Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: процесс обучения, его сущность, функции, виды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
® Цели изучения: - продолжить формирование у студентов знаний об аксиологических аспектах образования, сущности образования как социокультурном феномене и педагогическом процессе; - сформировать у студентов понятия о сущности процесса обучения, его движущих силах, структуре; - закрепить и углубить понятия о закономерностях и принципах обучения, дать представление об основных концепциях процесса обучения. ® Основные понятия темы: дидактика, процесс обучения, функции процесса обучения, структура процесса обучения, закономерности и принципы обучения. ® Рекомендуемая форма изучения: лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа. ® Основное содержание темы Можно выделить по меньшей мере четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: - образование как ценность; - образование как система; - образование как процесс; - образование как результат. Конечно, такое аспектное разделение понятия «образование» не означает нарушения его целостности. Все указанные аспекты отражают лишь возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах функционирования образования по мере исследования его сущностных характеристик и их реализации в образовательной практике. Ценностная (аксиологическая) характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: - образование как ценность государственная; - образование как ценность общественная; - образование как ценность личностная. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом заключается государственная ценность образования: любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, в придании этой сфере приоритетной государственной значимости. Поэтому в Законе Российской Федерации «Об образовании» указано: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» (Статья 1). А в принятой в 2000 г. «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» говорится о решимости и воле государства «принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России». Общественная ценность образования означает, что общество заинтересовано в прогрессивном развитии образования, поскольку именно образование как наиболее подвижная часть культуры, образно говоря, держит руку на пульсе человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков. Именно образование, по самой своей сути работающее на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счете, его развитие. В Национальной доктрине образования подчеркивается, что стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; - укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общства. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Образование призвано воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость образования, главное – это личностная ценность образования, индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию, его уровню и качеству. В этом смысле естественное стремление человека ко все более глубокому познанию и преобразованию мира должно соответствовать не только искусственно созданной педагогической среде в учебном заведении того или иного типа, но и природосообразнойобразовательно-воспитательной и развивающей педагогической деятельности. Поэтому в Национальной доктрине образования в качестве целей образования обозначено: - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности, формирование трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание. Все указанные аксиологические блоки (государственная, общественная и личностная ценность образования) составляют единство категории «ценность образования». Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее образование. По форме получения: стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По содержанию: общее, профессиональное, специальное (предоставляемое детям и взрослым, имеющим отклонения в психическом и физическом развитии). Управление образованием – сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются: - федеральный орган исполнительной власти - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию как структурное подразделение министерства; - организационная структура регионального управления образованием; - муниципальные структуры управления образованием; - организационные структуры управления самих образовательных учреждений. Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, представители властных структур, социальные партнеры. Тем самым реализуется важный принцип общественно-государственного характера управления образованием. Образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности. Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Обучение, как всякий процесс, связано с движением, оно имеет заданную структуру, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания. В обучении в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, поэтому в этом двустороннем процессе можно выделить преподавание и учении. Преподавание – деятельность учителя, учение – деятельность ученика. В современной дидактике акцент делается на активизацию деятельности учения в учебном процессе. В процессе обучения реализуются три функции: образовательная (основной смысл функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использования на практике); воспитательная (обучение воспитывает всегда, но не автоматически, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно поставленных задач воспитания на том или ином этапе развития общества; важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции является формирование мотивов учебной деятельности); развивающая (осуществляется наиболее эффективно пи специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, эта направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучении»). Процесс обучения надо рассматривать в его противоречивости. Основное противоречие, которое является движущей силой процесса обучения, вытекает из неисчерпаемости самого процесса познания. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечиваются не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиции достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, учебные действия (операции), действия контроля, оценки и анализ результатов. Одной из функций дидактики является познание процесса обучения и установление лежащих в его основе закономерностей. Закономерностью в философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие. Выявить закономерные связи процесса обучения помогает системно-структурный анализ возможных связей, присущих этому процессу, что позволяет установить, какие из них являются существенными, необходимыми, без которых нельзя выявить сущность этого процесса и охарактеризовать его развитие. Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.). По мнению многих авторов (Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого и др.), связи между предметами и явлениями носят внешний и внутренний характер. Поэтому наряду с внешними закономерностями процесса обучения данные авторы выделяют и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. Среди внешних выделяют следующие закономерности: 1) процесс обучения, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества; 2) задачи, содержание, формы и методы процесса обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс. (Ю.К. Бабанский) К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, формами, средствами. Иначе говоря – это зависимость между преподавателем, учеником и изучаемым материалом. По мнению П.И. Пидкасистого, к внутренним закономерностям следует отнести: 1) обучающая деятельность преподавателя преимущественно всегда носит воспитывающий характер; 2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика к результатам обучения; 3) прочность усвоения учебного материала зависит от системного повторения изученного, взаимосвязи изученного материала с вновь изученным. Кроме перечисленных выше, к внутренним закономерностям следует отнести следующие связи: - связи между процессами обучения, образования, воспитания и развитии; - связи между процессами преподавания и учения; - связи между деятельностью и общением личности и результатами ее развития; - связи между возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее; - связи между коллективом и личностью в педагогической системе; - связи между задачами, содержанием, формами, методами процесса обучения. Многие ученые, наравне с перечисленными, выделяют и другие закономерности обучения. Из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой, должны вытекать основополагающие требования к практической организации учебного процесса. В качестве таких требований выступают принципы обучения. Принципы обучения - основные требования, предъявляемые к процессу обучения. (Педагогическая энциклопедия) Принципы обучения – руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями обучения, образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков. (Н.Н. Рощина) Принципы обучения – руководящие идеи; нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. (П.И. Пидкасистый) К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторая) и деятельностная. Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Дж. Локком, который и предложил термин «ассоциация». Окончательное оформление ассоциативная теория обучения получила в классно-урочной системе Я.А. Коменского. Основными принципами этой теории являются следующие: механизмом любого акта учения своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чувственное познание, поэтому обогащение сознания обучающегося образами и представлениями – основная задача учебной деятельности; наглядные образы важны не сами по себе: они необходимы постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; основной метод ассоциативного обучения – упражнение. Ассоциативные теории лежат в основе объяснительно-иллюстративного обучения, господствующего в современной традиционной школе. Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся, противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход. К ним относятся теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), теория ученой деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
® План семинарского занятия 1. Понятие и сущность процесса обучения, его функции. 2. Движущие силы процесса обучения. 3. Структура процесса обучения, его логика. 4. Закономерности и принципы процесса обучения. ® Методические рекомендации по подготовке к семинару При подготовке к семинарскому занятию внимательно поработайте с таблицей, в которой дается определение процесса обучения. Постарайтесь развести три основных аспекта понятия «образование» (образование как ценность, процесс и результат). Анализируя третий вопрос, подумайте, как пересекаются в процессе обучения две подструктуры – преподавание и учение. Что может сделать педагог, обеспечивая взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся? Кроме того, подумайте, как связаны традиционно выделяемые в педагогике целевой, содержательный, организационный и контрольно-оценочный компоненты педагогического процесса. Работая с литературой, обращайте внимание на анализ закономерностей и принципов обучения, который дается в учебных пособиях и в других источниках. ® Работа с понятиями 1.Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ: а) теория обучения и образования; б) теория воспитания; в) теория обучения; г) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов; д) теория обучения, образования и воспитания.
2.Выстройте иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Нарисуйте схему, отражающую эту иерархию.
3.Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.
4.Что является движущей силой процесса обучения? а) ответственность учащихся за свои знания; б) требования учителей, предъявляемые школьникам; в) внутренние противоречия, присущие этому процессу; г) понимание учащимися необходимости получения образования.
5.Поставьте в соответствии с этапами деятельности ученика этапы деятельности учителя в процессе обучения.
