Тема 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии



Н.А.Бакшаева

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Педагогическая психология

Для специальности:

  Психология  

 

 

Москва


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  № с.
1. Цели и задачи дисциплины  
2. Требования к уровню освоения дисциплины  
3. Объем и продолжительность изучения дисциплины  
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы  
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы  
4. Содержание курса и методические рекомендации по его изучению  
5. План и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям  
6. Технологическая карта самостоятельной работы студентов  
7. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению  
8. Вопросы и методические рекомендации по подготовке к экзамену  
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
9.1. Литература  
9.2. Методическое и информационное обеспечение дисциплины  
9.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
10. Приложения  
Приложение 1. Сценарий деловой игры «Доклад и дискуссия»  
   

 


 

1. Цели и задачи дисциплины

 

Целевая направленность курса «Педагогическая психология» заключается в изучении студентами механизмов и закономерностей освоения человеком социо-культурного опыта и вызываемых этим процессом изменений в интеллектуальном и личностном развитии человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Изучение курса педагогической психологии предполагает ознакомление студентов с историей становления и развития психолого-педагогической науки, феноменологией педагогической психологии, современным состоянием научных исследований в области педагогической психологии; многообразием методологических и теоретических подходов к изучению развития психики в процессе обучения; основными разделами педагогической психологии как науки, спецификой методов психолого-педагогического исследования, основными психолого-педагогическими теориями. Практические и семинарские занятия по данному курсу ориентированы на формирование у студентов предметной и социальной компетентности в области психологических основ организации учебной деятельности на всех уровнях многоступенчатой системы образования.

Педагогическая психология является одной из базовых дисциплин по отношению к дисциплинам различных специализаций в рамках специальности Психология. Поэтому ее изучение предваряет знакомство со специальными дисциплинами и дисциплинами специализации. Вместе с тем, изучение педагогической психологии предваряет знакомство с «Методикой преподавания психологии» и Педагогическую практику. Логика учебного плана предполагает предшествующее педагогической психологии изучение курсов «Психологии развития и возрастной психологии», «Общей психологии», «Общего психологического практикума».

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения курса студент должен знать: предмет педагогической психологии, ее структурную организацию, содержание ее основных направлений; психолого-педагогические теории и концепции, методологию психолого-педагогического исследования, традиционные и инновационные методы обучения; владеть тезаурусом психолого-педагогических понятий; уметь анализировать социально-психологический и предметный контекст, задаваемый в различных видах и типах обучения; содержательно обобщать теоретические основания организации обучения различных возрастных групп; ориентироваться в многообразии различных научных школ и направлений педагогической психологии.

 

3. Объем и продолжительность дисциплины

 

Дисциплина «Педагогическая психология» общим объемом 120 часов изучается на 3 курсе в 6 семестре.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение самостоятельной работы.

При проведении аудиторных занятий используются следующие методы обучения: лекция академического типа, проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, ситуационное моделирование.

В процессе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные работы; готовят доклады и презентации; изучают монографии и научные статьи; читают учебную, методическую и научную литературу; конспектируют разделы учебной и научной литературы по проблематике дисциплины; отвечают на вопросы для самопроверки.

Изучение курса завершается экзаменом в 6 семестре.

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы в соответствии с учебным планом 6 семестр
Аудиторные занятия (часов)  
Лекции  
Семинарские занятия  
Самостоятельная работа (часов)  
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ  
Текущий контроль (наименование и количество работ) Контрольная работа №1, 2, 3, 4, проверка конспектов, оценка презентаций и докладов
Вид итогового контроля Экзамен

 

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

 

Названия тем Всего часов по учебному плану Объем часов по видам учебной работы
Аудиторные занятия, из них Самостоятельная работа студентов
Лекции Семинары
Тема 1. Предмет и задачи и методы педагогической психологии        
Тема 2. Основные категории педагогической психологии.        
Тема 3. Структура учебной деятельности        
Тема 4. Формы и методы организации учебной деятельности. Понятие о педагогических технологиях.        
Тема 5. Социальный контекст организации учебной деятельности.Проблемы педагогического общения.        
Тема 6. Развитие мотивации в обучении        
Тема 7. Дидактическая система Л.В.Занкова        
Тема 8. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин)        
Тема 9. Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)        
Тема 10. Проблемное обучение        
Тема 11. Программированное обучение        
Тема 12. Теория знаково-контекстного обучения (А.А.Вербицкий)        
Тема 13. Развитие профессиональной деятельности педагога        
ВСЕГО:        

