у учащихся к изучению литературы.

Нужно соблюдать только определенные условия: системность подготовки и корректировку недочетов.

Библиографический список

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. - №5.

2. Власенков А.И. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Правда», 1988.

4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009.

6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С / Г.Т. Егораева, Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2010.

7. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 1999.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов – М.: Азбуковник, 1999.

10. Плотинина Н.П. Сочинение на литературную тему: Материалы к урокам развития речи. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.

11. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение. – М., 1999.

12. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958.

13. Толстой Л.Н. Война и мир, Собрание сочинений, т.6 – М.: «Художественная литература», 1958.

14. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. М., 2000.

 

 

Приложение

 

Исходные тексты для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ (эпизоды художественных произведений).

Текст №1

Но он все-таки шел. Он вдруг почувствовал окончательно, что нечего себе задавать вопросы. Выйдя на улицу, он вспомнил, что не простился с Соней, что она осталась среди комнаты, в своем зеленом платке, не смея шевельнуться от его крика, и приостановился на миг. В то же мгновение вдруг одна мысль ярко озарила его, - точно ждала, чтобы поразить его окончательно.

«Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом; за каким делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет,- мне слез от нее надобно было, мне ее испуг видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается! Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.134 с.)