Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методика обучения чтению на ИЯ в 7-8, 9-11 классах.
Похожие статьи вашей тематики
Чтение относится к рецептивным видам РД. Компоненты психологической структуры чтения: 1)Содержательный (это цель/результат на который направлено чтение; Цель чтения определяет то, как читающий будет читать – медленно/быстро, внимательно/по диагонали) 2)Процессуальный (УМ и НВ, обеспечивающие чтение. Их 2 группы: 1)УМ и НВ техники чтения, 2)УМ и НВ, обеспечивающие понимание текста). Единица восприятия текста – слово, т к слово является минимальной единицей имеющей значение. Минимальная единица, передающая смысловое отношение слов – синтагма. 2 уровня понимания текста: 1)Уровень значения (понимание фактологической цепочки), 2)Уровень смысла (осн идея). Чтение способствует развитию образного логического мышления, развивает НВи самостоятельной работы с языком, способствует созданию и поддержанию мотивации и интереса на основе правильно подобранных текстов. Чтение как средство обучения: способствуют овладению языковым материалом, формирует чувство языка, обогащает лексический запас. Чтение как цель обучения: перед средней школой стоит задача обеспечить выпускникам уровень чтения достаточный для его функционирования как РД. Виды чтения: 1)Просмотровое. Цель: получить самое общее представление о содержании статьи или книги, о ее теме и т.п. – выборочное чтение 2)Ознакомительное. Цель: ознакомиться с конкретным содержанием читаемого, это быстрое сплошное чтение (не менее 75% содержания). 3)Изучающее чтение. Цель: максимально точно и полно понять содержащуюся в тексте информацию. Это медленное чтение, разрешается пользоваться словарем. 4)Поисковое чтение. Цель: нахождение в тексте заданной информации – после нахождения чтение останавливается. Построение курса обучения чтению: Большинство ученых доказывают, что обучение устной речи и чтению должно носить параллельный взаимосвязанный характер. Задачи 4-6 классов: усвоение алфавита, правил чтения, равномерно-внимательное чтение. К концу 4го класса вводится чтение про себя, объем которого к концу 6го класса д б не меньше индивидуального объема чтения вслух. Используются тексты не содержащие нового языкового материала. Задачи 7-9 классов: овладение ознакомительным чтением, особое внимание к беглости чтения. К концу 8го класса объем чтения про себя д превышать индивидуальный объем чтения вслух. Тексты, как на знакомом материале, так и содержащие незнакомые слова. Большое внимание уделяется транскрипции. Используется чтение вслух отрывков или коротких текстов учебника. Вводится изучающее чтение с элементами анализа и перевода. На старшем этапе: совершенствуются умения просмотрового и поискового чтения. Тексты используются как источники информации. Все виды чтения предполагают владение 3мя группами умений: 1 группа умений: связана с пониманием языкового материала при чтении (понимать отдельные яз единицы, устанавливать связи м/у отдельными яз единицами, объединять единицы в смысловое целое) 2 группа умений связана с пониманием содержания на уровне значения (УМ понимать отдельные факты, связи м/у фактами, осн мысль текста) и смысла (УС понимать подтекст, критически осмыслить инфо). В соответствии с группами все упр-я: на: 1)Упражнения формирующие умения понимать языковой материал (они основаны на технической стороне чтения) Техника чтения – совокупность операций и приемов, обеспечивающих восприятие и понимание графической информации текста. Техника чтения предполагает владение графемно-морфемными ассоциациями, ударением, паузацией, беглостью чтения. Обучение чтению вслух начинается с самых первых уроков. Начальный этап: Оно является основной формой чтения. Оно подготавливает чтение про себя и позволяет формировать слухо-произносительный НВ. Чтение вслух сопровождает весь курс обучения. На среднем этапе: одинаковый объем чтения про себя и вслух. На старшем этапе в основном чтение про себя, однако на каждом занятии проводится чтение вслух отрывков. 2 подхода к обучению технике чтения: 1)Метод целых слов (запоминание наизусть огромного количества слов) 2)Аналитическо-синтетический слоговый подход. (анализ графической единицы, выделение слогов, весь языковой материал должен предварительно обрабатываться в устной речи). Условно выделяют дотекстовый и текстовый этапы. Дотекстовый период: изучаются правила чтения. Выбираются правила, охватывающие большое количество слов. Чтение слов, которые читаются не по правилам, происходит на основе аналогии путем многократного повторения. В период овладения техникой чтения нужно давать след запретительные правила: не ставить ударение на служебные слова, не делать пауз между артиклем и последующим словом и т.д. Текстовый этап: наступает с появлением простых но связных текстов и длится до конца обучения. Читать текст стоит всегда полностью или по смысловым отделам. Начало текстового этапа характеризуется равномерным чтением (форма изучающего чтения) Используются след режимы работы: 1)чтение вслух на основе эталона, предварительный анализ трудных явлений, интонационная разметка текста. Эталон звучит дважды, учащиеся читают шепотом сами; 2)чтение вслух без эталона, но с подготовкой, 3)чтение без эталона и без подготовки. Техника чтения связана с чтением про себя. Необходимо тренировать способность быстро узнавать языковые единицы (ограничить время на выполнение таких упр-й). Лучше всего подходять упражнения – тесты (в каждом ряду выберите слово по заданному примеру). Этой цели служат карточки мгновенного предъявления (успеть прочитать). Упражнения с магнитофоном. Техника чтения формируется параллельно с обучением словарю (расположите слова в алфавитном порядке…). На старшем этапе для ускорения скорости чтения рекомендуются: кто быстрее прочитает отрывок про себя, читаем по цепочке…Ускорению чтения способствуют раз в месяц чтение на время 2)Упражнения формирующие умения понимать содержание. Упражнения должны строиться на материале абзаца (придумайте заглавие абзацу, найдите доказательства/аргументы..