Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

Поиск

Из опыта работы учителя

Ключевые слова: технология обучения, самореализация ученика, формы и методы обучения, принципы обучения, эвристическое обучение.

В современной России, как и во многих других странах мира, в последнее время усиливается интерес к нетрадиционным, альтернативным формам образования.

Различные методы обучения используются в современной педагогике, но самое главное, чтобы методика была эффективной и помогала ребёнку в развитии. Эвристическое обучение – это один из популярных методов.

Современное определение эвристического обучения дает А.В. Хуторской – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [2].

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Если говорить проще, то эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Во время обучения учитель не даёт ученику готовые знания, а предоставляет ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте. Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка. Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении.

Развитие эвристических подходов к обучению в нашей стране не было связано с инновационными дидактическими системами; эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному и развивающему обучению. На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которая отличает его как от проблемного, так и от развивающего обучения. Эвристическое обучение также тесно связано с личностно- ориентированным обучением.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Высокий уровень развития учащихся может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Во внеклассной деятельности я часто прибегаю к разным формам работы эвристического обучения. Учащимся очень нравится принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и творческих конкурсах.

Подобные мероприятия помогают детям себя реализовать, продемонстрировать свои творческие способности. Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.

Таким образом, смело можно говорить о том, что технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Надеюсь, что мой опыт работы по технологии эвристического обучения окажется полезным не только тем учителям, которые работают по данной программе, но и всем остальным, т.к. элементы этой технологии можно очень эффективно использовать и при обучении детей по традиционной программе (это подсказывает и моя личная практика).

Библиография

1. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов/ И. П. Подласый. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. – 365с.

2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. - Москва, 2000

Тематика рефератов

1. Теоретические основы организации образовательной деятельности

2. Функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов.

3. Ассоциативная теория обучения

4. Традиционная дидактическая теория и педагогические ресурсы ее развития

5. Личность как системообразующий фактор обучения и образования

6. Личностно- ориентированное образование

7. Условия целенаправленного формирования у учащихся интеллектуальных способностей и познавательных потребностей в процессе изучения основ наук

8. Проблемное и эвристическое обучение

9. Основы разработки и апробации индивидуальных образовательных траекторий в обучении

10. Теоретические основы и практика модульного обучения

11. Индивидуализации и дифференциации обучения: путь к личностному развитию

12. Виды и формы дифференцированного обучения

13. Сущность профильного обучения

14. Основные формы организации профильного обучения в городских и сельских школах

15. Модели организации профильного обучения

16. Проектное обучение: потенциал учебного предмета

17. Педагогические условия реализации проектной деятельности

18. Обучение на основе компетенций

19. Ключевые (базовые) компетенции, их особенности

20. Педагогика и психология творчества

21. Понятие творчества и его проявления

22. Креативность как личностная способность к творчеству

23. Общие направления развития творческой личности

24. Педагогическое творчество и импровизация

25. Игровая деятельность в разных возрастных периодах

26. Обучение в диалоге

27. Теория и практика проведения полноценной дискуссии

28. Сущность, цель и задачи педагогической инноватики

29. Инновационный образовательный процесс

30. Проектирование инновационного обучения

31. Теории воспитания: традиционные и инновационные

32. Воспитание человека на основе общечеловеческих и национальных ценностей

33. Основы формирования отношения личности к себе и окружающему миру

34. Организация самостоятельной и коллективной деятельности учащихся в проектном обучении

35. Разработка индивидуальных образовательных траекторий в контексте эвристического обучения

36. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в адаптивной системе обучения

37. Педагогическое творчество и импровизация.

38. Педагогические условия организации профильного обучения

39. Инновация в организации совместной деятельности учителя и учащегося.

40. Обучение в игре

41. Развитие гражданской компетенции школьников.

42. Самоуправление как уникальное средство позитивной социализации учащихся.

43. Коллектив как фактор личностного развития школьников

44. Учебно-воспитательные коллективы в образовании

45. Потенциал позитивной образовательной среды в развитии личности

46. Потенциал концепции «Активная школа» в современных условиях

47. Особенности развития толерантности в современных условиях.

