Обучение иноязычной лексике в средней школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение иноязычной лексике в средней школе.



Лексика. Цель: формирование у учащихся лексического НВ (сп-ть правильно словоупотребления и словообразования в устной речи в соответствии с целью коммуникации). Группы лексики родного и иностранного языков: 1)лексич соответствия (значения полностью совпадают), 2)Лексич пары, у кот совпадают осн значения и часть дополнит, 3)слова, у кот совпадают осн значения, 4)слова у кот совпадают лишь дополнит значения.
Причины трудностей обучения лексике: 1)трудность из-за особ-й самих слов (форма значение (многозначность), употребление (прямое/переносное значение, как самостоятельное так и служебное)), 2)из-за интерференции (сходные по звучанию: sink/sing, межъязыковая интерференция, не совпадение сочетаемости слов в 2х язах: in the picture).

Методика работы с лексикой:
1)этап введения (раскрытие значения новых слов, 2 способа семантизации лексического материала: переводной и беспереводной (определение, описание, предъявление в контексте, синонимы, изучение семьи однокоренных слов, предметно-изобр наглядность)). В старших классах ознакомление со словами л б в основном самостоятельным и проходить дома.
2)этап тренировки (создание лексических речевых связей, т.е. связей м/у формой и значением. Работа начинается с диффернецировочных упражнений на основе текста и устной темы: задания на нахождение слов по данной теме, группировка по заданному признаку, составление словосочетаний с данным словом. Для усвоения звуковой формы: проговаривание и чтение новых слов, звукобуквенный анализ, выбор сходных по звучанию, группировка по частям речи. Для усвоение графической формы используются все виды диктантов, на заполнение пропусков, выделение непроизносимых букв…. Имитационные (повторить за диктором, произнесение новых слов с опорой на список слов на родном языке…), Подстановочные – упражнения на сочетаемость и комбинирование слов в аналогичных ситуациях (вместо рисунков вставить слова, исправить описки, подобрать синонимы), Трансформационные – тренировка в меняющихся ситуациях (перифраз, преобразование исходных текстов, выборка ключевых слов из текста. Эффективны разнообразные игры в слова.
Упр-я направленные на рисширение потенциального словарного запаса – развивают умения понимать слова без их предварительного изучения, они формируют умения раскрывать значение слов, опираясь на лексически езнания. Различают упражнения по работе с отдельными словами и контекстуальные (построенные на предложениях текста). Языковая догадка (возможность догадаться о значении слов) основывается на знании других слов предложения. Для языковой догадки нужны: анализ формы слова и его состава, связь слова с контекстом, помогает сочетаемость слов, совпадающая в родном и иностранном.. Знание основного значения, многозначность слова помогают понять его переносное значение.
Для функционирования рецептивных видов РД надо, чтобы уч-ся могли ассоциировать форму с его значением и определять грам форму и его связь с другими значениями.

Рецептивный лексический НВ – автоматизированная сп-ть узнать слово ……... и на основе синтаксической функции соотнести со значением.. Ознакомление с пассивным словарем проходит самостоятельно, тренировка на уроке под рук учителя:

1)громкое чтение предложения и перевод подчеркнутых слов
2)Заполнение пробелов в тексте при чтении

3)выборка из текста слов по составу, группировка по частям речи
4)составление лексических правил
5)составление словосочетаний

3)Заключ этап совершенствования лексич НВ (свободное комбинирование лексики в устной речи, чтении и аудировании).

Повторение лексики: текущее (наиболее важное, рекомендуется тематическое систематизирование словаря) и итоговое (рекомендуется проводить только в соответствующих видах РД). Старые слова д использоваться в новых сочетаниях, подбор антонимов, синонимов.

 

17. Обучение грамматике в средней школе.

Опред-е грамматики: 1)строй яза, система правил, грамм НВ или Сп-ть грамотно сочетать слова, изменять их в зависимости от того, что нужно сказать или написать.

Подход к грамматике как к строю языка характерен для структурной лингвистики. Структурно-ориентировочный подход к грамматике используюет такие понятия как грам структура или модель (обобщенное значение самых общих св-в грам явления)

Речевой образец – интерпретация модели на конкретном языковом материале, образец для подражания в интонационном, грамматическом и лексическом плане.

