Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Традиционная дидактическая теория

Поиск

Семинар 1. Традиционная дидактическая теория

Понятийный аппарат темы

дидактика, современная дидактическая система, модели обучения, образовательная деятельность

Вопросы для обсуждения

Дидактика как педагогическая теория обучения

Становление современной дидактической системы

Характеристика современной школы

Демократизация и гуманизация школы

Стиль деятельности учителя

Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы

Сравнительный анализ моделей обучения

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008. – 528 с.

2. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2009. – 576 с.

 


 

Семинар 2. Проблемное и эвристическое обучение

Понятийный аппарат темы

проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача, исследовательское задание, проблемное обучение, эвристическое обучение

Вопросы для обсуждения

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемного обучения

Проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача, исследовательское задание. Структура проблемного обучения.

Отличительные признаки эвристического обучения: наличие эвристических вопросов, эвристических предписаний, разработка индивидуальных образовательных траекторий, развитие способностей, критического мышления.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока.

1. Каковы основные тенденции, разновидности и особенности современных направлений обучения?

2. В чем состоит суть проблемы соотношения обучения и развития, а также подходов к ее решению?

3. Каковы научные предпосылки проблемного обучения?

4.Каковы сущность и дидактические характеристики организации проблемного обучения?

5. В чем особенность и смысл создания проблемных ситуаций в обучении?

6. Какова характеристика уровней проблемного обучения и его роли в образовательном процессе?

Блок самостоятельной работы

Провести опрос среди студентов на тему «Эвристическое обучение: возможные варианты реализации», обобщить результаты

Каковы базовые действия педагога при организации эвристического обучения?

Как создать проблемную ситуацию?

Интерактивные образовательные технологии

Кластер «Проблемное обучение: пути развития мышления, формирования самостоятельности и творческих способностей»

Список литературы

1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – С.54-65.

2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М.: Академия, 2009. – Глава 5.

3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.


Семинар 3. Дифференцированное обучение

Понятийный аппарат темы

индивидуализации обучения, дифференциации обучения

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об индивидуализации и дифференциации обучения

2. Виды и формы дифференцированного обучения

3. Характеристика основных форм дифференциации

4. Проблемы внедрения индивидуализации и дифференциации в обучении

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока.

Подготовлен ли современный учитель к работе в условиях дифференцированного обучения?

Как учитель может реализовать индивидуализацию в обучении?

Покажите на практических примерах возможности дифференцированного обучения

Блок самостоятельной работы

Предложите алгоритм действий педагога по решению проблемы дифференцированного обучения.

Обоснуйте необходимость разработки индивидуальной стратегии обучении учащегося.

Интерактивные образовательные технологии

Проведите исследование: как влияет мотивация на организацию дифференцированного обучения?

Список литературы

1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – С.54-65.

2. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в школе. – М. - Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2004. – 176 с.

 

Семинар 4. Проектное обучение

Понятийный аппарат темы

деятельностный подход, проектное обучение, учебный проект

Вопросы для обсуждения

Сущность проектного обучения

Проектное обучение как воплощение деятельностного подхода в обучении

Педагогические условия реализации проектной деятельности.

Типология учебных проектов.

Этапы работы над учебным проектом.

Ограничения в использовании проектного обучения.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока.

Реализация проекта «Организация исследовательской деятельности школьников» или «Организация самостоятельной деятельности учащихся»

Как оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта и отрефлексировать полученный опыт.

Каковы основные компоненты проектного метода обучения?

Блок самостоятельной работы

Докажите, что проект – система учебно-воспитательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы.

Интерактивные образовательные технологии

Реализация проекта «Организация исследовательской деятельности школьников»

Список литературы

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2005.- 288 с.

2. Лузина Т.В. Управление проектами: учеб. пособие / Т.В. Лузина, Т.Б. Толстихина. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 146 с.

 

Семинар 5. Обучение в игре

Понятийный аппарат темы

игровая деятельность, функции игры,

Вопросы для обсуждения

Сущность игровой деятельности в обучении

Игровая деятельность в разных возрастных периодах.

Функции игры.

Деловые игры. Этапы деловой игры.

Имитационные игры. Операционные игры.

Исполнение ролей.

Дидактические условия игры. Подведение итогов игры.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока.

Обоснуйте положение, что игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Какова роль игры в мотивации учащихся?

Определите потенциал обучающих игр (игры на усвоение текстовой информации, для тренировки внимания и памяти, скорочтения).

Блок самостоятельной работы

Подготовьте игротеку для учащихся по предмету

Интерактивные образовательные технологии

Деловая игра «Организация воспитательного процесса в классе подростков»

Список литературы

1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. – СПб.: Каро, 2008.- 128 с.

2. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия, 2009. – 368 с.

Семинар 6. Обучение в диалоге

Понятийный аппарат темы

диалог, дискуссия, активизация обучения

Вопросы для обсуждения

Диалог как способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно- смыслового общения.

