Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание, школа и педагогическая мысль к началу нового времени. Зарождение педагогики как науки (конец XVI - начало XVII В. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новая философия научного познания. Влияние методологии эмпиризма Ф.Бэкона и методологии рационализма Р.Декарта на развитие педагогической науки. Начало систематизации педагогических проблем. Разработка основ теории обучения. Дидактическая концепция В.Ратке. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. «Великая дидактика». Влияние Я. А. Коменского на последующее развитие теории и практики образования. Основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в странах Западной Европы и США в эпоху Нового времени (середина XVII - до 90-х г. XIX в.) Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Д.Локка. Этико-философское обоснование Локком содержания и методов воспитания джентльмена. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в зарубежной педагогической мысли. Педагогические идеалы французских просветителей (Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Дидро). Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль или о воспитании». Влияние педагогических идей Руссо на разработку проблемы «свободного воспитания». Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В.Гумбольдт). Влияние идей немецкой классической философии на разработку проблем образования (Кант, Фихте). Идея всеобщности воспитания. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци. «Теория элементарного образования» - всеобщий метод воспитания. Вклад Ф.А.В. Дистервега в теорию и практику развивающего и воспитывающего обучения. Дальнейшее развитие педагогики как научной дисциплины (И.Ф. Гербарт). Педагогические взгляды Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Концепция реального образования. Вопросы воспитания в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье). Социально-педагогические идеи американских просветителей. Школа и педагогическая мысль США в XIX веке. Практическое направление школьного образования. Революционно-марксистское направление в истории образования. Поиски путей демократизации школы в опыте Парижской коммуны. Сущность классового подхода К. Маркса и Ф. Энгельса к разработке проблем воспитания. Реформаторская педагогика и инновационные процессы в зарубежной школе (конец XIX - 90-е г. ХХ столетия) Особенности развития школы и педагогики в Западной Европе (Германия, Франция, Англия) и США на рубеже XIX - ХХ веков. Причины реформирования образования. Появление «нового воспитания» и его научные центры. Концепция «свободного воспитания» (Э.Кей, Ф.Лансберг, Л.Гурлитт). Педагогическая система М.Монтессори. Свободная вальдорфская школа и педагогика Р.Штейнера. Парадигма «школы труда» (Г.Кершенштейнер, Р.Зейдель, Г.Шаррельман). Социальная педагогика П.Наторпа. Педагогика прагматизма Дьюи и его последователи. Экспериментальная педагогика (В.Лай, Э.Мейман, Э.Клаперед и др.). Педология (Э.Торндайк, С.Холл, А.Бине). Создание «новых школ» (С.Редди, Д.Бэдли, Г.Литц, П.Гехееб). Распространение нетрадиционных подходов к методам обучения и реализация их в школьной практике: метод проектов, Винетка-план, Говард-план, «Центры интересов» Декроли, Иена-план и др. Полемика о путях реорганизации образования в странах Западной Европы и США после второй мировой войны. Концепция «открытого обучения» (К.Роджерс). Поиски новых образовательных технологий: программированное обучение, компьютеризация обучения. Интегративные процессы в образовании: создание центров международной образовательной политики, унификация систем информации, сближение национальных моделей образовательных систем. Общее и особенное в системах образования стран Западной Европы и США. Раздел 3 Образование и педагогическая мысль в России (с древнейших времен и до начала ХХ1 в.). Становление педагогических традиций России как локальной цивилизации Воспитание детей у славян до принятия христианства. Характерные черты воспитания и обучения в период перехода к феодализму. Влияние Крещения Киевской Руси на воспитание и обучение детей и юношества. Кириллица. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения книжного». Православие – духовно-религиозная основа древнерусской педагогики. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы («Изборник» Святослава, «Поучение князя Владимира Мономаха детям»). Просвещение и школа в Новгородской республике. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах; псалтырь; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» - как свод взглядов на воспитание. Братские школы на Украине и в Белоруссии. Первые высшие учебные заведения. Киево-могилянская академия (коллегия), ее роль в распространении просвещения. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII в.: элементарное обучение и школа повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Реформация образования и педагогическая мысль в России XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII века. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность выдающихся идеологов и теоретиков в области образования, проводников реформ Петра I (Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир, В.