48. Толерантность - путь к гармонии с собой и с миром

49. Инновация в педагогической системе как введение нового в организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

50. Аксиологические основы современного воспитания

Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Теоретические основы организации образовательной деятельности
  2. Современные педагогические теории. Дидактическая теория.
  3. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации.
  4. Особенности ассоциативного обучения.
  5. Информационные основы дидактики.
  6. Создание оптимальных условий организации учебного процесса.
  7. Формирование технологического инструментария в обучении, ориентированного на функции дидактики
  8. Традиционная дидактическая теория. Вклад Я.А. Коменского в развитие теории обучения.
  9. Личностно- ориентированное обучение. Педагогические условия личностно-ориентированного обучения.
  10. Развивающее обучение как система организации педагогического процесса. Вклад Л.В. Занкова в развитие дидактики.
  11. Потенциал развивающего обучения в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
  12. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемного обучения
  13. Развитие идей проблемного обучения в концепции М.И. Махмутова
  14. Вклад М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера в развитие дидактической теории.
  15. Особенности реализации эвристического обучения в современных условиях (В.И. Андреев, А.В. Хуторской)
  16. Разработка индивидуальных образовательных траекторий в контексте эвристического обучения
  17. Реализация модульного обучения в современных условиях (П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов)
  18. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в адаптивной системе обучения
  19. Дифференцированное обучение в современных условиях (И.М. Осмоловская)
  20. Проектное обучение. Типология учебных проектов. Педагогические условия реализации проектной деятельности.
  21. Объекты и этапы педагогического проектирования
  22. Организация самостоятельной и коллективной деятельности учащихся в проектном обучении
  23. Сущность профильного обучения. Цель и задачи профильного обучения.
  24. Профильное обучение. Основные формы организации профильного обучения в городских и сельских школах.
  25. Профильное обучение. Модели организации профильного обучения. Педагогические условия организации профильного обучения.
  26. Обучение на основе компетенций. Характеристика общеобразовательных ключевых компетенций.
  27. Специфика дидактического творческого процесса. Понятие творчества и его проявления.
  28. Творчество в обучении. Творческая индивидуальность педагога. Педагогическое творчество и импровизация.
  29. Инновационный образовательный процесс. Структура инновационного процесса.
  30. Инновация в педагогической системе как введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания.
  31. Инновация в организации совместной деятельности учителя и учащегося.
  32. Обучение в игре. Цель и задачи игровой деятельности. Функции игры. Игровая деятельность в разных возрастных периодах.
  33. Обучение в игре. Дидактические игры. Этапы обучающей игры. Педагогические условия игры. Подведение итогов игры.
  34. Обучение в диалоге. Типы диалога. Реализация принципов диалогового обучения
  35. Потенциал дискуссии в обучении. Признаки дискуссии. Формы дискуссии. Педагогические условия результативной дискуссии.
  36. Развитие педагогических теорий обучения.

Вопросы к экзамену (зачету)

  1. Теоретические основы организации образовательной деятельности
  2. Современные педагогические теории воспитания
  3. Теории воспитания: традиционные и инновационные.
  4. Системный подход в воспитании
  5. Личностный подход в воспитании
  6. Деятельностный подход в воспитании
  7. Гуманистическое воспитание как основа полноценного личностного развития.
  8. Аксиологические основы современного воспитания.
  9. Синергетический подход в воспитании.
  10. Антропологическая теория воспитания: от К.Д. Ушинского до наших дней.
  11. Герменевтический метапринцип в педагогике.
  12. Концепция воспитательной системы школы. Характеристика компонентов воспитательной системы школы
  13. Концепция воспитательной системы школы. Организация деятельности воспитательной системы. Критерии воспитанности личности.
  14. Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской.

15. Сущность и структура культурных потребностей различных групп населения

16. Способы изучения и повышения культурно- образовательного уровня различных групп населения

