Языковых единиц, уточнению структуры текста,




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковых единиц, уточнению структуры текста,



Предложений и слов

Ú Ребенку предлагается рассмотреть картинки, прочитать правильный текст, соответствующий содержанию картинок, и деструктивные варианты текста с пропущенными предложениями, словами. После прочтения текстов ребенку предлагается сказать о замеченных ошибках. Его внимание обращается на искажение содержания рассказа в деструктивных текстах. Ошибки устно разбираются и исправляются логопедом с участием ребенка. (Семантический и структурный анализ текста.)

Ú Совместное исправление записанных на карточках деструктивных предложений с опорой на соответствующие сюжетные картинки (вставление пропущенных слов, добавление части слова, перестановка слов и изменение окончаний слов в предложениях типа: «Чашка разбила Петю»).

Ú Составление предложений к картинкам с опорой на графические схемы.

Ú Расширение записанных на карточках предложений с опорой на соответствующие картинки. Составление графических схем данного и нового предложений.

Ú Составление предложений по предложенной схеме без опоры на картинку.

Ú Составление предложений с заданным количеством слов (с опорой на картинки и без картинок).

Ú Составление логопедом совместно с ребенком графических слоговых и буквенных схем слов с опорой на картинки.

Ú Заполнение схем слов к названиям картинок.

Ú Графическая запись диктуемых предложений, слов. Ребенку предлагается записать предложение или слово в виде схемы.

Ú Придумывание (подбор) слов, первый слог или звук которых по очереди предлагается ребенком и логопедом.

Ú Отбор картинок, в названиях которых содержится определенное количество слогов, звуков.

Ú Подбор слов с заданным количеством слогов, звуков.

Ú Разгадывание и составление слоговых и буквенных кроссвордов и другие упражнения.

2) Закрепление положительной установки на письмо. На этом этапе переходят к записи более объемного материала. Здесь уделяется внимание разборчивости записи и овладению ребенком основных правил написания. Логопед дает ребенку инструкцию:

«Не торопись, старайся, чтобы между словами было одинаковое расстояние». Продолжается использование комментированной записи. На данном этапе работы можно рекомендовать использовать такие виды работы, как описание предметов, совместное письменное изложение коротких текстов, совместное сочинение с опорой на имеющийся опыт или по представлению. Необходимо также включать в работу упражнения и игры, способствующие развитию языкового анализа и синтеза, совершенствованию лексико-грамматического оформления речи.

Примеры заданий и упражнений

• Написание списка картинок для логопедического кабинета.

Логопед и ребенок совместно составляют подписи к простым, а затем более сложным сюжетным картинкам. Предложение обговаривается, под картинкой раскладываются полоски по количеству слов. Запись осуществляется с проговариванием вслух. Предварительно устанавливается, кто будет «вести» — проговаривать вслух, кто «ведомый» — подстраиваться под темп проговаривания. Запись осуществляется на листках, в столбик.

• Написание списка рассказов для логопедического кабинета.

Логопед и ребенок совместно составляют (по предложению) рассказы по серии сюжетных картинок и записывают предложения с поочередной сменой «ведущего» и «ведомого».

3) Автоматизация выработанных навыков в самостоятельном письме, формирование самоконтроля при письме. На данном этапе с ребенком отрабатывается спокойный ритм записи. Самостоятельное письмо осуществляется с проговариванием вслух только трудных слов. Проводится работа по целенаправленному формированию у ребенка действий контроля с использованием ориентировочных карточек (методика изложена выше). На завершающей стадии работы ребенок переходит к осуществлению проверки записи во «внутреннем плане», т. е. без опоры на карточку и внешнюю речь.

Примеры заданий и упражнений

Ú Логопед и ребенок придумывают к картинке каждый свое предложение, составляют графическую схему предложений, записывают предложения. Логопед показывает ребенку, как нужно с помощью ориентировочной карточки проверить запись. Проверяет запись своего предложения. Затем с помощью логопеда и с опорой на карточку, проговаривая вслух действия контроля, ребенок проверяет запись своего предложения.

Ú Ребенку предлагается самостоятельно придумать и записать предложения к сюжетным картинкам. После записи каждого предложения он должен проверить запись с опорой на карточку, проговаривая действия контроля.

