Сущность контроля обучения как дидактического понятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность контроля обучения как дидактического понятия.



Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть провер­ки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответ­ствовать образовательному стандарту по данной програм­ме, предмету.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обу­чающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида кон­троля. Дидактика знает такие виды контроля:текущий, пе­риодический, итоговый. Текущий контроль — это систематиче­ская проверка усвоения знаний, умений и навыков на каж­дом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, ги­бок, разнообразен по методам и формам, средствам.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает даль­нейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробелов в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Метод контроля — это система последовательных вза­имосвязанных диагностических действий учителя и уча­щихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обуче­ния с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспе­чивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Современная дидактика выделяет следующиеметоды контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.

В последнее время в практику педагогического контроля активно внедряются тесты.

Педагогический тест - это система заданий возрастающей трудности и спе­цифической формы, позволяющей качественно определить структуру и измерить уровень знаний. Тест является эффективным средством совершенствования тех­нологий обучения. Задания в тестовой форме можно отнести к нетрадиционному средству контроля и самоконтроля знаний. Это такое задание, к которому поми­мо содержания предъявляются следующие требования:

- одинаковость инструкции по его выполнению для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания, краткость;

- формулирование заданий в логической форме высказывания;

- правильность расположения элементов задания;

- наличие определенного места для ответов;

- одинаковость решающих правил оценки ответов в рамках принятой формы.

В отечественной и иностранной литературе нет особого единства по вопросу классификации видов педагогических тестов. Если в качестве основания выделения видов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения (задачи, стоящие перед преподавателем на входе в обучение, текущие задачи, задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса), то выделяется:

1) Тестирование на входе в обучение;

2) Тестирование в процессе обучения;

3) Итоговое тестирование.

Действительно, учителю, а тем более учителю- исследователю, важно не только овладеть системой надежных и объективных мето­дик контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть пер­спективы применения диагностических методик, которые вписыва­ются в современное понятие «педагогический мониторинг». Сразу отметим, что понятие «мониторинг» широко применяется и в других науках, например, в экологии, где он определяется как система дол­госрочных наблюдений и контроля за состоянием окружающей сре­ды, а также прогноза ее возможных изменений. В педагогической науке в последние годы это понятие также широко используется. Так, в Кратком толковом словаре «Основы педагогических техноло­гий», выпущенном Уральским государственным университетом в 1995 г., находим следующее определение: «Педагогический монито­ринг есть процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагоги­ческого процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения».

Существенными характеристиками мониторинга являются его непрерывность, длительность, системная диагностика качественных и количественных характеристик изучаемых объектов. Таким образом, проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемого. Перечислим лишь некоторые проблемы педагогического мониторинга: 1) изучения и оценки целей, со­держания и самих учебных программ; 2) разработки эффективного применения государственных образовательных стандартов; 3) оценки качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, включая компьютерные технологии обучения в их целост­ном единстве; 4) оценки эффективности традиционных и инноваци­онных форм и методов обучения и воспитания; 5) оценки современ­ных педагогических технологий обучения и воспитания; 6) создания диагностической (психологической, валеологической, социологической, педагогической) служб получения научной и объективной ин­формации о качестве развития и саморазвития образовательной системы; 7) комплексной оценки эффективности функционирования, развития и саморазвития, особенно инновационных образователь­ных систем (школ, лицеев, гимназий, колледжей и вузов); 8) комп­лексной экспертной оценки эффективности зарубежных образова­тельных систем, а также оценки возможностей их творческого пере­носа в условия России.

Одно из средств индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика». Благодаря ему можно будет судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. В зарубежной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами", "папка специалиста". В зависимости от целей создания, портфолио бывают разных типов. Портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

® Задания для самостоятельной работы студентов

Задания А.

1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В чем смысл классификации учеников, данной Я.А. Коменским?

«Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые… Нужно только благоразумие, чтобы не позволять им слишком торопиться, чтобы раньше времени они не ослабели и не истощились.

Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких обыкновенно в школах ненавидят и большей частью считают безнадежными; однако, если их надлежащим образом воспитывать, из них обыкновенно выходят великие люди.

В четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые... Нужно никогда не переобременять их, не предъявлять к ним слишком высоких требований, относясь к ним доброжелательно и терпеливо, или помогать, ободрять и поддерживать их, чтобы они не падали духом.

В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми. Но при этом требуется великое благоразумие и терпение.

На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны, однако… не следует отчаиваться, а нужно добиваться устранить у таких учеников по крайней мере упрямство.».

Я.А. Коменский. – М. 1996. (Антология гуманной педагогики). – С. 82 – 83

 

2. Проанализируйте текст.

Если педагогика — это искусство взаимодей­ствия взрослого с ребёнком, то главный во­прос педагогики — вопрос стратегий работы с ребёнком.

Есть две радикально противоположные стра­тегии: манипуляции и понимания.

Стратегия манипуляции исходит из внешнего по отношению к ребёнку запроса. Общество, учителя, родители заранее знают, что нужно вложить в ребёнка, и педагогическая страте­гия строится, исходя из этого. Есть некий об­щественный запрос: ребёнок нам нужен та­ким, таким и таким! У него должны быть та­кие, такие и такие качества! Такие и такие знания! А школа должна помочь эти качества и знания сформировать! И тогда инновационная деятельность должна строиться вокруг изобретения методик эффективного педаго­гического воздействия на ребёнка во имя до­стижения этих внешних для него целей.

Другая стратегия заключается в том, чтобы попытаться понять собственные тенденции и возможности развития ребёнка. И постро­ить индивидуальный образовательный про­ект для каждого. И сделать образовательное пространство школы пространством детского саморазвития, пространством самореализа­ции и самоактуализации ребёнка.

Динамичное взаимодействие и переплетение этих двух стратегий и составляет содержание современной инновационной педагогики.

Первая стратегия так или иначе упирается в вопрос о том, какие знания, умения и навы­ки мы должны давать всем без исключения детям. Это стратегия отбора неких универ­сально необходимых знаний. И стратегия бесконечного спора, какие знания стоит, а ка­кие не стоит давать детям. Ребёнок-то не без­размерен! Он не может вместить в себя всё! И мы прекрасно понимаем: если мы даём ему вот это — он не получит чего-то другого.

И может быть вопрос не в том, чтобы беско­нечно перебирать варианты, что именно нуж­но давать ребёнку, а попробовать помочь ему понять, а в чём же состоят его собственные базовые потребности и способности, которые действительно стоит развивать.

Лобок А. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С. 36-46.

Сформулируйте основную идею данного текста

 

3.Прочтите высказывание:

Индивидуальное взаимодействие – это воздействие, производимое во имя максимального развития личности ребенка при учете его данности, ресурсов и возможностей. Следовательно, объективные различия между детьми лежат в основе индивидуального взаимодействия, выстраиваемого не только в контексте наивысших достижений культуры, но и дифференцируемого в зависимости от данности. Учет этой данности предусматривает также апелляцию к судьбе ребенка, а это означает, что индивидуальное воздействие есть определенный ракурс рассмотрения поведенческих проявлений тетей и их ценностных ориентаций как разворачивающихся во времени закономерных явлений, окружающих их в жизни (в семье, на улице, в школе и т.д.).

Индивидуальное воздействие – это еще и учет обстоятельств, в которых выстраиваются отношения между педагогом и детьми. Ситуативность индивидуального воздействия требует от педагога умения творчески интерпретировать не только моменты своего взаимодействия с детьми. Которые очень часто оказываются непредвиденным для него, но и социокультурную норму, предъявляемую им воспитанникам.

Н.Е. Щуркова. Классное руководство: (теория, методика, технология). М. 1999. С. 153.

Приведите примеры индивидуального воздействия педагога на учащихся.

 

4. Мы поставили перед собой вопрос: каким образом может осуществляться индивидуализация обучения в школе?

Попытку решить эту проблему мы предприняли в 1998 году, перейдя на обучение старшеклассников по индивидуальным планам. Цель этого эксперимента - создать условия для построения индивидуальной траектории развития каж­дого ученика 10 - 11-х классов, повысить уровень мотивации обучения, развития ин­теллекта, самостоятельности, умения работать в малых группах, ввести самоуправле­ние учебно-познавательной деятельностью.

