Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л.Н. Толстым и К.Н. Вентцелем
При подготовке к третьему вопросу вам следует обратиться к анализу работ Л.Н. Толстого «О воспитании», «О наказании и насилии в воспитании» и др. Покажите на примере реализации идеи свободного воспитания в Яснополянской школе, как и кем, по мнению Л.Н. Толстого, определяются границы свободы в педагогическом процессе.
Покажите актуальность идей Л.Н. Толстого о свободном воспитании в условиях влияния гуманистических идей на интенсивный педагогический поиск, который ведется в России в последние годы после отказа от идеологических псевдонаучных догм воспитания. Возможны индивидуальные сообщения на темы «Актуальность взглядов Л.Н. Толстого на проблему воспитания в условиях новой парадигмы образования», «Яснополянская школа: история и современность», «Толстовские» школы в Тульском регионе». СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 Тема: Развитие образования и педагогической мысли в СССР в 1917 - 1940 гг. Социально-реформаторское течение в педагогике России 20-30-х гг. XX в. Цель: сформировать представления об активном процессе поисков путей создания демократической школы и переосмысление педагогических проблем в новых условиях социально-экономической, политической и культурной жизни России после Октябрьского переворота 1917 г. Задачи: студенты должны знатьведущие идеи и основные положения педагогических систем, концепций, теорий выдающихся отечественных педагогов 1917-1940 гг.; уметь раскрывать политико-идеологическую направленность в разработке проблем образования и воспитания в советское время; характеризовать сущность социально-реформаторского течения в педагогике 20-40-х гг., оценивать роль и значение в педагогической теории и практике деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных историко-педагогических источников, сопоставлять и интерпретировать различные подходы представителей советской педагогической мысли к определениям основных педагогических положений и категорий; оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи советской эпохи.
Основные понятия: Педология. Воспитательная система. Единая трудовая школа. С.Т. Шацкий – концепция воспитания в социальной среде, школа как комплекс, цель воспитания – учет макро- и микроокружения ребенка; воспитание как организация жизнедеятельности, идея «воспитания ума», детский труд, творчество. П.П. Блонский – педагогика – наука, ребенок – центр педагогического процесса; типология учащихся; генетический метод. А.С. Макаренко – цель воспитания и принципы воспитательной работы; теория коллектива, коллектив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов; идея связи социального обучения и воспитания с производственным и творческим трудом; теория семейного воспитания (состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье), нравственное воспитание – воспитание долга, воли, характера, дисциплины. План 1. Поиски путей реформирования образования в России после 1917 г. 2. С.Т. Шацкий и концепция школы – центра воспитания в социальной среде. 3. Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского. 4. Учение Макаренко о воспитании как педагогической системе. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. История образования и педагогической мысли. - Хрестоматия. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. 3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. 4. Латышина, Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. 5. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Под ред. И.А. Каирова. - М.: Педагогика, 1978. - http://www.biblioclub.ru/book/88023/ 6. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 2. Под ред. И.А. Каирова. - М.: Педагогика, 1978. http://www.biblioclub.ru/book/88022/ 7. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2006. - http://www.biblioclub.ru/book/55814/ 8. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с. 9. Хрестоматия по истории педагогики. Том 3. Новейшее время / Под. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.