Н.Татищев, И.Г.Посошков, Л.Ф.Магницкий). Трансформация русской педагогической традиции. Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И.Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. М.В.Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие московского университета с гимназией при нем. Учреждение Петербургской Комиссии народных училищ и деятельность Ф.И.Яновича. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ. Просветительская деятельность в области философии и педагогики Н.И.Новикова и А.Н.Радищева. Распространение в России педагогических идей французских просветителей XYIII в. Начало развития русской революционно-демократической концепции образования. Общие итоги и значение реформации образования в XYIII веке. Особенности развития образования и педагогической мысли в России в XIX веке. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования Причины реформирования образования в России в начале XIX века. Развитие системы образования на основе Устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений 1828 г. - контрреформа в сфере образования: усиление роли государства в организации школьного дела, укрепление сословно замкнутого характера школьной системы, реакционный характер содержания образования и усиление классицизма в гимназиях. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах. Полемика славянофилов (И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков) и западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, П.Г.Редкин) по вопросам воспитания. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX века. Педагогические и методические взгляды В.Ф.Одоевского (его идея всеобщего и всестороннего образования, научно-методические принципы учебно-воспитательной работы в средних школах). Основные характеристики педагогического движения нач. 60-х гг. XIX века. Реформы в области образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Контрреформы в сфере просвещения в 70-х гг. Восстановление сословной разобщенности школ, нарушение единства системы общего образования. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А.Рачинского. Развитие педагогического образования. Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX века о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.Н.Острогорский и др.). Философские основы педагогической концепции Н.И.Пирогова («Вопросы жизни»), его идея общечеловеческого воспитания. Вклад Пирогова в развитие среднего и высшего образования в России. Развитие педагогической науки в России. К.Д.Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Идеи развивающего школьного обучения. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Влияние КД.Ушинского на деятельность теоретиков и практиков народной школы (Н.Ф.Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д.Семенов, Д.И.Тихомиров и др.). Философские основы педагогической теории Л.Н.Толстого. Педагогическая деятельность Толстого в Яснополянской школе. Идея «свободного воспитания». «Азбука». Использование педагогических идей Толстого в деятельности учителя современной школы. Антидемократический характер системы народного образования в России XIX в. Развитие образования и педагогической мысли в России в конце XIX - начале ХХ вв. (до 1917 г.) Открытие начальных училищ повышенного типа. Введение ручного труда в общеобразовательную школу. Проекты реформы средней школы (комиссии Н.П.Боголепова и П.С.Ванновского, план школьной реформы П.Н.Игнатьева). Педагогическая мысль в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.: «педагогическая антропология» (П.Ф.Лесгафт, М.И.Демаков, В.А.Вагнер, В.Л.Волкович, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Каптерев, В.М.Бехтерев, А.А.Красновский); «экспериментальная педагогика» (В.М.Бахтерев, А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский); становление трех основных образовательных парадигм: «школа учебы» (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, В.И.Чернолуский); «школа труда» (П.П.Блонский, С.А.Левитин, М.М.Рубинштейн, С.Т.Шацкий); «свободная школа» (И.И.Горбунов-Посадов, С.Н.Дурылин, М.М.Клечковский, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкий, К.Н.Вентцель). Проблемы воспитания и образования в трудах русских философов (В.С.Соловьев, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, С.А.Франк). Развитие школы и педагогики в России в советский период (1917-1945 гг.) Создание Государственного комитета по народному образованию в период Февральской революции 1917 года. «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская). Создание учебных заведений различного типа. Опытно-показательные станции и школы Наркомпроса РСФСР (школы-коммуны, «школа жизни» Н.И.Поповой). Программы ГУСа. Поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, «метод проектов», бригадно-лабораторная форма организации обучения. Общеобразовательная школа в 30-е годы. Унификация ее структуры. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Упорядочение организации и методов школьного обучения. Разработка теории и практики воспитания в коллективе. Воспитательные системы. Ученическое самоуправление. Пионерская и комсомольская организации в общеобразовательной школе. Разработка педагогами 20-30-х годов проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания и образования (П.П.Блонский, А.Н.Пинкевич, М.М.Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский и др.). Педология и ее влияние на развитие педагогики. Антрополого-гуманистическое направление в теории образования и воспитания (П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, М.М.Рубинштейн). Марксистские трактовки концепций трудовой школы и педагогического стимулирования (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.П.Пинкевич, М.Н.Покровский и др.). Теоретическая и практическая деятельность С.Т.Шацкого. Традиции русской педагогики в наследии А.С.Макаренко; «логика педагогической целесообразности»; коллектив и производительный труд - ключевые положения его системы. А.С. Макаренко о педагогическом мастерстве. Актуальность новаторских идей А.С.Макаренко. Деформация принципов демократизма и гуманизма в системе советского воспитания и господство авторитарно-административной педагогики. Педагогическая мысль русской эмиграции (В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, С.И.Гессен). Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Основные изменения в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Педагогическая теория в годы войны. Создание Академии педагогических наук РСФСР. Развитие образования и педагогики в России после Великой Отечественной войны (1945-2000 гг.) Развитие общеобразовательной школы в конце 40-х - 50-х гг. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-х - 60-х гг. Переход к всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х - начале 70-х годов. Развитие педагогической науки. Академия педагогических наук. Усиление с начала 60-х годов внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Педагогическая система В.А.Сухомлинского. Педагогические концепции формирования духовных потребностей личности школьников (Ю.В.Шаров), познавательного интереса (Г.И.Щукина), педагогического стимулирования (А.П.Кондратюк, З.И.Равкин, Л.Ю.Гордин). Исследование взаимосвязи обучения и развития, сущности процесса обучения, путей совершенствования структуры урока, актуализации методов обучения, взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности. Проблемы программированного обучения. Проблемы политехнического образования. Разработка вопросов теории и практики воспитания учащихся (Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Э.И.Моносзон и др.). Педагогика сотрудничества. Реформа 1984 года - истоки и итоги ее реализации. Российская школа и педагогика в новой социально-экономической ситуации. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992). Появление новых типов учебных заведений. Поиски путей демократизации и гуманизации отечественной системы образования. Практическая работа педагогических коллективов и отдельных учителей по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса. Национальная доктрина образования(2000). Федеральная программа развития образования (2000). Приоритетный национальный проект «Образование». Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования Глобализация проблем образования и воспитания. Интегративные процессы в поисках путей модернизации систем школьного образования. Совершенствование национальных моделей образовательных систем. Раздел «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования» Тема 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Государственно-общественная система управления образованием. Система образования в РФ. Общее понятие системы, ее признаки и свойства. Педагогические системы как разновидность социальных систем. Образование как система: гносеологический и социологический подходы. Исторические этапы развития системы образования в России. Реформы образования в 90 – е годы. Закон РФ «Об образовании в РФ». Структура и особенности современной системы образования в России. Основные структурные элементы системы образования РФ. Общее образование. Профессиональное образование. Дополнительное образование. Уровни и формы получения образования. Система непрерывного образования. Государственная система управления образованием. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области образования: Закон РФ «Об образовании», «Конституция Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Болонская декларация; «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Конституция Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», «Наша Новая школа», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Инновационные процессы в управлении образованием. Демократизация и децентрализация. Федеральный и региональный компоненты в управлении образованием. Состояние и развитие Тульской региональной системы образования. Инновации в образовании. Альтернативные образовательные учреждения. Основные понятия: социально – педагогическая система, система образования, структура системы образования, инновации, деятельность управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.01 с.) |