Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ.



Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ.

Методический принцип – основное исходное положение, которое обуславливает стратегию обучения ИЯ. Методический принцип – центральное понятие методики. Принципы определяют стратегию и тактику обучения ИЯ.

Принципы обучения ИЯ: Общедидактические:

- воспитывающего обучения (в любви к Родине, природе, семье, уважение к людям).

- сознательности (осмысление должно обеспечиваться через ситуации, понимание, контекст, языковые)

- активности (интенсификация учебной деятельности; интеллектуальная, эмоциональная и речевая активность; режимы работы)

- наглядности (слуховая, зрительная наглядность, дополнительные средства наглядности, звукозапись, жесты, мимика).

- доступности и посильности (обучение на уровне возможностей школьников, не испытывать непосильных трудностей, объем материала).

- прочности (содержательность изучаемого материала, яркость преподнесения, большая тренировка, творчество, систематический контроль).

- индивидуализации (учет индивидуальных особенностей, использование дифференцированных заданий, раздаточный материал и опоры разной степени развернутости).

научности (все правила даются учащимся в соответствии с состоянием науки о языке и речи, правила формулируются просто, четко, учитывается возраст учащихся).

- связи теории с практикой

Методические (специфические): - коммуникативной направленности (вовлечение в устную и письменную коммуникацию, общение на протяжении всего курса).

- дифференцированного и интегрированного обучения (для каждого вида речевой деятельности характерен свой набор. Интеграция - взаимосвязь и взаимовлияние видов речевой деятельности. Четкая дифференциация приемов работы (при чтении – вслух и про себя); учебный процесс на устной основе.

- учета родного языка (родной язык д. учитываться при отборе содержания обучения; в лингвистическом плане – для прогнозирования трудностей, в психологическом плане – для определения структуры речевых действий

 

Методич. система Майкла Уэста.

Обучение ИЯ путем чтения. Свою с-му разраб в 20-30гг. в Индии.

Осн. цель – достижение умения читать с общ. охватом содерж-я англ. книги. Овладение устной речью относил на последн. этапы. Преп-е – от простого к сложному.

Считал, что чт-е относ. к числу. умений, кот. почти на любом ур-не р-я имеют практ. ценность, а связан. с этим. ощущ-е успеха повыш. интерес к зан-ям.

Выраб-ся чувство языка, ослабл-ся влияние родного языка => облегчает послед. р-е устной речи.

Обуч-е чтению- легче обуч-я говор-ю, особ. в трудн. усл-ях.

Уэст уделил больш. вним-е отбору яз м-ла, признает дифференц. подход к отбору рецепт и продукт. мин. Для продукт. усвоения – слово в 1 значении. Для рецепт. владения – единица отбора – значение корня с полем выводимости, т.е. возможность понять однокор. слова с разн. значениями или оттенками значений.

Принципы отбора словаря:

§ частотность с учетом разн. значений

§ трудность для заучивания

§ необходимость (д/ передачи существенныхпонятий)

§ исключ-е синонимов -?

Д/ обуч-я чтению предл. 3,5 тыс. слов, что позвол читать практ. любую лит-ру. Д/ продукт. владения – 1,200.

Меньше вним-я уделял отбору грам. м-ла д/ чт-я. За ед. отбора – явл-е, кот. предст. трудность д/ понимания.

Разработал метод об-я чтению, рассматр. его не т. как цель, но и как ср-во.

Чтение созд-т возможность д/ создания прямых связей между словом и понятием ИЯ => независимо от цели обуч-я, его надо начин. с чт-я.

Разработал требования к текстам. Важно, чтобы тексты давали уч-ся чувство удовлетвор-сти (д.б. связными, фабульными, интер. (не об особ-стях жизни страны изуч-го языка).

Ввел 3 этапа р-ты с текстом:

предтекстовый (подстан. упр-я), текстовый, послетекст-й.

Необх. 2 вида хрестоматий: 1 – содерж. нов. м-л, 2 – постр. на изуч-м яз. м-ле. Тексты в хрестомат д.б. фабульн.

2 вида чт-я:

§ наблюдат. – чит. фиксирует свое вним-е почти на кажд. слове

§ поисковое – общий охват инфо с целью поиска. Этот вид чт-я – осн. цель обуч-я.

Объем незнак. лекс. в тексте хрестоматии – 1 незнак. сл. на 50-60 подряд идущих.

Разработал с-му пособий:

§ основная хрестоматия (new method reader)

§ книга-спутник (companion)

§ сборний упр-й (New Method Composition)

§ дополнит. хрестоматия (Supplementary Reader)

§ книга д/ уч-ля

Совпадение с родн. яз. способствует ускор-ю обуч-я.

Виды чтения:

“Prompted Speech”

“Book Reading”

Принципы: идентичность изуч-я родного и ИЯ; беспереводное поним-е, чтение - извлечение опред. инфо.