  1. Концепция «Воспитание на основе потребностей человека»
  2. Воспитательная концепция Н.Е. Щурковой. Философическое, диалогическое, этическое воспитание.
  3. Инновация в педагогической системе как введение нового в цели, содержание, методы, формы воспитания,
  4. Инновация в педагогической системе как введение нового в организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
  5. Концепция педагогической поддержки. Реализация идей свободного воспитания.
  6. Теория развития толерантности личности.
  7. Особенности развития толерантности в современных условиях.
  8. Формирование толерантных межвозрастных, межполовых, межэтнических, межклассовых, межпартийных, межконфессиональных, межментальных отношений.
  9. Воспитание в контексте признания основных свобод человека.
  10. Интолерантность и пути ее преодоления.
  11. Развитие концепции «Активная школа» в современных условиях.
  12. Характеристика компонентов активной школы (позитивная образовательная среда; позитивный профессиональный климат)
  13. Характеристика компонентов активной школы (школа в сообществе; безопасность в школе).
  14. Характеристика компонентов активной школы (управление школьной системой; оценка деятельности школы).
  15. Коллектив как фактор воспитания, стимулирующий развитие личности.
  16. Взаимодействие процессов развития личности и коллектива.
  17. Эмоциональное богатство коллективной жизни.
  18. Учебно-воспитательные коллективы: создание, развитие, функционирование.
  19. Динамика развития ученического коллектива.
  20. Педагогическое руководство коллективом учащихся, изменение позиции учителя-воспитателя на различных этапах развития коллектива.
  21. Самоуправление как уникальное средство позитивной социализации учащихся. Функции самоуправления.
  22. Характеристика моделей школьного самоуправления
  23. Школьное самоуправление. Качества личности, необходимые школьнику для участия в ученическом самоуправлении
  24. Развитие гражданской компетенции школьников. Выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя.
  25. Развитие гражданской компетенции школьников. Работа в команде (умение создавать климат сотрудничества, выполнять правила поведения).
  26. Принципы построения и развития школьного самоуправления. Структура школьного самоуправления.
  27. Воспитание в игре. Деловые игры. Этапы деловой игры. Подведение итогов игры.

Вопросы и задания к экзамену

профессиональные компетенции (ПК):

готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

Знать Уметь Владеть
· основы методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области; · современные тенденции развития образовательной системы; · систематизировать, обобщать и распространять методический опыт (отечественный и зарубежный) в профессиональной области; · способами систематизации, обобщения и распространения методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области; · способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов в обучении и воспитании.
1. Современные педагогические теории воспитания 2. Теории воспитания: традиционные и инновационные. 3. Системный подход в воспитании 4. Личностный подход в воспитании 5. Деятельностный подход в воспитании 6. Гуманистическое воспитание как основа полноценного личностного развития. 7. Аксиологические основы современного воспитания. 8. Синергетический подход в воспитании. 9. Антропологическая теория воспитания: от К.Д. Ушинского до наших дней. 10. Герменевтический метапринцип в педагогике. 11. Концепция воспитательной системы школы. Характеристика компонентов воспитательной системы школы 12.Концепция воспитательной системы школы. Организация деятельности воспитательной системы. Критерии воспитанности личности. · Использовать методы включения творческих решений в конкретные виды познавательной деятельности (коммуникативную, игровую и т.д.); · реализовать инновационные проекты; · составить глоссарий по теме «Синергетический подход в воспитании»; · использовать потенциал интерактивных технологий в образовании; · обоснуйте причины успехов и неудач в обобщении и распространении методического опыта; · представить особенности функций методической работы; · определить специфику методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области Наполните содержанием опорную схему информационного блока: «Методический опыт в профессиональной деятельности» Разработайте план обобщения и систематизации методического опыта (отечественного) Разработайте план обобщения и систематизации методического опыта (зарубежного) Составьте список рекомендаций учителю по систематизации методического опыта Найдите способ, позволяющий обобщить зарубежный методический опыт Напишите возможный сценарий развития методики воспитательной системы школы. Подготовить портфолио «Деятельностный подход в воспитании» Подготовить таблицу критериев передового методического опыта Проведите презентацию «Антропологическая теория воспитания: от К.Д. Ушинского до наших дней»

готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

Знать Уметь Владеть
· педагогические теории обучения и воспитания; · потенциал современных педагогических теорий обучения и воспитания; · осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие; · технологиями проведения педагогической работы, участия в образовательных процессах.
1. Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской. 2. Концепция «Воспитание на основе потребностей человека» 3. Воспитательная концепция Н.Е. Щурковой. Философическое, диалогическое, этическое воспитание. 4. Инновация в педагогической системе как введение нового в цели, содержание, методы, формы воспитания, 5. Инновация в педагогической системе как введение нового в организацию совместной деятельности учителя и учащегося. 6. Концепция педагогической поддержки. Реализация идей свободного воспитания. 7. Теория развития толерантности личности. 8. Особенности развития толерантности в современных условиях. 9. Формирование толерантных межвозрастных, межполовых, межэтнических, межклассовых, межпартийных, межконфессиональных, межментальных отношений. 10. Воспитание в контексте признания основных свобод человека. 11. Интолерантность и пути ее преодоления. 12.Развитие концепции «Активная школа» в современных условиях. проектировать образовательную среду; проектировать образовательную программу; проектировать индивидуальный образовательный маршрут; реализовать инновационные проекты; управлять развитием образовательных программ (подходы, механизмы, алгоритм и др.); разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты; Разработка учебного проекта «Воспитательная концепция Н.Е. Щурковой» Наполните содержанием опорную схему информационного блока: «Инновация в педагогической системе как введение нового в организацию совместной деятельности учителя и учащегося» Введение в образова- тельную практику ученическое портфолио «Мой индивидуальный образовательный маршрут» Составьте список рекомендаций учителю по развитию толерантности школьников Определите решения, которые являются оптимальными для реализации культурологической концепции Е.В. Бондаревской

 

готов проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

Знать Уметь Владеть
· педагогические теории обучения и воспитания; · современные тенденции развития образовательной системы; · выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом современных тенденций в образовании; · способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры.
1. Характеристика компонентов активной школы (позитивная образовательная среда; позитивный профессиональный климат) 2. Характеристика компонентов активной школы (школа в сообществе; безопасность в школе). 3. Характеристика компонентов активной школы (управление школьной системой; оценка деятельности школы). 4. Учебно-воспитательные коллективы: создание, развитие, функционирование. 5. Динамика развития ученического коллектива. 6. Педагогическое руководство коллективом учащихся, изменение позиции учителя-воспитателя на различных этапах развития коллектива. 7. Самоуправление как уникальное средство позитивной социализации учащихся. Функции самоуправления. 8. Характеристика моделей школьного самоуправления 9. Школьное самоуправление. Качества личности, необходимые школьнику для участия в ученическом самоуправлении 10. Развитие гражданской компетенции школьников. Выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя. 11. Развитие гражданской компетенции школьников. Работа в команде (умение создавать климат сотрудничества, выполнять правила поведения). 12.Принципы построения и развития школьного самоуправления. Структура школьного самоуправления. · определять содержание образования с учетом современных научных поисков; · подбирать инновационные технологии работы; · вводить новое в формы обучения и воспитания · вводить новое во взаимоотношения с учащимися (когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты) · организовать межличностный диалог · организовать групповую учебную деятельность · организовать дискуссию в интерактивном обучении Проанализируйте структуру инновационных технологий с точки зрения их внедрения в образовательный процесс современной школы: дебаты, критического мышления   Составьте список рекомендаций учителю по внедрению методики обучения коллективным нормам жизни   Постройте прогноз развития изменение позиции учителя-воспитателя на различных этапах развития коллектива.   Раскрыть этапы инновационного процесса на примере взаимодействия компонентов активной школы   Подготовить портфолио «Развитие гражданской компетенции школьников»   Изобразите графически информацию о проектировании нового учебного содержания   Проведите презентацию «Самоуправление как уникальное средство позитивной социализации учащихся»

способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно- образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

Знать Уметь Владеть
· основы повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения; · способы формирования культурных потребностей различных групп населения; · осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие; · формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения; · способами изучать культурные потребности различных групп населения; · способами форми- рования культурных потребностей и повышения культурно- образовательного уровня различных групп населения
1. Воспитание в игре. Деловые игры. Этапы деловой игры. Подведение итогов игры. 2. Сущность и структура культурных потребностей различных групп населения 3.Способы изучения и повышения культурно- образовательного уровня различных групп населения 4. Коллектив как фактор воспитания, стимулирующий развитие личности. 5. Взаимодействие процессов развития личности и коллектива. 6.Эмоциональное богатство коллективной жизни. проектировать образова-тельную программу по формированию культурных потребностей личности; · подбирать иннова- ционные технологии работы; · вводить новое в фор- мы и методы воспитания; · организовать межличностный диалог · организовать дискуссию по проблеме формирования культурных потребностей личности; · Наполните содер- жанием опорную схему информационного блока: «Культурные потребности различных групп населения»; · Составьте список рекомендаций учителю по повышению культурно- образовательного уровня различных групп населения · Подготовить порт фолио «Формирование культурных потребностей личности» · Проведите презента цию «Пути повышения культурно- образовательного уровня различных групп населения»

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.013 с.)