6. Одно из ключевых отношений в процессе обучения – это отношение «ученик – учебное содержание». В принципе, основные варианты этого отношения можно представить так: «Люблю физику (положительное отношение), «английский мне не нужен для будущей профессии» (нейтральное отношение), «на физкультуру можно не ходить, это вообще лишний предмет в школе» (негативное отношение). Подумайте, как учитель может регулировать указанные выше варианты отношений ученика к предмету, опираясь на другие типы отношений: «учитель - ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебная группа»? Обоснуйте свое мнение. ® Работа с текстами 1. Для того чтобы понять, что такое образование, проведём мысленный эксперимент. Давайте представим себе, что на крышу обычной школы приземлилась «летающая тарелка» с маленькими зелёненькими существами. Инопланетяне прибыли с целью изучения человеческого общества и уже успели посетить заводы, НИИ, театры и т.д. Они понятия не имеют об образовании, поскольку рождаются вполне развитыми, с полностью сформированным набором знаний и воспоминаний, унаследованным от родителей. Что же эти инопланетяне увидят, побывав в школе? Заключение межпланетной экспедиции было бы таким: «Школа представляет собой многопрофильную производственную структуру. Сотрудники её производят следующую продукцию: картины, швабры, математические расчёты, рассказы, стихотворения. Они также предпринимают научные изыскания различного рода: от анатомического вскрытия лягушек до химических экспериментов. Сотрудники школы устраивают спектакли, концерты и представления. Как и в других организациях, наблюдается чёткое разделение между работниками и управляющими, но по неясным причинам управляющие чаще бывают покрупнее, чем работники». Рапорт заканчивается загадкой, которую команда инопланетян так и не смогла разрешить: «Поскольку известно, что земляне повсеместно обмениваются товарами и услугами, остаётся непонятным, почему товары, производимые в школе, отправляются сразу на мусорные свалки. Грузовые машины привозят в школу книги, различные материалы, пищу, но единственное что вывозится из школы — это мусор. Более того, большинство развлекательной продукции, которую производит школа, неинтересно для посторонних. Неясно, зачем нужно такое предприятие, продукция которого отправляется прямо на свалку, не включаясь в экономические механизмы обмена». И последняя заметка главного этнографа экспедиции: «Работать в течение многих лет в мусорную корзину, должно быть, ужасное наказание». Сидоркин А.М., Факультет ненужных вещей // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С.3-6. Сформулируйте основную идею данного текста
2. А.Н. Леонтьев говорил, что сегодняшнее образование — это обнищание души при обогащении информацией. С.Л. Соловейчик постоянно подчёркивал, что нужна новая педагогика, в которой личностные отношения учителя с учениками выходят на первое место. Для нас образование становится «социальным миксером», так как перемешивает социальные слои. Этот социальный эффект важен потому, что в сфере образования отношения сегодня строятся как потребительские, как отношения клиента и продавца услуг. А нужны отношения партнёрские, отношения сотрудничества, совместного действия… Отношение к образованию должно определяться тем, что оно играет в обществе уникальную роль — раствора культуры. Лев Выготский говорил, либо обучение ведёт за собой развитие, либо обучение плетётся в хвосте у развития. Эта идея актуальна и сегодня: мы, как общество, будем плестись в хвосте развития, если будем думать и жить потребительски. Государство и общество, все мы должны исходить из того, что образование в стране — это ценностное полагание, а сфера образования — ключевая интеллектуальная и ценностно-духовная сфера жизни общества, которая ведёт за собой развитие общества и определяет ценностные горизонты нашей культуры. Асмолов, А. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 48- 52. В чем педагогический смысл идеи Л.С. Выготского?
