Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор темы курсовой работы и ее согласование с преподавателем соответствующего учебного курса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При выборе темы курсовой работы для достижения наилучшего результата студенту стоит в первую очередь внимательно просмотреть соответствующие планируемой теме разделы курса по учебнику или учебному пособию, оценить уровень их сложности, объем информации и объективную возможность написания работы. Немаловажным фактором успеха в данном случае является наличие необходимой литературы - перед окончательным выбором темы целесообразно убедиться в том, что информации достаточно. С этой целью рекомендуется составить предварительный, самый общий список литературы по избранной теме. Как правило, каждая кафедра предлагает примерные темы курсовых работ в соответствии со структурой учебных курсов. Эти темы являются ориентировочными, так как студент вправе предложить свою формулировку темы или свою тему. В этом случае необходимо одобрение избранной темы преподавателем, основанное на убедительной аргументации собственного выбора студентом. В конечном итоге выбранная тема должна быть краткой и информативной. Запомните: согласование темы с руководителем курсовой работы обязательно, так как невыполнение данного условия может привести к возврату готовой курсовой работы без ее рецензирования, то есть к пустой трате времени и появлению академической задолженности по курсу (курсовая работа рассматривается преподавателем в качестве обязательного допуска к сдаче экзамена по курсу). Тема курсовой работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Широта тематики студенческой работы таит в себе опасность недостаточной ее проработки, так как ограниченный объем курсовой работы не позволит автору детально исследовать глобальную тему. Узкая тематика не соответствует целям студенческого исследования - для ее разработки существует реферат. В курсовой работе для студента важно не только получить практический результат, но и продемонстрировать основательную теоретическую подготовку, знакомство студента с теорией и практикой учебного курса в широком смысле. 2). Определение цели и задачи исследования Успех любой деятельности во многом зависит от подготовки к ее осуществлению. Прежде чем начать курсовую работу, стоит определиться с тем, зачем она выполняется - с ее целью. Так, курсовая работа по экономической теории должна решать совершенно определенную задачу: раскрывать содержание анализируемой экономической категории, экономического процесса, явления. Возможно, в работе будет проведен анализ статистических данных и предложены некоторые направления совершенствования экономического развития отдельной отрасли. Может быть, детальное исследование зарубежного опыта позволит разработать вариант оптимизации хозяйственной деятельности конкретного предприятия и так далее. Важно в начале работы выяснить, какую пользу автору и обществу принесет эта работа. На этом же этапе студенту стоит определиться с содержательной структурой работы, обозначить общие вопросы, ответы на которые будут даны по окончании написания курсовой работы. 3). Составление предварительного плана подготовки курсовой работы В зависимости от задачи курсовой работы составляется ее предварительный план. Этот план студент готовит для себя, чтобы, ориентируясь на него, начать подбор необходимой учебной и научной литературы. В дальнейшем этот план будет скорректирован в соответствии с полученной информацией. Исключительно важной на данном этапе является консультация преподавателя и одобрение им предварительного плана. Если студент заочной формы обучения не имеет возможности встретиться с преподавателем лично, ему стоит изучить труды преподавателя (как учебные, так и научные), посвященные исследованию данной темы - так проще будет определить важнейшие вопросы, которые в обязательном порядке следует рассмотреть в курсовой работе. 4). Подбор и изучение литературных источников При составлении предварительного списка литературных источников рекомендуется пользоваться библиографическим каталогом, имеющимся в каждой библиотеке. Библиографические каталоги делятся на систематические, предметные и алфавитные. На первоначальном этапе подбора литературы целесообразно пользоваться систематическим каталогом, так как в нем карточки с названиями монографий, сборников, статей расположены по отраслям знаний. Необходимо найти в систематическом каталоге нужный раздел, в нем - тему, в наибольшей степени соответствующую теме курсовой работы, и выписать для собственного использования требуемые источники информации. Особенно важны издания последних 3-5 лет. Полезно провести обзор периодической литературы (прежде всего академических журналов за период 3-5 лет). Это позволит выделить круг авторов для дальнейшего поиска монографий и статей. Постарайтесь внимательно отнестись и к библиографии просмотренных статей. Так, при подготовке курсовой работы по курсу «Экономическая теория» целесообразно просмотреть последние номера журналов «Экономист», «Вопросы экономики», «Экономические науки», «Мировая экономика и международные отношения», «Деньги и кредит», «Финансы и кредит», «Рынок ценных бумаг», «Российского экономического журнала», «Эксперт». Полезна информация, публикуемая в газете «Экономика и жизнь», «Российской газете», «Финансовой газете», «Экономической газете». В итоге при подготовке работы используется основная и дополнительная литература. К основной относят учебники, учебные пособия, хрестоматии, официальные документы - законы, постановления, указы и т.