Типы диалога.

Дискуссия как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины).

Признаки дискуссии.

Формы дискуссии: «круглый стол», заседание экспертной группы, симпозиум, дебаты, судебное заседание.

Приемы проведения полноценной дискуссии.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока.

Как реализовать особое отношение к Другому, «другодоминантность» в диалоге?

Докажите, что факторами реализации ценностно-диалогового способа обучения являются персонализм (личностная направленность) и цельность (гармония между мыслью, чувством и поступком).

Возможен ли диалог без совместного поиска истины?

Блок самостоятельной работы

Сформулируйте правила ведения диалога.

Определите способы формирования культуры диалога.

Интерактивные образовательные технологии

Дискуссия «Развитие дискуссионной культуры в процессе поиска истины».

Список литературы

Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. – М.: 2006. – С 18-37.

Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – С.54-65.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М.: Академия, 2009. – 5.10.

Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Академия, 2007. – 368 с.


Стиль деятельности учителя

В педагогическом руководстве выделяют два полярных, диаметрально противоположных стиля работы учителей: авторитарный и демократический. Преобладание того или другого в общении на уроке предопределяет и сущность, характер той или иной дидактической системы.

Применительно к современности этим словом обозначают стиль педагогического руководства, сформировавшийся в общественных условиях известного периода, совокупность личностных факторов, обуславливающих догматизм и стереотипность восприятия действительности. Авторитаризм проявляется в абсолютизации принципа единоначалия в обществе. Он не мог не отражаться на школе, где исключалось любое несанкционированное творчество и насаждалось царство единомыслия, единодушия, исполнительности на подражательно-репродуктивном уровне. За это отвечал директор. Учитель также был поставлен в положение диктатора: он объясняет, контролирует, оценивает, дает задание на дом, обращается к руководству школы и родителям ученика за наказанием. Как же это сказывается на ученике? Он обязан повиноваться, быть послушным. Но ведь давно известен постулат, что только в творческой деятельности формируется творческая личность. Сегодняшняя острая потребность общества в людях с самостоятельным, критическим, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества заставляет ученых педагогов и психологов обратиться к педагогическому сотрудничеству. Оно предусматривает дискуссии, «круглые столы», «обратную связь», оценочные суждения учеников о педагогах, вовлечение в единое дело всего коллектива и пр.

Четкое конструирование учебного материала, выделение опор и опорных сигналов, концентрирование материала крупными блоками, создание высокоинтеллектуального фона - способы организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся, с помощью которых они достигают обучения без принуждения

Список литературы

Осмоловская И.М. Дидактика: пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М.: Академия, 2009. – Глава 2.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — Глава 2.

 

Традиционная дидактическая теория в образовании

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики - процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.

Теория обучения - это самый высокий уровень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения «преподавание - учение».

Дидактика К.Д. Ушинского

В отечественной дидактике особая роль отводится творчеству К.Д. Ушинского (1824-1870), фундаментом которого является педагогическая антропология. Именно в ней ученый подчеркивал возможность проникновения в человеческую природу и управление ею в интересах самого человека и общества. Положение о целостности человека, неделимости духовной и телесной его природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим позволил приблизиться к пониманию сущностных проявлений человека.

К.Д. Ушинский разработал основы самобытной национальной школы, сформулировал кардинальную идею народности в педагогике. Им были обоснованы дидактические принципы, позволившие точно выстроить образовательный процесс. Причем обучение предполагало взаимное дополнение двух процессов: овладение системой знаний и психологическое развитие личности. Необходимым в школе было соединение умственного и физического труда.

К.Д. Ушинский подготовил для школы учебники «Детский мир», «Родное слово», особое внимание уделял начальному образованию. Среди методов обучения К.Д. Ушинский выделял игру.

Произведения К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы» и др.

Актуальность изучения традиционных концепций обучения обусловлена огромной важностью знания и понимания классической дидактики, современных устоявшихся дидактических концепций, а также новых тенденций в процессах обучения. Знания о дидактических концепциях позволяют в полном объеме представить методики, теорию, и процесс обучения, которые применялись ранее и с успехом применяются сейчас, в современном обучении. Знания о современных процессах обучения и новых тенденциях позволят будущему специалисту иметь представление о текущем состоянии дидактики, что в свою очередь позволит ему ориентироваться в современном образовательном процессе.


 

Личностно-ориентированное образование в теории и практике педагогики

План лекции

1. Сущностные характеристики личностно-ориентированного образования.

2. Современные концепции личностно-ориентированного образования.

3. Цель и задачи личностно-ориентированного обучения. Компоненты личностно ориентированного образования.

4. Образовательная среда личностно-ориентированного обучения.

5. Требования к учителю и ученику в личностно-ориентированном образовании.

