Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ. Методический принцип – основное исходное положение, которое обуславливает стратегию обучения ИЯ. Методический принцип – центральное понятие методики. Принципы определяют стратегию и тактику обучения ИЯ. Принципы обучения ИЯ: Общедидактические: - воспитывающего обучения (в любви к Родине, природе, семье, уважение к людям). - сознательности (осмысление должно обеспечиваться через ситуации, понимание, контекст, языковые) - активности (интенсификация учебной деятельности; интеллектуальная, эмоциональная и речевая активность; режимы работы) - наглядности (слуховая, зрительная наглядность, дополнительные средства наглядности, звукозапись, жесты, мимика). - доступности и посильности (обучение на уровне возможностей школьников, не испытывать непосильных трудностей, объем материала). - прочности (содержательность изучаемого материала, яркость преподнесения, большая тренировка, творчество, систематический контроль). - индивидуализации (учет индивидуальных особенностей, использование дифференцированных заданий, раздаточный материал и опоры разной степени развернутости). научности (все правила даются учащимся в соответствии с состоянием науки о языке и речи, правила формулируются просто, четко, учитывается возраст учащихся). - связи теории с практикой Методические (специфические): - коммуникативной направленности (вовлечение в устную и письменную коммуникацию, общение на протяжении всего курса). - дифференцированного и интегрированного обучения (для каждого вида речевой деятельности характерен свой набор. Интеграция - взаимосвязь и взаимовлияние видов речевой деятельности. Четкая дифференциация приемов работы (при чтении – вслух и про себя); учебный процесс на устной основе. - учета родного языка (родной язык д. учитываться при отборе содержания обучения; в лингвистическом плане – для прогнозирования трудностей, в психологическом плане – для определения структуры речевых действий
Методич. система Майкла Уэста. Обучение ИЯ путем чтения. Свою с-му разраб в 20-30гг. в Индии. Осн. цель – достижение умения читать с общ. охватом содерж-я англ. книги. Овладение устной речью относил на последн. этапы. Преп-е – от простого к сложному.
Считал, что чт-е относ. к числу. умений, кот. почти на любом ур-не р-я имеют практ. ценность, а связан. с этим. ощущ-е успеха повыш. интерес к зан-ям. Выраб-ся чувство языка, ослабл-ся влияние родного языка => облегчает послед. р-е устной речи. Обуч-е чтению- легче обуч-я говор-ю, особ. в трудн. усл-ях. Уэст уделил больш. вним-е отбору яз м-ла, признает дифференц. подход к отбору рецепт и продукт. мин. Для продукт. усвоения – слово в 1 значении. Для рецепт. владения – единица отбора – значение корня с полем выводимости, т.е. возможность понять однокор. слова с разн. значениями или оттенками значений. Принципы отбора словаря: § частотность с учетом разн. значений § трудность для заучивания § необходимость (д/ передачи существенныхпонятий) § исключ-е синонимов -? Д/ обуч-я чтению предл. 3,5 тыс. слов, что позвол читать практ. любую лит-ру. Д/ продукт. владения – 1,200. Меньше вним-я уделял отбору грам. м-ла д/ чт-я. За ед. отбора – явл-е, кот. предст. трудность д/ понимания. Разработал метод об-я чтению, рассматр. его не т. как цель, но и как ср-во. Чтение созд-т возможность д/ создания прямых связей между словом и понятием ИЯ => независимо от цели обуч-я, его надо начин. с чт-я. Разработал требования к текстам. Важно, чтобы тексты давали уч-ся чувство удовлетвор-сти (д.б. связными, фабульными, интер. (не об особ-стях жизни страны изуч-го языка). Ввел 3 этапа р-ты с текстом: предтекстовый (подстан. упр-я), текстовый, послетекст-й. Необх. 2 вида хрестоматий: 1 – содерж. нов. м-л, 2 – постр. на изуч-м яз. м-ле. Тексты в хрестомат д.б. фабульн. 2 вида чт-я: § наблюдат. – чит. фиксирует свое вним-е почти на кажд. слове § поисковое – общий охват инфо с целью поиска. Этот вид чт-я – осн. цель обуч-я. Объем незнак. лекс. в тексте хрестоматии – 1 незнак. сл. на 50-60 подряд идущих. Разработал с-му пособий: § основная хрестоматия (new method reader) § книга-спутник (companion) § сборний упр-й (New Method Composition) § дополнит. хрестоматия (Supplementary Reader) § книга д/ уч-ля Совпадение с родн. яз. способствует ускор-ю обуч-я. Виды чтения: “Prompted Speech” “Book Reading” Принципы: идентичность изуч-я родного и ИЯ; беспереводное поним-е, чтение - извлечение опред. инфо.