Достиж-я:

создал законч. с-му пособий, обосновал требования к текстам, установил кол-во незнак. слов в тексте д/ чт-я.

«Прием падающей булавки»; «Неполный письм. ответ»

12. Коммуникативное обучение ИЯ.

Виды общения:

ü социально-ориентированное (формальное)

ü личностно-ориентированное (неформальное)

Общение: предмет, продукт, результат.

Общение:

ü устная форма (парное и групповое)

ü письменная

Ср-ва общения: верб. и неверб. Невербальные:

ü паралингвистич. ср-ва (интонация, паузы, темп)

ü кинексика (контакт глаз, жесты, мимика)

ü проксемика (позы, расположение собеседников в пространстве, расст-е между ними).

Типы речевых актов:

1) утверждение

2) директивный

3) комиссивный (принятие обязательств по отношению к действию в буд.)

4) экспрессивный (психологич. отношение к говорящему)

5) декларативный (объединяет акты называния, назначения, открытия заседаний и т.д.).

6) вокативный (цель: привлечь и поддержать внимание адресата).

Коммуникативная компетенция предполагает «владение лингвистич. компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить яз. средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникантами. Для того, чтобы сформир. коммуникат. компетенцию необходимо:

ü умение реализовать речевое намерение

ü владение структурами на разных ур-нях языка и умение пользоваться ими в разл. ситуациях общения.

ü владение набором речеорганизующих формул, необходимых для начала, завершения, поддержания общения и т.д.

Е.И.Пассов выделяет 5 методических принципов, на кот базир. коммуникативный подход:

1. Принцип речемыслит. активности. Он предусматривает не внешнюю, а внутреннюю активность обучаемого.

2. Принцип индивидуализации. Является главным ср-вом создания мотивации учения. Он предусматривает учет:

a) природных способностей, задатков учащегося

b) его св-в как субъекта учебн. деят., т.е. умения учиться

c) личностных св-в, т.е. интересов, потребностей, мировоззрение, жизн. опыт.

3. Принцип функциональности реализуется:

a) в отношении выбора учебного м-ла

b) в обучении видам РД

c) в обучении лексической и грамматической стороне речи

4. Принцип ситуативности предусматр. использование ситуации в кач-ве единицы организации процесса обучения иноязычному общению. Под ситуацией понимается динамичная система взаимоотношений обучающихся.

Осн. требования:

a) ситуация всегда д.б. значимой для ученика

b) она д.б. максимально приближ. к реальному процессу коммуникации.

c) коммуникат. сит-ю следует отличать от псевдокоммуникации, кот. едва ли м. служить стимулом для возникновения речевого намерения (Напр., «Расскажи о том, как ты покупаешь билет в театр»).

5. Принцип новизны реализуется в отношении:

a) содержания учебного м-ла

b) методов и приемов обучения

c) характера организации учебного процесса, т.е. форм взаимод-я учащихся, видов уроков и др.

 

 

Система упражнений.

+ Табличка в низу документа!!!!!

 

Структура упражнений:

a) инструкция упражнений. Осн. ее признаком является (не)коммуникативная направленность. Коммуникат. инструкция ориентирует обучающихся на смысловую сторону выск-я («Выразите согласие», «опровергните утверждение»). Некоммуникат. (тренировочные) инструкции направляют внимание учащихся на яз. форму.

b) действие, упражнения (имитац., и т.д.)

c) контроль выполнения упр-й (учителем либо самоконтроль).

 

15. Планирование уроков. План предусматривает последоват. распределенное во времени усвоение уч-мися мат-ла с учетом осн. диалектич., психол. и метод. закономерностей (пр-пы доступности и посильности, прочности, сознательности). Виды план-ния: 1. Календарное (четвертное, полугодовое): опр-ется программой предмета, предусматр-щей опр. кол-во часов, сод-ние и темы обучения, учитывает объем знаний и т.д.; 2. Осн. цель тематич. пл-ния: опр-ние цели, объема мат-ла, послед-сти изучения яз. мат-ла при прохождении опр. темы и на этой основе – форм-ние соотв. реч. навыков и умений. Серия ур-в, объед. 1 темой наз. системой ур-в. В связи с этими практ. целями должны решаться общеобразоват. и воспит. задачи, учитываются также след. факторы: üхар-р упр-й и послед-сть их выполнения, üдоп. мат-л, исп-мый на отд-х ур-х, üтехнич. оснащение. При создании системы ур-в по теме планируются: üобщая цель серии ур-в (воспит., образоват., комм.), üконкр. частные цели каж. ур. 6 колонок: 1) тема / подтема, 2) осн. уч.-ком. задачи, 3) реч. мат-л (ситуация, тексты), 4) яз. мат-л (лекс., гр., фон.), 5) оснащение ур., 6) осн. объекты контроля; 3. Этапы поурочного пл-ния: 1) опр-ние задач у., под-ка мат-ла (шапка: ~этапы, ~задачи этапов, ~сод-ние э., деят-ть уч-ля и уч-хся, ~время, ~пед. модель, ~ср-ва обуч-я). Яз. мат-л, отбир-й для ур., сод-тся в учебнике, текущем плане и допускается уч-лем в зав-сти от комм. потребностей уч-хся. 2) пл-ние начала у.: наличие мотивирующего комм. задания, ознакомл-е уч-хся с названием ур., его тематикой и задачами; 3) пл-ние центр. части у. и его заключения: план ур. отражает все виды деят-ти и управл-е классом.