6. Критерии эффективности личностно-ориентированного учебно- воспитательного процесса.

Список литературы

1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.

2. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008. С. 47 – 57.

3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному: пособие для учителя. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

4. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2011. – 220 с.

 

Развитие российского образования предполагает переход к личностно-ориентированному образованию. Популярность этого подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

В основе личностно-ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:

• индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,

• человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,

• индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,

• взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,

• самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения являются (И.С. Якиманская):

• цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

• обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

• учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

• субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

• при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

• усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

В личностно-ориентированном обучении перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

• личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

• образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

• обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

• в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;

• личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

• использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

• оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

• поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

• создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

• использование проблемных творческих задач;

• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

• создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

• обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

• оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

• отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Эвристическое обучение

Сущность эвристического обучения

Принципы эвристического обучения

Проблемное и эвристическое обучение: общее и различное

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

 

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения — это эвристическое обучение.

В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике.

Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Цель эвристического обучения:

· не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно- историческими аналогами.

· помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания.

Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

· личностное целеполагание ученика;

· выбор индивидуальной образовательной траектории;

· метапредметные основы содержание образования;

· продуктивность обучения;

· первичность образовательной продукции учащегося;

· ситуативность обучения;

· образовательная рефлексия.

Часто путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи - проблема, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

Задача проблемного обучения - передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.

Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное - придумать хорошее открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания - придумать общество будущего, на уроке физкультуры - составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.

Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно!

Тематика рефератов

1. Теоретические основы организации образовательной деятельности

2. Функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов.

3. Ассоциативная теория обучения

4. Традиционная дидактическая теория и педагогические ресурсы ее развития

5. Личность как системообразующий фактор обучения и образования

6. Личностно- ориентированное образование

7. Условия целенаправленного формирования у учащихся интеллектуальных способностей и познавательных потребностей в процессе изучения основ наук

8. Проблемное и эвристическое обучение

9. Основы разработки и апробации индивидуальных образовательных траекторий в обучении

10. Теоретические основы и практика модульного обучения

11. Индивидуализации и дифференциации обучения: путь к личностному развитию

12. Виды и формы дифференцированного обучения

13. Сущность профильного обучения

14. Основные формы организации профильного обучения в городских и сельских школах

15. Модели организации профильного обучения

16. Проектное обучение: потенциал учебного предмета

17. Педагогические условия реализации проектной деятельности

18. Обучение на основе компетенций

19. Ключевые (базовые) компетенции, их особенности

20. Педагогика и психология творчества

21. Понятие творчества и его проявления

22. Креативность как личностная способность к творчеству

23. Общие направления развития творческой личности

24. Педагогическое творчество и импровизация

25. Игровая деятельность в разных возрастных периодах

26. Обучение в диалоге

27. Теория и практика проведения полноценной дискуссии

28. Сущность, цель и задачи педагогической инноватики

29. Инновационный образовательный процесс

30. Проектирование инновационного обучения

31. Теории воспитания: традиционные и инновационные

32. Воспитание человека на основе общечеловеческих и национальных ценностей

33. Основы формирования отношения личности к себе и окружающему миру

34. Организация самостоятельной и коллективной деятельности учащихся в проектном обучении

35. Разработка индивидуальных образовательных траекторий в контексте эвристического обучения

36. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в адаптивной системе обучения

37. Педагогическое творчество и импровизация.

38. Педагогические условия организации профильного обучения

39. Инновация в организации совместной деятельности учителя и учащегося.

40. Обучение в игре

41. Развитие гражданской компетенции школьников.

42. Самоуправление как уникальное средство позитивной социализации учащихся.

43. Коллектив как фактор личностного развития школьников

44. Учебно-воспитательные коллективы в образовании

45. Потенциал позитивной образовательной среды в развитии личности

46. Потенциал концепции «Активная школа» в современных условиях

47. Особенности развития толерантности в современных условиях.

48. Толерантность - путь к гармонии с собой и с миром

49. Инновация в педагогической системе как введение нового в организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

50. Аксиологические основы современного воспитания

Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Теоретические основы организации образовательной деятельности
  2. Современные педагогические теории. Дидактическая теория.
  3. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации.
  4. Особенности ассоциативного обучения.
  5. Информационные основы дидактики.
  6. Создание оптимальных условий организации учебного процесса.
  7. Формирование технологического инструментария в обучении, ориентированного на функции дидактики
  8. Традиционная дидактическая теория. Вклад Я.А. Коменского в развитие теории обучения.
  9. Личностно- ориентированное обучение. Педагогические условия личностно-ориентированного обучения.
  10. Развивающее обучение как система организации педагогического процесса. Вклад Л.В. Занкова в развитие дидактики.
  11. Потенциал развивающего обучения в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
  12. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемного обучения
  13. Развитие идей проблемного обучени<


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.23 (0.015 с.)