Грамм. Навыки делятся на: 1)Речевые. Акт грамм НВ: Сп-ть стабильно правильно использовать грамм явление в речи. Пассивный грамм НВ: Сп-ть узнавать и понимать на слух или при чтении грамм явления.. Языковой грамм навык: Сп-ть оперировать грамм материалом вне условия речевой коммуникации.
Подходы к изучению грамм-ки на основе 3х аспектов (форма, значение, употребление): 1)Функциональный/коммуникативный (от функции к форме, грамматика должна изучаться в естественных ситуациях общения).
Активный грамматический минимум: все грамм явления, предназначенные для употребления в устной речи.
Пассивный грамматический минимум – явления, которые нужно узнать и понять в звучащем или печатном тексте.
Принципы отбора активного грам минимума: принцип распространенности, принцип исключения синонимов, образцовости.
Принципы отбора пассивного грамматического минимума: принцип распространенности в книжной и письменной речи.
Активная грамматика и пассивная. Отличаются Сп-ми усвоения мат-ла. Активная – от функции к форме, пассивная – от формы к значению.
Распределение грамматического материала по классам строится концентрически.
Трудности: 1)сложность самого явления, 2)от интерферирующего влияния родного языка, 3)от сложности мыслит операций необходимых для употребления грамм явления. Грамм явл-я: 1)с развитыми/бедными морфологич признаками, 2)много/однокомпонентные, 3)одно/многозначные.

Обучение грамматике строится на след принципах: 1)Изучение правил как ориентировочной основы речевых действий, 2)учет различий при обучении пассивной и активной грамматике, 3)поэтапность формирования грам НВ, 4)сопоставление с родным языком.
Осн этапы усвоения акт грамм навыка:
1)этап введения новой грамматической структуры(индуктивный – предполагает самостоятельный анализ уч-ся примеров и формулирование правила с помощью учителя(обеспечивает проблемность обучения, стимулирует самостоятельное наблюдение за языковыми явлениями, развивает языковую догадку, сп-ет лучшему запоминанию мат-ла, но может занимать много времени, не все явления посильны для уч-ся, неправильно сформулированное правило м привести к устойчивым ошибкам), дедуктивный – объяснение начинается с правила (такой подход м б использовании при самостоятельной работе уч-ся, реализует принцип сознательности, но правила могут быть сложны для понимания, отработка теоретич явл-й ведется на несвязанных предложениях)). Последовательность презентации грам формы: 1)общая установка на функцию новой грамм структуры; 2)Создание уч-реч ситуаций, типичных для функционирования новой грам структуры, 3)контроль понимания значения и употребления новой структуры; 4)выбор правила и его формулировка; 5) дифференцировочные упражнения (сравнить употребление, найти предложения, которые соответствуют данному переводу…).
2) этап тренировки – автоматизация грамматической структуры в устной речи уч-ся ( развития НВ точного воспроизведения грамм явл-я и развитие гибкости НВ за счет изменения усл-й общения: имитационные упр-я – подчеркивание, выписывание нужных структур, прочтите по цепочке…, подстановочные упражнения – для выработки автоматизма употребления грам явл-я в аналогичных ситуациях, важным явл-ся обеспечение подсказки для подстановки, подстановка с полной и выборной сочетаемостью; трансформационные упражнения – сп-ть комбинирования, замены, сокращения, расширения заданных грам структур ).

3)Активизация новой грамматической структуры в речи уч-ся (совершенствование НВ) – активизация явления в учебном разговоре, употребление грамматических структур в подготовленной развернутой речи, различные виды пересказа, проведение различных видов ролевых игр с употреблением изученной грам структуры.
4)Контроль. М.б. следящим, а может выделяться в отдельный этап. Главное, чтобы контрольные упр-я соответствовали этапу формирования грам НВ. Должен занимать мин кол-во времени.
Пассивная грамматика: предназначена для чтения и аудирования.

1)Ознакомление с новым грамматическим явлением. Для понимания грамм формы при чтении и аудировании нужно: распознать ее по формальным признакам, соотнести форму со значением, дефиринцировать ее по омонимичным формам. Для этого необходимо владение формативными сигнальными признаками (окончания, суффиксы, знаки препинания…). Усваиваются такие признаки на основе тех же методов, что и активная грамматика. Все объяснение д опираться на текст: предъявление в письменном виде – найти предложения с такой же формой, определение значения на основе письменных контекстов, формулировка правила.

