Тема 7. Дидактическая система Л.В.Занкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Дидактическая система Л.В.Занкова



Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Основные психические новообразования младшего школьного возраста. Развитие мышления в младшем школьном возрасте; формирование понятий как форм логического мышления. Принципы экспериментальной дидактической системы Л.В.Занкова. Ведущая роль теоретических знаний в обучении младших школьников. Принцип высокого уровня трудности в обучении. Понятие о мере трудности в обучении. Изучение программного материала быстрым темпом. Принцип осознания школьниками процесса учения. Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса. Роль педагогической оценки в развитии мотивации учения младшего школьника. Развитие внутренней мотивации к учению. Методическое обеспечение развивающего обучения: учебники, методические рекомендации. Экспериментальные площадки реализации системы Л.В.Занкова. Роль системы Л.В.Занкова в развитии системы школьного образования. Достоинства и ограничения дидактической системы Л.В.Занкова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. На обучение детей какого возрастного периода ориентирована система Л.В.Занкова?

2. Развитию каких психических новообразований уделяется особое внимание в системе Л.В.Занкова?

3. Каково влияние замедления темпов продвижения в учебном материале на развитие мышления младших школьников?

4. Что означает принцип ведущей роли теоретических знаний?

5. Какова связь формирования навыков и теоретических знаний в дидактической системе Л.В.Занкова?

6. Как реализуется принцип высокого уровня трудности в обучении?

7. В чем отличие принципа осознания школьниками процесса учения и принципа сознательности усвоения знаний?

8. Как решается проблема неуспеваемости в системе Л.В.Занкова?

9. В чем ограничения дидактической системы Л.В.Занкова?

10. Почему в системе Л.В.Занкова не ставят оценок?

11. Каковы условия развития индивидуальности в обучении?

12. Приведите примеры реализации теории Л.В.Занкова в практике школьного образования.

 

Тема 8. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин)

Разработка учения о происхождении высших психических функций Л.С.Выготского в теории поэтапного формирования умственных действий. Предметное действие и мысль как генетически связанные звенья процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Понятие об ориентировочной основе действий (ООД). Мотивационная и операционная составляющие ориентировочной части действия. Операционный компонент ориентировочного действия: построение образа наличной ситуации; выяснение основного значения отдельных компонентов ситуации для актуальных интересов действующего субъекта; составление плана предстоящих действий; дальнейшая ориентация действия в процессе его выполнения. Влияние ориентировочной основы действия на уровень и качество исполнения формируемого действия. Процесс преобразования действий: осуществление исполнительных операций; контроль; коррекция исполнения (контрольные операции). Ориентировочные операции: активные, пассивные. Критерии определения ООД: степень полноты (полная - неполная); мера обобщенности (обобщенная - конкретная); способ получения обучаемым (самостоятельно или в готовом виде). Типы ООД. Этапы процесса усвоения знаний и формирования действий: мотивация; уяснение ООД; выполнение действия в материализованной форме; выполнение действия в плане громкой речи; выполнение действия в плане речи про себя; выполнение действия в плане внутренней речи (в свернутом виде), - мысль о действии. Соответствие трех типов учения основным типам ООД. Критика П.Я.Гальпериным метода срезов, используемого в исследованиях Ж.Пиаже. Условия формирования требуемых свойств действия. Формирование идеальных действий и понятий как путь раскрытия собственно психологических механизмов психических явлений. Формирование сенсорных образов. Формирование физических действий: образование двигательных навыков. Психологическое содержание процесса автоматизации.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие положения теории Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций реализованы П.Я.Гальпериным?

2. Какова связь предметного действия и выражающей его мысли?

3. Что такое ориентировочная основа действия?

4. Сколько типов ООД (кроме основных) возможно в зависимости от сочетания критериев ее определения?

5. Назовите три основных типа ООД.

6. Какие типы учения соответствуют трем основным типам ООД?

7. Какова роль мотивации в последовательности этапов формирования умственных действий?

8. Все ли предметные действия переходят в умственный план?

9. Какие условия обеспечивают формирование действий с намеченными свойствами?

10. Приведите примеры реализации теоретических положений П.Я.Гальперина в практике образования.

11. В обучении каких возрастных групп реализуется теория П.Я.Гальперина.

12. Приведите примеры полной и неполной ООД.

13. Создайте ООД для выполнения какого-либо нового для Вас действия.

14. Приведите примеры обобщенной и конкретной ООД.

 

Тема 9. Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)

Значение учебной деятельности в психическом развитии ребенка (Д.Б.Эльконин). Особенности учебной задачи. Действия исполнения, действия контроля и оценки как структурные компоненты учебной деятельности. Виды обобщения в усвоении учебного материала: эмпирическое и содержательное (теоретическое). Трудности усвоения учебного материала. Эмпирический характер обобщения как источник трудностей усвоения. Ограничения традиционной системы обучения. Проблема обобщения в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Особенности эмпирического и теоретического мышления. Содержательные характеристики теоретического мышления. Чувственное и рациональное в познании. Пути усвоения: от конкретного к абстрактному; от абстрактного в конкретному. Способ восхождения от абстрактного к конкретному. Основные черты теоретического понятия. Связь теоретического понятия и содержательного обобщения. Основные учебные действия: преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы; моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме; преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде; выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения конкретной учебной задачи. Принципы построения учебных предметов. Опыт построения конкретных учебных дисциплин на основе содержательного обобщения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы методологические основания разработки В.В.Давыдовым теории содержательного обобщения?

2. Какой способ усвоения предпочтителен в изучении учебного материала, согласно В.В.Давыдову?

3. В каком возрастном периоде учебная деятельность является ведущей?

4. Каковы структурные компоненты учебной деятельности по Д.Б.Эльконину?

5. В чем ограничения эмпирического мышления?

6. В чем отличия эмпирического и содержательного обобщения?

7. Обучение каких возрастных групп может осуществляться на основе содержательного обобщения?

8. В чем отличия развивающего обучения от традиционной системы?

9. Каковы принципы построения учебных предметов на основе содержательного обобщения?

10. Приведите примеры основных учебных действий в соответствии с определенными операциями.

11. Приведите примеры учебных задач, отвечающих требованиям содержательного обобщения.

12. Приведите примеры реализации в практике образования теории В.В.Давыдова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.013 с.)