Мет-ка исп-я фономатериала и лингофонного практикума в обучении ИЯ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мет-ка исп-я фономатериала и лингофонного практикума в обучении ИЯ.



Фономат-лы исп-ся для: многократн. повторения реч. образцов, для полной или частичной замены уч-ля во время урока, для контроля устной речи уч-ка(его умение прослушать, а затем записать). Преимущ-ва исп-я фономат-лов: создается искусствен. яз. среда. Методич. преимущ-ва: снятие трудностей аудирования, можно членить реч. образцы на более мелкие при обуч-и устн.речи, неизменность звучания и многократность повторени.

Классификация Фонограмм:
1)Фонограммы первого типа
– исп-ся только в рецептивном плане, не требуют немедленной реакции. Это запись отрывков МР и ДР. Эти материалы имеют большое значение для обучаемых аудиального типа. Структура: инструкция (цель и порядок аудирования), оснавная часть или источник инфо.
2)Фонограммы второго типа – не только сообщают инфо, но и требуют немедленного ответа и обеспечивают проверку его правильности. Структура: 1)инструкция, 2)Материал для прослушивания с заданиями, паузами для ответа и ключа для обратной связи.
3)Фонограммы 3го типа: автофонограммы. Учащиеся записывают на пленку сами себя. Учитель должен обязательно прослушивать автофонограммы для определения ошибок, трудностей…
Типы занятий с применением фономатериалов:
1)Занятия в лингафонном классе под рук учителя
2)Самостоятельная работа в лингафонном классе
3)Занятие с использованием одного магнитофона под рук учителя
4)Самостоятельная работа с магнитофоном.
Занятия в лингафонном классе под рук учителя должны проводится по лингафонному практикуму. Его компоненты: 1)Пособие для учителя, 2)Иллюстративное приложение для уч-ся, 3)Набор фонозаписей.
Лингафонный практикум включает в себя лабораторные работы – комплекс спец приемственных упр-й (от легких к трудным) для отработки яз/реч материала. Цель занятий в лингафонных лабораториях: формировать ум и нв на основе специально отобранного яз. матер-ла, к-й организован в упраж-я. Лаборатория-комплекс разработан. упр-й, выполняемых с помощью фонозаписи. Специфика Лабы: 1)тематическое единство всех заданий, 2)структурная целостность (ни одно упр-е пропустить нельзя), 3)В наличии ключей для самоконтроля, 4)в точном контроле за временем выполнения. На уроке чаще всего исп-ся тренировочные Лабы, а для сам работы – задания на введение и первичное заврепление материала. Типовая Лаба обычно имеет структуру фонограммы 2го типа. В лингафонном классе объединяются устные и письменные формы работы. Учитель с пультом упр-я может вмешиваться в ответы уч-ся. Для самостоят работы нужен спец дидактический материал (правила, инструкции, опоры, схемы..) + обязат контроль учителя.

 

11. Особенности и методическое содержание современною урока ИЯ.

Среди организ. форм учебно-воспитат. процесса в школе ведущее место занимает урок. Урок отражает научную концепцию, которую исп. учитель. Поэтому успех обучения зависит гл. обр. от совершенства методики провед. учебных занятий учителем. Каждый урок должен:- строиться в соотв.с той системой, по кот.ведется обучение; планироваться с учетом комм-ной направл-сти уч. проц. по ин. языку; -обеспеч-ть комплексное осущ-ние практической, воспит., образоват. и развив. целей; -иметь благопр. психол. климат для изучения языка; -вызывать у учащихся мотивацию изучения ин.яз. за счет вовлечения их в активную речемыслит. деят-сть; - оснащаться новыми средствами обучения, которые позволяют создавать и исп-ть на уроке речевые сит., близкие к естественным. Эффект-ть урока ин. языка опред-ся степенью реч. активности уч-ся. Соотношение речи учит. и уч-ся должно составлять от 30% до 70%.

