К.п.н., доцент Алексеева Е.Ю.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К.п.н., доцент Алексеева Е.Ю.



К.п.н., доцент Воронина С.А.,

Ассистент Ешкина Н.И.

1. Учебная программа по дисциплине «Педагогика»

Пояснительная записка по дисциплине «Педагогика»

Качественное научно-педагогическое обеспечение модернизации системы непрерывного образования в Российской Федерации предполагает, прежде всего, наличие компетентных педагогических кадров, обеспечивающих эффективное функционирование каждого структурного компонента этой системы.

Особое место в процессе профессиональной подготовки учителя в педвузе занимает изучение педагогики, основанное на оптими­зации внутрипредметных и межпредметных связей. Ведущими методоло­гическими подходами при отборе содержания, форм и методов изуче­ния дисциплины «Педагогика» являются личностно-деятельностный, культурологический и антропологический подходы. Первый позволяет вычленить в качестве цели педагогической подготовки - становление личности учителя, второй - рассматривать динамику педагогических и психологических идей и теорий в контексте развития мировой культуры, третий - оп­ределяет человекознание как основу педагогической деятельности.

Главная цель изучения педагогики - формирование профессионального мышления учителя, основанного на осознании вы­пускником педвуза сущности своей профессиональной деятельности как деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Изучение педагогики представляет собой процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний, развития методологической культуры, формирования основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, проектировочных, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, рефлексивных), развития важнейших профессионально-личностных качеств (любви к детям, эмпатии, толерантности, рефлексии, эмоциональной устойчивости и др.), становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и личного педагогического кредо.

Таким образом, это интегративный процесс, и его стержнем является формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя.

Актуализация содержания дисциплины «Педагогика» осуществляется на проектной основе, т.к. накопленные наукой педагогические знания нужно трансформировать в особым образом организованную познавательную информацию, которая имеет свои логику, содержание, структуру, технологии добывания новых знаний, ориентированные не на знаниецентрированный учебно-воспитательный процесс, а на становление методологической культуры будущего педагога, основанной на процессах анализа ситуаций, вычленения и нестандартного решения профессиональных задач, направленных на разностороннее развитие личности ученика как субъекта личной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Анализ образовательной практики и нормативных документов (в том числе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) свидетельствует о том, что учитель начала XXI века должен быть готов к реализации основных функций - обучающей, воспитывающей, развивающей, проектировочной, исследовательской – в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, культурно-просветительной, социально-педагогической, организационно-управленческой.

Педагог должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Основными задачами изучения дисциплины «Педагогика» в соответствии с общей целью являются: развитие педагогического мышления как способа вычленения и решения педагогических задач в реальной образовательной ситуации; формирование репродуктивных и творческих способов познавательной деятельности как фундамента индивидуального стиля будущей профессии; формирование основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных); развитие важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия, любовь к детям, толерантность, рефлексия и др.); становление субъектности будущего учителя на основе формирования потребности в профессиональном и личном саморазвитии.

Изучение дисциплины «Педагогика» проходит в рамках разных форм организации учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа с литературой, педагогические практикумы, система внеаудиторной работы: кружки или проблемные группы по педагогике, олимпиада и др., а также зачет, экзамен. Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение.

Основными разделами дисциплины «Педагогика» в соответствии с учебным планом являются: «Введение в педагогическую деятельность», «Общая педагогика», «Педагогические технологии», «История педагогики и образования», «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования». Изучение данных разделов предполагает решение, помимо общих, частных задач, связанных со спецификой раздела.

Цель изучения раздела «Введение в педагогическую деятельность» - формирование у студентов целостного представления о педагогической деятельности, ее целях, структуре, видах и разнообразии содержания, а также об отношениях в сфере образования.

К основным задачам раздела следует отнести:

- усвоение знаний об особенностях педагогической деятельности, о нормативных и законодательных основах профессиональной педагогической деятельности;

- содействие осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и востребованности в современном обществе.

- развитие навыков учебной деятельности студентов на основе формирования основных информационно-познавательных умений, связанных с получением, переработкой и освоением информации, приобретенной в процессе изучения различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации и др.);

- развитие умения проектировать индивидуальный маршрут в образовательном процессе вуза; формирование готовности заниматься профессиональной педагогической деятельностью и использовать ее возможности в других профессиях.

Цель изучения раздела «Общая педагогика» - формирование у студентов педагогической направленности мышления. Иными словами, овладев базовым элементом педагогического знания, студенты должны научиться:

1) выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни;

2) выявлять культурологические и научные (философские и психологические) основания важнейших педагогических концепций и теорий;

3) самостоятельно пополнять педагогические знания;

4) первичным навыкам исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки).

Достигнуть данную цель можно, если в процессе изучения данного курса студент выполнит следующиезадачи:

- усвоит на междисциплинарной основе важнейшие педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, личность, развитие и др.;

- ознакомится с наиболее значительными современными педагогическими идеями, теориями, концепциями;

- научится теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи;

- овладеет алгоритмом решения педагогических задач;

- приобретет умения самостоятельной работы с педагогической литературой;

- ознакомится с важнейшими нормативными документами о школе и образовании;

- в процессе практикумов овладеет первоначальными умениями профессионального анализа реальной школьной жизни, общения с детьми и учителями, а также освоит отдельные элементы организаторской деятельности;

- приобретет первоначальные умения профессиональной рефлексии (самооценки).

Цель изучения раздела «Педагогические технологии» состоит в том, чтобы способствовать дальнейшему формированию профессиональной направленности личности студентов, развитию их педагогического мышления (прежде всего, его практико-действенного компонента), развитию готовности к проекционной (в том числе инновационной) деятельности, становлению системы гуманистических профессиональных ценностей.

