Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплект ролей и формирование игровых групп.

Поиск

 

Количество участников игры не ограничено, однако, как показывает практика, при числе игроков более 50 эффективность ДИ резко падает. Минимальное число участников ограничивается комплектом восьми ролей, разыгрываемых в каждой секции: лидер, докладчик, оппонент, визуализатор, провокатор, ассистент, регистратор, эксперт. При большом количестве слушателей могут использоваться два варианта: увеличение числа секций или увеличение числа членов секций.

Таким образом, все слушатели делятся на секции, в каждой из которых разыгрывается одинаковый набор ролей. Каждая секция получает тему для разработки. Преподаватели на всех этапах игры выполняют роли членов консультационного совета.

ДИ «2Д» по числу играющих сторон с различными интересами и установками является двустронней: одна сторона – секция во главе с лидером, другая – все остальные секции, члены которых во время выступлений лидеров не своей группы преобразуются в участников дискуссии (которые не только воспринимают информацию, но и оценивают выступления, провоцируют дискуссию). В результате наличие однотипных секций с одинаковым набором ролей создает условия для постоянного изменения ролевой структуры аудитории. Возникает ситуация более тесного взаимодействия, порождаются чувства соревнования, лидерства, сопереживания, подражания.

Все участники игры не имеют полной исчерпывающей информации о содержании и форме выступлений, о тех идеях, которые будут генерироваться во время внутри- и межсекционных дискуссий, о принимаемых решениях (эффект неожиданности, непредсказуемости). С этой точки зрения данная игра является игрой с неполной информацией.

При распределении ролей тактика преподавателей (ведущих) – членов консультационного совета состоит в создании такой атмосферы, при которой слушатели сами, добровольно предлагают свои кандидатуры исходя из результатов предыдущего обучения, желания попробовать себя в новой роли. В исключительных случаях допускается принуждение. Инструкции исполнителям конкретных ролей приведены в описании.

 

Сценарий игры.

 

Сценарий ДИ «2Д» состоит из трех этапов:

1. Подготовка.

2. Проведение.

3. Принятие решений и оценка результатов.

Каждый этап содержит определенное число шагов. В начале игры преподаватели знакомят слушателей со сценарием (желательно иметь его в напечатанном виде). Сценарий не является догмой, - в каждом конкретном случае он может корректироваться. Кроме того, поскольку в игре имитируется реальная действительность, она предполагает неожиданности, преодоление которых способствует развитию способности участников к импровизации. С этой целью в сценарий игры вводятся так называемые «катастрофы»: например, «болезнь» лидера (выполнение его функций должен взять на себя кто-либо из членов секции); имитация поломки одного из технических средств и др.

Одно из важных условий ДИ – обеспечение ее динамичности, связанной с соблюдение регламента. В данной игре соблюдение регламента выступлений, дискуссий является показателем методической проработанности доклада.

Игра включает 3 вида деятельности:

· деятельность по организации внутри- и межсекционного общения;

· деятельность по анализу и оценке выступлений лидеров, работы секций и принятию решений;

· деятельность по критическому разбору деловой игры преподавателями – членами консультационного совета.

Собственно игра начинается с ролевого общения внутри секций, в процессе которого группа, возглавляемая лидером, помогает докладчику подготовить доклад на заданную тему. При этом помощь каждого члена секции должна осуществляться с позиций своей роли. Сложность роли докладчика состоит в том, что он должен собрать, проанализировать и системно представить различные точки зрения своих коллег по секции.

После разработки заданной темы (доклада) переходят к межсекционному общению. Этот шаг игры является наиболее важным и сложным, так как предполагает реализацию в полной мере функций каждого игрока и занимает больше всего аудиторного времени.

Межсекционное общение начинается с установления преподавателями последовательности выступлений докладчиков и работы секций. Не рекомендуется заранее объявлять программу выступлений, так как это может поставить докладчиков в неравные условия: наибольше трудности вызывают первое и последнее выступления. Неопределенность в последовательности выступлений создает необходимую психологическую установку на преодоление возможных трудностей. Удачная расстановка докладов влияет на тематическую направленность дискуссий и динамичность игры.

Перед выступлением докладчика лидер секции представляет ее участников, объявляет, кто какую роль исполняет, а визуализатор комментирует визуальный символ выступления. Жесткий регламент выступления (10 минут) требует от докладчика способности к лаконичному и емкому изложению содержания доклада. Во время выступления докладчика аудитория имеет право: прервать выступление, если оно не соответствует теме, запросам аудитории, повторяет известные всем вещи и т.д.; задавать вопросы; увеличить время выступления, если сочтет необходимым.