Методические рекомендации На данном семинаре изучаются наиболее важные вопросы, связанные с историей возникновения и становления отечественной педагогики. При подготовке к первому вопросу необходимо познакомиться с двумя документами о единой трудовой школеРСФСР: Декларацией и Положением, сделать выписки, акцентируя свое внимание на следующих аспектах: а) демократизация и гуманизация школы; б) политехнизация школы; в) воспитательная роль труда и др. При анализе документов обратите внимание на то, что в «Декларации» изложены новые идейно-политические и педагогические принципы организации народного образования, а в статьях «Положения» показаны способы их реализации на практике. Раскройте понятия: «единая», «трудовая» (школа). Сравните содержание документов о единой трудовой школе РСФСР 1918 г. с содержанием последних документов об образовании: Типовым положением об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г. № 196; Закон РФ об образовании, - посл. изд. а) цель и принципы государственной политики в области образования; б) система образования; в) социальные гарантии реализации прав граждан на образование; г) управление системой образования. По 2 и 3 вопросам данного семинара студенты выступают с сообщениями, докладами или защищают рефераты. При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на роль П.П. Блонского и С.Т. Шацкого в развитии педагогической науки, осветить основные этапы их педагогической деятельности, сделать выписки из некоторых работ (см. список литературы к семинару). При рассмотрении 2 вопроса необходимо обратить внимание на идеи С.Т. Шацкого об организации различных видов жизнедеятельности школьников как важнейшем средстве их всестороннего воспитания и развития, о характере и методах педагогического руководства деятельностью детей, о перерастании образования в самообразование, воспитания в самовоспитание. Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся – одна из актуальнейших проблем современной педагогики. Значительный вклад в решение этой проблемы был сделан работниками Первой опытной станции по народному образованию в 20-е годы. В этой связи можно подготовить сообщения на такие темы, как: – «Проблема воспитания самостоятельности и творческой активности в педагогике С.Т. Шацкого»; – «Поиск С.Т. Шацким новых форм организации учебных занятий»;
– «Трудовая и общественная деятельность в процессе воспитания (по статьям С.Т. Шацкого)». Рассматривая вопрос о педагогических взглядах и деятельности П.П. Блонского, особое внимание следует обратить на определение им цели воспитания, основных компонентов воспитательного процесса, на разработанные им: а) принципы воспитания и образования (научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, активность и самостоятельность учащихся в процессе обучения); б) «активные методы обучения», обеспечивающие высокое качество знаний (исследовательский метод); в) концепцию трудовой школы (см. работу «Трудовая школа», 1919 г.). При подготовке четвертого вопроса следует обратить внимание на следующие положения педагогической системы А.С. Макаренко: а) цель и принципы воспитательной работы; б) коллектив и производительный труд – ключевые звенья педагогической системы; в) воспитание детей в семье; г) критерии определения эффективности воспитательного процесса. Обдумывая построение ответов на предложенные выше положения, используйте понятия, введенные в педагогику А.С. Макаренко: проектировка личности, идея завтрашней радости, закон движения коллектива, система перспективных линий, принцип параллельного педагогического действия, дисциплина торможения, дисциплина борьбы и преодоления, труд-нейтральный и труд-забота и др. При обсуждении проблем семейной педагогики в трудах А.С. Макаренко обратите внимание на цель и задачи воспитания детей в семье, общие условия семейного воспитания, родительский авторитет, виды ложного авторитета. Соотнесите рассуждения А.С. Макаренко с вопросами современной семейной педагогики. Вопросы и задания 1. Подумайте, можно ли считать, что А.С Макаренко создал педагогическую систему, наиболее полно отвечающую потребностям строительства социализма в нашей стране в 30-е года. 2. На конкретных примерах покажите, как развивались идеи А.С. Макаренко в опыте В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского и др. 3. Готовы ли вы к тому, что изучая творчество А.С. Макаренко, столкнетесь с взаимоисключающими оценками его наследия? – Профессор Геттингенского университета Херман Нооль пишет: «Макаренко – великое педагогическое явление исторического значения…» (25 лет лаборатории «Макаренко-рефреш». Марбург, 1993, с. 47). – Ю.П. Азаров, доктор педагогических наук, считает, что в воспитательной системе А.С. Макаренко с помощью коллектива подавлялись личность, свобода и любовь. (Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. - М.; 1989, с. 26). 4. В последние годы наблюдаем усиливающуюся критику идей Макаренко внутри страны. Вместе с тем во всем мире интерес к Макаренко сохраняется. Многие специалисты считают, что из макаренковских идей сегодня на Западе можно извлечь много ценного и полезного для науки и практики. Со страниц мировой печати Макаренко предстает гуманистом, талантливым педагогом, полным любви к детям. Попытайтесь объяснить причины сложившейся ситуации.