Обучение старшеклассников обрело теперь личностно ориентированный харак­тер: каждый ученик формирует пакет курсов в соответствии со своими образовательны­ми потребностями, что позволяет составить для него индивидуальный учебный план. Роль учителя в такой модели преподавания значительно усложняется. Ему нужно адаптироваться к условиям индивидуализации образовательного процесса, подгото­виться к работе по технологиям индивидуального подхода. Ясно, что для такой работы педагогическое мышление учителя должно стать вариативным: ведь надо разрабаты­вать заведомо избыточные наборы разнотипных учебных заданий по изучаемым темам, распределять задания, учитывая индивидуальные особенности школьников.

Зубарева Е., Купцова Т., Аникеева О., Ходыко А. Обучение по индивидуальным учебным планам // Народное образование. – 2006. - № 5. – С. 91.

Как связана индивидуализация обучения и профессиональное мышление учителя?

 

5. Повышенное внимание к проблемам обучения и разви­тия одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.

В школьном возрасте процент таких детей достаточно мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талан­тов поддержки. Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого,— несформированная личность, будущее которого неопределённо, и способности должны открыться.

«Талант себя проявит...» — за этой фразой скрывается неже­лание педагогов тратить время на занятия с одарёнными детьми. Но талант необходимо развивать, чтобы одарённые дети стали из­вестнейшими учёными, двигателями развития общества.

Наблюдения свидетельствуют, что достаточно сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, которые приносят школе много сложностей.

Внимание к индивидуальным особенностям каждого уче­ника должно стать обязательным атрибутом труда педагога.

Одарённые ученики требуют талантливого учителя.

У одарённых учащихся возможны частые проблемы, состо­яние дискомфорта из-за их неординарности и непохожести на сверстников.

По мере проведения уроков учитель начинает замечать способных именно по его предмету учеников и даже особенных. Вот сейчас главное не пропустить ни одного, давая им выполнить интересные задания, проблемы, высказывать свою точку зрения, искать ответы в дополнительной литературе самостоя­тельно. Будет видно, кому это интересно, кто желает также ра­ботать и дальше. Это могут быть несколько учеников.

Внимание и терпимость со стороны педагогов особенно важны, так как у многих из одарённых детей повышенная впе­чатлительность и особая эмоциональная чувствительность.

Тумашинова Ю. Особенности работы с одарёнными детьми // Педагогическая техника. – 2008. - № 1. С.69- 75.

В чем сложность работы с одаренными детьми?

 

6. Продумайте систему непосредственной помощи учащимся в следующих случаях:

а) ученик затрудняется при ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, не может выделить главного теоретического положения;

б) у ученика недостаточно сформирован познавательный интерес и ценностное отношение к знаниям по предмету Вашей специальности.

 

 

2. Задания по проблеме педагогического контроля

1. Из учебной и справочной литературы выпишите определения следующих понятий: оценка, оценивание, балл, эксперт, экспертиза, критерий, показатель, мониторинг, качество, рейтинг, шкала.

 

2. Проанализируйте текст:

Не пугайте нас экзаменами. Ведь мы – ваше будущее!

…Дело в том, что в последнее время целью нашего обучения ста­новится не получение новых знаний, а успеш­ная сдача ГИА – ЕГЭ. Кстати, самое парадок­сальное, что я даже не знаю, как называется данная проверка знаний: ГИА, ИГА, ГАИ, мо­жет быть? Мы ничего не знаем про то, что это такое. Идем вслепую. Часто пропускаем важ­ные практические сведения во имя заучивания теории, столь нужной для этого (скоро узнаем какого) экзамена. Так происходит, например, на уроках русского языка и литературы. Моя учительница часто причитает, что хотела бы дать нам больше практики, но... программа не позволяет. В итоге все наше обучение сводит­ся к некому галопу и вечной спешке. А учеба ведь должна приносить удовольствие. Я, ко­нечно, говорю это про людей сознательных.

Такое необычайно приятное ощущение, когда хочешь вникнуть в материал, ловишь каждое слово учителя. В этом есть некая магия, это необъяснимо прекрасно – узнавать новое! Ког­да сидишь полчаса над задачей и вдруг пони­маешь: «Вот оно!» И сразу на душе становится тепло, появляется гордость за себя, за то, что ты чего-то да стоишь.