После каждого доклада организуется дискуссия, начинающаяся с выступления оппонентов, которые могут предложить аудитории подтверждающую или опровергающую содержание доклада информацию. Оппонент выступает 5 минут. Его выступление имеет цель – побудить участников к дискуссии.

Дискуссия является кульминационным моментом игры. В процессе дискуссии моделируются различные виды устного взаимодействия: оспаривание разных точек зрения; обсуждение различных подходов к решению проблемы; обмен опытом; обсуждение в условиях конфликта (если единой точки зрения нет); «мозговая атака» и др. Особая роль в процедуре обсуждения принадлежит провокатору, который задает вопросы всем докладчикам, кроме своего. На вопросы провокатора отвечают докладчик, оппонент, - в первую очередь (или любой участник секции или аудитории.) В сложных ситуациях высказывает свое мнение преподаватель.

Каждая такая дискуссия завершается формулированием выводов и/или решений. В этот момент наиболее ярко проявляется роль преподавателей – членов консультационного совета, которые оперативно оценивают, синтезируют всю поступающую информацию и руководят ходом дискуссии.

После завершения дискуссий по докладам всех секций регистраторы, эксперты и члены консультационного совета подводят итоги по оценке деятельности докладчика и всех членов секций в целом по соответствующим критериям. На основе своих записей регистраторы выявляют наиболее ценную и практически полезную информацию, полученную во время игры, и принимают общее решение по тематике ДИ. Эксперты могут выполнять свои функции двояко: оценивать только своего докладчика и свою группу в целом или оценивать всех докладчиков и секции, кроме своей. Те или иные условия задают ведущие.

В процессе подведения итогов регистраторы и эксперты могут предложить кандидатуры на лучших игроков (докладчиков, оппонентов, визуализаторов и др.).

Затем слово предоставляется всем желающим из аудитории, которые могут дать свою оценку объективности экспертов и регистраторов и высказать свою точку зрения на ход и результаты игры. Это позволяет соотнести мнения регистраторов и экспертов с мнением аудитории.

Завершающая процедура третьего этапа – разбор игры ведущими. Они анализируют каждую разыгранную роль, отмечая достоинства и недостатки, рассматривают деятельность всех секций, содержание и эффективность дискуссий, особенности межличностной коммуникации, использование секциями технических средств, использование обратной связи в процессе выступлений секций. Ведущие акцентируют наиболее ценные идеи, факты, предложения и пути их реализации. Анализ проводится динамично, объективно и аргументировано.

Правила игры.

1. Тематика секций определяется в зависимости от практической заинтересованности участников игры и с учетом актуальных проблем конкретной деятельности.

2. Докладчики должны использовать новые формы устных выступлений.

3. Регламент выступлений и дискуссий должен строго соблюдаться. При значительной новизне материала и формы его подачи возможно продление выступления по решению участников игры, в случае малой информативности – его прерывание.

4. Доклад должен сопровождаться визуальными материалами (не менее 4-х, среди которых три – по содержанию выступления, один – символ темы).

5. Вопросы провокатора, не соответствующие требованиям (по мнению преподавателей), снимаются. Провокаторы должны иметь резервные вопросы.

6. Преподаватели имеют право остановить игру (сделать «стоп-кадр») с целью корректировка или акцентирования каких-либо вопросов.

7. В сценарий игры вводится «пакет катастроф», имитирующих внешнее воздействие на объект имитации. Эти «катастрофы» неизвестны участникам.

8. Исполнители лучших ролей поощряются (форма поощрения зависит от организаторов обучения и ведущих).

Правила могут меняться в зависимости от конкретных целей обучения, контингента обучаемых и содержания игры.

 

Инструкции игрокам.

Инструкция лидеру секции:

Функции лидера состоят в организации и управлении деятельностью секции. Он несет ответственность за оперативное распределение ролей, соблюдение регламента работы, динамичность поведения игроков. Личностные качества и профессиональные умения лидера определяют стиль общения в секции. Лидер представляет членов своей группы перед выступлением докладчика.