 

4. Содержание курса и методические рекомендации по его изучению

 

Тема 2. Основные категории педагогической психологии

 

Понятие учебной деятельности как видовое по отношению к общепсихологической категории деятельности. Основные аспекты анализа деятельности: структурно-функциональный, генетический, динамический. Предметность и субъектность учебной деятельности. Соотношение понятий: учение, обучение, научение. Обучаемость: общая и специальная. Виды научения: импринтинг, условнорефлекторное, оперантное, викарное, символическое (вербальное). Механизмы научения: привыкание, сенсибилизация, формирование ассоциаций, подражание, обобщение, инсайт, порождение побочного продукта (Я.А.Пономарев), разрешение проблемной ситуации (А.М.Матюшкин). Факторы успешности научения. Проблема взаимосвязи обучения, развития и воспитания. Основные подходы к проблеме связи обучения и развития: бихевиоризм (Дж.Уотсон, Э.Торндайк), структурная психология (К.Коффка), операциональная теория развития интеллекта детей (Ж.Пиаже), культурно-историческая теория о происхождении высших психических функций (Л.С.Выготский). Определение понятия воспитание. Взаимообусловленность обучения и воспитания.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Почему понятие учебной деятельности выступает видовым по отношению к категории деятельности?

2. Что означает предметность и субъектность учебной деятельности?

3. В чем особенность научения посредством наблюдения?

4. Какие виды научения свойственны животным?

5. Как представлены различные виды научения в учебной деятельности?

6. В чем достоинства и ограничения символического научения?

7. Приведите примеры, иллюстрирующие различные механизмы научения.

8. В чем заключается структурно-функциональный анализ деятельности?

9. Каковы исходные формы учебной деятельности при ее рассмотрении в генетическом плане?

10. Каковы перспективы развития учебной деятельности при ее рассмотрении в динамическом аспекте?

11. Какова связь между обучением и воспитанием?

12. В чем отличие позиций Э.Торндайка, К.Коффки, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского во взгляде на проблему соотношения обучения и развития?

 

Литература

Основная литература

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, - М., 2004.

2. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, - СПб., 1999.

3. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Перевод с англ. – М., 2002. – 572 с.

Дополнительная литература

 

4. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие., М., 2006. – 184 с.

5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983

6. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./ Монография. – М., 1999. – 75 с.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, – М., 1972.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

10. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963.

11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – 144 с.

12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.,1986.

13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, - М., 1979.

14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, - М., 1981.

15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М., 1986.

16. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, - М., 1975.

17. Теории учения. Хрестоматия./Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской, - М., 1996.

18. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды, - М., 1989.

Рекомендуемая литература для углубленного изучения курса

19. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. /Под ред. А.А.Бодалева и Б.Ф.Ломова, М., 1980.

20. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986.

21. Бине А. Измерение умственных способностей. – СПб., 1998.

22. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

23. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

24. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. – М., 2000. – 200 с.

25. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1992.

26. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1999. – 536 с.

27. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002. – 400 с.

28. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб., 1997. – 608 с.

29. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. – М., 1998.

30. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1997.

31. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

32. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1986.

33. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, - 2-е изд., расш., испр., доп., - Ростов н/Д., 1998.

34. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии, - М., 1972

35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя, - Л., 1985.

36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности, - Л., 1970.

37. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых, - М., 1985.

38. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследования познавательной деятельности учащихся вечерней школы, - М., 1977.

39. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – 296 с.

40. Маркова А.К. Психология труда учителя, - М., 1993.

41. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, - М., 1983.

42. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, - М., 1990.

43. Матюшкин А.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе, - М., 1977.

44. Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя, - Самара, 1996.

45. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 536 с.

46. Педагогические технологии: Учебное пособие/Под общей ред. В.С.Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002. – 320 с.

47. Петровский В.А. Психология воспитания, - М., 1995.

48. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, - СПб., 1997.

49. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка, - СПб., 1997.

50. Пономарев Я.А. Психология творчества, - М., 1976.

51. Потребности и мотивы студентов в учебной деятельности / Отв. ред. Ю.М.Орлов, - М., 1976.

52. Практикум по дидактике и современным методикам обучения./ А.В.Хуторской. - СПб., 2004. -541 с.

53. Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник…, М., 2009.

54. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В.Брушлинского, - М., 1997.

55. Психология: Биографический библиографический словарь. / Пер. с англ. – СПб., 1999.

56. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса, - М., 1996.

57. Психология, Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского и м.Г.Ярошевского, 2-е изд., - М., 1990.

58. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной, - М., 1991.

59. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся, - М., 1990.

60. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика, - Ростов н/Д, 1996.

61. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования, - М., 1958.

62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 2, - М., 1989.

63. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей, - М., 1996.

64. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство), - СПб., 1998.

65. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения, - М., 1987.

66. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, - М., 1990.

67. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя, - М., 1995.

68. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления общеобразовательным процессом. Учебное пособие, - М., 1997.

69. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин, - Минск, 1998.

70. Солсо Р.Л. Когнитивная психология, - М., 1996.

71. Стоунс Э. Психопедагогика, - М., 1984.

72. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ, - М., 1980.

73. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе, - М., 1983.

74. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов, - М., 1998.

75. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, - М., 1984.

76. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т., - М., 1950.

77. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой, - М., 1982.

78. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении, 1984.

79. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, - М., 1997.

80. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя, - М., 1998.

81. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004. – 474 с.

82. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.Ильясова, В.Я.Ляудис, - М., 1981.

83. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцева, - М., 1995.

84. Хрестоматия по психологии. / Сост. В.В.Мироненко, - М., 1987.

85. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие. / Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе, - М., 1996.

86. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы, - М., 1993.

87. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей, - М., 1994.

88. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, - М., 1993.

89. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников, - М., 1972.

90. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников, - М., 1980.

91. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - СПб., 1998.

92. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов, - М., 1994.

 

 

Методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Студентам можно рекомендовать использовать следующие Интернет-ресурсы:

http://flogiston.ru/library - классические труды по психологии;

http://www.psychology.ru/library - каталог текстов по психологии, классические авторы.

http://www.psychology-online.net – психологические статьи и материалы.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Организация изучения курса педагогической психологии предполагает использование следующих технических средств обучения: компьютер, компьютерный проектор, видеокамера, диктофон.

В числе прочих материальных средств, предполагаемых к применению в обучении можно назвать: доска и мел (или флипчарт и маркеры), ватман, альбомы для рисования, цветные карандаши или мелки, краски, фломастеры, пластилин (для семинарских и практических занятий)

 

 

10. Приложения

 

Приложение 1. Сценарий деловой игры «Доклад и дискуссия» (авторы сценария: Н.В.Борисова, А.А.Соловьева, редакция Н.А.Бакшаевой)

Наиболее сложной и одновременно эффективной формой обучения и методом решения проблем является деловая игра. Участники приобретают практические навыки и умения, закрепляют теоретические знания, совершенствуют умения обсуждать, анализировать и рационально использовать информацию, критически оценивать различные точки зрения, принимать и формулировать решения, делать выводы из полученного опыта и многое другое.

Деловая игра «Доклад и дискуссия» (ДИ «2Д») может быть использована как в начале обучения для диагностики умения дискутировать, выступать, проводить презентацию информации (доклада), использовать технические средства в обучении (в докладах), задавать вопросы и отвечать на них, так и в середине и в конце обучения с целью промежуточного или итогового контроля. Данная ДИ может также использоваться в целях исследования какой-либо проблемы, выработки единого подхода к вопросу, выяснения точек зрения. ДИ «2Д» может применяться самостоятельно и как фрагмент в комплексе деловых игр.

Данная игра не предполагает выработку единственного решения; ее ценность состоит в стимулировании большого количества новых идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной ситуацией.

Объектом имитации в ДИ «2Д» являются процедура подготовки устного выступления (доклад, лекция) на заданную тему, выступление и дискуссия по нему. Выбор объекта имитации обусловлен тем, что устное выступление и дискуссия являются составной частью различных мероприятий научно-технического, управленческого и организационного характера, в значительной степени влияющей на их эффективность. Вместе с тем, этот объект отражает важность субъективных характеристик докладчиков: их квалификацию и методическую компетентность. Кроме того, в игре моделируется процесс неформального межличностного общения, приобретающего в последнее время все большее значение для решения производственных проблем.

Цели игры «2Д»:

· Научить участников применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, лекции);

· Развить умение вести дискуссию;

· Отработать процедуру вопросов и ответов на них, выявить типичные недостатки и способы их устранения;

· Освоить новые формы устных выступлений;

· Обменяться информацией и мнениями по выбранной для дискуссии проблеме;

· Научиться принимать коллективные решения по обсуждаемой теме;

· Закрепить лекционный материал.