д. Дополнительной литературой в данном случае являются монографии, статьи, энциклопедии, справочники и т.п. В итоге в библиографическом списке должны быть указаны не менее 20 действительно использованных литературных источников, причем не газетных статей, справочников, официальных документов. 5). Подготовка окончательного плана курсовой работы Окончательный план курсовой работы должен включать Введение, Основную часть, Заключение, Библиографический список и Приложение (если в этом есть необходимость). План приводится в работе в виде Плана или Оглавления на листе, следующим за Титульным листом. Количество Глав и Параграфов определяется автором курсовой работы, количество Приложений зависит от желания автора работы (пример приведен в прил. 4). Теоретически план письменной работы может быть простым или развернутым. Первый включает введение, названия глав, заключение, библиографический список, приложения; во втором главы подразделяются на параграфы (разделы), подразделы. Классический План курсовой работы выглядит следующим образом: Введение I Первая глава 1.1.Первый параграф первой главы 1.2.Второй параграф первой главы II Вторая глава 2.1 Первый параграф второй главы 2.2 Второй параграф второй главы III.................................................... Заключение Библиографический список Приложения 6). Выбор методов исследования В зависимости от избранной темы курсовой работы в процессе ее написания студент может использовать ряд методов, позволяющих излагать информацию желаемым образом. В их числе исторический метод, метод научной абстракции, методы анализа, синтеза, дедукции, индукции. Хорошее впечатление производит использование методов экономико-математического моделирования и графических изображений: работа становится более содержательной, оценивается выше. 7). Анализ и обобщение подобранного материала Это наиболее важная часть работы, требующая времени и усилий. Обобщение материала осуществляется только после его тщательного анализа и в порядке, указанном в плане. Введение - обоснование необходимости данного исследования. Это раздел, который читается первым, поэтому его содержание должно быть предельно лаконичным (1-2 страницы) и информативным. Текст Введения показывает, что можно ожидать от всей работы: прочитав его, читатель должен понять - читать ли ему эту работу, или нет. Также целесообразно представить общий обзор литературы, посвященной теме курсовой работы. Основная часть, состоящая, как правило, из 2-5 глав, должна включать обзор теоретической информации с авторскими комментариями, исследование проблемы на основе российского и зарубежного опыта (конкретизация рассматриваемых вопросов, обзор дискуссий, анализ фактического материала) и, если в этом имеется необходимость, статистические расчеты. Общеизвестные положения и учебные материалы стоит опустить, так как подобная информация не является выигрышной при оценке курсовой работы: работа должна быть, прежде всего, интересной. Если же содержание требует указанной информации, целесообразно представить ее в сноске. В тексте наличие ссылок на использованные источники обязательно. Количество ссылок характеризует объем проделанной работы и производит благоприятное впечатление. В перечень ссылок можно включать адреса сайтов сети Internet (только не баз данных рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ!). Главы, а в их структуре и параграфы курсовой работы должны быть сопоставимы по объему. Если один или несколько из них существенно, в несколько раз больше (меньше) остальных, стоит изменить структуру работы. Заключение должно отражать степень перспективности проведенного исследования и соответствовать целям и задачам, обозначенным во введении. Автор дает собственную оценку работе и, если аргументы убедительны, может оценить возможность разработки данной темы в дальнейшем. Объем заключения составляет 2-3 листа и включается в общий объем работы. Целесообразно после написания работы прочитать и отредактировать ее еще раз, учесть замечания руководителя и добавить новейшие материалы. Введение и заключение нужно писать после завершения основного текста работы и его окончательной редакции. Приложения стоит оформлять в том случае, если работа содержит обширный статистический материал, значительное число рисунков и таблиц, чрезмерно увеличивающих ее объем. В работе может быть одно или несколько Приложений. 8). Проверка соответствия содержания поставленным целям и задачам Курсовая работа может быть выполнена безупречно логично, в полном соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, с использованием обширного списка основной и дополнительной литературы, но она ничего не стоит, если поставленные в начале цели и задачи не разрешены. Не поленитесь на завершающем этапе подготовки работы еще раз просмотреть ее -проверить, полностью ли она соответствует теме, все ли необходимые вопросы рассмотрены и достаточно ли они раскрыты? Такая проверка может показаться излишней, но, поверьте, она займет меньше времени и труда, чем переработка всей курсовой работы, когда она будет возвращена преподавателем с пометкой «тема не раскрыта». 