Инструкция докладчику:

В обязанности докладчика входит подготовка доклада (лекции) на заданную тему. При этом он должен пользоваться информацией, полученной от членов своей секции. Фактически докладчик создает коллективный доклад. Совместно с членами своей секции он принимает решение о форме выступления (если это не оговорено в условиях разработки темы). Докладчик должен обратить внимание на следующие моменты при подготовке выступления:

· Представление новой информации (неизвестной слушателям из лекций и практических занятий);

· Аргументированность своей точки зрения;

· Свободное владение материалом доклада;

· Оригинальность композиционного решения доклада;

· Научный уровень выступления (адекватный профессиональной области и аудитории);

· Культура речи;

· Эмоциональность и убедительность выступления;

· Сопровождение доклада наглядной информацией с использованием и технических средств;

· Побуждение участников к участию в дискуссии содержанием доклада и формой подачи информации.

Инструкция оппоненту:

Задача оппонента состоит в том, чтобы, во-первых, помочь докладчику наиболее полно раскрыть тему выступления, во-вторых, определить содержание собственного сообщения. Оппонент может опровергать докладчика, критикуя высказанное им положение. Другой вариант – подтверждение точки зрения докладчика с помощью теоретического обоснования или примерами из практики. Время выступления оппонента – 5 минут. Важно, чтобы содержание и форма выступления оппонента были согласованы с докладчиком.

 

Инструкция провокатору:

Роль провокатора берет на себя участник, хорошо ориентирующийся во всей тематике ДИ и обладающий острым умом и оригинальностью мышления или тот, кто стремится развить в себе эти качества. На основе анализа и оценки информации в ходе выступления чужих докладчиков, провокатор подготавливает возможные вопросы и ситуации. Эту работу он может начать при объявлении тем других секций, то есть спрогнозировать вопросы. От исполнителя данной роли во многом зависит не только активность общей дискуссии, но и возникновение новых идей и предложений. Провокатор должен задать не менее трех вопросов каждому докладчику, кроме своего. Особое внимание необходимо обратить на то, что от его поведения и вопросов зависит эмоциональный настрой аудитории и динамичность игры. Если никто из членов аудитории не может ответить на вопрос провокатора, ответ дает он сам. Это означает, что деятельность провокатора главным образом ориентирована на прогнозирование возможного развития темы, провоцирование развития темы.

 

Инструкция регистратору:

Эту роль рекомендуется исполнять слушателям, котрые могут быстро анализировать и оценивать информацию, выбирая наиболее значимые сведения или которые стремятся научиться этому. Во время внутрисекционного общения регистраторы фиксируют состав своей группы с указанием исполняемых ролей и записывают краткое содержание доклада своей секции. По объему этот текст не должен превышать одной страницы стандартного машинописного листа. Во время межсекционного общения регистратор записывает наиболее интересные, глубокие вопросы провокаторов других секций, а также ценные мысли, предложения, замечания. На этапе оценки результатов игры регистраторы обобщают зафиксированную информацию и создают основу для принятия решения по всей игре.

 

Инструкция ассистенту:

В обязанности ассистента входят выбор и эффективное использование технических средств и визуальных материалов в процессе выступления докладчиков и оппонентов. Он разрабатывает сценарный план последовательности предъявления визуальной и вербальной информации. Фактически сценарный план представляет собой мини-методику применения технических средств в устном выступлении, имитирующую реальную ситуацию. Наиболее эффективно: в ДИ «2Д» могут быть использованы магнитофон, компьютерный проектор, видеокамера, телевизор и др.

Кроме своих прямых обязанностей ассистент помогает визуализатору в подготовке визуальных материалов к докладу, - докладчику и оппоненту в режиссуре своего выступления.

 

Инструкция визуализатору (оформителю):

В процессе общения внутри секций в задачу визуализатора входит ознакомление с основной идеей доклада и разработка не менее четырех наглядных материалов. Один из них – визуальный символ темы выступления, а три других – визуальный комментарий к устному выступлению. Введение такой роли связано с тем, что лекторы и докладчики должны уметь пользоваться визуальной информацией в процессе своего выступления. Проблема соединения текстовой и визуальной информации достаточно сложна, а ее решение требует определенных навыков. Создание визуальных материалов является предметом общей деятельности в секции, помогает уточнить содержание доклада и стимулирует творческое мышление игроков.

 

Инструкция члену секции:

В том случае, если в секции больше 8 человек, то исполняется роль члена секции. Такой слушатель может взять на себя дублирование любой роли. Главная же его обязанность – активное восприятие информации, генерирование идей, участие в дискуссиях. В некоторых случаях лидер секции может поручить ему провести анализ собственной деятельности на этапе подведения итогов деловой игры. Ведущие игры могут предложить членам секции придумать для себя собственную роль, отражающую реальный процесс подготовки устного выступления и ведения дискуссии.