По своей целевой направленности данная игра относится к классу универсальных, так как может применяться в учебных, научно-исследовательских и производственных целях. Игра «2Д» может быть проведена в трудовых коллективах для решения конкретных задач, в системе политического и экономического образования.

Исходная информация об игре:

Участники знакомятся с деловой игрой как одним из методов обучения, с ее целями, задачами при изучении конкретного курса. Вся аудитория разбивается на игровые группы – секции. Число секций зависит от количественного состава аудитории; оптимально – 4 секции. Каждая секция работает под руководством лидера. Игра включает организацию внутрисекционноных дискуссий, выступления представителей секций и общую (межгрупповую) дискуссию, оценку результатов игры и принятие решений. Управление игрой осуществляют два преподавателя (ведущих), что позволяет более детально и глубоко проанализировать ход и результаты игры. Проведению игры должно предшествовать изучение участниками (самостоятельно или в процессе занятий) того материала, который осваивается практически. В полном варианте игра рассчитана на 6 часов аудиторного времени, однако при необходимости может быть проведена минимум за 2 часа. При этом уменьшается количество достигаемых в ее результате целей. ДИ «2Д» может проводиться как с предварительной подготовкой (домашнее задание), так и без нее.

Сценарий игры.

 

Сценарий ДИ «2Д» состоит из трех этапов:

1. Подготовка.

2. Проведение.

3. Принятие решений и оценка результатов.

Каждый этап содержит определенное число шагов. В начале игры преподаватели знакомят слушателей со сценарием (желательно иметь его в напечатанном виде). Сценарий не является догмой, - в каждом конкретном случае он может корректироваться. Кроме того, поскольку в игре имитируется реальная действительность, она предполагает неожиданности, преодоление которых способствует развитию способности участников к импровизации. С этой целью в сценарий игры вводятся так называемые «катастрофы»: например, «болезнь» лидера (выполнение его функций должен взять на себя кто-либо из членов секции); имитация поломки одного из технических средств и др.

Одно из важных условий ДИ – обеспечение ее динамичности, связанной с соблюдение регламента. В данной игре соблюдение регламента выступлений, дискуссий является показателем методической проработанности доклада.

Игра включает 3 вида деятельности:

· деятельность по организации внутри- и межсекционного общения;

· деятельность по анализу и оценке выступлений лидеров, работы секций и принятию решений;

· деятельность по критическому разбору деловой игры преподавателями – членами консультационного совета.

Собственно игра начинается с ролевого общения внутри секций, в процессе которого группа, возглавляемая лидером, помогает докладчику подготовить доклад на заданную тему. При этом помощь каждого члена секции должна осуществляться с позиций своей роли. Сложность роли докладчика состоит в том, что он должен собрать, проанализировать и системно представить различные точки зрения своих коллег по секции.

После разработки заданной темы (доклада) переходят к межсекционному общению. Этот шаг игры является наиболее важным и сложным, так как предполагает реализацию в полной мере функций каждого игрока и занимает больше всего аудиторного времени.

Межсекционное общение начинается с установления преподавателями последовательности выступлений докладчиков и работы секций. Не рекомендуется заранее объявлять программу выступлений, так как это может поставить докладчиков в неравные условия: наибольше трудности вызывают первое и последнее выступления. Неопределенность в последовательности выступлений создает необходимую психологическую установку на преодоление возможных трудностей. Удачная расстановка докладов влияет на тематическую направленность дискуссий и динамичность игры.

Перед выступлением докладчика лидер секции представляет ее участников, объявляет, кто какую роль исполняет, а визуализатор комментирует визуальный символ выступления. Жесткий регламент выступления (10 минут) требует от докладчика способности к лаконичному и емкому изложению содержания доклада. Во время выступления докладчика аудитория имеет право: прервать выступление, если оно не соответствует теме, запросам аудитории, повторяет известные всем вещи и т.д.; задавать вопросы; увеличить время выступления, если сочтет необходимым.

После каждого доклада организуется дискуссия, начинающаяся с выступления оппонентов, которые могут предложить аудитории подтверждающую или опровергающую содержание доклада информацию. Оппонент выступает 5 минут. Его выступление имеет цель – побудить участников к дискуссии.