 

 

Подготовительный.

-снятие лингвистических и психологических трудностей

-мотивация учащихся, мобилизация речевого и письменного опыта.

Задания: 1) назвать тип текста, основную мысль; 2) построить ассоциаграмму; 3) объяснить незнакомые слова; 4) фотографии, рисунки; 5) список ключевых фраз.

Этап слушания.

Необходимо дать установку, сформулировать коммуникативное задание, предъявить задания.

Задания: 1) определить тип текста; 2) определить тему и идею текста; 3) ответить на вопросы; 4) соотнести иллюстрации с текстом; 5) заполнить таблицу; 6) записать ключевые фразы и важные элементы дискуссии.

Послетекстовый этап.

- нацелен на развитие умений интерпретировать, комментировать и анализировать прослушанную информацию

Задания: 1) пересказ по цепочке; 2) продолжить текст; 3) озаглавливание текста.

Обсуждение услышанного

Задания: 1) ролевая игра; 2) инсценировка.

По оконч. нач. этапа уч-ся по А д. понимать осн. сод-е учебных и аутентичных текстов с опорой на наглядность и паралингвист-е ср-ва (мимика, жесты).Тексты д. соотв-ть языковой подг-ке уч-ся, их интересам и потребностям.
По ок. среднего этапа - речевое общение на уроке, прогноз погоды, занимат-е истории, фильмы, объявления.
По ок. ст. эт. - А с общим, полным и критич-м пониманием таких текстов, как теле- и радиопер., видеоф. познав-го, страноведческого и публицист-го хар-ра, доклады и т.д.
(см. программу шк.)
Тексты для нач.эт - реч.общение на уроке, несложные тексты.
Тексты для ср.эт. - познават.и страноведч.монолог-го и диалог-го хар-ра, рассказы уч-ля,телепередачи,стихи,песни.
Тексты для ст.эт. - монол-е и диал-е и научно-познав-го хар-ра, фонозаписи худож. текстов.

 

Аудиотехнологии

Основой успешного ауд-ния явл. наличие фонемат. и реч. слуха – способности разл-ть звуки речи и соотносить их с соотв-ми фонемами. Поэтому - осн. задача – развить у уч-хся реч. слух и на этой основе сформ-ть слухопроизносит. навыки.

Подбор текста – очень важное звено в уч. раб. по форм-ю навыков ауд-я. Текст должен сод-ть новую для уч-ка инф-ю, быть интересным, построен на изуч-м яз. лексико-гр. мат-ле и сод-ть такое кол-во новых слов, знач-е к-х опр-тся в рез-те вероятност. прогнозир-я. Фонограммой наз. вспомогат. ср-во обуч-я, демонстрир-е с пом. звукотех. аппарата и направляющего уч. реч. инф-ю по слух каналу сенсорной с-мы индивида. Осн. назначение фоногр-мы – интенсификация уч. процесса, индивид-ция обуч-я.

Функции: 1. Обучающая: реализ., когда фономат-лы исп-ются для обучения видам РД, когда нужно дать инф-цию об аспектах я., о стране изуч. я.; 2. Контролир.: при проверке тестов, вып-нии лаб.заданий и др.

Требования: 1) комм-сть, полезная инф., 2) образцовость (аутентичность, четкость) реч. ед-ц, 3) частотность яз. мат-ла, 4) целевая направл-сть, т.е. методика раб. над данным мат-лом должна соотв-ть опр. ступени обученности уч-ков, 5) экстралингв. факторы (эмоции, звуки).

Принципы исп-ния: 1) многократность 2) паузация, 3) имитация реч. образцов 4) самоконтроль, сравнение и самокоррекция, 5) опережающее слуша ние 6) управление реч. деят-ю.

Методика сост-ния фонограмм: 1) опр-ть ур. обуч-сти уч-хся, 2) опр-ть цель исп-ния ф-мы, 3) отобрать яз. и реч. мат-л, 4) подбор необх. упр-й, 5) опр-ть вид ключа, 6) опр-ть способ и усл-я предъявл-я фон-мы (выбор диктора, скорость, длит-сть пауз и др., 7) подбор зрит. наглядности и дидакт. мат-ла с целью иидивид-ции и диф-ции пр-са обуч-я, 8) проверитькач-во сост-мой ф-мы (вр. на каж. задание и всей ф-мы, трудность).