 

Инструкция эксперту:

В задачу экспертов входит внимательное наблюдение за действиями, поведением докладчиков в первую очередь, а также за работой всех членов секции. Ведущие определяют тактику работы экспертов: или они оценивают только своего докладчика свою секцию, или других докладчиков и другие секции, кроме своей. Для этого они знакомятся с критериями оценок или разрабатывают собственные критерии и систему оценок. Последнее во многих случаях представляется более желательным, т.к. слушатели получают дополнительную возможность развить свои навыки по оцениванию любой деятельности.

Эксперт начинает свою работу фактически с первых моментов внутрисекционного общения. На этапе подведения итогов он должен представить количественные результаты оценивания и дать квалифицированное объяснение своей точки зрения.

 

Инструкция членам консультационного совета (преподавателям или ведущим):

Преподаватели вводят слушателей в игру, дают необходимую информацию по процедуре ее проведения, управляют всем ходом игры. Сложность состоит в том, что преподаватели очень часто пытаются вмешаться в процесс игры, предвосхищая решения, которые могли бы дать участники. В связи с этим для них можно рекомендовать в этой игре правило врачей: «Не навреди». Еще одной важной задачей ведущих является создание обстановки комфортности, интеллектуальной раскованности, доброжелательности.

Основная трудность заключается в процедуре оценивания игроков и результатов игры. Выступая вдвоем, члены консультационного совета должны на этом этапе: оперативно распределять между собой роли; выступать практически без подготовки, оценивая поведение игроков и результаты игры; обобщать представленную в ходе выступлений и дискуссий информацию и формулировать выводы и рекомендации по обсуждаемой тематике; убеждать участников в целесообразности и плодотворности применения деловых игр в учебной, научно-исследовательской и производственной деятельности.

Эффективность деловой игры и ее результативность находятся в прямой зависимости от методической проработанности практического занятия. Опыт проведения ДИ «2Д» показывает, что каждая игра по способам организации, по общим целям и задачам однотипна, а по ходу проведения и результатам в каждом отдельном случае является уникальной, неповторимой. Успех игры зависит, в первую очередь, от игровой практики ведущих, их компетентности, а также от специфики аудитории участников. Игровой опыт ведущих определяется не только количеством проведенных игр, но и глубиной психологической компетентности, методикой организации, личностными характеристиками.

Данная ДИ, как и многие другие, реализует различные игровые методы: метод разыгрывания ролей, дискуссии в различных вариантах (в локальных группах – так называемый «панельный метод» с помощью диалога и опроса, дискуссии у стенда), «мозговую атаку», метод принятия коллективных решений и др. Многообразие используемых методов гарантирует активность участников, динамичность игры, ритмичность игрового процесса и, как результат, – новые предложения, решения, идеи, рекомендации, имеющие практическое значение.

ДИ имеет и воспитательное значение: она способствует развитию критического и заинтересованного отношения к проблеме, самостоятельности решения; учит объективности, скромности, корректности поведения и уважения чужого мнения.

 

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКЦИИ

Секция № __________ Количество членов секции ___________

 

Критерии оценки деятельности секции Фактическая оценка
I. Качество исполнения ролей  
1. Лидер  
2. Докладчик  
3. Оппонент  
4. Провокатор  
5. Оформитель  
6. Регистратор  
7. Ассистент  
8. Эксперт  
9. Член секции  
Всего баллов:  
II. Количественные показатели активности секции  
10. Количество заданных вопросов  
11. Продолжительность дискуссии  
12. Соблюдение регламента  
13. Количество выступлений по докладу  
Всего баллов:  
III. Качественные показатели деятельности секции  
14. Умение организовать и вести дискуссию  
15. Корректность общения  
16. Осуществление обратной связи  
17. Новизна информации  
18. Практическая направленность информации  
19. Использование инновационных форм и приемов выступления  
20. Качество визуализации темы  
Всего баллов:  

 

Методика оценки деятельности секции (для эксперта)

 

Каждый показатель оценивается по пятибалльной системе, возможная максимальная сумма баллов по I разделу – 45, по II разделу – 20, по III разделу 35, общая – 100.

По пункту 10 оценка «5» выставляется при наличии трех и более вопросов (отсутствие вопросов – 0, один вопрос – 2, два вопроса – 4). Пункты 11, 12 при соблюдении установленного правилами времени дискуссии и выступления оцениваются в «4» балла. При нарушении регламента по просьбе аудитории в связи с повышенным интересом к теме выставляется 5 баллов. Пункт 19 при использовании хотя бы одной нетрадиционной формы или приема оценивается в 5 баллов, при отсутствии – 0.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.55 (0.009 с.)