Дискуссия является кульминационным моментом игры. В процессе дискуссии моделируются различные виды устного взаимодействия: оспаривание разных точек зрения; обсуждение различных подходов к решению проблемы; обмен опытом; обсуждение в условиях конфликта (если единой точки зрения нет); «мозговая атака» и др. Особая роль в процедуре обсуждения принадлежит провокатору, который задает вопросы всем докладчикам, кроме своего. На вопросы провокатора отвечают докладчик, оппонент, - в первую очередь (или любой участник секции или аудитории.) В сложных ситуациях высказывает свое мнение преподаватель.

Каждая такая дискуссия завершается формулированием выводов и/или решений. В этот момент наиболее ярко проявляется роль преподавателей – членов консультационного совета, которые оперативно оценивают, синтезируют всю поступающую информацию и руководят ходом дискуссии.

После завершения дискуссий по докладам всех секций регистраторы, эксперты и члены консультационного совета подводят итоги по оценке деятельности докладчика и всех членов секций в целом по соответствующим критериям. На основе своих записей регистраторы выявляют наиболее ценную и практически полезную информацию, полученную во время игры, и принимают общее решение по тематике ДИ. Эксперты могут выполнять свои функции двояко: оценивать только своего докладчика и свою группу в целом или оценивать всех докладчиков и секции, кроме своей. Те или иные условия задают ведущие.

В процессе подведения итогов регистраторы и эксперты могут предложить кандидатуры на лучших игроков (докладчиков, оппонентов, визуализаторов и др.).

Затем слово предоставляется всем желающим из аудитории, которые могут дать свою оценку объективности экспертов и регистраторов и высказать свою точку зрения на ход и результаты игры. Это позволяет соотнести мнения регистраторов и экспертов с мнением аудитории.

Завершающая процедура третьего этапа – разбор игры ведущими. Они анализируют каждую разыгранную роль, отмечая достоинства и недостатки, рассматривают деятельность всех секций, содержание и эффективность дискуссий, особенности межличностной коммуникации, использование секциями технических средств, использование обратной связи в процессе выступлений секций. Ведущие акцентируют наиболее ценные идеи, факты, предложения и пути их реализации. Анализ проводится динамично, объективно и аргументировано.

Правила игры.

1. Тематика секций определяется в зависимости от практической заинтересованности участников игры и с учетом актуальных проблем конкретной деятельности.

2. Докладчики должны использовать новые формы устных выступлений.

3. Регламент выступлений и дискуссий должен строго соблюдаться. При значительной новизне материала и формы его подачи возможно продление выступления по решению участников игры, в случае малой информативности – его прерывание.

4. Доклад должен сопровождаться визуальными материалами (не менее 4-х, среди которых три – по содержанию выступления, один – символ темы).

5. Вопросы провокатора, не соответствующие требованиям (по мнению преподавателей), снимаются. Провокаторы должны иметь резервные вопросы.

6. Преподаватели имеют право остановить игру (сделать «стоп-кадр») с целью корректировка или акцентирования каких-либо вопросов.

7. В сценарий игры вводится «пакет катастроф», имитирующих внешнее воздействие на объект имитации. Эти «катастрофы» неизвестны участникам.

8. Исполнители лучших ролей поощряются (форма поощрения зависит от организаторов обучения и ведущих).

Правила могут меняться в зависимости от конкретных целей обучения, контингента обучаемых и содержания игры.

 

Инструкции игрокам.

Инструкция лидеру секции:

Функции лидера состоят в организации и управлении деятельностью секции. Он несет ответственность за оперативное распределение ролей, соблюдение регламента работы, динамичность поведения игроков. Личностные качества и профессиональные умения лидера определяют стиль общения в секции. Лидер представляет членов своей группы перед выступлением докладчика.

Инструкция докладчику:

В обязанности докладчика входит подготовка доклада (лекции) на заданную тему. При этом он должен пользоваться информацией, полученной от членов своей секции. Фактически докладчик создает коллективный доклад. Совместно с членами своей секции он принимает решение о форме выступления (если это не оговорено в условиях разработки темы). Докладчик должен обратить внимание на следующие моменты при подготовке выступления:

· Представление новой информации (неизвестной слушателям из лекций и практических занятий);

· Аргументированность своей точки зрения;

· Свободное владение материалом доклада;

· Оригинальность композиционного решения доклада;

· Научный уровень выступления (адекватный профессиональной области и аудитории);

· Культура речи;

· Эмоциональность и убедительность выступления;

· Сопровождение доклада наглядной информацией с использованием и технических средств;

· Побуждение участников к участию в дискуссии содержанием доклада и формой подачи информации.

