Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Традиционные способы обработки экономической информации в анализе↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение
За последние годы значительно возросла роль экономического анализа, являющегося основой для составления бизнес-планов, маркетинговых исследований, разработки финансовой политики предприятия (фирмы), принятия управленческих решений. Результаты работы предприятия зависят от целого ряда факторов. С помощью системного комплексного анализа можно выявить внутрипроизводственные резервы и определить основные направления принятия управленческих решений. Особое место курса «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» в профессиональной подготовке будущих экономистов обусловлено его практической направленностью, обеспечивающей формирование экономического мышления, компетенции и профессионализма. Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» в учебном процессе по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.11), изучается на 4 курсе. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы (выписка из государственного образовательного стандарта): «ОПД.Ф.11 «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» «Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия; виды анализа: их классификация и характеристика; методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа; информационная база анализа и диагностики; организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия; анализ финансового состояния; анализ экономических результатов деятельности; анализ производственных результатов; анализ результатов технического развития; анализ результатов социального развития; анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов; анализ состояния и использования основных средств; анализ использования трудовых ресурсов; анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг); оценка эффективности деятельности предприятия; диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного и финансового». Целью изучения дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» является теоретическое и практическое освоение основ прикладного экономического анализа, а также методики комплексного экономического анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. В задачи курса входит: - изучение информационной базы анализа; - изучение организации аналитической работы; - изучение методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - изучение методики выявления резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - информационную базу анализа; - метод и приемы анализа; - виды анализа и особенности их применения. уметь: - пользоваться источниками экономической информации; - применять важнейшие способы (инструменты) анализа; - проводить анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; - «читать» баланс и другие формы отчетности; - выявлять резервы повышения эффективности использования различных видов ресурсов и предприятия в целом на основании проведенного анализа. владеть навыками и иметь опыт: - расчета и определения сущности основных экономических показателей; - проведения традиционного анализа; - проведения факторного анализа; - выработки управленческих решений по результатам проведения анализа. Изучение курса «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Экономическая теория», «Экономика организации», «Бухгалтерский учет», «Статистика» и др. Изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов нового экономического и аналитического мышления. Знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения данной дисциплины необходимы для написания выпускной квалификационной работы.
1 Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля
В соответствии с учебными планами специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» распределение учебных часов представлено в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения
Таблица 2 – Объем дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения
2 Содержание учебной дисциплины 2.1 Тематический план учебной дисциплины В соответствии с требованиями ГОС к обязательному минимуму содержания образовательной программы разработан тематический план учебной дисциплины (таблица 3 и 4).
Таблица 3 – Тематический план учебной дисциплины (очная форма обучения)
Таблица 4 – Тематический план учебной дисциплины (заочная форма обучения)
Содержание лекционного курса
Тема 1. Понятие, значение, задачи и виды экономического анализа Понятие экономического анализа. Виды АФХД. Роль АФХД в управлении производством. Связь АФХД с другими науками. Тема 2. Предмет и метод экономического анализа Предмет науки. Метод АФХД, его характерные черты. Методика АФХД. Система аналитических показателей Содержание практических занятий Темы курсовых работ 1. Анализ использования земельных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями. 2. Анализ использования основных фондов. 3. Анализ использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственном предприятии. 4. Анализ финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия. 5. Анализ финансового состояния сельскохозяйственного предприятия. 6. Анализ производства продукции животноводства. 7. Анализ производства продукции растениеводства. 8. Анализ эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий. 9. Анализ эффективности использования машинотракторного парка сельскохозяйственными предприятиями. 10. Анализ реализации сельскохозяйственной продукции. 11. Анализ эффективности использования земли. 12. Анализ деятельности предприятий материально-технического снабжения. 13. Анализ хозяйственной деятельности строительной организации. 14. Анализ платежеспособности предприятия. 15. Анализ деловой активности предприятия. 16. Анализ эффективности производства сельскохозяйственной продукции. 17. Анализ эффективности производства и реализации продукции растениеводства. 18. Анализ эффективности производства и реализации продукции животноводства. 19. Анализ эффективности использования кормов. 20. Анализ себестоимости продукции животноводства. 21. Анализ себестоимости продукции растениеводства. 22. Анализ обеспеченности животных кормами и эффективности их использования. 23. Анализ уровня экономического развития сельскохозяйственных предприятий. 24. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур и факторов, определяющих ее уровень. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы изложены в методических указаниях. Методические указания по написанию курсовой работы представлены на сайте НовГУ http://www.novsu.ru/file/918076
Задания для выполнения контрольной работы (для студентов заочной формы обучения) Выбор варианта контрольной работы и требования к содержанию контрольной работы представлены в методических рекомендациях для студентов по изучению дисциплины (приложение Г). Вариант 1. 1. Анализ использования земельных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями. 2. Анализ обеспеченности животных кормами и эффективности их использования. Задача. Вариант 2. 1. Анализ использования основных фондов. 2. Анализ платежеспособности предприятия. Задача.