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Задания для самостоятельной работы составлены ко всем темам пособия. Эти задания следует выполнять после изучения раздела. Для отчета о выполнении данных заданий в графике учебного процесса отводится специальное время – контроль за самостоятельной работой студентов. Предлагаемые задания разнохарактерны по объему, уровню сложности и степени Вашей самостоятельности в учебной и исследовательской работе. Они разделены на две группы. К первой группе относятся задания репродуктивного и репродуктивно-продуктивного уровней (простое воспроизведение, установление причинно-следственных связей, сравнение, выявление главного, общего, особенного и единичного, определение понятий, доказательство, составление таблиц и схем и т.д.). Эти задания направлены на формирование способов познавательной деятельности и общеучебных умений и навыков, необходимых студенту и будущему учителю; их выполнение обязательно. Форма отчета должна быть согласована с преподавателем. Ко второй группе относятся задания повышенной сложности, в основном носящие частично-поисковый и исследовательский характер. Эти задания направлены на формирование творческих способов познавательной деятельности и общепедагогических умений. Одно или несколько заданий этой группы могут быть выполнены по желанию или по специальному заданию преподавателя. Внимательно знакомьтесь с методическими указаниями к выполнению заданий. Тексты для анализа предложены для того, чтобы студенты могли расширить свой педагогический кругозор, продемонстрировать разные точки зрения на ключевые проблемы истории образования и педагогической мысли. Данные задания способствуют развитию профессионального мышления и становлению личного педагогического кредо будущего учителя. Тема 1. Предмет и задачи курса «История педагогики и образования». Теоретико-методологические основы изучения мирового и отечественного историко-педагогического процесса. Генезис воспитания. Особенности развития воспитания и образования в Восточной цивилизации. Тема 2.Становление систем образования в Западно-Европейской цивилизации. Зарождение педагогических знаний. Вопросы воспитания в наследии античных мыслителей. Тема 3.Развитие образования и педагогической мысли в средневековой Западной Европе Цель: познакомиться на основе документальных источников и учебной литературы с целями обучения и воспитания и практической деятельностью в этой области в странах Восточной и Западно-Европейской цивилизации; вычленить общие тенденции и закономерности развития школы и педагогической мысли в контексте культурно-исторических типов цивилизаций; показать специфические особенности в решении проблем обучения и воспитания и обусловившие их факторы. Задания I. Задания для обязательного выполнения 1. Описать основные типы школ в их историческом развитии. 2. Дать общую характеристику педагогических идей мыслителей Античности и Средневековья. II. Задание повышенной сложности Выполните реферат по одной из следующих тем: 1. Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). 2. Воспитание и обучение в Древнем Риме. 3. Воспитание и школа в древнейших государствах Ближнего Востока (Египет, Иудея, Индия, Китай и др.). 4. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. 5. Школьная политика на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху Нового времени (Османская империя). 6. Конфуцианско-синтоистская мораль – основа японской системы образования. 7. Новые подходы к образованию и педагогическая мораль в период эпохи Возрождения. 8. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике. 9. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет. 10. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике. 11. Католический и православный варианты христианской педагогики. 12. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы. 13. Боэций и средневековое воспитание. 14. Принципы и методы обучения в разные периоды средневековья на Западе (Алкуин, Эльфрик, Ножанский Абеляр, Гуго Сен-Викторский и др.). Основная литература История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009. Рекомендуемая дополнительная литература 1. Безрогов, В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях / В. Г. Безрогов. – М.: Памятники исторической мысли, 2008. 2. Джуринский, А. Н. Зарубежная педагогика: Учеб. пособ. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М., 2008. 3. История образования и педагогической мысли. - Хрестоматия. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 4. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. 5. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. 6. Латышина, Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. 7. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2006. - http://www.biblioclub.ru/book/55814/ 8. Хрестоматия по истории педагогики. Том 1. Античность. Средневековье / Под. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006. Методические рекомендации Самостоятельная работа по данной теме позволяет обратиться к истории возникновения и становления школы, развития педагогической мысли как особым сферам общественной и культурной деятельности цивилизаций Востока и Западной Европы, а также проследить диалектику развития и преемственность традиций в практике обучения и воспитания. При выполнении первого задания в процессе ознакомительного чтения обратите внимание на следующие вопросы: 1. Почему появилась потребность в школах? 2. Какие факторы обусловливают специфику школ в эпоху Античности, Средневековья? 3. Какие педагогические традиции прослеживаются в развитии школьной практики в цивилизациях Востока и Западной Европы (Античность и Средние века)? Полученную информацию занесите в нижеприведенную таблицу 4. Таблица 1
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.047 с.) |