Достиж-я: создал законч. с-му пособий, обосновал требования к текстам, установил кол-во незнак. слов в тексте д/ чт-я. «Прием падающей булавки»; «Неполный письм. ответ» 12. Коммуникативное обучение ИЯ. Виды общения: ü социально-ориентированное (формальное) ü личностно-ориентированное (неформальное) Общение: предмет, продукт, результат. Общение: ü устная форма (парное и групповое) ü письменная Ср-ва общения: верб. и неверб. Невербальные: ü паралингвистич. ср-ва (интонация, паузы, темп) ü кинексика (контакт глаз, жесты, мимика) ü проксемика (позы, расположение собеседников в пространстве, расст-е между ними). Типы речевых актов: 1) утверждение 2) директивный 3) комиссивный (принятие обязательств по отношению к действию в буд.) 4) экспрессивный (психологич. отношение к говорящему) 5) декларативный (объединяет акты называния, назначения, открытия заседаний и т.д.). 6) вокативный (цель: привлечь и поддержать внимание адресата). Коммуникативная компетенция предполагает «владение лингвистич. компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить яз. средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникантами. Для того, чтобы сформир. коммуникат. компетенцию необходимо: ü умение реализовать речевое намерение ü владение структурами на разных ур-нях языка и умение пользоваться ими в разл. ситуациях общения. ü владение набором речеорганизующих формул, необходимых для начала, завершения, поддержания общения и т.д. Е.И.Пассов выделяет 5 методических принципов, на кот базир. коммуникативный подход: 1. Принцип речемыслит. активности. Он предусматривает не внешнюю, а внутреннюю активность обучаемого. 2. Принцип индивидуализации. Является главным ср-вом создания мотивации учения. Он предусматривает учет: a) природных способностей, задатков учащегося b) его св-в как субъекта учебн. деят., т.е. умения учиться c) личностных св-в, т.е. интересов, потребностей, мировоззрение, жизн. опыт. 3. Принцип функциональности реализуется: a) в отношении выбора учебного м-ла b) в обучении видам РД c) в обучении лексической и грамматической стороне речи 4. Принцип ситуативности предусматр. использование ситуации в кач-ве единицы организации процесса обучения иноязычному общению. Под ситуацией понимается динамичная система взаимоотношений обучающихся. Осн. требования: a) ситуация всегда д.б. значимой для ученика b) она д.б. максимально приближ. к реальному процессу коммуникации. c) коммуникат. сит-ю следует отличать от псевдокоммуникации, кот. едва ли м. служить стимулом для возникновения речевого намерения (Напр., «Расскажи о том, как ты покупаешь билет в театр»). 5. Принцип новизны реализуется в отношении: a) содержания учебного м-ла b) методов и приемов обучения c) характера организации учебного процесса, т.е. форм взаимод-я учащихся, видов уроков и др.
Система упражнений. + Табличка в низу документа!!!!!
Структура упражнений: a) инструкция упражнений. Осн. ее признаком является (не)коммуникативная направленность. Коммуникат. инструкция ориентирует обучающихся на смысловую сторону выск-я («Выразите согласие», «опровергните утверждение»). Некоммуникат. (тренировочные) инструкции направляют внимание учащихся на яз. форму.
b) действие, упражнения (имитац., и т.д.) c) контроль выполнения упр-й (учителем либо самоконтроль).
