Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика развития педагогической мысли в России в 40–90-е годы XX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. 2. Прочитайте и проанализируйте выдержки из работ Н. К. Гончарова и В. П. Пастернака, написанных в одно и то же время: – «Построение коммунистического общества требует сознательных, всесторонне развитых умственно, нравственно и физически культурных и образованных граждан, и нынешние условия жизни нашей страны обеспечивают полную возможность для действительного осуществления всестороннего развития» (Гончаров Н. К. Вопросы педагогики.– М., 1980.– С. 374); – «Какое забвение своих собственных предначертаний и мероприятий, давно не оставивших в жизни камня на камне! Каким надо быть, чтобы с таким неостывающим горячечным жаром бредить из года в год на несуществующие, давно прекратившиеся темы, и ничего не знать, ничего кругом не видеть» (Пастернак Б. Л. Доктор Живаго.– М., 1989.– С. 287). Сравнив данные высказывания, сделайте вывод об отношении авторов к ценностным ориентациям. Какие из этих ценностей определяли сущность и процесс развития педагогической теории и практики? Приведите примеры, подтверждающие ваш вывод. II. 1. С целью изучения основных положений педагогического наследия В. А. Сухомлинского следует использовать учебные пособия по истории образования и педагогической мысли (А. И. Пискунов, Д. И. Латышина, В. Г. Торосян, Г. М. Коджаспирова и др.) и произведения выдающегося педагога советской эпохи. Для того, чтобы оценить вклад В. А. Сухомлинского в осмысление проблемы трудового воспитания и обучения, обратитесь к его книге «Павлышская средняя школа» (см. литературу). Предложенные ниже вопросы помогут сформулировать основные положения его концепции о трудовом воспитании и обучении. Результаты своей работы оформите в виде кратких записей. 1. В чем видит автор сущность и цель трудового воспитания? 2. Какие педагогические принципы положены в основу трудового воспитания? 3. Какова роль материальной базы в трудовом воспитании? 4. Какие виды трудовой деятельности учащихся выделяет В. А. Сухомлинский? Какие педагогические требования предъявляются к их организации? 5. Перечислите характерные черты системы трудового обучения, предлагаемой В. А. Сухомлинским? В чем значение внеурочных форм трудовой деятельности учащегося? 6. Какое место В. А. Сухомлинский отводит творческому потенциалу в трудовом воспитании и обучении? 7. Какие методы и средства трудового воспитания выделяет В. А. Сухомлинский? 8. Можно ли рассматривать предложенный В. А. Сухомлинским вариант трудового воспитания и обучения как систему? (Обоснуйте свой ответ.) 9. Сделайте вывод относительно тех предложений концепции трудового воспитания Сухомлинского, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Вариативный компонент Тема 1. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике и его философские основания (20-30-е годы ХХ в.) Цель: познакомиться с основными направлениями в философии образования и воспитания, выявить их сущность, раскрыть значение для развития отечественной педагогической науки и школы. Задания I. Задания для обязательного выполнения 1. Дать сравнительный анализ сущности христианско-антропологического и культурно-антропологического направлений на (примере концепции В.В. Розанова и С.И. Гессена). 2. Установите, используя рекомендованные ниже источники, соответствия между направлениями в философии образования и воспитания и их представителями. Обоснуйте свой выбор. II. Задание повышенной сложности 1. Проанализируйте философско-педагогические высказывания, идеи (см. методические рекомендации). Основная литература История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009. Рекомендуемая дополнительная литература 1. История образования и педагогической мысли. - Хрестоматия. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. 3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. 4. Латышина, Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. 5. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2006. - http://www.biblioclub.ru/book/55814/ Методические рекомендации I. 1. Приступая к выполнению задания,начните с учебного пособия Ф. А. Фрадкина (с. 4–22, 27–40), которое поможет осмыслить основные факты биографии философов, педагогов, сущность основных положений их работ. При подготовке опирайтесь на следующие вопросы: 1. В чем сущность противоречия между позициями В. В. Розанова и Дж. Локка относительно проблемы человека и факторов развития личности? 