Особ-ти урока ИЯ: 1) и целью, и содерж-м уроков является инояз р. д. На ур. ин. яз.усвоение теор. зн.занимает подчиненное место, а основное их содерж. составляет формирование навыков и ум. Р.д., 2) комплексный х-р всей работы по обучению ИЯ (основывается на возможности переноса НВ и УМ из одного вида речевой деятельности в другой). 3) ин. яз. выступает не только как цель, но и как ср-во обучения.

Методическое содержание урока – совокупность основных, научных положений, которые определяют его особенности, структуру, логику и приемы работы. Оно определяется след положениями: 1)принцип индивидуальности (учет и использование резервов обучаемой личности: актуальные для опред группы проблемы, индивидуальные задания со своей точкой зрения, различные режимы и формы работы. Индивидуальный подход: 1)всем одно задание, но помощь каждому разная: одним пересказать текст, другим сделать это по плану и т.д., 2)разные по языковому уровню уч-ся получают разные задания, которые на следующем уроке составят один общий ответ); 2)принцип речевой направленности урока (любой урок д б речевым по замыслу, организации и исполнению. Все задания должны иметь хотя бы условную речевую задачу); 3)принцип ситуативности (Речь не бывает вне ситуации общения. Каждая ситуация имеет 4 компонента: коммуникативная цель, взаимоотношение собеседников, место общения, время общения; Виды ситуаций: реальные (неинтересны, ограничены соц ролями учеников и учителя), условные (моделирование реальных ситуаций общения), проблемные (при различных точках зрения, создаются путем проблемного вопроса)); 4)принцип функциональности (Каждая языковая единица имеет речевую функцию: передать инфо, запросить инфо. На первый план следует выдвигать функцию яз единицы. Для реализации данного принципа следует использовать речевые задачи, которые используются в реальном общении (сообщить, объяснить, одобрить, убедить). Виды РД имеют функциональность); 5)Принцип новизны (варьирование речевых ситуаций обучения, содержание уч материала должно вызывать интерес своей информативностью, новизной, соответствовать возрастным интересам и языковому уровню).

Логика урока – связь между его этапами. Компоненты: 1) целенаправленность – соотнесенность всех этапов урока с ведущей целью – практической – не менее 35 минут урока (в качестве цели м б только языковой навык или речевое умение: формирование грамматического/лексического навыка говорения; введение и первичное закрепление лексики по теме..); ((Поурочный план: Цель урока: речевой мат-л: слова...))2) целостность – соразмерность всех его компонентов, их упорядоченность. Все упражнения должны учитывать принцип от более легкого до более трудного. 3) динамика урока – правильная последоват упраж-й; 4) связность (лингвистическая (новые яз ед содержатся во всех упр-ниях и связывают этапы уроков); предметная (этапы урока д б связаны одним тематическим содержанием); формальная (общий замысел проведения урока: урок-экскурсия, ток-шоу…)) Логика урока достигается только при наличии всех 4х компонентов.

 

12. Типы, структура и планирование уроков ИЯ в школе.

Общепризнанной классификации типов уроков нет, но считается, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.

1. Комбинированный урок. (на уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Разновидности – ур-обучене нов гр образвам и развитие умений устной речи; урок введение нов лексики и совершенствование умений чтения и т.д.). Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы.

На уроке комбинированного типа его составные части — повторение или проверка, изучение и закрепление нового — по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок введение. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Структура данного типа урока такова: 1) проверка дом занятия 2) сообщение темы и цели урока, 3) презентация нов материала, 4) контроль понимания 5) упр на узнавание и различение нов яз явлений в звучащем тексте или печатном тексте 6) предтекстовые у на ориентировку восприятия текста 7) детальная работа на текстом 8) задание на дом.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития ЗН, УМ и НВ – тренировочный урок. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей. Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненных работ, 5) задание на дом.

