Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы контроля и критерии оценки

Поиск

Форма контроля – зачет (7 семестр для очной формы обучения и 9 семестр для заочной) и экзамен (8 семестр для очной формы обучения и 10 для заочной). Зачет проводится на основании билетов. Билет содержит 2 теоретических вопроса из приведенного ниже перечня вопросов и 1 практическое задание. На подготовку дается 1,5 часа. По истечении отведенного времени ответы в письменном виде сдаются преподавателю. Пример билета для проведения зачета представлен в приложении А.

Экзамен также проводится в основании билетов. Билет содержит 2 вопроса и задачу (примеры типовых задач представлены в приложении Б). По истечении времени на подготовку, студент отвечает на билет устно, поясняет способ решения задачи. Образец билета представлен в приложении В.

Общие требования к ответу студента

Критериями оценки, определяющими подготовку студента по учебной дисциплине, являются:

- уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;

- обоснованность, четкость, осознанность, логичность и культура ответа.

Ответы студенты должны иллюстрировать конкретными примерами, прослеживать связи между теоретическими и практическими положениями учебной дисциплины, методикой её преподавания, применять теоретические знания к решению вопросов.

Максимальное количество баллов по данной дисциплине – 200.

Баллы по текущему рейтингу распределяются следующим образом:

Уровень успеваемости студентов устанавливается в следующих пределах:

«неудовлетворительно» - до 100 баллов

«удовлетворительно» - 100-149 баллов

«хорошо» - 150-179

«отлично» - 180-200.

Контрольные вопросы для проведения зачета

1. Понятие экономического анализа.

2. Виды АФХД.

3. Роль АФХД в управлении производством. Связь АФХД с другими науками.

4. Предмет и метод АФХД, его характерные черты.

5. Методика АФХД.

6. Система аналитических показателей.

7. Способ сравнения.

8. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

9. Использование способа относительных и средних величин в экономическом анализе.

10. Способы группировки информации.

11. Балансовый способ.

12. Графический способ.

13. Табличный способ.

14. Индексный метод.

15. Понятие, типы и задачи факторного анализа.

16. Классификация факторов.

17. Моделирование и типы факторных моделей.

18. Метод цепных подстановок.

19. Метод относительных разниц.

20. Метод абсолютных разниц.

21. Метод логарифмирования.

22. Интегральный метод.

23. Информационная базаанализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

24. Проблемы формирования исходной информации для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

25. Способы организации аналитической работы.

Контрольные вопросы для проведения экзамена

1. Анализ эффективности использования основных средств.

2. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса.

3. Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности.

4. Анализ показателей деловой активности.

5. Анализ дебиторской задолженности.

6. Анализ кредиторской задолженности.

7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

8. Анализ показателей движения и постоянства кадров.

9. Анализ показателей состояния основных средств.

10. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат.

11. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям затрат.

12. Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса.

13. Анализ относительных показателей ликвидности баланса.

14. Анализ показателей организационно-технического уровня развития производства.

15. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия.

16. Анализ выполнения договорных обязательств.

17. Анализ фонда оплаты труда.

18. Анализ наличия и движения, состава и структуры основных средств.

19. Анализ обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов.

20. Анализ объема, ритмичности, комплектности поставок материалов.

21. Анализ ассортимента выпускаемой продукции.

22. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

23. Анализ реализации продукции с учетом обязательств по поставкам, спроса и предложения.

24. Анализ материальных затрат.

25. Анализ затрат на оплату труда.

26. Анализ косвенных затрат.

27. Анализ коммерческих расходов.

28. Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли.

29. Анализ прибыли от реализации продукции.

30. Анализ финансовых результатов от прочей реализации.

31. Анализ финансовых результатов от внереализационных операций.

32. Анализ рентабельности.

33. Взаимосвязь затрат, выручки и прибыли (маржинальный анализ).

34. Анализ имущественного состояния предприятия.

35. Анализ размера и структуры земельного фонда.

36. Анализ эффективности использования земли.

37. Анализ обеспеченности животных кормами и эффективности их использования.

38. Анализ продуктивности сельскохозяйственных животных.

39. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур.

40. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции растениеводства.

41. Анализ эффективности использования тракторного парка.

42. Анализ использования зерноуборочных комбайнов.

43. Анализ использования грузового автотранспорта.

44. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов.

45. Ретроспективный анализ эффективности инвестиционной деятельности.

46. Перспективный анализ эффективности инвестиционной деятельности.

Методические рекомендации для преподавателя представлены в приложении Д.

3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.для вузов/ Г.В. Савицкая. ─ 4-е изд., перераб.и доп. ─ М.:Инфра-М,2008. ─ 511,[1]с. ─ (Высшее образование). ─ Библиогр.: с. 505-507. ─ ISBN 978-5-16-002842-2(в пер.).