А теперь нам не дают это почувствовать. Я не виню в этом учителей, нет. Так устроена программа. Но учиться так становится просто неинтересно и скучно. Нет стимула получать знания, нет мотивации. Даже с чисто практи­ческой точки зрения мы ничего не понимаем, за одним непониманием следует другое, тре­тье... В итоге теряешь все. Потому что это есте­ственно – не желать делать то, в чем ты плох, что не получается.

А еще пугает то, что не знаешь, что будет дальше. И снова обращаюсь к вам, взрослые! Разве вы, например, в юности точно знали, что завтра у вас будет возможность жить достой­но? Точно так же и мы. У нас нет уверенности, что мы будем сдавать и как сдавать. Потому что сами учителя не знают. Потому что никто не знает. Вспомните, вас это пугало? Так же это пугает и нас, не дает нам делать то, что нам, по сути, нравится! Нас постоянно контро­лируют, но ведь целью обучения не должна становиться подготовка к какой-либо диагнос­тике! Поймите, мы не подопытные крысы. Мы хотим получать образование. Но возможным это станет только тогда, когда мы будем заин­тересованы именно в получении знаний, а не в сдаче экзамена. Мы не против ГИА как факта. Мы против школьной программы, загнанной в ее рамки, ограничивающей свободу как учите­лей, так и нас. А ведь мы – ваше будущее! И самое главное, не пугайте нас экзаменами. Верьте нам. Очень прошу, нам это порой так надо!

Будьте уверены, мы вас не подведем. Ни­когда. Просто дайте нам шанс сделать так, что­бы мы смогли обеспечить нашей стране дос­тойную жизнь.

Людмила Кокорина, отличница с 9-летним стажем»

(«Учительская газета», № 6 от 10 февраля 2009) Цит. по: Краевский В.В. Следы на песке. Опыт документальной автобиографии. –М., 2009. - С. 99.

Сформулируйте основную идею данного текста.

 

3. Какая проблема в вопросе оценки знаний, умений, навыков учащихся показана в отрывке из произведения Г. Полонского «Ключ без права передачи»?

«По иронии школьного расписания после телевизионного урока о Моцарте и Сальери у 10-го «Б» была химия, «Голгофа».

- Кого нет? – выяснила Эмма Павловна.

Дежурная осмотрелась и несколько удивленно стала перечислять:

- Адамяна Жени… И Смородина на видно. Еще Ельцова…

- Адамяна нет? Слава Богу! Один раз отдохнуть… от его великой учености и великого нахальства! Он думает, что если его папа химик, то…

Дверь отворилась: прибыли Адамян, Смородин и Ельцов. У них замкнутые недобрые лица.

- Разрешите?

- Ну вот, только обрадовалась! Адамян, я уже отметила тебя как отсутствующего. Так что или ты уходишь, или на весь урок делаешься как рыба! «…»

Эмма Павловна рассеяно прочитала то, что изобразил на доске Сысоев, и сказала:

- Ну так, Сысоев, - «четыре», Бытюшкина – «три». Дневники мне на стол.

Адамян поднял руку.

- Что тебе? – прямо-таки с испугом спросила химичка. – Я же сказала: ты у меня отсутствуешь

Женя встал:

- Но это субъективный идеализм, Эмма Пална. Всякий материалист скажет вам, что я присутствую. А следовательно, могу задать вопрос: в чем ошибка Сысоева? Почему «четыре», а не «пять» или «три»?

- Граждане, когда же это кончится? – воскликнула Эмма Павловна. – Почему я должна давать ему отчет?

- Но вопрос по существу, Эмма Пална, - кротким взглядом своих черных бархатных глаз Адамян показывал полную лояльность. – Человек правильно вычислил объем газа, полученного …

- Молчать! – закричала Эмма Павловна так, что все перепугались. – Вон из класса!

- За что? – спросила Юля. – Несправедливо!

- За что? – стали громко интересоваться и другие.

Эмма Павловна дала себе паузу, чтобы остыть. По лицу ее растекались яркие пятна.