15. Планирование уроков. План предусматривает последоват. распределенное во времени усвоение уч-мися мат-ла с учетом осн. диалектич., психол. и метод. закономерностей (пр-пы доступности и посильности, прочности, сознательности). Виды план-ния: 1. Календарное (четвертное, полугодовое): опр-ется программой предмета, предусматр-щей опр. кол-во часов, сод-ние и темы обучения, учитывает объем знаний и т.д.; 2. Осн. цель тематич. пл-ния: опр-ние цели, объема мат-ла, послед-сти изучения яз. мат-ла при прохождении опр. темы и на этой основе – форм-ние соотв. реч. навыков и умений. Серия ур-в, объед. 1 темой наз. системой ур-в. В связи с этими практ. целями должны решаться общеобразоват. и воспит. задачи, учитываются также след. факторы: üхар-р упр-й и послед-сть их выполнения, üдоп. мат-л, исп-мый на отд-х ур-х, üтехнич. оснащение. При создании системы ур-в по теме планируются: üобщая цель серии ур-в (воспит., образоват., комм.), üконкр. частные цели каж. ур. 6 колонок: 1) тема / подтема, 2) осн. уч.-ком. задачи, 3) реч. мат-л (ситуация, тексты), 4) яз. мат-л (лекс., гр., фон.), 5) оснащение ур., 6) осн. объекты контроля; 3. Этапы поурочного пл-ния: 1) опр-ние задач у., под-ка мат-ла (шапка: ~этапы, ~задачи этапов, ~сод-ние э., деят-ть уч-ля и уч-хся, ~время, ~пед. модель, ~ср-ва обуч-я). Яз. мат-л, отбир-й для ур., сод-тся в учебнике, текущем плане и допускается уч-лем в зав-сти от комм. потребностей уч-хся. 2) пл-ние начала у.: наличие мотивирующего комм. задания, ознакомл-е уч-хся с названием ур., его тематикой и задачами; 3) пл-ние центр. части у. и его заключения: план ур. отражает все виды деят-ти и управл-е классом.
Подготовительный. -снятие лингвистических и психологических трудностей -мотивация учащихся, мобилизация речевого и письменного опыта. Задания: 1) назвать тип текста, основную мысль; 2) построить ассоциаграмму; 3) объяснить незнакомые слова; 4) фотографии, рисунки; 5) список ключевых фраз. Этап слушания. Необходимо дать установку, сформулировать коммуникативное задание, предъявить задания. Задания: 1) определить тип текста; 2) определить тему и идею текста; 3) ответить на вопросы; 4) соотнести иллюстрации с текстом; 5) заполнить таблицу; 6) записать ключевые фразы и важные элементы дискуссии.
Послетекстовый этап. - нацелен на развитие умений интерпретировать, комментировать и анализировать прослушанную информацию Задания: 1) пересказ по цепочке; 2) продолжить текст; 3) озаглавливание текста. Обсуждение услышанного Задания: 1) ролевая игра; 2) инсценировка. По оконч. нач. этапа уч-ся по А д. понимать осн. сод-е учебных и аутентичных текстов с опорой на наглядность и паралингвист-е ср-ва (мимика, жесты).Тексты д. соотв-ть языковой подг-ке уч-ся, их интересам и потребностям.
Аудиотехнологии Основой успешного ауд-ния явл. наличие фонемат. и реч. слуха – способности разл-ть звуки речи и соотносить их с соотв-ми фонемами. Поэтому - осн. задача – развить у уч-хся реч. слух и на этой основе сформ-ть слухопроизносит. навыки. Подбор текста – очень важное звено в уч. раб. по форм-ю навыков ауд-я. Текст должен сод-ть новую для уч-ка инф-ю, быть интересным, построен на изуч-м яз. лексико-гр. мат-ле и сод-ть такое кол-во новых слов, знач-е к-х опр-тся в рез-те вероятност. прогнозир-я. Фонограммой наз. вспомогат. ср-во обуч-я, демонстрир-е с пом. звукотех. аппарата и направляющего уч. реч. инф-ю по слух каналу сенсорной с-мы индивида. Осн. назначение фоногр-мы – интенсификация уч. процесса, индивид-ция обуч-я. Функции: 1. Обучающая: реализ., когда фономат-лы исп-ются для обучения видам РД, когда нужно дать инф-цию об аспектах я., о стране изуч. я.; 2. Контролир.: при проверке тестов, вып-нии лаб.заданий и др. Требования: 1) комм-сть, полезная инф., 2) образцовость (аутентичность, четкость) реч. ед-ц, 3) частотность яз. мат-ла, 4) целевая направл-сть, т.е. методика раб. над данным мат-лом должна соотв-ть опр. ступени обученности уч-ков, 5) экстралингв. факторы (эмоции, звуки). Принципы исп-ния: 1) многократность 2) паузация, 3) имитация реч. образцов 4) самоконтроль, сравнение и самокоррекция, 5) опережающее слуша ние 6) управление реч. деят-ю. Методика сост-ния фонограмм: 1) опр-ть ур. обуч-сти уч-хся, 2) опр-ть цель исп-ния ф-мы, 3) отобрать яз. и реч. мат-л, 4) подбор необх. упр-й, 5) опр-ть вид ключа, 6) опр-ть способ и усл-я предъявл-я фон-мы (выбор диктора, скорость, длит-сть пауз и др., 7) подбор зрит. наглядности и дидакт. мат-ла с целью иидивид-ции и диф-ции пр-са обуч-я, 8) проверитькач-во сост-мой ф-мы (вр. на каж. задание и всей ф-мы, трудность). Фоноупр-я: имитац., подстан., диффер., репрод. I. 1. фон. (пр.: «Слушайте и повторяйте» - образец-пауза-обр.): üфон.зарядка, üимитац., контрастные и дифференц., üраспознание фон.явл-й; 2. гр. (пр.: «Замените слова по образцу», «Отв.на вопросы»): üвоспр-ние гр.стр-ры, üспец.рецепт.упр-я, üколлект.анализ записи речи уч-хся; 3. лекс. (то же, что и в 1. и 2.): составл-е предл-й на основе лекс.ед-ц, üвоспр-ние образцов РД с клише, üраспознавание активизир.лексики, üпрослуш-ние комментариев; II. 1) при обуч-и ауд-ю: «Прослуш.текст и согл.или не согл-тесь с автором»; 2) чт.: «Слуш.текст, следите по книге и повт.за диктором); 3) говор.: «Выризи св.отн-ние к просл-му»; 4) письму: «составь план просл.текста»
УМК: -учебник для учащихся; -дополнительные учебно-методические средства (фонотека); -книга для преподавателя; -организация учебной среды (аудиторное пространство, техническое обеспечение).