задания могут иметь форму вопросов, задания на расширение/сокращение абзаца). Для ускорения процессов понимания содержания абзаца, необходимо предварительно работать с языковым материалом текста. Метод классификации типов вопросов: 1)Буквальные вопросы – на нахождение конкретных данных 2)Фактические вопросы – касаются положений и фактов, ясно выраженных в отдельных отрезках текста, 3)Вопросы-толкования – касаются не совсем ясно выраженных вопросов и подразумеваются 4)Вопросы-выводы – направлены на сопоставление положений текста с опытом уч-ся. 5)Вопросы-суждения – предполагают выражения точки зрения уч-ся по положениям текста. Работа над учебным текстом: 1)Предтекстовый этап. Используется для создания интереса и мотивирования к работе с текстом. Конкретное содержание текста не должно затрагиваться. Предполагает опору на личный опыт учащихся. (предварить содержание текста при помощи фото, рисунков..; дать фоновую инфо, прослушать текст по той же теме, представить текст в виде смысловой схемы и на основе опыта учащегося предположить, что узнаем мы из текста, согласиться/несогласиться с утверждениями учителя по теме..) 2)Текстовый – чтение текста или отдельных его частей. 1ое чтение текста должно быть сплошным с пониманием основной информации. Повторное чтение м б направлено на поиск отдельных фактов. Во время чтения м предложить задания на заполнение таблицы, запись в хронологическом порядке действий… 3)Послетекстовый этап. Направлен на проверку понимания в соответствиями с заданиями предтекстового этапа. (закончить предложения.. выбрать предложения, которые поясняют… заменить заглавие, выделить интересные для вас положения…) Содержание прочитанного текста д использоваться для развития устной и письменной речи. Упражнения после текста должны развивать след УМ: 1)Репродуктивной речи (воспроизведение содержания текста с опорой на ключевые слова…) 2)Репродуктивно-продуктивной речи (задания направлены на интерпретацию проблем текста, высказывание своего мнения) 3)Продуктивной речи (использование инфо текста в реальных ситуациях общения – ролевые игры, драматизация отрывков…) Ознакомительное чтение. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% второстепенной информации. Текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении. Для увеличения скорости чтения или развития приемов поискового чтения и просмотра текст можно читать еще раз (для этого используются задания, требующие нахождения в тексте той или иной информации). Подготовка к проведению: учителем намечаются объекты контроля, выделяя все те факты, которые обеспечивают понимание основного содержания. Можно до чтения текста разобрать аналогичные трудные для понимания учащимися предложения из текста. Контроль: при этом виде чтения проверяется лишь основное содержание текста, понимание только намеченных заранее фактов. (ответить на вопросы, составить план текста, выполнить упражнение-тест, выделить факты подтверждающие/опровергающие… Нежелательно использовать пересказ.) Изучающее чтение. Цель этого вида чтения – полное и точное понимание всей информации. Текст иногда просто необходимо читать несколько раз. Работа над изучающим чтением начинается и ведется параллельно с ознакомительным. Это необходимо для ощущения различия между ними. Для изучающего чтения следует подбирать тексты, обладающие познавательной ценностью, информативной значимостью. Работа с конкретным текстом обычно распределяется на два занятия. Целый текст: На первом занятии текст бегло просматривается, определяется его тема и характер, дается домашнее задание: внимательно прочитать текст, точно понять его содержание. На втором занятии проверяется понимание прочитанного. Отрывок из длинного текста: тогда для домашнего задания дается ознакомительное чтение всего текста. В аудитории проверяется понимание его в рамках этого вида чтения, после чего указывается отрывок для изучающего чтения в качестве следующего домашнего задания.. Контроль: Проверка понимания должна обязательно заканчиваться обсуждением вопросов, связанных с позицией автора. В качестве средства контроля понимания чаще всего используется перевод (лучше всего в письменной форме). Перевод может быть выборочным. Точность понимания можно также проверить с помощью вопросов или утверждений которые надо подтвердить/опровергнуть. Некоторые задания можно выполнять по ходу чтения. Просмотровое чтение. Этот вид чтения направлен на получение самого общего представления об источнике в целом (узнать есть ли в тексте нужная информация или нет). Два подвида просмотрового чтения: 1)при первом извлеченная информация касается самой общей характеристики источника, 2)помимо указанной информации читатель получает инфо о круге рассматриваемых вопросов, об основном направлении изложения. Развитию первого подвида чтения способствуют: определите, о чем данная статья (3-4 минуты и меньше, определите тематику всех статей журнала, газеты. Для этого необходимо использовать материалы, которые учащиеся еще не читали. Предпочтение – статьям с названиями из которых не совсем понятно о чем идет речь. Время обязательно ограничено)
29. Самостоятельная работа в процессе обучения ИЯ.