2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:Учеб.пособие для вузов/ М.А. Вахрушина, М.В. Друцкая, Т.И. Рощина и др.; Под ред.М.А.Вахрушиной. ─ М.:Вузовский учеб.,2009. ─ 461,[2]с.:ил. ─ (Вузовский учебник). ─ Указ.: с. 444-448;Прил.: с. 449-456. ─ ISBN 978-5-9558-0070-7(в пер.).

3. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.для студентов вузов/ Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. ─ М.:КолосС,2007. ─ 382,[2]с.:ил. ─ (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). ─ Библиогр.: с. 379-380. ─ Прил.: с. 365-370; Слов.: с. 371-378.

4. Комплексный экономический анализ предприятия/ А.П. Калинина, В.П. Курносова, М.Л. Слуцкин и др.; Под ред.: Н.В. Войтоловского и др. ─ СПб.:Питер,2010. ─ 569, [1]с.:ил. ─ (Учебник для вузов). ─ Библиогр.в конце разд. ─ Прил.:с.560-569. ─ ISBN 978-5-91180-464-0

Дополнительная литература

5. Журнал «Экономический анализ: теория, практика».

 

 

Карта учебно-методического обеспечения представлена в приложении В.

Приложение А

 

Пример ситуационной задачи для практических занятий и итоговой

Аттестации

Задача 1.

На основании представленных данных определить влияние факторов на прибыль, сделать выводы

Показатель Базисный год Отчетный год
Объем производства, шт.    
Цена единицы продукции, руб.    
Себестоимость единицы продукции, руб.    

 

Задача 2.

Провести факторный анализ производительности труда на основании представленных данных, сделать выводы:

Показатель Базисный год Отчетный год
Стоимость валовой продукции, тыс. руб.    
Среднегодовая численность работников, чел.    

 

Задача 3.

Определить точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия по следующим данным: объем продаж – 1300 ед., цена единицы – 50 руб., переменные затраты на единицу – 32 руб., постоянные на весь объем – 12500 руб. Целесообразно ли руководству предприятия принять решение о предоставлении постоянному покупателю скидки 5%, если объем продаж при этом увеличится на 200 ед.

 

Задача 4.

Проанализировать эффективность использования основных фондов (рассчитать показатели, сделать выводы)

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2008 г.
+,- темп роста, %
Среднегодовая стоимость промышленно-производственных фондов, тыс. руб.          
Среднегодовая стоимость производственного оборудования, тыс. руб.          
Объем выпуска продукции, тыс. руб.          
Фондоотдача, руб./руб.          
Фондоемкость, руб./руб.          

Приложение Б

 

Образец билета для проведения экзамена

 

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита

Экзаменационный билет № 1

Дисциплина Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

 

1.Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса.

2.Анализ эффективности использования основных средств

Задача.

Определить точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия по следующим данным: объем продаж – 1300 ед., цена единицы – 50 руб., переменные затраты на единицу – 32 руб., постоянные на весь объем – 12500 руб. Целесообразно ли руководству предприятия принять решение о предоставлении постоянному покупателю скидки 5%, если объем продаж при этом увеличится на 200 ед.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой БУАА _____________ М.В. Любимова

 

Приложение В

Учебно-методическое обеспечение

Дисциплины: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Форма обучения: очная

Всего часов:200, из них лекций 34, практических и семинарских занятий 42, са­мостоятельная работа студентов 124.

Для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Обеспечивающая кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,факультет учета и финансов,семестры:7,8

Таблица 1 - Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (ав­тор, наименование, вид, место и год изда­ния, кол-во страниц) Вид занятия, в котором использу­ется Число часов, обеспечивае­мых изданием Количество экземпляров в библиотеке НовГУ (на ка­федре) Приме­чания
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.для вузов/ Г.В. Савицкая. ─ 4-е изд., перераб.и доп. ─ М.:Инфра-М,2008. ─ 511,[1]с. ─ (Высшее образование). ─ Библиогр.: с. 505-507. ─ ISBN 978-5-16-002842-2(в пер.). Лекции, СРС      
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:Учеб.пособие для вузов/ М.А. Вахрушина, М.В. Друцкая, Т.И. Рощина и др.; Под ред.М.А.Вахрушиной. ─ М.:Вузовский учеб.,2009. ─ 461,[2]с.:ил. ─ (Вузовский учебник). ─ Указ.: с. 444 Лекции, СРС      
Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.для студентов вузов/ Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. ─ М.:КолосС,2007. ─ 382,[2]с.:ил. ─ (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). ─ Библиогр.: с. 379-380. ─ Прил.: с. 365-370; Слов.: с. 371-378. Лекции, СРС      

 

Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (ав­тор, наименование, вид, место и год изда­ния, кол-во страниц) Вид занятия, в котором использу­ется Число часов, обеспечивае­мых изданием Количество экземпляров в библиотеке НовГУ (на ка­федре) Приме­чания
М.А. Иванова. Рабочая программа по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», НовГУ, 2011 г. Лекции, практические занятия, СРС     http:// www.novsu.ru /
М.А. Иванова. Конспект лекций по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», НовГУ, 2011 г. Лекции     http://www.novsu.ru/file/918070
М.А. Иванова. Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» для студентов очной и заочной форм обучения СРС     http://www.novsu.ru/file/918076
М.А. Иванова. Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» для студентов очной формы обучения Практические занятия, СРС     w http://www.novsu.ru/file/918152  

 

Действительно для учебного года 20__/20__ зав. кафедрой БУАА___________М.В.Любимова

 

 

Действительно для учебного года _________ зав.кафедрой БУАА___________М.В. Любимова

 

Учебно-методическое обеспечение

Дисциплины: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Форма обучения: заочная

Всего часов: 198, из них лекций 12, практических и семинарских занятий 6, са­мостоятельная работа студентов 180.