3. Итак, личностно развивающее образование, если его сравнивать с традиционным, знаниево ориентированным, строится на ином психологическом механизме. Для традиционного обучения необходим предметно-деятельностный механизм. Суть его в том, что вид опыта, подлежащий усвоению, трансформируется в учебную задачу, на решение которой направлена учебная деятельность. Последняя всякий раз выступает как деятельность по усвоению другой деятельности, в которой представлен данный вид культурного опыта. Образовательный стандарт, обеспечивающий единообразие достижений учащихся, задает уровень и характер учебных задач и способов их решения, т.е. учебной деятельности. По понятным причинам при переходе к личностно развивающему образованию картина меняется. Поскольку речь идет о сфере смыслов и отношений, то мы не можем предложить учащимся некую деятельность, при выполнении которой у них сформируется требуемый смысл, причем одинаковый для всех, как это бывает при изучении математических теорем. Хотя, если быть последовательным, то и при освоении математики одинаковым для всех является значение теоремы, тогда как смысл у каждого вполне может быть свой. С учетом этого в качестве психологического основания личностно развивающего образования выступает ситуационно-событийный механизм. В личности "откладываются" переживания по поводу событий. Событие — это субъективное переживание, а не мероприятие, хотя последнее может и должно становиться для детей событием. Отсюда следствие: если учитель планирует "оказать воспитательное влияние" на учащихся в ходе предстоящего урока или мероприятия, то он должен как можно подробнее познакомиться с ситуацией жизни и развития каждого ученика, найти те виды личностного опыта, которые наиболее значимы и дефицитны для воспитанника; создать ситуацию-событие, которое вызовет соответствующее переживание, и помочь прийти к правильному выводу, воплотив его в соответствующем поведении и поступке. Все время надо помнить, что это делается не "с классом", а с каждым в отдельности по его персональному "поводу". По-другому нельзя, если мы не хотим остаться в сфере мифов о личностно ориентированном образовании. В таком случае идея образования, развивающего личность, как утверждают оппоненты, "не соответствует формам организации современной образовательной практики" с ее классно-урочной системой, обновляющимися программами, а теперь еще и борьбой за гранты в рамках национальных проектов и, как следствие, жесткой конкуренцией учреждений образования (рынок торжествует и здесь!). Личностно развивающее образование связано с педагогической поддержкой становления глубинных смысловых структур личности и, вероятно, представляет собой наиболее сложную и тонкую область педагогического мастерства. Результаты исследования проблем личностно развивающего образования представлены в различных концепциях, по-разному называемых и фиксирующих внимание на различных аспектах этой проблематики. Речь идет о моделях диалогического, "вероятностного", культурологического, гуманистического, герменевтического и др. видов образования, которые имеют в качестве своего объединяющего начала то, что все они так или иначе выходят на педагогическое обеспечение развития личностной сферы ребенка. Таким образом, теория и практика личностно развивающего образования, интегрирующие значительный пласт педагогического знания и опыта, принадлежат сегодня к весьма востребованным и практикоориентированным областям педагогической реальности. Сериков В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. – 2007. - № 10. – С.3-13. Как вы понимаете особенности личностно развивающего образования? Почему, на ваш взгляд, ценностные ориентации школьников все больше меняются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой, и виновата ли в этом школа?
4. «Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений... Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355. Как вы полагаете, прав ли П.Ф. Каптерев? Обоснуйте свою позицию. ® Задания для самостоятельной работы студентов Задания А. 1.Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.
2. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:
Задания Б. 1. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»? 2. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Получается, тот, кто прямо говорит: «Не хочу учиться!» - честнее того, кто учится из-под палки?! Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?
Задание В. 1. …Объявление личности целью образования всегда было формальностью. Цель, если она неформальна, должна развернуться и материализоваться в содержании образования, но личность там никогда не была представлена. Это относится и к надпредметному, и к собственно предметному уровню образования. В самом деле, в какой предметной области мы обучаем ребенка быть субъектом собственной жизни? Иметь собственную позицию? Брать на себя ответственность за собственный выбор? Но именно это имеется в виду всегда, когда ведут речь о личностной сфере человека. Такой предметной области, которая бы занималась ее развитием, нет, да и вряд ли она вообще может быть предметом обучения. Кстати, такой аргумент, как "этому нельзя научить", вовсе не повод для того, чтобы личностно-смысловые структуры не включались в содержание образования. Научение — лишь один и, скорее всего, не самый главный канал, через который человеческое проникает в сознание формирующегося человека. Образование как множественность видов опыта не может быть присвоено лишь в обучении. Личность, безусловно, нуждается в адекватном, основанном на науке понимании окружающего мира, но целостная ориентировочная основа ее бытия не сводится к усвоению достижений цивилизации. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность / В.В. Сериков // Педагогика. – 2007. – № 10. – С. 4. Приведите контраргументы позиции В.В. Серикова
Задания по выбору: **1. Составьте перечень правил обучения, необходимых для учителя современной школы: *2. Какой принцип обучения имел в виду А. Дистервег, говоря: «Больше пользы приносит рассмотрение одно и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». ® Блок самоконтроля 1. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность?
2. Дайте характеристику процесса обучения. Заполните таблицу.
3. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения: а) коррекционная; б) образовательная; в) диагностическая; г) воспитательная; д) развивающая; е) оздоровительная 4. Выпишите определения следующих понятий: Принципы обучения ________________ Виды обучения _____________________ Укажите источник, откуда Вы почерпнули информацию. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. Пи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.017 с.) |