Достижение целей обучения ИЯ в СШ определяется содержанием, кот должны овладеть уч-ся, и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). СР активизирует мыслительную деят-ть уч-ся, делая учение более результативным. СР уч-ся-деятельность, предполагающая их макс-ую активность по отношению к ИЯ + носит индивидуализированный характер (источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, работает в своем темпе).СР осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Каждая форма призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные УМ уч-ся. Для развития самостоятельной деятельности учащегося требуется:1.осознание цели выполняемой деятельности, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Осознание цели задания (упражнения)-применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьника. 2. Учитель должен объяснить приемы учебной деятельности учитывая характер самой деятельности и возможности учащихся данной возростной группы и их опыт. 3.умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы т.д.) 4.умение видеть опоры в материале заданий=>одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные). 5. предусмотреть условия для успешного самостоятельного выполнения заданий (определить место для них: в классе, дома; выбор организационных форм для выполнения конкретного вида заданий: домашняя работа принимает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе). СР в классе может осуществляться: индивидуально, в парах и малых группах. Индивидуально СР в классе может проявляться в двух вариантах: а) все учащиеся выполняют одно общее задание или б) разные, в зависимости от своих возможностей. В педагогике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы: Воспроизводящий отвечает за формирование вербальной произносительно-лексико-грамматический базы (например: списывание с учебника). Полутворческий- перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации (чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, разнообразные преобразования материала в письменной форме). Работа связана с подстановкой, трансформацией. Творческий, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на тему, прослушать сообщение и высказать свое отношении к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы, при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.
30. Концепция обучения иностранным языкам а системе непрерывноего образования в РБ. Совершенствование методического мастерсва учителя иностранного языка.
Развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей РБ способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе. Обучение иностранному языку учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, осуществляется по трем уровням: базовому, повышенному и углубленному.
Базовый уровень предполагает минимально необходимый объем содержания учебного материала, требования, к усвоению которого задаются как планируемые результаты обучения, а их достижение гарантируется учащимся в рамках учебных часов, отводимых государственным компонентом учебного плана.
Повышенный уровень – содержание образования базового уровня с учебным материалом повышенной сложности, которое предусматривает расширение и углубление содержания общеобразовательного минимума (в том числе для отработки способов деятельности, формирования опыта творческой деятельности) в рамках целей общего среднего образования с учетом целей профильной дифференциации.
Углубленный уровень характеризуется ускоренным темпом прохождения учебных программ, более глубоким и полным усвоением языкового и речевого материала, ориентацией содержания и процесса обучения на целенаправленное формирование творческой, исследовательской деятельности.
Все школы начинают обязательное изучение иностранного языка со 2 класса в объеме 1 учебного часа в неделю. Обучение иностранному языку в начальной школе является важной частью языкового образования и направлено на формирование основ иноязычного развития личности младшего школьника. Возраст младших школьников наиболее продуктивный для обучения иностранным языкам, так как этот период характеризуется активным речемыслительным и речевым развитием ребенка.
В школах (классах) с повышенным или углубленным изучением иностранного языка по желанию учащихся второй иностранный язык изучается на базовом уровне за счет часов школьного компонента с V класса с обязательным оцениванием результатов учебных достижений учащихся.
При изучении основного иностранного языка с V класса к изучению второго языка рекомендуется приступать в VII классе, чтобы учащиеся смогли к окончанию учебного заведения освоить предмет на базовом уровне. При этом учащимся необходимо обеспечить соответствующие условия для изучения второго иностранного языка: выделение не менее 15–16 недельных часов за весь курс обучения, наличие соответствующей учебно-материальной базы по предмету. В этом случае допускается также сдача экзамена по второму иностранному языку как предмету по выбору за курс средней общеобразовательной школы. При несоблюдении этих условий запись в аттестаты о среднем образовании об изучении второго иностранного языка как учебного предмета не вносится и не разрешается проводить выпускной экзамен в качестве предмета по выбору учащихся. В аттестате учащихся делается запись, что они изучили второй иностранный язык факультативно. Для изучения второго иностранного языка используются типовые программы для базового уровня обучения. Изучение третьего иностранного языка может быть организовано при наличии заявлений учащихся факультативно.
|