Вариант 3. 1. Анализ производства продукции животноводства. 2. Анализ эффективности использования машинотракторного парка сельскохозяйственными предприятиями. Задача.
Вариант 4. 1. Анализ себестоимости продукции животноводства. 2. Анализ деловой активности предприятия. Задача. Вариант 5. 1. Анализ производства продукции растениеводства. 2. Анализ обеспеченности животных кормами и эффективности их использования. Задача.
Вариант 6. 1. Анализ эффективности производства сельскохозяйственной продукции. 2. Анализ финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия. Задача.
Вариант 7. 1. Анализ эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий. 2. Анализ реализации сельскохозяйственной продукции. Задача.
Вариант 8. 1. Анализ использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственном предприятии. 2. Анализ финансового состояния сельскохозяйственного предприятия. Задача.
Вариант 9. 1. Анализ себестоимости продукции растениеводства. 2. Анализ эффективности использования кормов. Задача.
Вариант 10. 1. Анализ эффективности производства и реализации продукции животноводства. 2. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур и факторов, определяющих ее уровень. Задача.
Пример ситуационной задачи для практических занятий и итоговой Аттестации Задача 1. На основании представленных данных определить влияние факторов на прибыль, сделать выводы
Задача 2. Провести факторный анализ производительности труда на основании представленных данных, сделать выводы:
Задача 3. Определить точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия по следующим данным: объем продаж – 1300 ед., цена единицы – 50 руб., переменные затраты на единицу – 32 руб., постоянные на весь объем – 12500 руб. Целесообразно ли руководству предприятия принять решение о предоставлении постоянному покупателю скидки 5%, если объем продаж при этом увеличится на 200 ед.
Задача 4. Проанализировать эффективность использования основных фондов (рассчитать показатели, сделать выводы)
Приложение Б
Экзаменационный билет № 1 Дисциплина Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
1.Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса. 2.Анализ эффективности использования основных средств Задача. Определить точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия по следующим данным: объем продаж – 1300 ед., цена единицы – 50 руб., переменные затраты на единицу – 32 руб., постоянные на весь объем – 12500 руб. Целесообразно ли руководству предприятия принять решение о предоставлении постоянному покупателю скидки 5%, если объем продаж при этом увеличится на 200 ед.
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой БУАА _____________ М.В. Любимова
Приложение В Учебно-методическое обеспечение Дисциплины: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Форма обучения: очная Всего часов:200, из них лекций 34, практических и семинарских занятий 42, самостоятельная работа студентов 124. Для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям) Обеспечивающая кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,факультет учета и финансов,семестры:7,8 Таблица 1 - Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Действительно для учебного года 20__/20__ зав. кафедрой БУАА___________М.В.Любимова
Действительно для учебного года _________ зав.кафедрой БУАА___________М.В. Любимова
Учебно-методическое обеспечение Дисциплины: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Форма обучения: заочная Всего часов: 198, из них лекций 12, практических и семинарских занятий 6, самостоятельная работа студентов 180. Для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям) Обеспечивающая кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,факультет учета и финансов,семестры: 9,10 Таблица 1 - Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Действительно для учебного года 20__/20__ зав. кафедрой БУАА___________М.В.Любимова
Действительно для учебного года _________ зав.кафедрой БУАА___________М.В. Любимова
Приложение Г
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины
Изучение дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» необходимо начать со знакомства с рабочей программой, чтобы получить представление о структуре и содержании курса. После знакомства с рабочей программой рекомендуется перейти к освоению теоретического материала, представленного в виде конспекта лекций, составленных в соответствии с рабочей программой. Данный материал является минимумом для подготовки к сдаче экзамена, он не может служить единственным источником информации по курсу, так как при изучении отдельных вопросов и тем курса предполагается использование нормативных документов. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов рекомендуется следующий порядок ее организации. Сначала изучаются теоретические вопросы по соответствующей теме с проработкой как практических заданий, так и учебников. Особое внимание следует обратить на понимание основных понятий и определений, что необходимо для правильного понимания и решения задач. Затем нужно самостоятельно разобрать и решить практические задания, выясняя в деталях практическое значение выученного теоретического материала. Для усвоения лекционного материала необходимо выполнить самостоятельную работу студента из пункта 2.3 рабочей программы. Самостоятельная работа заключается в проработке изученного материала, подготовке к самостоятельным и проверочным работам, написании контрольной работы (заочная форма обучения) и курсовой работы. Студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу, содержащую как теоретические вопросы, так и практическое задание. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последней цифре зачетной книжки. Варианты заданий представлены в разделе 2.4 данной рабочей программы.