Инструкция оппоненту:

Задача оппонента состоит в том, чтобы, во-первых, помочь докладчику наиболее полно раскрыть тему выступления, во-вторых, определить содержание собственного сообщения. Оппонент может опровергать докладчика, критикуя высказанное им положение. Другой вариант – подтверждение точки зрения докладчика с помощью теоретического обоснования или примерами из практики. Время выступления оппонента – 5 минут. Важно, чтобы содержание и форма выступления оппонента были согласованы с докладчиком.

 

Инструкция провокатору:

Роль провокатора берет на себя участник, хорошо ориентирующийся во всей тематике ДИ и обладающий острым умом и оригинальностью мышления или тот, кто стремится развить в себе эти качества. На основе анализа и оценки информации в ходе выступления чужих докладчиков, провокатор подготавливает возможные вопросы и ситуации. Эту работу он может начать при объявлении тем других секций, то есть спрогнозировать вопросы. От исполнителя данной роли во многом зависит не только активность общей дискуссии, но и возникновение новых идей и предложений. Провокатор должен задать не менее трех вопросов каждому докладчику, кроме своего. Особое внимание необходимо обратить на то, что от его поведения и вопросов зависит эмоциональный настрой аудитории и динамичность игры. Если никто из членов аудитории не может ответить на вопрос провокатора, ответ дает он сам. Это означает, что деятельность провокатора главным образом ориентирована на прогнозирование возможного развития темы, провоцирование развития темы.

 

Инструкция регистратору:

Эту роль рекомендуется исполнять слушателям, котрые могут быстро анализировать и оценивать информацию, выбирая наиболее значимые сведения или которые стремятся научиться этому. Во время внутрисекционного общения регистраторы фиксируют состав своей группы с указанием исполняемых ролей и записывают краткое содержание доклада своей секции. По объему этот текст не должен превышать одной страницы стандартного машинописного листа. Во время межсекционного общения регистратор записывает наиболее интересные, глубокие вопросы провокаторов других секций, а также ценные мысли, предложения, замечания. На этапе оценки результатов игры регистраторы обобщают зафиксированную информацию и создают основу для принятия решения по всей игре.

 

Инструкция ассистенту:

В обязанности ассистента входят выбор и эффективное использование технических средств и визуальных материалов в процессе выступления докладчиков и оппонентов. Он разрабатывает сценарный план последовательности предъявления визуальной и вербальной информации. Фактически сценарный план представляет собой мини-методику применения технических средств в устном выступлении, имитирующую реальную ситуацию. Наиболее эффективно: в ДИ «2Д» могут быть использованы магнитофон, компьютерный проектор, видеокамера, телевизор и др.

Кроме своих прямых обязанностей ассистент помогает визуализатору в подготовке визуальных материалов к докладу, - докладчику и оппоненту в режиссуре своего выступления.

 

Инструкция визуализатору (оформителю):

В процессе общения внутри секций в задачу визуализатора входит ознакомление с основной идеей доклада и разработка не менее четырех наглядных материалов. Один из них – визуальный символ темы выступления, а три других – визуальный комментарий к устному выступлению. Введение такой роли связано с тем, что лекторы и докладчики должны уметь пользоваться визуальной информацией в процессе своего выступления. Проблема соединения текстовой и визуальной информации достаточно сложна, а ее решение требует определенных навыков. Создание визуальных материалов является предметом общей деятельности в секции, помогает уточнить содержание доклада и стимулирует творческое мышление игроков.

 

Инструкция члену секции:

В том случае, если в секции больше 8 человек, то исполняется роль члена секции. Такой слушатель может взять на себя дублирование любой роли. Главная же его обязанность – активное восприятие информации, генерирование идей, участие в дискуссиях. В некоторых случаях лидер секции может поручить ему провести анализ собственной деятельности на этапе подведения итогов деловой игры. Ведущие игры могут предложить членам секции придумать для себя собственную роль, отражающую реальный процесс подготовки устного выступления и ведения дискуссии.

 

Инструкция эксперту:

В задачу экспертов входит внимательное наблюдение за действиями, поведением докладчиков в первую очередь, а также за работой всех членов секции. Ведущие определяют тактику работы экспертов: или они оценивают только своего докладчика свою секцию, или других докладчиков и другие секции, кроме своей. Для этого они знакомятся с критериями оценок или разрабатывают собственные критерии и систему оценок. Последнее во многих случаях представляется более желательным, т.к. с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.143 с.)