- Это я вас хочу спросить: за что мне нервотрепка такая? Что я вам сделала плохого-то? А ведь могла бы кое-кому испортить аттестат! Нет, мне это не надо. Я вообще могу уйти и фармацевтом устроиться!.. Сколько раз даю себе слово…»

 

Задание Б.

Опишите формы педагогического контроля, которые использовались в Вашей школе и которые Вам кажутся наиболее перспективными.

 

Задание по выбору:

***1. У великого химика Д.И. Менделеева есть работы по педагогике. Такова, например, статья «Экзамены», уже в первых абзацах которой читатель встречается с суждением «о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзамена как отвечающими, так и спрашивающими». Обратим внимание: обоюдный стресс! Как Вы думаете, почему физические и в чем нравственные? Если напряжение отвечающих вполне объяснимо, то в чем «муки» спрашивающих? Кто или что создает стрессовую ситуацию? Неизбежна ли она? Ваше мнение, каково назначение экзаменов в процессе обучения (проверка знаний, конкурс, стимуляция обобщения, подытоживание) и адекватны ли они этому назначению? Нужно ли и можно ли их чем-либо заменить? Если да, чем бы заменили Вы? За или против экзаменов говорит Ваш личный опыт? Вам приходилось «шпаргалить» или подсказывать товарищу, удавалось обмануть «спрашивающего»? Вы были тогда довольны? А теперь? Если знаешь, чего бояться? Какой экзамен страшнее: тот, который принимает преподаватель, или тот, что устраивает жизнь?

Ответьте на поставленные вопросы в подготовленном Вами эссе.

2. Существуют различные предложения по поводу оценивания творческих способностей ученика, однако все сходятся во мнении, что там, где не существует четко диагностируемого процесса или результата учебной деятельности, количественная оценка в баллах не приемлема (1). «Тетрадь моих достижений», «Портфель моих достижений», различного рода презентации и выступления детей – предложено в качестве альтернативы. (2) Эти идеи чрезвычайно полезны для учителей, но претендовать на уровень массовой школы сегодня не могут по той же причине – нет единой унифицированной технологии реализации такого рода оценки, а следовательно, уровень творческих способностей детей невозможно будет контролировать на уровне управления образованием.(3) Поэтому разработка (…) средств оценки деятельностных и творческих способностей детей сегодня – одна из самых приоритетных задач.(4)

Петерсон, Л.Г., Петерсон, В.А. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению // Школьные технологии. -2007. - №3. – С.183

Составьте структуру портфолио ученика. Обоснуйте ваши предложения.

 

3. Существующая система учета успевае­мости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики для обеспечения обратной связи, а направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества ра­боты учителя и учащихся. Формализм заключается в отрыве оценок от реального процесса усвоения знаний. Сложившаяся фактически в России четырехбалльная система оценок была удобна для единого содержания образования, единой и единообразной школы. В новых условиях приз­наны необходимыми как множественность типов образовательных учреждений, так и вариативность программ. При этом одна и та же оценка может нести совершенно раз­личную информацию о разных учащихся.

Еще более проблематичным становится применение пятибалльной оценки при ор­ганизации профильного обучения, когда из­меняется технология обучения при введе­нии элективных курсов и курсов по выбору.

Основной целью профильного обучения является создание условий для существен­ной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных прог­рамм. В условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать не только знания и умения, приобретенные учащи­мися, но и личностные приращения ре­зультатов обучения. Таким образом, наз­рела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, но и, главным образом, технологии контролиру­ющей и оценивающей деятельности учите­ля профильной школы.

Рейтинговая система контроля и оценки имеет широкие возможности при организации учебно-воспитательного процесса в ус­ловиях личностно-ориентированного обу­чения, реализации концепции профильно­го обучения, которые направлены на разви­тие личности обучающегося.

Павлова И.Р. Рейтинговая система контроля и оценки в условиях профильного обучения // Образование в современной школе. - 2007.- №4. - с.38

Насколько практически реализуема, с вашей точки зрения, идея автора о том, что «важно отслеживать не только знания и умения, приобретенные учащи­мися, но и личностные приращения ре­зультатов обучения»?

 

® Блок самоконтроля

1. Приведите примеры учета различных возможностей учащихся

А) при изучении нового материала;

Б) при решении задач во время коллективной работы и самостоятельной работы.

