Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Дидактическая система Л.В.Занкова
Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Основные психические новообразования младшего школьного возраста. Развитие мышления в младшем школьном возрасте; формирование понятий как форм логического мышления. Принципы экспериментальной дидактической системы Л.В.Занкова. Ведущая роль теоретических знаний в обучении младших школьников. Принцип высокого уровня трудности в обучении. Понятие о мере трудности в обучении. Изучение программного материала быстрым темпом. Принцип осознания школьниками процесса учения. Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса. Роль педагогической оценки в развитии мотивации учения младшего школьника. Развитие внутренней мотивации к учению. Методическое обеспечение развивающего обучения: учебники, методические рекомендации. Экспериментальные площадки реализации системы Л.В.Занкова. Роль системы Л.В.Занкова в развитии системы школьного образования. Достоинства и ограничения дидактической системы Л.В.Занкова. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. На обучение детей какого возрастного периода ориентирована система Л.В.Занкова? 2. Развитию каких психических новообразований уделяется особое внимание в системе Л.В.Занкова? 3. Каково влияние замедления темпов продвижения в учебном материале на развитие мышления младших школьников? 4. Что означает принцип ведущей роли теоретических знаний? 5. Какова связь формирования навыков и теоретических знаний в дидактической системе Л.В.Занкова? 6. Как реализуется принцип высокого уровня трудности в обучении? 7. В чем отличие принципа осознания школьниками процесса учения и принципа сознательности усвоения знаний? 8. Как решается проблема неуспеваемости в системе Л.В.Занкова? 9. В чем ограничения дидактической системы Л.В.Занкова? 10. Почему в системе Л.В.Занкова не ставят оценок? 11. Каковы условия развития индивидуальности в обучении? 12. Приведите примеры реализации теории Л.В.Занкова в практике школьного образования.
Тема 8. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) Разработка учения о происхождении высших психических функций Л.С.Выготского в теории поэтапного формирования умственных действий. Предметное действие и мысль как генетически связанные звенья процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Понятие об ориентировочной основе действий (ООД). Мотивационная и операционная составляющие ориентировочной части действия. Операционный компонент ориентировочного действия: построение образа наличной ситуации; выяснение основного значения отдельных компонентов ситуации для актуальных интересов действующего субъекта; составление плана предстоящих действий; дальнейшая ориентация действия в процессе его выполнения. Влияние ориентировочной основы действия на уровень и качество исполнения формируемого действия. Процесс преобразования действий: осуществление исполнительных операций; контроль; коррекция исполнения (контрольные операции). Ориентировочные операции: активные, пассивные. Критерии определения ООД: степень полноты (полная - неполная); мера обобщенности (обобщенная - конкретная); способ получения обучаемым (самостоятельно или в готовом виде). Типы ООД. Этапы процесса усвоения знаний и формирования действий: мотивация; уяснение ООД; выполнение действия в материализованной форме; выполнение действия в плане громкой речи; выполнение действия в плане речи про себя; выполнение действия в плане внутренней речи (в свернутом виде), - мысль о действии. Соответствие трех типов учения основным типам ООД. Критика П.Я.Гальпериным метода срезов, используемого в исследованиях Ж.Пиаже. Условия формирования требуемых свойств действия. Формирование идеальных действий и понятий как путь раскрытия собственно психологических механизмов психических явлений. Формирование сенсорных образов. Формирование физических действий: образование двигательных навыков. Психологическое содержание процесса автоматизации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Какие положения теории Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций реализованы П.Я.Гальпериным? 2. Какова связь предметного действия и выражающей его мысли?
3. Что такое ориентировочная основа действия? 4. Сколько типов ООД (кроме основных) возможно в зависимости от сочетания критериев ее определения? 5. Назовите три основных типа ООД. 6. Какие типы учения соответствуют трем основным типам ООД? 7. Какова роль мотивации в последовательности этапов формирования умственных действий? 8. Все ли предметные действия переходят в умственный план? 9. Какие условия обеспечивают формирование действий с намеченными свойствами? 10. Приведите примеры реализации теоретических положений П.Я.Гальперина в практике образования. 11. В обучении каких возрастных групп реализуется теория П.Я.Гальперина. 12. Приведите примеры полной и неполной ООД. 13. Создайте ООД для выполнения какого-либо нового для Вас действия. 14. Приведите примеры обобщенной и конкретной ООД.
Тема 9. Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) Значение учебной деятельности в психическом развитии ребенка (Д.Б.Эльконин). Особенности учебной задачи. Действия исполнения, действия контроля и оценки как структурные компоненты учебной деятельности. Виды обобщения в усвоении учебного материала: эмпирическое и содержательное (теоретическое). Трудности усвоения учебного материала. Эмпирический характер обобщения как источник трудностей усвоения. Ограничения традиционной системы обучения. Проблема обобщения в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Особенности эмпирического и теоретического мышления. Содержательные характеристики теоретического мышления. Чувственное и рациональное в познании. Пути усвоения: от конкретного к абстрактному; от абстрактного в конкретному. Способ восхождения от абстрактного к конкретному. Основные черты теоретического понятия. Связь теоретического понятия и содержательного обобщения. Основные учебные действия: преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы; моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме; преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде; выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения конкретной учебной задачи. Принципы построения учебных предметов. Опыт построения конкретных учебных дисциплин на основе содержательного обобщения. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Каковы методологические основания разработки В.В.Давыдовым теории содержательного обобщения? 2. Какой способ усвоения предпочтителен в изучении учебного материала, согласно В.В.Давыдову? 3. В каком возрастном периоде учебная деятельность является ведущей? 4. Каковы структурные компоненты учебной деятельности по Д.Б.Эльконину? 5. В чем ограничения эмпирического мышления? 6. В чем отличия эмпирического и содержательного обобщения? 7. Обучение каких возрастных групп может осуществляться на основе содержательного обобщения? 8. В чем отличия развивающего обучения от традиционной системы? 9. Каковы принципы построения учебных предметов на основе содержательного обобщения? 10. Приведите примеры основных учебных действий в соответствии с определенными операциями. 11. Приведите примеры учебных задач, отвечающих требованиям содержательного обобщения. 12. Приведите примеры реализации в практике образования теории В.В.Давыдова.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.013 с.) |