4. Урок активизации или формирования рече умений чтения, ауд, говорении, письма. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса. Вкл сл задания: 1) работа на мат-ле чтения с обще охватом содержания 2) пословный, изберательный, сжатый пересказ 3) драматизация, самост составление диалогов, 4) ответная работа 5) расширение, углубление, добавление текста, 6) пошаговое и суит обучение диалог речи, 7) написание писем различного содержания.

5. Контрольные, или учетные, уроки – заключительный урок по теме. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке — диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке (проблемные и реч сит, контрольн монолог высказывание, игры, контр аудирование, конт чтение).

Структура урока - взаимосвязь и последовательность различных его этапов.

1) огр момент (3-10 м) – задачи: а) создать предпосылки для успешного проведения урока (цель), б) вкл у-ся в иноязычн практику в) дисциплина.

2) этап введения нов материала (до 10 мин) – пока уч еще не устали. Кол нов мат определ календ и темат планами. Рекоменд наглядность, от сложности – на русском или на ин. – переменный этап

3) этап тренироваки – форм яз навыков. ТСО позволяют проводить ее с образцовым эталоном для подражания. Деятельность определяется типом урока. – переменный этап.

4) этап речевой практики – составляет основу – от 15 до 35 м. Содерж зависит от вида РД. Выполняются задания на прослушивание, чтение, говорение и письмо.

5) Дом зад – подведение итогов.

2 аспект структуры урока – логика, кот проявляется в 4 аспектах: 1) целенарпавленность – соотнесенность всех этапов урока с ведущей целью, когда все, что делается подчинено ее гл цели 2) целостность – соразмерность всех этапов. Каждое упр подготавлив выполнение след, оптимально сменять др друга. 3) динамика – правильная последовательность заданий. 4) связность а) лингвистическая – новые яз ед содерж во всех упр б) тематическая связность в) общий замысел урока – формальная связность – урок – экскурсия и т.п.

Метод правильное планирование явл ванным условием успешности и результативности уч процесса. План любого типа предусма последовательное распредение во времени у мат-ла подлежащего усвоению. При этом д. учитываться осн закономерности форм соответст навыков и умений. Важнейш условиями успешного планирования явл: 1) знания учителем целей обуч и требований по каждому классу 2) знание программного мат-ла по каждому классу и уч пособий 3) знание возрастных особенностей уч, уровня яз подготовки, индивид псих особенностей. Наличие планов, книги для учителя обегчает планирование, но не исключает его. В книге дается идеальный вариант, составленный без учета конкретного класса. Календарное планирование – составляется авторами учебников и институтами усовершенствования учителей с учетом опыта планирования за предшеств годы. Тематическое планирование – цель – опредление конкретных целей и задач, объемы ма-ла, последовательн его изучения при прохождении опред темы, часто параграфа учебника. В мет лит серию у по теме наз системой уроков, котор обеспечивает форм речевых навыков и умений, применительно к опред теме или тексту. Кроме практ, д.б. решены общ-образ, развиват, воспит цели. Распределен мат, точное определение целей каждого урока, выбор упражнение помаг приступить к поурочному планированию. Поурочное планирование определяет основные этапы урока, определяет практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели.

 

13. Нетрадиционные формы организации урока по ИЯ в СШ.