При изучении курса студенты должны научиться:

* вычленять в образовательных ситуациях педагогические задачи, обосновывать различные варианты их эффективного решения на основе усвоенных алгоритмов, отбирать наиболее адекватные способы, исходя из гуманистических приоритетов;

* моделировать и проектировать педагогические ситуации с заданной целью (воспитывающей, развивающей, дидактической, корректирующей и др.);

* планировать и проектировать деятельность учителя и классного руководителя на основе профессиональной рефлексии;

* адаптировать освоенные технологии к реальным параметрам образовательного учреждения, к конкретным особенностям детей и собственным возможностям студента на основе целостной диагностики;

* отбирать и использовать приемы педагогической техники, овладеть основами педагогического мастерства.

Среди задачраздела наиболее значимыми являются следующие:

1) усвоение:

- существенных признаков понятий «педагогическая деятельность», «педагогическая технология», «педагогическая техника», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогическое проектирование», «целеполагание», «организация», «педагогический контроль», «таксономия целей»;

- структуры педагогической деятельности;

- видов педагогических ситуаций и педагогических задач;

- способов постановки целей;

- этапов проектировочной деятельности;

- видов и особенностей педагогических технологий.

2) формирование у студентов понимания сущности профессиональной деятельности как деятельности по решению системы педагогических задач различной степени сложности;

3) развитие профессионально значимых умений, навыков, способов деятельности (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных);

4) формирование готовности студентов к работе с детьми в различных условиях;

5) развитие индивидуально-личностной педагогической техники, овладение различными моделями поведения, расширение спектра коммуникативных приемов, используемых в реальном общении с воспитанниками, их родителями, коллегами;

6) стимулирование потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, в осознанном формировании элементов индивидуального стиля педагогической деятельности на основе развития рефлексии;

7) становление субъектности студента на основе развития профессионально значимых личностных качеств (гуманистическая направленность личности, ответственность, способность к выбору, толерантность, рефлексия и др.).

Цель изучения раздела «История педагогики и образования»заключается в формировании у будущего учителя на основе историко-философского и цивилизационного подходов культуры педагогического мышления, самостоятельности в принятии решений, т.е. научить студентов формулировать самостоятельные выводы, определять закономерности исторического развития образования.

Достижение цели предполагает решение следующих задач, отражающих возросшую роль культурологической, эвристической и прогностической функций историко-педагогического познания:

1. Формирование у студентов знаний об истории развития образования, его закономерностях как единого мирового педагогического процесса, основанного на общечеловеческих ценностях мировых цивилизаций.

2. Развитие представлений о взаимосвязи и взаимозависимости истории практики образования, воспитания и педагогической мысли на основе сочетания общечеловеческих и национальных начал, соотношения мировых достижений с национальными ценностями данной страны и региона.

3. Ознакомление с педагогическими системами, концепциями, теориями выдающихся педагогов и мыслителей как необходимое условие более цельного понимания истории мировой педагогической науки и путей развития образования.

4. Ориентация студентов на применение знаний на основе интегративного подхода из истории образования и педагогической мысли для осмысления ими современных педагогических проблем и инноваций в педагогической практике.

5. Обеспечение сочетания гносеологического, теоретического подхода к историческим явлениям и фактам в сфере образования с эмоционально-личностным отношением к ним, формирование готовности к гуманистическому, личностно-ориентированному стилю педагогической деятельности.

6. Формирование и дальнейшее развитие у студентов аналитических, оценочных и других умений, необходимых педагогу в его профессиональной деятельности: умения различать, выделять в изучаемой педагогической системе (теории) основные положения, главные педагогические категории, понятия, отличительные черты, особенности педагогических взглядов тех или иных педагогов и мыслителей определенного этапа развития педагогической науки и школы; умения синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных источников (педагогических сочинений, этических трактатов, философско-педагогических, религиозно-педагогических и художественно-педагогических произведений); умения оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи, сопоставлять и интерпретировать различные подходы представителей педагогической мысли к определениям основных педагогических положений, категорий (цель, задачи воспитания и обучения, содержание образования, методы и принципы обучения и воспитания и др.); умения оценивать значимость концептуальных подходов различных авторов в разные исторические эпохи к педагогическим проблемам образования для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Цельизучения раздела «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования»состоит в том, чтобы способствовать дальнейшему формированию профессиональной направленности личности студентов, развитию их педагогического мышления (прежде всего, его практико-действенного компонента), развитию готовности к проекционной (в том числе инновационной) и управленческой деятельности, становлению системы гуманистических профессиональных ценностей.

Среди задачкурса наиболее значимыми являются:

- формирование у студентов понимания сущности профессиональной деятельности как деятельности по решению системы педагогических задач различной степени сложности;

- освоение студентами системы практико-ориентированных педагогических знаний на основе эмоционально-ценностного отношения к ним;

- развитие профессионально значимых умений, навыков, способов деятельности (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных);

- формирование готовности студентов к работе с детьми в учебно-воспитательных учреждениях разного типа, выработка ценностных ориентиров для экспертизы инновационных технологий;

- стимулирование потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, в осознанном формировании элементов индивидуального стиля педагогической деятельности на основе развития рефлексии;

- становление субъектности студента на основе развития профессионально значимых личностных качеств (гуманистическая направленность личности, ответственность, способность к выбору, толерантность, рефлексия и др.).

Изучение раздела подготавливает будущего педагога к решению следующих задач профессиональной деятельности:

• анализу, проектированию и разработке эффективных образовательных систем;

• анализу собственной деятельности и выбору оптимальной стратегии повышения своей квалификации;

• использованию современных технологий управления педагогическим коллективом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.009 с.)