2. В чем, по В. В. Розанову, цель воспитания? Почему возникает разрыв между целью и результатом воспитания? Каковы возможности его преодоления? 3. Каково, по мнению В. В. Розанова, соотношение между средствами воспитательного воздействия и «духом эпохи»? 4. В чем, по С. И. Гессену, сущность педагогики как прикладной философии? 5. Согласны ли вы с утверждением С. И. Гессена о том, что образование – это культура? Аргументируйте свой ответ. 6. Какие факторы и ступени формирования и развития личности вычленяет С. И. Гессен? 7. Какое место занимают педагогические исследования В. В. Розанова и С. И. Гессена в целостном историко-педагогическом процессе России и Европы 20–40-х годов ХХ в.? Сделайте вывод о сходстве и различии христианско-антропологического и культурно-антропологического направлений в педагогике. Результаты самостоятельной работы начните оформлять в виде сравнительной таблицы 5. Таблица 5 Направления в философии образования и воспитания
I. 2. Второе задание является логическим продолжением в ознакомлении с сущностью таких основных направлений в философии образования, как социально-рационалистическое, свободное воспитание; космическая, культурно-антропологическая, христианско-антропологи-ческая, социально-реформаторская, технократическая педагогика. По педагогической и философской энциклопедиям познакомьтесь с биографиями и выдержками из работ нижеперечисленных педагогов и философов: К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. С. Соловьев, В. В. Зеньковский, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Т. С. Шацкий, А. К. Гастев. Сгруппируйте педагогов по основным направлениям в педагогической науке. Продолжите работу над таблицей 6 «Направления в философии образования и воспитания». При заполнении граф 3 и 4 воспользуйтесь нижеперечисленными формулировками, которые, на ваш взгляд, отражают идеи и сущность того или иного направления. Для графы 3: – «Человек и культура»; – «Свобода личности и возможность построения воспитания, вытекающего из природы того, кого мы воспитываем»; – «Свобода личности. Бог как абсолютный источник истины, творчества»; – «Вера в возможность переустройства мира с помощью знаний, в разумные идеалы и общественную справедливость»; – «Вера в планетарное единство человека, солидарность народов, диалог культур, в космическую гармонию». Для графы 4: – «Формирование свободной творческой направленности, достижение самоактуализации и самореализации личности»; – «Развитие личности с национальной ментальностью, обогащение опытом и культурой своего народа»; – «Развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу, активных и инициативных людей»; – «Формирование глобального мышления, способности к постановке и решению общечеловеческих проблем, понимание себя как активной частицы мироздания, способной к ненасильственному решению проблем»; – «Воспитание нового человека, живущего интересами всего общества, всесторонне и гармонически развитого, активного строителя»; – «Формирование личности, глубоко принимающей веру в Бога и способной выполнить предназначенную ей свыше роль, патриотичной и готовой на самопожертвование ради Веры и Отечества»; – «Политехническое образование, подготовка компетентного работника, способного удовлетворять текущим социальным потребностям». II. 1. Заданиеориентировано на умение прокомментировать отдельные высказывания и идеи из работ В. В. Розанова и С. И. Гессена, на осмысление взаимосвязи философии и педагогики. С этой целью предлагаются следующие выдержки из книги В. В. Розанова (см.: Розанов В. В. Сумерки просвещения.– М., 1990.– С. 491): – «Только оканчивая жизнь, видим, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником»; – «Так я стою перед своим невыученным уроком. Учитель вышел. Собирай книги и выходи. И рад был бы, чтобы кто-нибудь наказал, оставил без обеда. Но никто не накажет. Ты вообще никому не нужен. Завтра будет “урок”. Но для другого. И другие будут заниматься. Тобой более никогда не займутся...». Как вы понимаете написанное? Что Розанов хотел сказать этим? Опираясь на работу С. И. Гессена (Гессен С. Мое жизнеописание // Вопр. философии.– 1994.– № 7–8.– С. 171) и его структуру педагогической антропологии (таблица 6), ответьте на следующие вопросы: 1. В какой мере педагогическая антропология С. И. Гессена отражает его взгляд на образование как на «сложный процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благородный»? 2. Как жизненные планы взаимосвязаны с планами воспитания? Таблица 6
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.012 с.) |