НУ –учеб-ое занятие, имеющее нетрадиц-ую струк-ру, этапы, нов формы реч взаимодействия м\у уч-ми и уч-ем, м\у самими учениками. Происходит изменение традиционной роли учителя (помошник-консультант) и уч-ся. Преимущество НУ: 1. Способствуют сотрудничеству и партнерству, выдумке. 2.повышают творч самост-ть уч-ся. 3. повышается результ-сть усвоения мат-ла. 4. воспитыв умение раб в команде, разв ответственность. Рекомендации учителю по проведению НУ: 1. Предварительная подготовка: накопление учеб мат-ов, подготовка учащимися оборудования урока. 2. Обязательное вкл всех уч-ся в подготовку и провед у. 3. Учитывать фактический уровень подготовки уч-ся. 4. При анализе учитывать результат, процесс подготовки. Распростр форма НУ д искуссия - развернутое обсуждение проблемного? с использ аргументации и контраргументации; разв УМ неподготовленной речи. ("круглый стол" - обычно на закл. этапе темы, можно вкл: появление гостей, викторины, конкурсы. Ток-шоу -характ-ся наличием острой темы-проблемы подготовка острых??, наличие ведущего, регулирующего ход беседы. В качестве основы - проблема, уч-ся сами планируют способы ее решения и презентации. Результатом может быть: драматизация, журнал, плакат, радио программа, социальное исследование. Особое внимание в методике преподавания ИЯ уделяется игровым формам обучения: языковые игры, ролевые игры, деловые игры

Традиц или прямые методы и приемы приводят к исчезновению ТВ-ва в обучении, снижают внутрен мотивацию, т.к. ориетируются на указания, принуждения, и контр- оценоч деят. Новые формы ур основанные на косвенном пед воздейств, на превраще ч-ся в равноправного участника уч процесса. Уроки творчества – на ср этапе – в неб групп выполн конкретные задания – 1) составить кроссворд 2) написать план – сценарий, 3) составить загадки. – не более 10 м, остальное время – решение. Урок- экскурсия – две каманды – тем вопросы или задания, ответы на кот они должны найти самостоятельно. Театрализованные ур – совершенств ум диал речи, связанные с конкретной сит. Разновидность – уроки – сказки. Уроки – аукционы – выбираются проблемы, при обсуждении кот м. организовать высказывания личн мнения. Готовится кукла – все ее описывают, кто сказал последнее предложение, получает куклу. Урок – турнир – для закрепления мат-ла: перевод пословиц, разгазывание загадок, ребусов. Сюда относятся КВН, ЧТО ГДЕ КОГДА, и т.п. На ст этапе – уроки проблемы (тема экология). Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет. Интегральные уроки: учитель, раскрывая содержание учебного материала своего предмета, привлекает соответствующие сведения с иных дисциплин, использует знание учеников, приобретенные ими на других уроках, реализуя межпредметные связи.

 

 

14. Контроль и учет ЗН, НВ, УМ в системе управления уч. Деят-тью учащихся по овладению ИЯ.

Контроль имеет большие возм-сти влиять на совершенств-е нв. и ум. в люб. деят-сти.Задача контроля-получить опред. сведения об удаче,неудаче на каждом этапе уч. деят-сти. Обьектом контроля явл. реч. ум..Ведущее место часто принадлежит контролю усвоения изуч. Материала. Следует проверять способность пользов-ся яз. материалом на практике.Проверка грам. зн. не даёт представления о возможности использовать грам. при говорении.В метод. лит. Разработаны критери оценки практ. владения разл. видами р.д. Для говорения- степень соотв-я высказыв-я по темеи полнота раскрытия темы;разнообразие реч. моделей и правильность их исп-я.К количеств. Показателям относят высказывания,темп речи.

Тест- задание,имеющее специфическую организацию,кот. Позвол. всем уч-ся работать одновременно в одинаковых усл-х и записывать выполнение символами. Типы:1.тесты фактич.зн, ум.,нв. 2.прогностические-прверяют способности. 3.тесты успешности. 4.тесты для прверки усвоения уч. матер. Функции контроля реализ-ся только если соблюдены 3 осн. принципа: адекватности, систематичности, массовости. Тесты занимают немног времени, проверяют всех и все уч-ся поставлены в равные условия.Типы тестов:1. обьективные - позвол. опред. прав-сть ответа по ключу, рез-т подсчит. автомат-ки.(верно-неверно, множеств. выбора, на соотнесение, на восстановление целго из разр-х частей. 2. субьективные – определение прав-сти ответа, основ. на мнении провер-х. (на дополнение, на восстановление пропущенного). Требования к контролир. Тестам: 1. однократное повтор. тестируемой ед-цы. 2. противопост. такой ед-цы другой по одному опред. признаку.3. методы исправления ошибок. Градация ошибок: error- системат. нарушение яз. нормы- стойкая ошибка. Ученик не может сам испр. – слишком теоретизиров. правило, интерференция родн. яз; mistake- заблуждение.Недостат. автомат. яз. нв. Правила знает,но допуск. ошибки.,способен сам исправ-ся; slip- оговорка,ошибка.Допуск. и в р.я. Можно оставить без вним. если не искаж. коммуник-я.На старшем этапе допуск-ся задания типа,, определите и исправьте доп. ошибку.