Ú Ребенок самостоятельно составляет и записывает небольшие рассказы по картинкам, выполняет письменное изложение прослушанных текстов. После записи каждого текста он должен проверить запись, проговаривая действия контроля без опоры на карточку.

Контрольные вопросы

1. Каковы цель и задачи логопедического обследования детей с дисграфией?

2. Раскройте содержание обследования, обоснуйте значимость изучения у детей с дисграфией состояния речевых и неречевых функций.

3. Какие факторы учитываются при реализации принципа дифференцированного подхода в логопедической работе с детьми?

4. Каковы задачи и роль подготовительного этапа в организации логопедического воздействия?

5. Раскройте содержание традиционных направлений логопедической работы по коррекции дисграфии у школьников с ЗПР.

6. По каким дополнительным к традиционным направлениям и как может осуществляться оптимизация письма школьников с ЗПР?

7. Почему формирование самоконтроля играет важную роль в нормализации письма детей с ЗПР?

8. Чем обусловлена необходимость уделять внимание совершенствованию графомоторных навыков в работе со школьниками с ЗПР?

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проанализировав имеющиеся авторские диагностические схемы, оформите собственный вариант схемы психолого-логопедического обследования младшего школьника с ЗПР. С учетом возраста и этапа школьного обучения подберите тесты и дидактический материал. Проверьте информативность схемы опытным путем.

2. Проведите сравнительное психолого-логопедическое обследование школьников с ЗПР и с нормальным развитием, страдающих дисграфией. Сопоставьте результаты исследования.

3. Продумайте возможность целенаправленного использования в логопедической работе с детьми игр и упражнений на

развитие когнитивных функций, эмоционально-волевых качеств. Учитывая рекомендации психологов в отношении последовательности и сочетаемости направлений коррекционно-развивающей работы, подберите методический материал.

4. На основе анализа результатов обследования школьника с дисграфией разработайте индивидуальную программу коррекционно-развивающего логопедического воздействия.

 

Основная литература

1. Безруких М. М., Ефимова СП. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978, №1.

2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР.- М., 2002.

3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.— М., 1974.

4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.— М., 1984.

5. Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 1980. №3.

6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

7. Корнев А. Н. О методических принципах исследования детей с дисграфией // Принципы и методы коррекции нарушений речи.— СПб., 1997.

8. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах.— М., 1998.

9. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.— СПб., 1997.

10. Логинова Е. А. Индивидуальный подход в коррекции дисграфии у школьников с ЗПР // Речевая деятельность в норме и патологии. — СПб., 1999.

11. Логинова Е. А. Формирование самоконтроля при письме у младших школьников с задержкой психического развития // Принципы и методы коррекции нарушений речи.—СПб., 1997.

12. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск.— М., 1988.

13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.— М., 1990.

14. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология. 1988. №4.

15. Методы обследования речи детей /Под ред. Г. В. Чиркиной.- М., 2003.

16. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов /Под ред. М. М. Семаго. - М., 2001.

17. Психодиагностическая работа в начальной школе /Под ред. А. А. Степанова. Часть 1.— СПб., 1994.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.— М., 1995.

19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.— М., 2002.

20. Скворцова И. В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. — СПб., 2000.

21. Фотекова Т. А., Ахутина А. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.— М., 2002.

22. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты.— М., 1999.

Дополнительная литература

1. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. — Самара, 1994.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать.- М., 1994.

3. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников.— М., 2001.

4. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии.— СПб., 2001.

5. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков.— СПб., 1997.

6. Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников.— М., 1994.

7. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М., 2000.

8. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. — Воронеж, 2001.

9. Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А. В. Семенович.— М., 1998.

 

10. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.— М., 1999.

11. Лубовский В. И. Выявление нарушений развития как задача психологической диагностики в школе // Психодиагностика и школа.— Таллинн, 1980.

12. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.— М., 1985.

13. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

14. Минский Е. М. От игры к занятиям.— М., 1982.

15. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. В. И. Лубовского. — Смоленск, 1994.

16. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.— М., 2002.

17. Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП.— М., 2000.

18. Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль, 1995.

19. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.

20. Триггер Р. Д., Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития.— М., 1986.

21. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей.— М., 1998.

22. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление.— М., 1997.

 

ГЛАВА V.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.011 с.)