Контрольная работа может быть написана от руки или в машинописном виде. Рекомендуемый объем работы 10-12 страниц машинописного текста (14 шрифт, 1,5 интервал). В контрольной работе обязательно приводится список литературы, состоящий не менее чем из 5 источников. Контрольная работа сдаётся на кафедру не позднее чем за 3 дня до сдачи зачета. Приложение Д Методические рекомендации для преподавателя 1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий. 2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. 3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей. 4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. 5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: - изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; - логичность, четкость и ясность в изложении материала; - возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; - опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные; - тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения. 6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Необходимо учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении рекомендуется исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению. 7. Практические занятия должны быть направлены на закрепление полученных теоретических знаний. В начале практического занятия нужно четко сформулировать его цель и задачи. Перед началом решения определенной задачи (выполнения задания) необходимо объяснить ход ее решения, сформулировать конечную цель. 8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
Введение
За последние годы значительно возросла роль экономического анализа, являющегося основой для составления бизнес-планов, маркетинговых исследований, разработки финансовой политики предприятия (фирмы), принятия управленческих решений. Результаты работы предприятия зависят от целого ряда факторов. С помощью системного комплексного анализа можно выявить внутрипроизводственные резервы и определить основные направления принятия управленческих решений. Особое место курса «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» в профессиональной подготовке будущих экономистов обусловлено его практической направленностью, обеспечивающей формирование экономического мышления, компетенции и профессионализма. Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» в учебном процессе по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.11), изучается на 4 курсе. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы (выписка из государственного образовательного стандарта): «ОПД.Ф.11 «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» «Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия; виды анализа: их классификация и характеристика; методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа; информационная база анализа и диагностики; организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия; анализ финансового состояния; анализ экономических результатов деятельности; анализ производственных результатов; анализ результатов технического развития; анализ результатов социального развития; анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов; анализ состояния и использования основных средств; анализ использования трудовых ресурсов; анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг); оценка эффективности деятельности предприятия; диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного и финансового». Целью изучения дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» является теоретическое и практическое освоение основ прикладного экономического анализа, а также методики комплексного экономического анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. В задачи курса входит: - изучение информационной базы анализа; - изучение организации аналитической работы; - изучение методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - изучение методики выявления резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - информационную базу анализа; - метод и приемы анализа; - виды анализа и особенности их применения. уметь: - пользоваться источниками экономической информации; - применять важнейшие способы (инструменты) анализа; - проводить анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; - «читать» баланс и другие формы отчетности; - выявлять резервы повышения эффективности использования различных видов ресурсов и предприятия в целом на основании проведенного анализа. владеть навыками и иметь опыт: - расчета и определения сущности основных экономических показателей; - проведения традиционного анализа; - проведения факторного анализа; - выработки управленческих решений по результатам проведения анализа. Изучение курса «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Экономическая теория», «Экономика организации», «Бухгалтерский учет», «Статистика» и др. Изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов нового экономического и аналитического мышления. Знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения данной дисциплины необходимы для написания выпускной квалификационной работы.
1 Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля
В соответствии с учебными планами специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» распределение учебных часов представлено в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения
Таблица 2 – Объем дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения
|