9). Работа над приложениями Приложение может обогатить работу, а может испортить впечатление о ней. Наилучшее впечатление производит приложение, включающее цифровые данные, использованные в самой работе, например, статистические выкладки за последние 5 лет, которые студент использовал для расчета интегрального показателя уровня жизни населения России и анализа его динамики. Выигрышно смотрится таблица, включающая авторские взгляды на рассматриваемую проблему, авторские определения изучаемой категории и т.д. Совершенно бесполезным окажется приложение, содержащее изображения графиков рыночного спроса и рыночного предложения, если основной темой курсовой работы будет изучение рыночного механизма и его функционирования. 10). Окончательное оформление курсовой работы и сдача ее на проверку Объем курсовой работы составляет 30-45 страниц текста (размер шрифта 14), 1-1,5 интервала. Поля на листе оставляются слева-30мм,сверху и снизу - 20 мм., справа - 15 мм. Заголовки Глав печатаются ПРОПИСНЫМИ буквами, заголовки параграфов - Строчными. Точки в конце заголовков не ставятся. Каждый раздел плана начинается на новом листе. Таблицы обозначают словом «Таблица» и нумеруют арабскими цифрами. Например, Таблица 1.1, Таблица 1.2 и т.д., где первая цифра обозначает номер параграфа, вторая - номер таблицы. Другие возможные иллюстрации обозначают как «Рисунок» и нумеруют аналогично. Таблицы и графики в печатный текст могут быть вписаны от руки. Титульный лист располагается первым, но номер на нем не проставляется. Следом идет Оглавление (План) - страница 2, затем Введение - страница 3 и так далее. Нумерация страниц курсовой работы сплошная от начала и до конца, но объем определяется без учета объема Приложений. Если в тексте была использована информация конкретного автора (авторов), обязательно следует сделать ссылку на соответствующий литературный источник. Если в курсовую работу очень хочется ввести целую страницу заимствованного теста - можно это сделать, но при условии обязательной ссылки на первоисточник. Допускается указание, что рассматриваемый вопрос всесторонне раскрыт у данного автора, и приведение этого вопроса в тексте работы. 11). Анализ замечаний по работе и подготовка к ее защите Так как подготовка курсовой работы выполняется студентом самостоятельно, практически неизбежно выявление некоторых недочетов преподавателем при предварительной проверке. Студента замечания преподавателя не должны смущать - замечания делаются для его же пользы, причем их учет позволяет соответствующим образом повысить итоговую оценку за работу. В Отзыве преподавателя оценки за предзащиту выставляются по ряду критериев. Именно эти оценки после переработки курсовой работы могут быть повышены. Когда повторные оценки выставлены, можно приступать к подготовке к защите работы. Оценка работы в итоге будет складываться с учетом формальных и содержательных критериев. К формальным критериям относится выполнение базовых требований по оформлению работы. Даже лучшая курсовая работа будет оценена низко, если она должным образом не будет оформлена. Недостатки оформления существенно снижают впечатление от работы и, как следствие, оценку. Содержательные критерии учитывают учебную и научную (не техническую) составляющие работы студента. В структуре оценки эти критерии ценятся выше, поэтому им следует уделять пристальное внимание. В целом именно они обеспечивают положительную оценку курсовой работы. Понижающие коэффициенты используются только при недобросовестном подходе к подготовке курсовой работы. Так, наличие принципиальных ошибок означает, что студент не изучил материал, не понял его сути или глубоко заблуждается. Наличие плагиата - использования информации без указания источника (присвоения интеллектуальной собственности) - свидетельствует о нарушении научной этики и строго наказывается. Недостаточное знание студентом содержания собственной работы позволяет утверждать, что работа эта была недостаточно качественной. Наконец, использование только морально устаревших источников литературы не дает права на получение высокой оценки - весьма вероятно упущение современных взглядов на проблему, уже существующих путей ее решения и т.д. Важно помнить, что фактическая оценка проделанной работы на предзащите и защите - далеко не одно и то же. Учтя сделанные руководителем замечания, студент имеет прекрасную возможность повысить итоговую оценку или, если того желает, оставить ее неизменной. 12). Защита курсовой работы Защита работы происходит в форме доклада или в форме ответов на вопросы преподавателя по курсовой работе. За несколько дней до защиты студент забирает свою работу с пометкой преподавателя «к защите» и готовится к докладу. Итоговая оценка отражает уровень понимания выполненной работы, то есть хорошо написать курсовую работу недостаточно - необходимо основательно разобраться с изложенной информацией и суметь лаконично пересказать ее. Если студент не может ответить на все вопросы преподавателя, он не вправе рассчитывать на высшую оценку - 5 баллов вне зависимости от качества письменной работы не выставляются. Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные характеристики рефератов и контрольных работ? 2. Что общего и в чем различия между рефератами и контрольными работами? 3. Какую роль играют, и какие функции выполняют в образовательном процессе в вузах курсовые работы? 4. Что общего и в чем различия между курсовыми и выпускными квалификационными работами? 