Для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Обеспечивающая кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,факультет учета и финансов,семестры: 9,10

Таблица 1 - Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (ав­тор, наименование, вид, место и год изда­ния, кол-во страниц) Вид занятия, в котором использу­ется Число часов, обеспечивае­мых изданием Количество экземпляров в библиотеке НовГУ (на ка­федре) Приме­чания
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.для вузов/ Г.В. Савицкая. ─ 4-е изд., перераб.и доп. ─ М.:Инфра-М,2008. ─ 511,[1]с. ─ (Высшее образование). ─ Библиогр.: с. 505-507. ─ ISBN 978-5-16-002842-2(в пер.). Лекции, практические занятия, СРС      
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:Учеб.пособие для вузов/ М.А. Вахрушина, М.В. Друцкая, Т.И. Рощина и др.; Под ред.М.А.Вахрушиной. ─ М.:Вузовский учеб.,2009. ─ 461,[2]с.:ил. ─ (Вузовский учебник). ─ Указ.: с. 444 Лекции, практические занятия, СРС      
Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.для студентов вузов/ Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. ─ М.:КолосС,2007. ─ 382,[2]с.:ил. ─ (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). ─ Библиогр.: с. 379-380. ─ Прил.: с. 365-370; Слов.: с. 371-378. Лекции, практические занятия, СРС      

 

 

Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (ав­тор, наименование, вид, место и год изда­ния, кол-во страниц) Вид занятия, в котором использу­ется Число часов, обеспечивае­мых изданием Количество экземпляров в библиотеке НовГУ (на ка­федре) Приме­чания
М.А. Иванова. Рабочая программа по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», НовГУ, 2011 г. Лекции, практические занятия, СРС     http:// www.novsu.ru
М.А. Иванова. Конспект лекций по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», НовГУ, 2011 г. Лекции     http://www.novsu.ru/file/918070
М.А. Иванова. Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» для студентов очной и заочной формы обучения СРС     http://www.novsu.ru/file/918076

 

Действительно для учебного года 20__/20__ зав. кафедрой БУАА___________М.В.Любимова

 

 

Действительно для учебного года _________ зав.кафедрой БУАА___________М.В. Любимова

 

 

Приложение Г

 

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины

 

Изучение дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» необходимо начать со знакомства с рабочей программой, чтобы получить представление о структуре и содержании курса.

После знакомства с рабочей программой рекомендуется перейти к освоению теоретического материала, представленного в виде конспекта лекций, составленных в соответствии с рабочей программой. Данный материал является минимумом для подготовки к сдаче экзамена, он не может служить единственным источником информации по курсу, так как при изучении отдельных вопросов и тем курса предполагается использование нормативных документов.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов рекомендуется следующий порядок ее организации. Сначала изучаются теоретические вопросы по соответствующей теме с проработкой как практических заданий, так и учебников. Особое внимание следует обратить на понимание основных понятий и определений, что необходимо для правильного понимания и решения задач. Затем нужно самостоятельно разобрать и решить практические задания, выясняя в деталях практическое значение выученного теоретического материала.

Для усвоения лекционного материала необходимо выполнить самостоятельную работу студента из пункта 2.3 рабочей программы. Самостоятельная работа заключается в проработке изученного материала, подготовке к самостоятельным и проверочным работам, написании контрольной работы (заочная форма обучения) и курсовой работы.

Студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу, содержащую как теоретические вопросы, так и практическое задание. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последней цифре зачетной книжки. Варианты заданий представлены в разделе 2.4 данной рабочей программы.

  Последняя цифра номера зачетной книжки студента
                   
Вариант                    

Контрольная работа может быть написана от руки или в машинописном виде. Рекомендуемый объем работы 10-12 страниц машинописного текста (14 шрифт, 1,5 интервал). В контрольной работе обязательно приводится список литературы, состоящий не менее чем из 5 источников. Контрольная работа сдаётся на кафедру не позднее чем за 3 дня до сдачи зачета.


Приложение Д

Методические рекомендации для преподавателя

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Необходимо учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении рекомендуется исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Практические занятия должны быть направлены на закрепление полученных теоретических знаний. В начале практического занятия нужно четко сформулировать его цель и задачи. Перед началом решения определенной задачи (выполнения задания) необходимо объяснить ход ее решения, сформулировать конечную цель.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.008 с.)