 

15. Система упражнений в обучении ИЯ.

Типы упражнений.

1. Подлинно (естественно) -коммуникативные.

2. Условно (учебно)-коммуникативные.

3. Некоммуникативные упражнения.

Упражнение - специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдель­ной или ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера.

К речевым упражнениям относятся упражнения во всех видах РД, которые побуждают учащихся пользоваться этими видами коммуникации как в родном языке. Имеется в виду либо передача (сообщение, выраже­ние) новой (важной, необходимой) информации в широком понима­нии этого термина в устной форме (говорение), либо ее рецепция в устной и письменной форме (чтение и аудирование). Этот тип упражнений включает большое количество видов упраж­нений в говорении, аудировании и чтении, разных по своему содержа­нию и по трудности выполнения в зависимости от этапа, условий обучения и характера общения. Все они направлены на формирова­ние или развитие коммуникативных умений.

Ко второму типу упражнений относятся условно-речевые упражнения ( позволяют осуществить тренировку языко­вого материала в учебной (условной) коммуникации, имитирую­щей естественную). Коммуникативная условность этих упражнений (их «псевдокоммуникативность») выражается в том, что операции и действия, которые выполняют учащиеся в них, хотя и носят речевой характер, редко встречаются в естественной коммуникации, напри­мер: называние предметов или их местонахождения (по картинке), ответы на вопросы типа: Was ist das? Ist die Schule groß? и т. д. При определенных условиях и для определенных учебных целей эти упражнения могут иметь аспектную направленность. Так, для целенаправленного формирования грамматических речевых навыков используются упражнения, которые могут обеспечить ситуативно-коммуникативную тренировку изучаемого грамматического явления на знакомой лексике. Это упражнение можно определить как услов­но-коммуникативное грамматически ориентированное упражнение. Так, упражнение на употребление речевого образца «называние пред­мета» или «называние качества предмета» можно рассматривать как грамматически ориентированное.

Третий тип упражнений — (языковые) некоммуникативные упражнения — весьма неоднороден по составу и цели. Сюда входят так называе­мые подготовительные, предречевые, неситуативные (языковые) тренировочные упражнения. Для большинства этих упражнений характерно отсутствие связи с речевой ситуацией или речевым контекстом, их некоммуникативный, формальный характер, их на­правленность преимущественно на языковую сферу.

Некоммуникативные упражнения способствуют более полному и глубокому пониманию языкового явления и осмысленному его усвоению, а также более точному использованию его в устной и особенно пись­менной коммуникации.

Поэтому некоммуникативные, в том числе аналитические, упраж­нения должны входить в систему упражнений как один из необхо­димых типов.

Виды упражнений:

1) Дифференцирование -различия м-ду ин. и род. яз., для отлич. одного явл. от др.Stadt-Staat, stehen-stellen (ориентировочно-подгот эт. формир. НВ);

2) и 3) Иммитация и Подстановка: мех. воиспр., повтор. за учит.; ввод нов. слов (стереотипизирующе-ситуативный эт. формир. НВ);

4)Трансформация - измен. структуры и яз. сост. предл.: замена (син., лицо, падеж), расширение (доп. слова, наречие, частица), сокращение (убрать второстеп. инф.) (варьирующее-ситуативный эт. формир. НВ)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.026 с.)