5. Что общего и в чем отличия в последовательности действий студента при выполнении контрольной и курсовой работы? 6. В чем заключаются основные особенности последовательности действий студента при выполнении контрольной работы? 7. В чем заключаются основные особенности последовательности действий студента при выполнении курсовой работы? 8. Каковы основные критерии оценки контрольной работы? 9. Каковы основные критерии оценки курсовой работы? 10. Какую роль играет защита курсовой работы в ее итоговой оценке? Глава 4. Подготовка и оформление письменных работ Общие требования к выполнению письменной работы. Общие требования к стилистике письменной работы.Принципы рубрикации текста. Речевые функции и лексические средства связи научного текста.Структура письменной работы. Оформление цитат и ссылок. Требования к оформлению иллюстративного материала. 4.1.Общие требования к выполнению письменной работы Основными требованиями к содержанию письменных работ являются: -обстоятельное освещение теоретических аспектов исследуемой темы; -полный и объективный анализ источников по теме письменной работы; -аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций; -использование актуальных статистических данных; -использование (к месту) средств повышения наглядности излагаемого материала (таблиц, графиков, диаграмм и т.д.); -соответствие структуры основного текста окончательному варианту плана содержания; -логичное и лаконичное изложение содержания внутри частей (разделов, глав, параграфов); -использование соответствующей характеру письменной работы унифицированной терминологии, сокращений и т.д.; -строгий научный стиль; -соответствие требованиям технического задания. Текст письменной работы должен быть представлен в одном из двух предложенных ниже вариантов: 1. Разрешается печать письменной работы на пишущей машинке. 2. Разрешается набор на компьютере. Требования к тексту: - письменная работа выполняется в MS Word 6.0 (и другие версии); - шрифт Arial Суг или Times New Roman; - размер основного текста – 12-14, интервал- 1,0-1.5; - поля: верхнее -2.0 см, нижнее- 2.0 см, левое- 3.0 см, правое - 1.0-1.5 см; - абзацный отступ - 1.27 см или 5 знаков; - текст должен быть выровнен по ширине. 4.2.Общие требования к стилистике письменной работы Студенческие письменные работы относятся к научным произведениям, и именно поэтому к их стилистике предъявляются особые требования. Основными стилистическими требованиями к письменной работе, изложенной научным стилем, являются: • Формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выдвинутых в результате проведенного исследования. • Смысловая законченность, целостность, связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на: последовательность развития мысли (сначала, прелсде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.д.); противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же); переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к.,,, рассмотрим..., остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться па..., необходимо рассмотреть...); итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать). В некоторых случаях словосочетания рассмотренных выше типов не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста. • Использование специальной профессиональной терминологии. Научный текст характеризуется тем,что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений, исследований и экспериментов сведения и факты. Это обуславливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальнойтерминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность вкраткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. • Объективность изложения, подразумевающая наличие в тексте научной работы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, очевидно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведению, по мнению, по • Обезличенность изложения. Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения. Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками, Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа "выявлено несколько новых принципов". Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения - "я". Там, • Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте научной работы Информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.Не допускается в научной, в том числе диплом ной, работе для обозначения новых понятий создавать новые слова от иностранных, использовать просторечные и жаргонные слова цехового обихода, которые употребляютсявместо соответствующих терминов. • Ясность и краткость научной речи. Практика показывает,что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с • Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием). • Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах, • Соответствие приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям ифактам. Это значит, что научныйтекст отличает прагматическое построение- В нем все направлено на решение поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. • Для языково-стилистического оформления дипломной работы очень важно уметь организовывать накопленную информацию в связный текст. Для облегчения работы студентов в этом отношении ниже в форме таблицы приводятся речевые клише, которые в научных работах используются как средства связи между предложениями (см. Приложение 1. Табл. 1).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.212 (0.016 с.) |