 

2. Проанализируйте роль компонентов содержания образования в предупреждении неуспеваемости.

 

3.Проанализируйте педагогическую ситуацию, выделите педагогические задачи и предложите решение.

В вашем классе новый ученик. Ему 14 лет, он очень трудно входит в коллектив. Оказался под влиянием непризнанного лидера – довольно циничного, агрессивного мальчика и вместе с ним участвовал в безобразной, оскорбительной для учителя сцене. Остальные учащиеся отнеслись к происходящему неоднозначно: некоторые молча одобрили, другие осудили, но также неявно. Большинство ребят проявили полное безразличие.

Вопросы и задания по проблеме педагогического контроля

1. Охарактеризуйте достоинства и недостатки традиционных средств контроля.

2. Перечислите основные виды педагогического контроля. В чем состоит различие между функциями текущего и итого­вого контроля?

3. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых?

4. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом?

5. Возможно ли осуществление диагностической функции кон­троля с помощью тестов?

6. Прочитайте работу Б. Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» и составьте аннотацию.

7. Раскройте специфику мониторинга в образовании.

8. Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.

2.Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

3.Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008.

4.Ситаров, В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для студ. вузов / В. А. Ситаров. – М.: Академия, 2008.

5.Фещенко, Т. Оценка и отметка: стимул или отчуждение? / Т. Фещенко // Сельская школа.- 2009.- №2.- С. 38.

 

 

Модуль 8.

Тема: Типология и многообразие образовательных учреждений. Дополнительное образование.

® Цели изучения

Проанализировать типологию образовательных учреждений.

Выявить сущность понятия «инновация», особенности инновационных образовательных процессов, задачи приоритетного национального проекта «Образование»; характеристики понятия «авторская школа».

Выявить задачи, функции дополнительного образования.

Рассмотреть возможности внешкольного и внутришкольного дополнительного образования в развитии мотивов учения, интересов, склонностей и способностей учеников.

® Основные понятия темы

Типы и виды образовательных учреждений; лицей, гимназия, авторские школы; инновации в образовании; профильное обучение; дополнительное образование, учреждения дополнительного образования; самообразование: мотивы, стимулы, технология.

® Рекомендуемая форма изучения: семинар, самостоятельная работа.

® Что записать в ваш педагогический словарь

Тип образовательного учреждения – группа образовательных учреждений, имеющих общую специфику. Определяется реализуемыми основными и (или) дополнительными образовательными программами. В границах среднего образования к ним относят шесть типов образовательных учреждений: дошкольное образовательное учреждение; общеобразовательное учреждение; общеобразовательная школа-интернат; общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением; образовательное учреждение начального профессионального образования.

Вид образовательного учреждения – разновидность образовательных учреждений в рамках одного типа: общеобразовательная школа – тип образовательного учреждения; гимназия, лицей, воскресная школа (если дает и общеобразовательную подготовку), частная школа – вид образовательного учреждения.

Лицей – вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ученика, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы. Имеет более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-химический и т.п.).

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения с повышенным уровнем обучения по всем предметам. Предоставляет возможность получить универсальное образование, позволяющее интегрироваться в систему мировой и национальной культур, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Реализует идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержания образования; обеспечивает соответствие международным требованиям к реализации программ для детей с высокими интеллектуальными способностями – содержание повышенной сложности.

Инновация педагогическая – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого.

Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперацию с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Дополнительное образование – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.

Дополнительные образовательные программы и услуги – образовательные услуги населению, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия с учащимися углубленным изучением отдельных предметов и др., выходящие за рамки образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов. Система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

 

® Основное содержание темы

В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В.В. Путина, объявленными 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации, разработан Приоритетный национальный проект «Образование».

Проект разработан таким образом, чтобы стимулировать системные изменения по основным направлениям развития образования России и эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.

Основные мероприятия и параметры Приоритетного национального проекта «Образование».

Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления:

- «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»;

- «Внедрение современных образовательных технологий»;

- «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня»;

- «Повышение уровня воспитательной работы в школах»;

- «Развитие системы профессиональной подготовки в армии»;



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.049 с.)