Фоноупр-я: имитац., подстан., диффер., репрод. I. 1. фон. (пр.: «Слушайте и повторяйте» - образец-пауза-обр.): üфон.зарядка, üимитац., контрастные и дифференц., üраспознание фон.явл-й; 2. гр. (пр.: «Замените слова по образцу», «Отв.на вопросы»): üвоспр-ние гр.стр-ры, üспец.рецепт.упр-я, üколлект.анализ записи речи уч-хся; 3. лекс. (то же, что и в 1. и 2.): составл-е предл-й на основе лекс.ед-ц, üвоспр-ние образцов РД с клише, üраспознавание активизир.лексики, üпрослуш-ние комментариев; II. 1) при обуч-и ауд-ю: «Прослуш.текст и согл.или не согл-тесь с автором»; 2) чт.: «Слуш.текст, следите по книге и повт.за диктором); 3) говор.: «Выризи св.отн-ние к просл-му»; 4) письму: «составь план просл.текста»

УМК:

-учебник для учащихся;

-дополнительные учебно-методические средства (фонотека);

-книга для преподавателя;

-организация учебной среды (аудиторное пространство, техническое обеспечение).

 

Анализ УМК.

Цель серии – обеспечить достижение уч-хся госстандарта во владении и.я., кот.был бы мин-но коммун-но достаточным для непосредств. и опосредов-го общения на и.я.

Коммуникатив. компетенция: Базовый курс должен обеспечить разв-е у шк-ков ком. компетенции в и.я., т.е. способность и готовность практически исп-ть приобретенные им навыки и умения, яз. и страноведческие знания, предусматривать приобщение шк-ков к культуре стран изуч-го я., а также обеспечивать разностор. развите личности шк-ка и лучшее осознание им св. собств. нац. культуры.

Новое в УМК:

1. Ориентация на личность шк-ка, что находит отражение в стремлении добиваться практ. рез-тов.

2. Более последоват. реализация системно-комм. подхода к обучению. Шк-к не только активно вкл-ется во все виды инояз. РД, но и с их помощью – в др. виды деят-ти: познават., игр., трудовую, эстетич.

3. Содержательный план курса в значительно большей степени знакомит с дейст-тью стран (страноведч. инф-ция, социокультур. контекст). Большой акцент делается на общечел. ценности.

4. выделение 2 уровней: 1) ур. предъявления (значительно выше), 2) ур. требований к уч-мся.(в учебнике создается как бы избыточный мат-л, кот. обеспеч. возм-сть выбора уч-лем и уч-мися текстов и упр-й, след-но – дифф. подход, рацион-я орг-ция раб.).

5. Сделана попытка четко задать конкретные планируемые рез-ты обучения, что обеспечивается наличием в каж. УМК тестов и тестовых заданий для контроля обучен-сти уч-ков.

Стр-ра УМК: УМК сост. из 3 книг:

1) Учебник: 1. Вводная часть направлена на алфабетизацию шк-ков; обучение всем ВРД проходит параллельно с устным опережением; первичные гр. навыки; структурная ед-ца этой части – шаг, кот. расширяется за счет раб. тетр. Содержат. основа вводного курса: идея подготовки и проведения телемоста м/у нашими и ин. шк-ми, что должно нацелить всю работу на предстоящее воображаемое общение с носителями я., обеспечить выход деят-ти по изучению и.я. в др. виды практ. деят-ти. 2. Основной курс. Подг-ка велась в вводном курсе. Структ-ная ед-ца – блок, объед-й тематич., иногда сюжетной серией. Работа над каж. серией блоков может строиться как в линейной послед-сти, так и в комплексе + раб. тетр. Здесь также предлагаются сквозные проекты.

2 ) Раб. Тетрадь 3) Книга для уч-ля. (рекомендации, комментарии к упр-ям и тд.). В кач-ве приложения к книге даны тесты: а) итоговые тесты к вводному курсу уч-ка, б) промежуточные тесты к каж. серии блоков осн. курса уч-ка, в) итоговые тесты за весь первый год обуч-я.

Схема анализа УМК:

1.компоненты

2. реализация современных методических и общедидактических принципов.

3. структура учебника

- наличие единого сюжета

- постоянные рубрики

- постоянные персонажи

- приложение

4. объем и характер языкового материала

5. упражнения

- на формирование и совершенствование фон., лекс., грам. навыков

- речевые, усл.- речев

- подстановочн., трансформ.,

- задания проблемного характера

6. контроль ЗУНов

7. оформление учебника

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.08 с.)