Анализ УМК. Цель серии – обеспечить достижение уч-хся госстандарта во владении и.я., кот.был бы мин-но коммун-но достаточным для непосредств. и опосредов-го общения на и.я. Коммуникатив. компетенция: Базовый курс должен обеспечить разв-е у шк-ков ком. компетенции в и.я., т.е. способность и готовность практически исп-ть приобретенные им навыки и умения, яз. и страноведческие знания, предусматривать приобщение шк-ков к культуре стран изуч-го я., а также обеспечивать разностор. развите личности шк-ка и лучшее осознание им св. собств. нац. культуры. Новое в УМК: 1. Ориентация на личность шк-ка, что находит отражение в стремлении добиваться практ. рез-тов. 2. Более последоват. реализация системно-комм. подхода к обучению. Шк-к не только активно вкл-ется во все виды инояз. РД, но и с их помощью – в др. виды деят-ти: познават., игр., трудовую, эстетич. 3. Содержательный план курса в значительно большей степени знакомит с дейст-тью стран (страноведч. инф-ция, социокультур. контекст). Большой акцент делается на общечел. ценности. 4. выделение 2 уровней: 1) ур. предъявления (значительно выше), 2) ур. требований к уч-мся.(в учебнике создается как бы избыточный мат-л, кот. обеспеч. возм-сть выбора уч-лем и уч-мися текстов и упр-й, след-но – дифф. подход, рацион-я орг-ция раб.). 5. Сделана попытка четко задать конкретные планируемые рез-ты обучения, что обеспечивается наличием в каж. УМК тестов и тестовых заданий для контроля обучен-сти уч-ков. Стр-ра УМК: УМК сост. из 3 книг: 1) Учебник: 1. Вводная часть направлена на алфабетизацию шк-ков; обучение всем ВРД проходит параллельно с устным опережением; первичные гр. навыки; структурная ед-ца этой части – шаг, кот. расширяется за счет раб. тетр. Содержат. основа вводного курса: идея подготовки и проведения телемоста м/у нашими и ин. шк-ми, что должно нацелить всю работу на предстоящее воображаемое общение с носителями я., обеспечить выход деят-ти по изучению и.я. в др. виды практ. деят-ти. 2. Основной курс. Подг-ка велась в вводном курсе. Структ-ная ед-ца – блок, объед-й тематич., иногда сюжетной серией. Работа над каж. серией блоков может строиться как в линейной послед-сти, так и в комплексе + раб. тетр. Здесь также предлагаются сквозные проекты. 2 ) Раб. Тетрадь 3) Книга для уч-ля. (рекомендации, комментарии к упр-ям и тд.). В кач-ве приложения к книге даны тесты: а) итоговые тесты к вводному курсу уч-ка, б) промежуточные тесты к каж. серии блоков осн. курса уч-ка, в) итоговые тесты за весь первый год обуч-я. Схема анализа УМК: 1.компоненты 2. реализация современных методических и общедидактических принципов. 3. структура учебника - наличие единого сюжета - постоянные рубрики - постоянные персонажи - приложение 4. объем и характер языкового материала 5. упражнения - на формирование и совершенствование фон., лекс., грам. навыков - речевые, усл.- речев - подстановочн., трансформ., - задания проблемного характера 6. контроль ЗУНов 7. оформление учебника
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.08 с.) |