2)Тренировка грам явления в чтении и аудировании. Диференцироовочные упр-я: найдите в тексте, подчеркните, выделите признаки по которым можно узнать…. Подстановочные упражнения: подбирите части предложений из двух колонок… Трансформационные предложения: измените структуру предложений, заменив… выразите ту же мысль другими язык средствами, сократите….

3)Применение грамматического явления в чтении и аудировании: прослушивание аудиотекстов с изуч язык явлением, контроль понимания, выборочный перевод….

Работе над пассивной грамматикой можно придать вид языковой игры. Контроль осуществляется переводом на родной язык.

 

19. Педагогическое общение.
Для повышения эффективности урока (за счет увеличения времени активного выполнения упражнений и заданий каждым учеником) необходимо использовать индивидуальные формы работы с различными формами парной, групповой и коллективной работы (письменные работы и технические ср-ва обучения).
Общение учителя с учениками определяет восприятие ими личности учителя, возникновение симпатии и антипатии к нему, возникновение желания учиться и формирование отношения к предмету, который он преподает. Пед общение – совместная, согласованная деят-ть всех субъектов уч процесса и взаимопонимание м/у ними на основе пед сотрудничества.
Оптимальное пед общение – это такое общение учителя и учащихся, которое обеспечивает благоприятный климат обучения, обеспечивает управление соц-психологич. Процессами в детском коллективе и позволяет использовать личностные ос-ти и ученика и учителя.
2 вида общения: 1)Ролевое, когда говорящие выполняют соц и общественные роли (уч-ль, уч-к, сосед); 2)Личностное, в котором каждый говорящий выступает сам по себе как личность.
Квалифицированный учитель должен владеть исскуством общения с группой, а также с каждым учеником в отдельности, быть толерантным и справедливым, открытым в проявлении собственных интересов и эмоций.
В условиях сотрудничества учитель использует методы косвенного воздействия: совет, одобрение, доброжелательное порицание. Учитель становится участником всех заданий, но с особым статусом, он выступает в роли консультанта, помощника.

Общение должно быть выразительным и эмоциональным. Учитель должен адекватно реагировать на ответы уч-ся, реакция должна быть направлена на содержание, а не на ошибки. Надо: говорить естественно, доводить прием до конца, не читать свои реплики по плану, быть искренним, доброжелательным. Прием индивудуализации:1. целенаправленная помощь в критических точках урока.2 индивидуальность опоры.3. очередность(слабые в конце) 4. варьирование(время на подготовку)5. использование дополнительного внепрограм материала 6. частный опрос слабых учеников 7.дополнительные упражнения для слабых +ТСО.

 

20. Профессионограмма учителя иняза:
Профессиональные качества учителя:на:
1)Предметные качества или знание самого языка, его теоретических и практических аспектов, а также культуры народа – носителя языка. Умение выражать мысли в устной и письменной форме.
2)Методические умения учителя
3)Общие педагогические качества (знания возрастной психологии, умение дифференцировано подойти к учащимся, Педагогический этап особо важен при оценке успехов и усилий уч-ся. Иногда отметку можно и не ставить. Для учащихся должна быть важна оценка учителя.. Учитель должен обладать сп-тью к творчеству чтобы находить новые приемы и формы работы, использовать нестандартные уроки).
Важна установка на самообразование, для совершенствования яз уровня необходимо посещать курсы повышения квалификации, читать, смотреть фильмы…
1- знать психологию, физиологию человека 2 – знать педагогические основы воспитания детей 3 – знать требования к охране детской жизни 4- уметь изучать особенности ребенка, всего коллектива(уровень развития(+ творческих способностей), его скорость)5- знать основы педагогического поведения6- уметь увидеть трудности детей, предотвратить их, общаться с родителями детей. Знания в методике ИЯ:1- ИЯ, его особенности(лексика) 2 – отличным произношением 3- знать воспитательные и образовательные возможности ИЯ 4-ументь подключать предметы(музыка, литература др.) к ИЯ 5-знать детскую литературу на родном и иностранном языке 6- уметь адаптировать тексты 7- -знать страноведческий материал 8- знать игры и уметь их включить в программу 6- знать программу из УМК 7- знание ТСО. Знания в творческом расследовании: знание теории творческой деятельности, - заметить в ребенке творческое начало и развить его, - умение поставить опыт

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.011 с.)