Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория свободного воспитания Ж.-Ж. РуссоСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основатель теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) построил свою концепцию в контексте бережного отношения к природе ребенка. Он подчеркивал важность природосообразного воспитания, особо выделял контакты ребенка с природой, дающей основы развития чувств, физическую крепость и свободу действий. Кроме природы Ж.-Ж. Руссо выделял в качестве факторов воспитания людей и общество. Причем люди учат жизни, а общество является источников личного опыта. Между тем, Ж.-Ж. Руссо особо отмечал роль самостоятельного накопления жизненного опыта. Процесс собственно обучения ребенка должен начинаться с 12 лет, поскольку период, предшествующий этому возрасту он считал «сном разума». Среди направлений развития личности Ж.-Ж. Руссо выделял чувственное как фундамент формирования личности и начало умственного становления, физическое как средство гармонизации отношений с окружающим миром, трудовое как условие независимости человека, нравственное как внутренний стержень личности, гражданское - для обретения статуса полноправного члена общества. Все это было изложено в его довольно стройной педагогической программе. Ж.-Ж. Руссо считал наиболее ценным реальное, естественно-научное образование, указывая на то, что приобщение ребенка к географии, химии, биологии развивает у него интерес и гармоничные отношения с природой. Произведения Ж.-Ж. Руссо: «Новая Элоиза», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании». Дидактическая концепция немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта Традиционная дидактическая система связана с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, живущую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность. Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время. Дидактическая концепция немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) строилась на сочетании «материального образования» (получении информации об окружающем мире) и развития познавательных процессов школьников. Обучение в гербартарианской концепции носит воспитывающий характер, стимулируя развитие интересов учащихся к окружающему миру (эмпирический), к причинам процессов и явлений (умозрительный), к прекрасному (эстетический), к близким людям (симпатический), к человечеству и обществу (социальный). Путь формирования интересов включал четыре ступени процесса обучения: «ясность» – знакомство учащихся с новым материалом при широком применении наглядности, «ассоциации» - установление связей новых представлений со старыми, «система» - вывод правил и формулировка законов, «метод» - упражнения с целью формирования навыков практического применения полученных знаний. И.Ф. Гербарт выделил три вида обучения – описательное, аналитическое и синтетическое. Кроме того, он считал важным развитие самостоятельности и активности учеников. Произведения И.Ф. Гербарта: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Первые лекции пол педагогике» и др. Развивающее обучение И.Г. Песталоцци и А. Дистервега Вклад в дидактику швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) довольно велик и отличается новаторскими идеями, хотя своеобразно развивает принцип природосообразности. И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, включающую теории умственного, физического и нравственного развития. Название теории подразумевает динамику развития ребенка в связи с использованием простейших элементов и движением к более сложным. В исходных компонентах любого обучения он выделил число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Процесс обучения, по мнению Песталоцци, должен раскрывать в каждом ребенке все его силы и способности, поскольку глаз «хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука хватать. Но так же и сердце хочет верить и любить (Там же, С. 360). Именно Песталоцци выдвинул идею развивающего характера обучения. Кроме того, в его педагогических поисках отражена идея психологизации образования. Ценным как в теории, так и на практике является тезис Песталоцци об органической взаимосвязи обучения и воспитания, а также об использовании возможностей детского сообщества в образовании. Детально разработана педагогом идея нравственного образования, которое должно начинаться в семье и продолжаться в школе. В этом процессе необходимо развивать нравственные чувства, упражняться в нравственных поступках, стремиться к гармонии в отношениях с людьми и миром. Одним их первых И.Г. Песталоцци исследовал проблему детского труда, подготовку молодежи к индустрии. Им была разработана «азбука умений», позволяющая ребенку укрепить физические силы и освоить трудовые действия. Произведения И.Г. Песталоцци: «О народном образовании и индустрии», «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» и др. Немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866), выстаивая основы своей дидактической системы, дополнил принцип природосообразности принципом культуросообразности, считая необходимым привести в соответствие школьное обучение и уровень развития культуры общества. А. Дистервег основательно исследовал проблемы развивающего обучения и сформулировал соответствующие рекомендации (идти в обучении от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому и др.) В работах педагога проанализированы проблемы развития мышления, памяти, способностей учеников в школьном обучении. Важно отметить и обоснованные им идеи воспитывающего обучения и руководящей роли учителя в образовании, в развитии самостоятельности и творчества учеников. Произведения А. Дистервега: «Руководство к образованию немецких учителей», «Начатки детского школьного учения». Дидактика К.Д. Ушинского В отечественной дидактике особая роль отводится творчеству К.Д. Ушинского (1824-1870), фундаментом которого является педагогическая антропология. Именно в ней ученый подчеркивал возможность проникновения в человеческую природу и управление ею в интересах самого человека и общества. Положение о целостности человека, неделимости духовной и телесной его природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим позволил приблизиться к пониманию сущностных проявлений человека. К.Д. Ушинский разработал основы самобытной национальной школы, сформулировал кардинальную идею народности в педагогике. Им были обоснованы дидактические принципы, позволившие точно выстроить образовательный процесс. Причем обучение предполагало взаимное дополнение двух процессов: овладение системой знаний и психологическое развитие личности. Необходимым в школе было соединение умственного и физического труда. К.Д. Ушинский подготовил для школы учебники «Детский мир», «Родное слово», особое внимание уделял начальному образованию. Среди методов обучения К.Д. Ушинский выделял игру. Произведения К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы» и др. Актуальность изучения традиционных концепций обучения обусловлена огромной важностью знания и понимания классической дидактики, современных устоявшихся дидактических концепций, а также новых тенденций в процессах обучения. Знания о дидактических концепциях позволяют в полном объеме представить методики, теорию, и процесс обучения, которые применялись ранее и с успехом применяются сейчас, в современном обучении. Знания о современных процессах обучения и новых тенденциях позволят будущему специалисту иметь представление о текущем состоянии дидактики, что в свою очередь позволит ему ориентироваться в современном образовательном процессе.
Личностно-ориентированное образование в теории и практике педагогики План лекции 1. Сущностные характеристики личностно-ориентированного образования. 2. Современные концепции личностно-ориентированного образования. 3. Цель и задачи личностно-ориентированного обучения. Компоненты личностно ориентированного образования. 4. Образовательная среда личностно-ориентированного обучения. 5. Требования к учителю и ученику в личностно-ориентированном образовании. 6. Критерии эффективности личностно-ориентированного учебно- воспитательного процесса. Список литературы 1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003. 2. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008. С. 47 – 57. 3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному: пособие для учителя. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. 4. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2011. – 220 с.
Развитие российского образования предполагает переход к личностно-ориентированному образованию. Популярность этого подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств: Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика. В основе личностно-ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом: • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне, • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания, • индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию, • взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения, • самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов. Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения являются (И.С. Якиманская): • цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка; • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс; • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении; • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая; • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»); • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности. В личностно-ориентированном обучении перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом. Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения: • личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; • образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; • обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; • в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения; • личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся: • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями; • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт; • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные; • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока: Использование субъектного опыта ребенка. Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения. Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала. Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества. Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения. При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей. Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся. Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются: • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; • использование проблемных творческих задач; • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; • обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему; • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; • оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся; • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.012 с.) |